АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Монахиня Филарета: "Если ты пронесёшь эту лампаду через всю жизнь..."

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы я всегда вспоминаю отца Валерия. Это день его памяти. Он скончался 7 апреля 2011 г. на 75-м году жизни. Отец Валерий более четырёх лет был духовником нашего монастыря. Он исповедовал всех сестёр. Многие сёстры в то время учились в нашей Духовной семинарии, поэтому отец Валерий проводил занятия по сектоведению, рассказывал нам о церковных ересях и расколах. Был он удивительно добрым и терпеливым человеком, общался просто и искренне. Мы все чувствовали его поддержку и отеческую заботу. Хорошо помню, как в мае 2009 г. батюшка приезжал, чтобы освятить место закладки нашего монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В один из своих приездов батюшка привёз нам показать свои семейные фотографии, рассказал о своих предках, о своём нелёгком жизненном пути. После его рассказа я подошла к нему с вопросом, не собирается ли он написать книгу о своей жизни, об истории семьи. Отец Валерий, махнув рукой, ответил, что это не нужно ни детям, ни внукам. "Как жаль, — подумала я, — ведь этот человек — живая история нашего края, нашей Церкви". Прошло уже 12 лет, как нет нашего дорогого батюшки. Насколько возможно, постараюсь описать его жизнь, опираясь на оставленные отцом Валерием записи, а также воспоминания матушки Людмилы и сестёр нашего монастыря.

После службы на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, с. Егоровка, 2010 г.)

Следует добавить, что отец Валерий был очень скромным человеком и в печатных источниках ничего о себе не писал. Единственным исключением является книга О. Я. Шнабель-Тихомировой "Через все круги ада" ("Через усі кола пекла"— укр.), Одесса 2000 г., стр. 247-254. Это книга — память о репрессированных в Украине за годы советской власти (начиная от голодомора и коллективизации и включая послевоенные годы).

На протяжении многих лет батюшка по крупицам собирал отрывочные сведения о своих родных. Ему не были известны даже девичьи фамилии матери и бабушки. Думаю, что отец Валерий был бы очень рад прочесть наш материал. Я пишу "наш", потому что при его написании в поиске информации на разных сайтах мне помогала монахиня Елизавета (Шмыгун). Также я очень благодарна Ольге Суржик, благодаря которой удалось получить сканы из Российского Государственного Исторического Архива В Санкт-Петербурге.

Когда писался этот материал, очевидно по промыслу Божию, матушка Людмила обнаружила часть архива отца Валерия, о котором она не знала. 12 лет эти бумаги пылились на летней кухне. Кроме папок по сектоведению, семинарских документов и материалов по истории РПЦЗ я обнаружила стихи и прозу батюшки. К сожалению, не все рукописи сохранились полностью. Но определённо можно сказать, что у отца Валерия было яркое литературное дарование.

Валерий Борисович Алексеев родился 1 марта 1937 г. В Одессе, был крещён в Свято-Димитриевской кладбищенской церкви. Его мать Вера Петровна Алексеева (в девичестве Гроссул-Толстая) происходила из дворянской семьи крупных землевладельцев. Кроме земельной собственности они владели несколькими домами в Одессе.

В 1792 г. помещик, подпоручик Иван Гроссул-Толстой купил земли на левом берегу реки Кучурган (ныне Великомихайловский район Одесской области). Фамилия Гроссул происходит от молдавского "грос", что означает "толстый". Впоследствии написание фамилии видоизменилось с добавлением её русского перевода. Первое упоминание о селе Гросулово (ныне Великая Михайловка), которое являлось частью имения, относится к 1797 году, когда там была построена церковь.

В 1823 г. имение было разделено между сыновьями Гроссул-Толстого Львом, Иваном и Михаилом. От имени последнего В 1826 г. было названо село Михайловское, давшее позднее название посёлку Великая Михайловка, объединившему села Михайловское, Богуславка и ближайшие хутора.

Известной в Одессе личностью был отец Веры Петровны Пётр Львович Гроссул-Толстой (1839-1904), писатель и публицист, в 1869-72 г. редактировавший газету "Новороссийские Ведомости". Братья Пётр и Павел Гроссул-Толстые являлись владельцами Одесской типографии. В частности, в этой типографии в 1871 г. была напечатана известная книга П. Л. Гроссул-Толстого "Дела русского оружия и политики в Средней Азии". Также широкую популярность получил его роман в трёх частях "Одесские трущобы" (1869 г.).

Сведения о матери отец Валерий получил со слов отца. По его данным Вера Петровна родилась в 1900 г. Нам удалось установить точную дату её рождения — 9 сентября 1896г. Ниже я расскажу, каким образом это стало возможно. Отец Веры Петровны Пётр Львович скончался в 1904 г., и после его смерти мать Веры Петровны Ольга Николаевна Гроссул-Толстая вышла замуж за Александра Александровича Гринчевского.

В.А. Гринчевский, 40-е годыВот что писал о нём отец Валерий: "Насколько я помню из рассказов, он происходил из семьи александрийских помещиков. Их было три брата: Александр, Владимир и Константин. Александр, отчим моей мамы, преподавал в Одесской гимназии Юнгмейстера.

Владимир Александрович Гринчевский до 1957 г. преподавал в Одесском медицинском институте и имел свой кабинет на ул. Короленко, угол Торговой. Этот дом до революции принадлежал Гроссул-Толстым. После национализации частного сектора моей семье в этом доме была оставлена одна квартира, в которой до 1957 г. (до своей кончины) проживал В. А. Гринчевский, мой крестный, у которого в детстве я часто бывал".

Сведения о братьях Гринчевских удалось найти по переписи населения 1897 г. По этим данным они являлись сыновьями священника Александра Николаевича Гринчевского, о чём отец Валерий не знал. Кроме того, на момент переписи А. А. Гринчевский (род. 1876 г.) был студентом Императорского Новороссийского университета.

Благодаря сайту участников Второй мировой войны ("Память народа") удалось установить, что Владимир Александрович Гринчевский (род. 30.05.1890 г. в Одессе) был призван в армию в ноябре 1941 г., майор медицинской службы, работал в эвакогоспитале.

По сведениям отца Валерия, после второго замужества Ольга Николаевна с супругом проживали попеременно то в Одессе, то в Петербурге, где имели свой дом. В Санкт-Петербурге Вера Петровна обучалась музыке, в частности брала уроки у композитора А. К. Глазунова.

До недавнего времени мы имели о жизни Веры Петровны лишь приблизительные сведения, никаких документов не было. В конце апреля 2023 г. В Российском Государственном Историческом Архиве, в фонде Петроградская Консерватория Императорского Русского Музыкального общества удалось найти дело Веры Петровны Гроссул-Толстой (ф. 361, оп. 2, дело 1852).

Самым важным для нас документом было метрическое консисторское свидетельство, где значится, что Вера родилась 9сентября 1896 г. (ст. стиль), крещена 16 октября В Преображенском соборе Одессы. Родители её: дворянин Пётр Львович Гроссул-Толстой и его законная жена Ольга Николаевна, оба православные. Также прилагался табель с оценками об окончании третьего класса Одесской женской гимназии Г. Р. Березиной. Как показывают найденные документы, с 1909 г. по 1915 г. Вера Петровна обучалась В Санкт-Петербургской Консерватории игре на фортепиано.

Документ о прописке свидетельствует, что в Санкт-Петербурге Вера Петровна проживала по адресу Английский проспект 21/60. Это был красивейший доходный дом, построенный 1905-1907 годах архитектором А.А. Бернардацци по заказу золотопромышленника П.И. Кольцова. Этот дом в народе называли "Дом-сказка". Причудливое смешение различных романтических стилей, сочетание яркой мозаики и природного камня в облицовке фасада позволили автору создать на фоне рядовой застройки волшебное здание, напоминающее сказочную театральную декорацию. Неподалеку находился Мариининский театр, и этот дом являлся оазисом театральной богемы. В частности, там жила известная балерина Анна Павлова. Можно представить, в каком изысканном обществе возрастала юная Вера Петровна. К сожалению, Дом-сказка не сохранился. Зимой 1942 г. от попадания бомбы он сгорел. В 50-е годы на его фундаменте было построено шестиэтажное здание в советском стиле.

Можно сказать, что семейство Гроссул-Толстых относилось к типичным дворянским семьям того времени, однако их отличали прогрессивные взгляды. Я писала, что П.Л. Гроссул-Толстой был известным писателем, а братья Пётр и Павел имели типографию. Сын Павла Лев Павлович Гроссул-Толстой также был неординарной личностью. Он родился в 1890г. и закончил физико-математический факультет Императорского Новороссийского университета. С юных лет он увлекался спортом, в спортивном мире Одессы считался прекрасным борцом и конькобежцем. В 1912 г. он приобрёл собственный автомобиль с тем, чтобы принимать участие в международных пробегах и гоночных соревнованиях.

В 1913 г. в Москве вышло "Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых". Кроме исторического очерка о династии Романовых это издание содержало биографические данные о лучших людях Российской Империи того времени в разнообразных сферах деятельности (духовенство, администрация, армия, наука, литература, искусство, спорт, финансы, торговля и промышленность). Одна из страниц этого издания посвящена Льву Павловичу Гроссул-Толстому как выдающемуся спортсмену. Пример Веры Петровны и её двоюродного брата свидетельствует о том, что родители старались им дать лучшее образование, чтобы в духе времени раскрыть их индивидуальные способности.

19 июля 1915 г. Вера Петровна вышла замуж за поручика лейб-гвардии Семёновского полка барона Александра Яковлевича Фока. Венчание проходило в Петрограде, в церкви Рождества Христова на Песках. Эти данные получены из справочника метрических записей архивов Санкт-Петербурга, выложенного на сайте форума Всероссийского Генеалогического Древа.

В 1917 г. у четы Фоков родилась дочь Вера. О семье А.Я. Фока у отца Валерия точных сведений не было. Благодаря сайту потомков этой фамилии удалось установить, что А.Я. Фок родился 27 апреля 1895г. в Киеве и был крещён в Киево-Лыбецкой Благовещенской церкви. Он происходил из дворянской семьи потомственных военных.

Александр Яковлевич Фок окончил Сумской кадетский корпус и Павловское военное училище по Первому разряду. Участвовал в Первой мировой войне, за храбрость был награждён двумя орденами. 5 июля 1915 г. осколком тяжёлого снаряда он был контужен и ранен в голову. Очевидно, его отправили на лечение, и таким образом он смог 19 июля повенчаться в Петрограде с Верой Петровной.

Во время гражданской войны А.Я. Фок был участником Белого движения и в чине капитана воевал в армии генерала Врангеля. В 1920 г. у четы Фоков родился сын Александр. В этом же году семья Фоков эмигрировала в Константинополь. В Одессе у Веры Петровны остались мать и отчим. В 1922 г. она получила от советских властей разрешение приехать навестить родных. Вера Петровна приехала с детьми, а муж остался в Константинополе. Назад её уже не выпустили, требуя, чтобы она вызвала супруга. На это она пойти не могла, зная, что его ждёт расстрел. В результате семья распалась. Вера Петровна так ничего и не узнала о дальнейшей судьбе мужа.

Отца Валерия очень интересовало, как сложилась дальнейшая жизнь А.Я. Фока. Он принимал участие в работе сайта потомков этой фамилии. Но, к сожалению, при его жизни никаких сведений найти не удалось. В настоящее время благодаря этому сайту известно, что в эмиграции А.Я. Фок жил во Франции, в Марселе, был одним из основателей в 1930 г. храма святого Гермогена и библиотеки русской колонии в Марселе. В годы Второй мировой войны помогал французской армии. Переехал в Ниццу, умер 18.03.1964г. Имеются сведения, что второй женой А.Я. Фока была Юлия Владимировна Берг (1894 г. - 1959 г.).

С момента приезда Веры Петровны в СССР для неё наступил долгий период бедствий и лишений. В январе 1924 г. в семилетнем возрасте умерла её дочь Вера. После этого на протяжении более десяти лет Вера Петровна подвергалась арестам и ссылкам. Власти требовали, чтобы она вызвала мужа — офицера Белой армии, чего она, конечно, сделать не могла.

Четырёхлетнего сына Александра взял на воспитание А. А. Гринчевский, ставший, по сути, ему родным дедушкой. Он дал Александру сбою фамилию. За счёт этого молодой человек смог выучиться, закончить перед войной училище гидроавиаторов Ораниенбауме. Александр участвовал во Второй мировой войне, после войны работал инженером-мостостроителем. Скончался в 1996 г. в Кишинёве.

Как известно, в 20-е и 30-е годы все, кто имел дворянское происхождение или был связан с Белым движением, подвергались репрессиям. После ссылки им разрешалось работать только на самых низкооплачиваемых работах. Так было и с Верой Петровной. Отец Валерий упоминал о том, что спасаясь от преследований из-за фамилии Фок, мать, по всей вероятности, заключила фиктивный брак со знакомым их семьи Ляйминхом. Возможно, речь идёт об известной в Одессе дворянской фамилии Лайминг. По данным сайта о репрессированных одесситах, Лайминг Николай Николаевич (1877-1937) в 1931 г. был арестован и получил срок 10 лет лагерей, скончался в лагере республики Коми.

К сожалению, музыкальным способностям Веры Петровны не суждено было раскрыться. Ей было запрещено заниматься преподавательской деятельностью. В 1936 г. она работала посудомойкой на землечерпалке, стоящей на рейде Одесского порта. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем — Алексеевым Борисом Андреевичем, работавшим судовым врачом. В 1936 г. они поженились, и 1 марта 1937 г. родился первый и единственный их ребёнок — будущий отец Валерий. После замужества Вера Петровна уже не подвергалась репрессиям. Отец Валерий вспоминал, что одним из самых тёплых воспоминаний детства были те, как мама по вечерам наигрывала мелодии на фортепиано. Он лежал в кроватке, закрыв глаза, делая вид, что спит, и слушал музыку.

В архиве отца Валерия удалось найти интересную автобиографическую запись о его раннем детстве: "Весна 1937 года принесла нашей семье много радости и, наверно, не мало хлопот. Вечером 1 марта вся семья сидела за чаем. В это время в окошко кто-то постучал, затем открылась форточка, и белый аист, держа в клюве малыша в голубенькой рубашечке, впорхнул в комнату и уложил свой подарок в приготовленную для этого случая детскую кроватку. Так я в начале страшного тридцать седьмого года открыл первую страницу в книге моей жизни.

Память сохранила очень мало из тех счастливых трех-четырёх лет моего младенческого бытия. Помню клетку с попугаем, ослепительно­-яркое море, патефон с играющими пластинками. Я всегда старался добраться до мембраны, заглянуть внутрь и достать оттуда маленькую девочку.

Позже, уже почти накануне войны, домой, в отпуск из Ленинграда, приезжал брат Шурик. Я с важностью нахлобучивал себе на голову его бескозырку, подпоясывался ремнём со сверкающей бляхой и так разгуливал по квартире. Мы жили в тихом уютном Черноморском переулке на самом Ланжероне. Отец в то время плавал на заграничных линиях, на судах "Ким", "Туркмен", на паруснике "Товарищ".

Мама, дедушка и бабушка были всегда дома, со мной. Время "ежовщины" обошло наш дом стороной. Помню, к нам часто приходили гости, которые меня любили и дарили подарки. Чаще всех ходила к нам моя вторая бабушка, мать отца". В описании своих детских лет батюшка ответил на один интересовавший меня вопрос: как его отец-врач избежал в 1941 г. мобилизации. Очевидно, Борис Андреевич летом 1941 г. был в загранрейсе.

Однако, туберкулёз, полученный Верой Петровной в ссылках, давал о себе знать. В июне 1944 г. в возрасте 47 лет она скончалась на глазах своего 7-летнего сына. В архиве отца Валерия я нашла стихи, посвящённые матери.

Ты скончалась, захлебнувшись кровью,

Оборвался твой тернистый путь.

Помню, я склонился к изголовью,

Слезы уронив тебе на грудь.

 

Угасал чахоточный румянец

На твоих мертвеющих щеках,

И какой-то смертный, скорбный глянец

Стеклянел в твоих больших глазах.

 

Может, был тогда я слишком молод

И не понимал всю горя суть,

Может быть, ещё могильный холод

Не успел проникнуть в мою грудь...

 

А года промчались, словно птицы.

На твоё кладбище я пришёл,

Чтоб слезой сыновнею умыться,

Но могилы я уж не нашёл.

 

Где она? Заросшие аллеи,

Тёрн да дереза — немая глушь.

Русские, украинцы, евреи,

Греки, немцы, — сколько, сколько душ!

 

Памятники наций и сословий,

Плиты гробовые да кресты.

Сердце, плачь, облившись грешной кровью!

Где же, мать родная, где же ты?

 

Лишь одно прошу у своей силы:

Слова два чрез годы пронести

И сказать, заплакав у могилы, —

Только два — "спасибо" и "прости".

 

Бабушка отца Валерия Ольга Николаевна немногим пережила свою дочь и скончалась в том же 1944 году.

Как будет сказано ниже, очевидно, в начале 1944 г. из Одессы воевать в Сербию уедет Борис Андреевич, отец Валерия, и мальчик останется без попечения родителей. Именно в это время маленький Валерий начинает прислуживать в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Священник этого храма принимал участие в жизни своего маленького помощника: занимался с ним Законом Божиим, давал начальные знания о церковной службе, готовил его к школе, подкармливал, давая продукты с панихидного стола. Отец Валерий рассказывал, что иногда он по несколько дней жил при храме.

Кто же из взрослых был рядом с маленьким Валерием в это время? Его крестный В.А. Гринчевский был на фронте. По воспоминаниям матушки Людмилы, о Валерии заботились подруги мамы тётя Оля и тётя Таня. О них мы, к сожалению, ничего не знаем.

Название храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины — это более позднее название. Первоначально это была Воскресенская церковь, построена она в 1848 г. До революции настоятелем храма был Терлецкий Митрофан Иоаннович (род. 1860 г.), в сане с 1884 г., закончил Киевскую Духовную семинарию и был законоучителем городских народных училищ. Год его кончины, к сожалению, не известен.

Во время румынско-немецкой оккупации Одессы были открыты храмы, в частности и Воскресенский, переименованный румынами в храм Марии Магдалины. Во время оккупации, длившейся более двух лет, настоятелями храма назначались румынские священники. Отец Валерий же рассказывал, что его наставлял местный пожилой батюшка. По всей вероятности, это был отец Митрофан.

Следует отметить, что во время оккупации Одесса, в отличие от других оккупированных немцами территорий, не была разорена и разграблена. Одессу и Одесскую область немцы передали в ведение Румынии как своей союзницы, обещая эти земли румынам после победы. Поэтому румыны были заинтересованы в восстановлении экономической и культурной жизни города. Они открывали храмы, больницы, приюты, в Одессе было открыто 50 школ, развивалось частное предпринимательство. Во время оккупации отец Валерий был ребёнком, но он хорошо запомнил приезд в Одессу румынского короля Михая и матери-королевы Елены и раздачу подарков детям на Рождество.

Следует сказать, из какой семьи происходил Борис Андреевич Алексеев. В отличие от матери отца Валерия, он не был потомственным дворянином. Борис Андреевич родился в 1892 или 1893 г. в Одессе. Его отцу Алексееву Андрею Леонтьевичу принадлежал дом на углу ул. Коблевской и Петра Великого и сапожная мастерская. Его жена Мария Карповна, бабушка отца Валерия, держала швейную мастерскую высшего класса на ул. Дерибасовской. В молодости она была приглашена в Мариининский театр, но из-за болезни сына Бориса оставила сцену. Скончалась в Одессе в 1940 г.

По воспоминаниям отца Валерия, его отец до революции учился в гимназии, где преподавал А.А. Гринчевский, причём учился вместе с братом А.А. Гринчевского Владимиром, ставшим впоследствии крестным отца Валерия.

Во время Первой мировой войны Борис Андреевич воевал в чине поручика, был награждён Георгиевским Крестом, за что удостоен дворянского чина. Через какое-то время попал в плен, бежал. Во время гражданской войны участвовал в Белом движении, воевал в Корниловских частях. После окончания войны отошёл от политической деятельности, закончил медицинский институт, был врачом "Скорой помощи", судовым врачом.

Во время Второй мировой войны Борис Андреевич в 1944 г. уехал в Сербию, был членом РОВС (Российский Обще-Воинский Союз), воевал в составе Русского Корпуса. В 1946 г. Борис Андреевич был репатриирован в СССР, затем работал врачом в Петроверовской районной больнице. По словам отца Валерия, вернувшись в Одессу, его отец из родных кроме него никого не застал.

На свободе Борис Андреевич пробыл недолго, и в 1950 г. был арестован. Приговором Военного трибунала войск МВД Одесской области от 18 августа 1950 г. он был осуждён по ст. 54-1а УК УССР к 25 годам лишения свободы в ИТЛ с поражением прав на 5 лет и конфискацией имущества. В вину ему вменялось членство в РОВС и желание восстановить в России монархию.

Одновременно с отцом в 1950 г. забрали и 13-летнего Валерия. Его увезли в детприемник для детей врагов народа, который находился на 16-ой станции Фонтана. Для юного Валерия наступила новая полоса испытаний.

Сам отец Валерий об этом периоде своей жизни говорил очень скупо: "Став фактически беспризорником, я прошёл суровую жизненную школу. Было всё: детприемники, детдома, трудколонии". Валерий был небольшого роста, худощавый и совершенно не агрессивный, поэтому бывало, что сверстники били его. Матушка Людмила вспоминала об одном случае, который характеризует, как трудно было Валерию в то время. Это было в начале 50-х годов. В очередной раз, когда мальчика сильно допекли, вместо уроков он пришёл в Свято-Успенский мужской монастырь. Увидав пожилого монаха в заплатанном подряснике, он стал просить, чтобы его оставили в монастыре. Монах ответил, что монастырь не может принять детей, дал ему Богородичную просфору и кисть белого винограда, сказав на прощанье: "Придёт время, ты вырастешь и сам будешь служить Богу".

Живя беспризорником, постоянно недоедая, без надлежащей опеки со стороны взрослых, Валерий с другими подростками однажды украли булочки из киоска. За этот проступок, учитывая непролетарское происхождение Валерия, он был осуждён на 10 лет тюрьмы. Позже, судья, который ликвидировал эту судимость, был очень удивлён столь суровым приговором: "Русский Жан Вальжан", — произнёс он в суде.

До 1956 г. разрешалось совместное содержание в колониях взрослых и несовершеннолетних. Известно, что уголовные авторитеты ценили хороших рассказчиков. Валерий, хорошо зная Библейские сюжеты, мог подолгу захватывающе говорить на свои любимые темы. Он завораживал своими рассказами слушателей, рисуя перед ними картины далеко прошлого с удивительной достоверностью. Урки видели, что перед ними отнюдь не актёр, а верующий человек, поэтому дали ему прозвище "святой". Один Господь знает, сколько всего пришлось претерпеть юному Валерию, чтобы в этих тяжёлых условиях не пасть духом и сохранить веру. Помню, что, когда батюшка рассказывал нам об этом отрезке своей жизни, он с благодарностью вспоминал священника, наставлявшего его в Законе Божием. Благодаря его трудам Валерий смог выжить в колонии.

Где находился юный Валерий и его отец в 50-е годы неизвестно. Матушка Людмила, рассказывая о том времени, лишь отмечала, что "отец Валерий жил на севере". По всей вероятности, Борис Андреевич находился в местах заключения 5 лет. Из его справки о реабилитации: "Определением Военного трибунала Одесского военного округа от 14 января 1955 года мера наказания Алексееву снижена до 5 лет лишения свободы без поражения прав. В соответствии со статьями 1 и 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. "Об амнистии" Алексеев из мест лишения свободы был освобождён со снятием судимости".

Кроме того, как мы знаем из историй репрессированных в те годы людей, по освобождении из лагеря им не разрешалось проживать в больших городах и какое-то время они оставались жить на поселении. Поэтому, по всей вероятности, и Борис Андреевич, и Валерий смогли вернуться в Одессу позднее 1955 года.

В последующие годы Борис Андреевич работал в медучреждениях Одессы, умер приблизительно в 1972 г. В 1993 г. отец Валерий делал запрос об отце в прокуратуру Украины на основании Закона "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине" от 17 апреля 1991 г. Пришёл ответ, что на основании этого закона Алексеев Борис Андреевич реабилитирован посмертно.

В 1959 г. Валерий приезжал в Одессу к родственникам и познакомился со своей будущей женой Людмилой Григорьевной Гончаровой. В 1960 г. они поженились. Валерий работал штукатуром-фасадчиком, а Людмила трудилась на заводе, на тяжёлом литейном производстве. Валерий и Людмила являлись прихожанами Греческой Свято-Троицкий церкви, где Валерий читал на клиросе. В 1967 г. они венчались. Венчал их отец Виктор Петлюченко. Настоятелем Греческого храма был архимандрит Ириней Таламбекос. Кроме прот. Виктора Петлюченко был ещё заштатный священник отец Григорий. Как-то накануне службы отец Григорий попросил Валерия заменить заболевшего псаломщика, что Валерий с удовольствием исполнил. В следующий раз отец Виктор обратился к Валерию с неожиданным вопросом: "Можешь написать проповедь к следующей службе?" "Попробую", — ответил тот. Матушка Людмила рассказывала, что к её удивлению, проповедь была написана без книг за 2 часа. Валерий отдал проповедь отцу Виктору, а тот без всяких поправок прочитал её перед прихожанами после службы. Проповедь всем понравилась. После этого случая Валерию не раз представлялась возможность написать проповедь. Видя способности и усердие Валерия к церковной службе, ему предложили поступать в семинарию. Настоятель архимандрит Ириней, отец Виктор и отец Григорий дали свои рекомендации. Шёл 1970 год. К такому повороту событий Валерий не был готов, поскольку на тот момент у них с Людмилой было двое детей. Валерий сильно колебался, как он, семейный человек, поедет учиться, да притом ещё в Ленинград. Людмила, в отличие от Валерия, нисколько не сомневалась, что нужно ехать учиться, несмотря на житейские сложности. В этой непростой ситуации помог отец Людмилы Григорий Данилович, который дал Валерию деньги на дорогу до Ленинграда.

Григорий Данилович был очень верующим человеком. В своё время он прислуживал в храме и воспитал в вере всех своих восьмерых детей. Матушка Людмила вспоминала об одном удивительном случае в жизни отца. В 1967 г. Григорий Данилович сильно заболел. И близкие, и врачи думали, что он близок к смерти. Пригласили отца Виктора Петлюченко, чтобы он пособоровал и причастил больного. До соборования в течение трёх месяцев Григорий Данилович почти ничего не ел и не пил, спать не мог, в квартире из-за болезни стоял ужасный запах. На второй день после соборования Григорий Данилович попросил есть и уснул, — началось его выздоровление. К всеобщему удивлению, он выздоровел и прожил до 1984 г.

Итак, в 1970 г. Валерий поступил во второй класс Ленинградской Духовной семинарии (ЛДС). Во время учёбы в семинарии мысли о семье не оставляли Валерия. В один из своих приездов домой он начал думать, не взять ли ему академический отпуск, чтобы устроиться на работу и помочь семье. В это время он увидел яркий, запоминающийся сон, как будто в полумраке перед ним протягивается рука с голубой лампадой и приятный голос говорит: "Если ты пронесёшь эту лампаду через всю жизнь, тебе простятся все твои грехи". Как Божье благословение воспринял Валерий этот необыкновенный сон. Для него он был явным указанием на то, что надо откинуть все сомнения и не отступать со своего духовного пути, несмотря на житейские трудности.

Заканчивал отец Валерий своё образование в 1974 г. уже в Московской духовной семинарии. В конце октября 1974 г. Валерий был хиротонисан в чтеца, затем иподиакона, 27.10.1974г., рукоположен в диакона. На праздник Казанской иконы Божией Матери, 4.11.1974г., рукоположен в сан священника. Как я помню из рассказов отца Валерия, с его рукоположением было всё не так просто. Вездесущие органы не давали на это разрешение, и батюшке пришлось уходить из их поля зрения. Неожиданно в его судьбе положительную роль сыграл митрополит Никодим (Ротов). Ведя свою линию, отличную от властей, митрополит Никодим старался везде продвинуть своих, как он предполагал, верных людей. Одним из таких выдвиженцев стал о. Валерий, который после семинарии, по совету сведущих людей, обратился к нему за помощью. Поскольку он не мог быть кандидатом в священники по меркам советской власти (неудачное происхождение и отсутствие просоветских взглядов), его хиротонию возможно было совершить только втайне от уполномоченного по делам религий. Следуя рекомендациям митрополита Никодима, отец Валерий сменил несколько мест своей возможной хиротонии — когда он приезжал, уполномоченный узнавал об этом, и, в таком случае, ни о какой хиротонии не могло быть и речи. В итоге пришлось тайно ехать на место хиротонии — договорился в одном месте, а улетел совсем в другое. Пока его искали, батюшка уже стал священником.

Отец Валерий служил в приходах Тульско-Белевской, Кировоградской, Николаевской, Одесской епархий МП. Был благочинным Измаильского округа и преподавателем сравнительного богословия и сектоведения в Одесской духовной семинарии, секретарём Одесского епархиального управления МП, членом богословской комиссии.

Став священником, отец Валерий много раз подвергался клевете, но реагировал на это спокойно, с совершенной незлобивостью. Так, в 80-е годы, когда отец Валерий служил в Тульской области, его неоднократно вызывали в КГБ, поскольку нашёлся человек, который донёс на отца Валерия, что якобы тот говорит антисоветские проповеди. Следователь также интересовался происхождением батюшки и спрашивал, какая была девичья фамилия матери. На тот момент отец Валерий этого не знал. Ему понадобилось более 10 лет, чтобы установить, что предками по матери были Гроссул-Толстые.

Многие годы отец Валерий собирал материал по сектоведению. Это была не просто сухая информация о всевозможных сектах. Батюшка постоянно общался с представителями сект, вёл миссионерскую деятельность, спокойно объяснял им их заблуждения. Отец Валерий, будучи очень терпеливым человеком, никогда не перебивал собеседника, давая ему возможность высказаться, что являлось непременным условием диалога. И сектанты относились к батюшке с уважением.

Учась в ЛДС, отец Валерий прекрасно мог наблюдать жизнь и деятельность Ленинградского митрополита Никодима (Ротова), который ещё в 70-е годы не скрывал своих связей с католиками, приглашая их для чтения лекций в Ленинградскую духовную академию. Видя, какие канонические нарушения допускает высшая иерархия МП, отец Валерий не мог оставаться в такой лже-церкви, памятуя точку зрения святых отцов, что если вы поминаете за богослужением еретиков как своих владык, то вы тем самым становитесь причастными их греху. 2 ноября 1997 г. протоиерей Валерий через покаяние перешёл в Русскую Истинно-Православную Церковь юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ (с 2004 г. — зарегистрированную как епархия РПЦЗ). Хочется подчеркнуть, что отец Валерий перешёл в Зарубежную Церковь будучи заслуженным протоиереем МП не из каких-то личных обид, а совершенно осознано избрав путь служения истине.

В советские годы не поощрялась приходская церковная жизнь и вообще даже общение священника со своей паствой. Поэтому, как только вокруг отца Валерия начинали собираться люди, его тут же переводили на другой приход. Причём приходы подбирались бедные и неблагоустроенные. Отцу Валерию часто приходилось собственноручно делать ремонты и восстанавливать храмы.

Его трудами за годы служения были из руин восстановлены и благоустроены несколько храмов в Одессе: храм Всех святых на территории женской колонии строгого режима 74, которую окормлял батюшка, часовня Царевича-мученика Алексия на Алексеевской площади (которую потом отняли власти и передали Московской патриархии), храм Царевича-мученика Алексия на улице Кардонная, 49, который отец Валерий привёл в божеский вид из разорённого здания заброшенной насосной подстанции без окон и дверей.

Чтобы оживить наш рассказ об отце Валерии приведём одну историю, которую батюшка рассказывал студентам Свято-Кирилломефодиевской духовной семинарии РПЦЗ. Историю записала Надежда Ватолкин.

"Весна выдалась холодной, а Пасха - ранней. Праздничную службу служили в нетопленном храме. Во времена "развитого социализма" отапливать маленький храм в захолустном райцентре не было возможности. И настоятель, и хор, и немногие прихожане замёрзли не на шутку. Но праздничного настроения это не испортило.

После службы освятили пасочки и то, что к ним. Было ещё очень рано и совсем темно, прихожане разошлись. Отец Валерий пошёл в свой маленький домик при храме — разговеться, да и согреться. Его матушка накрывала на стол. Что-то забыла, вышла во двор, в кладовую. Вдруг со двора донёсся шум, крик. В дом вбежала взволнованная матушка: "Там цыгане пришли, у них новорождённый умирает, просят покрестить!" Отец Валерий, не одеваясь, выбежал во двор, только священнический крест прихватил. Во дворе толпились несколько десятков цыган. Вообще в городе их жило пару тысяч. Они были оседлыми, жили тут давно, говорили, больше 100 лет. Большинство цыган только числились православными, были не воцерковлены, но детей крестили всегда, как и хоронили по православному обряду.

Отец Валерий сразу увидел молодую женщину, прижимавшую к себе свёрток. Вокруг неё стояли женщины, тихонько подвывая. Мужчины стояли в стороне. "Мальчик или девочка?" — спросил отец Валерий, беря ребёнка в руки. Ребёнок был совсем крошечный и, кажется, уже не дышал. Батюшка не разбирался в детях, но на его взгляд, ему было несколько дней. "Мальчик", — сдавлено ответила женщина.

Отец Валерий, больше ничего не спрашивая, чуть ли не бегом кинулся к храму, цыгане — за ним. Внутри было темно. Батюшка подошёл к купели, из которой забыли вылить воду. "Не иначе, как промыслом Божиим", — уже позже подумал отец Валерий. В храме было настолько холодно, что вода в купели покрылась льдом. Отец Валерий даже не стал раздевать ребёнка, попросил только забрать одеяльце, разбил локтем лёд. "Крещается раб Божий Николай, — имя придумалось само собой, — во имя Отца, аминь, и Сына аминь, и Святого Духа, аминь", —произнёс батюшка, окуная ребёнка. То ли от ледяной воды, то ли от благодати Божией, а скорее всего и от того, и от другого—маленький, казавшийся чуть живым, неистово закричал. От неожиданности отец Валерий чуть не выпустил его из рук. Что творилось с цыганами невозможно передать! Священник, на которого и так смотрели с уважением и боязнью, превратился для них в святого чудотворца.

Коля рос активным и здоровым ребёнком. Когда подрос, часто бывал у батюшки, пока отец Валерий не уехал, когда мальчику исполнилось 6 лет. Коля приносил отцу Валерию подарки от родителей и называл его "таткой": священника считали крестным отцом ребёнка".

Мы хорошо знали об отзывчивости отца Валерия. Среди тех, кто приезжал в наш монастырь, были и прихожане батюшки, в частности семейная пара, бывшая долгое время бездетной. По их рассказам мы знали, что в результате молитв батюшки Господь им подарил долгожданную дочку. Как подтверждает матушка Людмила, такой случай был не единичный.

С 1998 г. отец Валерий был ректором Свято-Кирилломефодиевской духовной семинарии. Благочинный Одесского благочиния РПЦЗ (с 23.02.2001 г.), председатель Церковного суда епархии (с 05.02.2002 г.). Протопресвитер Валерий постоянно, вплоть до последних дней своей жизни писал статьи и богословские работы. Имел следующие награды: камилавка и набедренник (20.06.1976 г.), наперсный крест (6.04.1980 г.), протоиерей (24.04.1986 г.), палица (31.03.1989 г.), крест с украшениями (9.04.1993 г.), митра (08.12.2007 г.), возведён в сан протопресвитера в мае 2010 г. Отец Валерий был активным участником ІV и V Всезарубежных Соборов.

Мне никогда раньше не приходилось обращаться в архивы, заниматься поиском сведений об интересующих меня людях. Работа над этим материалам открыла для меня неизвестную страницу. Вот, например, не было ни одного документа о Вере Петровне. И вдруг — в архиве Санкт-Петербурга находится её дело. Видишь её метрическое свидетельство, гимназические отметки... И оживает человек, канувший, казалось, в безвестность.

Описывая жизнь Гроссул-Толстых, Гринчевских, Алексеевых, видишь, как много в настоящем времени сходного с тем, что происходило 100 лет назад! Мировая, а затем гражданская война, болезни, эмиграция... И каждый человек оказывается перед нравственным выбором: принимать ли участие в войне, на чьей стороне, эмигрировать или остаться в России, как воспитывать детей... Позднее, когда начались репрессии, проблема нравственного выбора вставала перед людьми постоянно. И хотя мы не знаем подробностей жизни этого периода тех, о ком я писала в настоящей работе, но дошедшие до нас документальные свидетельства тех, кто перенёс аресты и ссылки, показывают, как трудно было сохраниться духовно, не стать винтиком советской машины НКВД.

Отец Валерий на протяжении многих лет жил с клеймом сына врагов народа. Он пришёл к вере с детских лет, и эта живая вера помогла ему выдержать все испытания. Символично, что батюшка путём духовных исканий и размышлений о судьбе Церкви через много лет служения в МП пришёл в Зарубежную Церковь, Церковь-исповедницу, Церковь, основанную русскими людьми в изгнании. Придя в Зарубежную Церковь, батюшка стал настоятелем храма Царевича мученика Алексея, которому сам написал тропарь и кондак. Также батюшка составил службу святителю Филарету, третьему Первоиерарху РПЦЗ. Можно сказать, что с переходом в Зарубежную Церковь отец Валерий вернулся к своим духовным истокам. Рассказ о его предках — яркое тому подтверждение.

Монахиня Филарета

28 апреля 2023 г.

 

Метки: рпцз, валерий алексеев, монахиня филарета

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.