Игумения Руфина (в миру Ольга Андреевна Кокорева) родилась 27 июня/10 июля 1872 года в Перми в семье крупного промышленника Андрея Тимофеевича Кокорева. В доме Кокоревых часто бывали монахини, собиравшие пожертвование на монастыри. Ольга любила слушать их рассказы о жизни Спасителя, о подвигах великих святых, о монастырях. В восьмилетнем возрасте Ольга впервые побывала в Успенском женском монастыре. Однажды во сне она увидела епископа: он держал в руках коробку, наполненную крестиками. Среди них был наперсный крест, который носят игумении. «Тут вся твоя жизнь», – сказал епископ девочке. После этого видения Ольга стала упрашивать мать отпустить ее в монастырь, хоть на время. По милости Божией девочку отдали в Успенский монастырь на воспитание.
5 августа 1880 года Ольгу посвятили в послушницы. Во время ее облачения удар монастырского колокола призвал всех ко всенощной на Преображение Господне. Удивлённая настоятельница монастыря отметила: «В первый раз одеваю послушницу с колокольным звоном. Игуменией будешь!» В 1887 году послушница Ольга приняла послушание регента Иоанно-Предтеченской обители города Соликамска. Следует отметить, что молодая послушница удостоилась духовных бесед с преподобным Арефой Верхотурским († 1915 г.), который тогда жил на Валааме, она переписывалась и с другими Валаамскими старцами.
В 1900 году, по благословению Валаамских старцев, она становится первой помощницей настоятельницы возрождающегося Верхотурского Покровского монастыря. Ей много пришлось заниматься строительными работами, созданием монастырского хора, нести послушание в иконописной мастерской, исполнять обязанности благочинной. В 1910 году епископ Палладий Пермский и Соликамский получил от православного общества просьбу о восстановлении древнего Иоанно-Богословского мужского монастыря* в Чердыни. Когда в 1910 году встал вопрос об открытии в Чердыни при Иоанно-Богословской церкви женского монастыря, выбор пал на благочинную Верхотурской обители инокиню Ольгу.
18 октября 1911 года матушку Ольгу постригли в мантию с именем Руфина в Пермском Успенском женском монастыре. Вскоре она и еще семь насельниц Верхотурской обители были отправлены в Чердынь для создания при Богословской церкви монашеской общины. 28 сентября 1912 года Чердынская Иоанно-Богословская община была преобразована в монастырь, посвященный 300-летию Дома Романовых.
Чердынский Иоанно-Богословский монастырь
12 ноября 1912 года Преосвященный Палладий в Пермском Успенском монастыре возвел мать Руфину в игумении. Под руководством игумении Руфины жизнь в монастыре быстро наладилась. С начала Первой мировой войны обитель направляла на фронт образки, крестики, просфоры, одежду, обувь, продукты питания, деньги. Некоторые насельницы, по благословению игумении Руфины, стали сестрами милосердия.
Современный вид со стороны реки Колва на Иоанно-Богословский монастырь
В 1915 году при монастыре был открыт «Романовский приют» для детей-сирот. С приходом к власти большевиков начались преследования за веру. Матушка тайно посещала дома нуждающихся чердынцев, обнищавших благодетелей, приносила под монашеской одеждой муку и сахар. Вскоре матушку Руфину арестовали, но, опасаясь народного возмущения, освободили. Выйдя на свободу, подвижница продолжала помогать обездоленным, хлопотала об освобождении безвинно арестованных людей. Когда в июне 1919 года Сибирская армия отходила от Чердыни, матушка эвакуировалась вместе с отступающей армией. (Когда к власти в Чердыне пришли большевики, многие священнослужители были замучены, несколько монахинь расстреляли.)
В конце июня 1919 года в теплушке Тобольского полка вместе с четырьмя сестрами матушка Руфина выехала из Перми, поезд прибыл в Новониколаевск лишь в конце августа. Здесь матушка Руфина с монахинями организовали детский приют и ясли на 150 детей. Вскоре из-за военных действий пришлось уехать и из Новониколаевска. В феврале 1920 года матушка Руфина с сёстрами прибыла во Владивосток, здесь они устроились на частной квартире. Сестры стегали одеяла, занимались другими рукоделиями, а матушка работала прачкой. Ей приходилось полоскать белье в проруби, выбившись из сил, она отдыхала, ложась на лед - началась изнурительная болезнь, которая стала причиной ее преждевременной кончины. Со временем с помощью благотворителей удалось найти помещение для монашеской общинки, позже матушка получила участок земли близ городского кладбища, где стала образовываться новая обитель.
Матушку и здесь арестовывают, и только после многочисленных допросов выпускают. Обитель же подверглась разорению. После трехлетнего проживания во Владивостоке мать Руфина с сестрами вынуждена бежать в китайский город Харбин. Матушка Руфина горячо любила Россию, обстоятельства вынудили подвижницу покинуть родину, но до последнего дня она молилась о спасении России. Приведем высказывание матушки: «Если все мы, изгнанники земли родной, с воплем крепким припадем к Чудотворному Образу Царицы Небесной и едиными устами и единым сердцем возопием к Ней: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», то неужели же Она не услышит нас? Нет, возлюбленные! Она услышит, Она умолит Возлюбленного Сына Своего преклонить праведный гнев Свой на милость, если только... покаемся и дадим обещание направить жизнь свою по заповедям Божиим!»
В июне 1923 года монахиням удалось снять маленькую квартиру в Харбине, мало приспособленную для житья, где они ютились в тесноте и холоде. Тяжелая болезнь приковала матушку на 9 месяцев к постели. Настигшая болезнь, казалось, не желала отпускать ее из своих когтей. Сестры со дня на день ожидали худшего. Но однажды произошло чудо – матушка пошла на поправку. Предшествовало же этому событие необычное, оставившее глубокий след в душах невольных свидетелей его. Больная впала в забытье, продолжавшееся около двух часов, и вдруг глаза ее приоткрылись и тихие слова заставили всех обернуться: «О человечество! Чего ты лишаешься! Господи! Пошли мне какие угодно страдания, но только не лиши меня этой радости!» В муках ей было дано укрепление: Господь сподобил ее лицезрения райских обителей. Вознесенная от земли, она видела и себя в том же белом халатике, что был на ней во время болезни: ни боли, ни усталости, ни скорби. Все изгладила одна минута в раю со Спасителем, среди святых. Первый год был самым трудным для сестёр, не было денег на еду, не на что было купить дров. По молитвам игумении со временем всё устроилось. В 1924 году они получили помещение, там по благословению владыки Мефодия была организована обитель в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Устроив небольшую домовую церковь в честь Димитрия Солунского, они стали служить в ней каждый день. Вскоре матушка Руфина положила начало ночным молениям, на которые стекалось большое количество верующих. Многие беженцы из России находили в лице матушки мудрую наставницу и утешительницу. Милосердная матушка Руфина делилась с нуждающимися последним. По молитвам подвижницы, верующим удавалось найти и жильё, и работу.
26 августа/8 сентября 1925 года, по милости Божией, в руках игумении Руфины обновился образ Божией Матери Владимирской. Это чудо укрепило насельниц обители в их вере, что Владычица Сама невидимо руководит жизнью обители и духовным развитием ее насельниц. Вот как об этом событии вспоминала матушка Ариадна: «...И здесь я, недостойная, была этого свидетельницей. Старенький и невзрачный образок, висевший в алтаре, матушка Руфина, предполагая поднести одному высокопоставленному лицу, распорядилась снять и передать ей. В душе я подумала, как можно подносить такую икону, да еще знатному лицу, но будучи воспитана в иноческом строгом послушании, я не осмелилась высказать вслух этой своей мысли, и, сняв образ, передала его в руки всечестной матушки игумении. И... чудо! Невзрачную, ничего не стоящую на наш человеческий взгляд, фольговую, проржавевшую икону невидимый Художник, сотворивший из ничего весь мир одним Своим словом, в один момент превратил в светлый, новый, сияющий благодатью образ Своей Пречистой Матери!» (Чудо обновления произошло при следующих обстоятельствах: 26 августа/8 сентября 1925 года в день празднования иконы Божией Матери Владимирской: были выпущены из тюрьмы несколько почетных лиц города Харбина, невинно посаженных туда по настоянию большевиков, вошедших в состав правления Китайско-Восточной железной дорогой от русской стороны. Матушка игумения Руфина хотела подарить освобожденным икону Божией Матери.) Держа святыню в своих руках, игумения Руфина говорила: «Смотрите, смотрите, ведь совершается чудо... Икона обновляется...», - и стала показывать ее присутствовавшим в храме сестрам и мирянам. По свидетельству очевидцев, действительно совершилось необычайное чудо милости Божией: «Лик Пречистой Богоматери, раньше темный, едва заметный, теперь просветлел и представлялся взорам присутствовавших как только что написанный, фольговая риза на иконе ярко заблистала, венчик над ликом Пречистой Богоматери засиял каким-то переливающимся светом».
Чудесное обновление иконы Божией Матери совершилось в 2 часа дня в присутствии семи мирян, случайно прибывших в обитель, и сестер обители. Через час после чуда перед обновившейся иконой был отслужен первый молебен и, по промыслу Божию, его совершил иеромонах Георгий, который за несколько дней до совершения чуда советовал сжечь икону и пепел бросить в реку Сунгари. Он буквально рыдал перед обновившимся образом, испрашивая себе прощение. В первое воскресенье молебен был совершен митрополитом Мефодием. Видя в обновлении иконы указание свыше, митрополит Мефодий благословил переименовать обитель в Богородице-Владимирскую. Поток верующих устремился в обитель, многие горячо молились перед этой иконой и получили исцеление от тяжёлых недугов. 26 апреля 1926 года обновилась еще одна икона – образ Господа Бога Саваофа. Благая весть быстро распространилась по городу, всё больше верующих людей начали посещать святую обитель.
В 1932 году во дворе обители удалось построить отдельный флигель, где по благословению владыки Мелетия, возглавлявшего Харбинскую епархию после кончины владыки Мефодия, был организован «Ольгинский детский приют», небесной покровительницей которого являлась св. равноапостольная княгиня Ольга, просветительница Руси. В декабре 1932 году состоялось освящение приюта в память убиенной в Екатеринбурге дочери государя - великой княжны Ольги Николаевны. Около 600 девочек воспитал и подготовил к жизни Богородице- Владимирский монастырь.
Скоро Харбин заняли японцы, жизнь православных людей стала невыносимой, многие русские стали покидать город. Прозорливая игумения Руфина задолго до этих событий предупреждала сестёр, что придется уехать из Харбина. (Еще в 1927 году она говорила окружающим, что надо подготовить переезд обители в США, что туда ведет обитель Господь Бог.) В 1934 году игумения Руфина открыла подворье обители в Шанхае, в ответ на многочисленные просьбы русских людей, переехавших в Шанхай из Харбина. В 1935 году матушка Руфина, по благословению святителя Иоанна (Максимовича), выехала в Шанхай, чтобы на время открыть там отделение, а потом перебраться в Америку. Духовную поддержку обители оказал и Патриарх Сербский Варнава, который очень ценил матушку Руфину. В Шанхай матушка сразу же принялась за устройство приюта (оставив в Харбине своей заместительницей монахиню Ариадну).
Игумения Руфина, мон. Ариадна и инокиня Евтропия
Летом 1937 года матушка Руфина почувствовала себя плохо. 11 июля она в последний раз присутствовала за богослужением в храме. Отец Михаил Рогожин при переполненном храме отслужил молебен о ее здравии, все молились о ее здравии и плакали. После молебна кресло старицы развернули к богомольцам. Она простилась с каждым человеком, благословив чудотворной Владимирской иконой. В эти дни все старались попасть к ней под благословение. Одна женщина попросила матушку благословить её на поездку, но матушка не благословила, вскоре стало известно, что пароход, на котором женщина собиралась ехать, был взорван. Прозорливой старице было открыто, что её земной путь закончится в праздник Успения Божией Матери, она часто спрашивала сестёр: «Скоро ли праздник Успения?»
14 августа владыка Иоанн причастил ее в последний раз. Отходную по ней читал священник из китайцев Илия Вень. Недвижимая матушка повторяла каждое слово отходной, а то и произносила его вперед. Каждое неправильное ударение она поправляла. Господь дал ей силы молиться вслух перед своей кончиной. Псалмы, стихиры Успению Божией Матери, всевозможные молитвы лились из ее уст беспрерывным потоком. Вдруг она оборвала их и проговорила: «Колокола звонят, поют красиво, народу много, скорей, скорей, пустите, я пойду!»
Ночью 15/28 августа 1937 года в праздник Успения Божией Матери, в 3 часа 49 минут, игумения Руфина скончалась, оставив следующее завещание: «Живите в мире, любви и согласии. Любите больше всего Бога и отдайте Ему свою душу и сердце». У гроба беспрерывно читали Псалтирь - 2 сестры и 2 девочки... В день похорон литургию совершал святитель Иоанн Шанхайский, а к началу отпевания прибыло все шанхайское духовенство. Узнав о смерти матушки, в монастырь беспрерывным потоком шли богомольцы. Заупокойную литургию в день похорон и отпевание возглавил святитель Иоанн. Через несколько дней в обители одновременно обновились иконы «Взыскание погибших» и Калужская Божия Матерь.
Согласно воле матушки Руфины, руководство в обители и приюте приняла на себя старшая сестра - монахиня Ариадна, 26 ноября 1938 года она была возведена в сан игумении. (Еще 11 лет Богородице-Владимирский монастырь находился в Шанхае. И только в 1948 году, перед приходом к власти китайских коммунистов, уже новая игумения - матушка Ариадна перевела обитель в Сан-Франциско (США). (Схиигумения Ариадна почила в 1996 г. )
Святитель Иоанн и игумения Ариадна с духовенством Шанхайской епархии
Как известно, в 1949 году пять с половиной тысяч русских беженцев покинули Шанхай, спасаясь от наступления китайских коммунистов. Из всех стран мира только Филиппины согласились принять русских беженцев. Их поместили на небольшом острове Тубабао, где прежде находилась упраздненная военная база США. В большом палаточном городке значительная часть русских беженцев прожила с 1949 по 1951 годы, а последний русский покинул остров в 1953 году. В лагере были устроены две палаточные церкви - одна в честь Архангела Михаила, а вторая в честь прп. Серафима Саровского. Кроме них был устроен большой Свято-Богородицкий собор, переделанный, с разрешения филиппинских властей, из бывшей американской военной церкви за пределами лагеря. По воспоминаниям очевидцев, деревянный собор стоял "на самом высоком месте, откуда открывался красивый вид на море и ближайший лес". Вот он на фото:
Переехал на Тубабао из Харбина и Богородице-Владимирский женский монастырь (матушки жили в палатках), а также был перевезен детский приют Св. Тихона Задонского из Шанхая, созданный свт. Иоанном Шанхайским. Сам свт. Иоанн приехал на Тубабао в апреле 1949 года и прожил здесь три месяца. Он возглавил первое пасхальное богослужение на острове, которое совершил в Свято-Богородицком соборе. Позднее он отправился в США, где добился того, чтобы многим русским с Тубабао разрешили въезд в страну.
*Древний Иоанно-Богословский мужской монастырь был основан в XIV в. в Чердынском крае, будущей Пермской губернии, близ того места, где впоследствии создался город Чердынь, находящийся в 300-х верстах от Перми. При императрице Екатерине II был упразднен. В 1910 году епископ Палладий Пермский и Соликамский получил от местных именитых людей и православного общества просьбу о восстановлении этой древней обители. Преосвященный Палладий с сочувствием отнесся к этому ходатайству и препроводил его в С.-Петербург в Святейший Правительствующий Синод. Пароходовладелица Е.Н. Черных дала обет, что она купит эту землю, но при условии, что настоятельницей вновь учреждаемого по местным потребностям женского, а не мужского монастыря, будет инокиня Ольга (будущая игумения Руфина). 12 ноября 1911 г. Преосвященный Палладий вручил посох нововозведенной в игумении монахине Руфине, и 13 ноября 1911 г. игумения Руфина в сопровождении семи сестер выехала из Перми в Чердынь. Восемь лет потрудилась матушка игумения Руфина над восстановлением и устроением этой обители...
В связи с кровавыми событиями в Донбассе, проф. Наталья Викторовна Масленникова, в журнале «Камертон», вспоминает о не менее кровавых событиях, разразившихся лет двадцать назад в бывшей Югославии и о которых сегодня все более менее забыли. Забыты и всеми брошены несчастные жертвы, православные Сербы, которые не только продолжают испытывать страдания, лишения и издевательства над их вековыми святынями, но продолжают нести позорный ярлык агрессоров, виновных в преступлениях против человечества. Горе побеждённым – таков закон вселенной, таков закон нашего падшего человечества. Конечно, никто не будет отрицать наличие эксцессов со стороны Сербов, но – война есть война и зверства всегда далеко не односторонни, как можно было бы себе представить, судя по сведениям, разносимым средствами массовой информации.
14/27 марта 2015 г. в Софийском Свято-Успенском кафедральном соборе (Болгарская Православная Старостильная Церковь) епископ Фотий Триадицкий возглавил утреню с Акафистом Пресвятой Богородице.
Неделя 5-я Великого Поста: Преподобная Мария Египетская
Многие из вас знают, вероятно, что в сегодняшний воскресный день, помимо празднования воскресения, Церковь еще воспоминает ту великую грешницу, которая потом стала величайшей праведницей, ангелоподобной чистоты — преподобную Марию Египетскую. Не раз уже мы здесь останавливались на подвигах, на примере преподобной Марии. Пример ее покаяния указывает нам на то, что как бы ни упал человек, как бы ни погрузился он в бездну греховную, сила покаяния может упразднить все это и сделать его воистину "новою тварью". Так было с Марией Египетской. Уж кажется, невозможно было женщине упасть в бездну грязи и разврата, более глубоко, чем упала Мария. А после ее покаяния видел ее сам великий подвижник преподобный Зосима, и, как говорится в каноне церковном, он "ужасом исполнился", ибо видел пред собою не человека, а ангела во плоти: преподобная Мария на его глазах по суху перешла Иордан, как по земле; на его глазах она на молитве поднималась от земли на воздух. То самое тело, которое было годами вместилищем грязи и разврата, настолько было в покаянии просветлено, возвышено, облагодатствено, что оно как бы стремилось само за духом своим туда в горний мир, к Божьему Престолу.
Мне еще хочется обратить ваше внимание на сегодняшнее Евангелие. Оно на многое нам глаза открывает. Говорится в этом Евангелии о том, как Господь однажды стал Своим апостолам прямо говорить о том, что Его ожидает в Иерусалиме, ибо тогда они уже шли к Иерусалиму последним своим путем. Он прямо стал им говорить, что с Ним сделают его враги и что Он в конце концов воскреснет. Евангелист Марк ограничивается этим сообщением, но евангелисты дополняют его, указывая, что апостолы ничего не поняли из того, что Господь им говорил. Настолько это было чуждо для них, настолько они были далеки от всякой мысли, о возможности чего-либо подобного, что они просто Его не поняли. А что это так, как раз сегодняшнее Евангелие и указывает. Только что Господь им об этом сказал, как слышит Он просьбу от двух апостолов Своих, причем, поддержанную, по евангелисту Матфею, их матерью Соломией. Это были сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн. Они, поддержанные матерью, обращаются к Нему с просьбой, чтобы Он дал им сесть в Его Царствии, когда Он воссядет на Престоле Славы Своея, одному — справа, другому — слева от Него, т.е., занять ближайшие места. Вознегодовали другие апостолы, говорит евангелист, когда услышали такую просьбу. Но нужно помнить, что апостолы не были еще просвещены до конца Духом Святым и очищены Им, а в Иакове и Иоанне, все-таки, говорила любовь к Учителю Своему. Им хотелось быть как можно ближе около Него. А кроме того, быть может, у них осталось в памяти, когда Господь Иисус Христос, совсем незадолго до этого события, сказал апостолу Петру: "Ты еси Петр, на сем камне создам Церковь Свою, и врата ада не одолеют ея, и дам тебе ключи Царства Небесного". Могли апостолы так и понять, что Господь их говорит об особенных преимуществах апостола Петра и поэтому и им захотелось также чего-то особенного в Царствии Небесном. Но ответ они услышали тот, который, вероятно, не ожидали. Господь сказал им: "Не знаете, чего просите". И, действительно, не знали они, чего просили. Они просили, чтобы им сесть одному справа, а другому слева от Него, когда Он сядет на Престоле Царствия Своего, но ведь мы же с вами знаем, что немного времени и прошло, и злоба человеческая вознесла Его на Престол, но этим престолом был Крест Голгофский: справа от Него был один разбойник, слева — другой. И, следовательно, об этих местах у креста, не зная этого, и просили у Него апостолы. Потому Христос, сказавши, "Не знаете, чего просите", поясняет: "можете ли пить чашу, которую Я пью и крещением креститься, которым Я буду креститься?" — говоря о голгофском крещении. Не понявши Его, конечно, как следует, апостолы, однако, с готовностью любви и преданности, говорят: "Можем!"
И Господь не отверг этого их обещания, не остановил их, как Он остановил потом апостола Петра, когда он стал уж слишком самонадеянно говорить о том, как он будет верен. Их Господь не остановил, а сказал: "Чашу, которую Я буду пить, вы выпьете, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься, но сесть от Меня справа и слева зависит от того, кому это уготовано", потому что тут не вывод может быть, какой-то произвольный, а только может быть это в силу того, чтосделает человек. Его место в Царствии Небесном будет ему уготовано в соответствии с тем, как он послужил Господу Своему и ближнему своему, как он был верен Господу и Богу Своему. Этим определится его место, а по субъективному желанию предоставлено оно не может быть.
Как не понимали Спасителя те, кто окружал Его! Когда Он сталкивался с неверием, с упорным неверием людей, то это вызывало из Его пречистых уст скорбно негодующий возглас: "О род неверный, развращенный, до каких пор Я буду с вами?! До каких пор Я буду вас терпеть?!" Это было однажды только. Но когда встречался Он с упорным неверием и злобой, а здесь даже Его ближайшие ученики, которых Он называл друзьями Своими, и они Его, как должно, не понимали. Мы с вами видим, какой тяжкий крест нес Господь Иисус Христос, в каком одиночестве Он жил!. Его окружали люди и преданные Ему — апостолы, мироносицы, но никто Его, как должно, понять не мог. И в этом внутреннем одиночестве нес Он Свой крест еще до Голгофы, а потом понес уже на Голгофу.
Это время, когда мы с вами будем воспоминать Его страдания, приближается. Только одна седмица нас отделяет от того, когда мы вспоминаем Его искупительные страдания. Так будем же готовиться к тому, чтобы понять, как должно, Его подвиг, который Он для нас совершил, как должно и вступить в эти священные воспоминания. Аминь.
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди, а ученики ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Спаситель их подозвал и снова начал говорить о предстоящих им об этом и потому они следовали за Ним в страхе.
Группа судебных приставов и сотрудников полиции произвела 25 марта исполнительные действия по изъятию у религиозных организаций Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) и ее первоиерарха Митрополита Феодора рак мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских.
В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Андреево стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон прп. Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон прп. Марии Египетской. По этой особенности утреннее Богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской. В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, – и Святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели – возбуждения и сил, и внимания кающихся – служит и чтение жития преподобной Марии Египетской.
Тропари преподобной Марии Египетской из Великого канона
Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.
«Отвратившись от прежней греховной жизни, ты со всем усердием и любовью прибегла ко Христу, пребывая в безлюдной пустыне и в чистоте исполняя Его Божественные заповеди».
Да страстей пламень угасиши, слез капли источала еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу.
«Чтобы угасить огонь страстей, ты, Мария, горя сердцем, постоянно проливала потоки слез, благодать которых даруй и мне, твоему рабу».
Житие преподобной Марии Египетской
Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. «В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза к верху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась Святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!» Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пищи, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя». Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, что бы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник и в руках у тебя Святые Дары?» Причастившись, святая подвижница просила еще раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Возле ее на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Это было 1 апреля 524 года, в самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля (14 апреля по новому стилю), чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого Поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Мощи святой Марии частями находятся в разных городах Европы.
Этот рассказ о бурачках, о мать Параскеве, об огороде.
В огород я попала не сразу, сначала мать Магдалина - гостиничная меня выпросила, митрополит благословил, матушка благословила, и попала я в гостиницу мать Магдалины (на монастырском наречии называемую Магдалой), помогать сестре Ксении, с которой мы сразу же не сошлись .. Ксения пошла к матушке-игумении и сказала, что или эту дерзкую девчонку уберут, или она больше гостиницей заниматься не будет ...
В это время как раз мать Параскева - огородница нуждалась в помощнице. И матушка сразу послала меня к ней. Мать Магдалина была со всем этим не согласна, и когда я шла в огород, она высовывалась в окно и кричала: "не забывай , что ты благословлённая!!"
Мне сразу понравилось в огороде, это не гостиница - пыль смахивать. В огороде была настоящая жизнь.
Мать Параскева сначала поприглядывалась и когда поняла, что я свой человек, рассказала мне всё. Всё, что происходит на огороде: о бурачках, об их врагах и об опасностях. У бурачков было три врага: Мария-курятница, бациллы и туман.
Со всеми этими врагами шла напряжённая война. Против курятницы нужно было следить. Курятница проходила после пяти, шла в курятник, несла курам корм с кухни, и вот тут нужно было пристально следить, чтобы она не смотрела на огород и не сглазила бурачки. М. Параскева опиралась на мотыгу и стояла, поджидала, курятница проходила, опасность миновала. Средство от бацилл - это пепел. Мы брали тачку, сито, лопаты, шли в лес, набирали полную тачку пепла и посыпали грядки, чтобы бациллы не вредили. А вот от тумана защиты не было, туман был такой иногда, что друг друга не видишь, от него хирели бурачки...
А курятница ведь всё равно умудрялась колдовать, и туман шёл прямо на грядки с бурачками..
Мать Параскева горячо любила бурачки, и я тоже ... Вот они начинают только вылезать из земли, только листики буро-зелёные а сколько у них уже всяких врагов и какие они беззащитные, а ведь как они нужны монастырю! Вы можете борщ сварить без бурачков? Знаменитый монастырский борщ, как же его сварите без бурачков?
Летний сезон проходил быстро и незаметно, в трудах и волнениях... Наступала осень. После подготовки семян уходили с огорода. Это был грустный период.
Зимой мать Параскева не могла отдохнуть: курятница жила рядом и тоже потихоньку вредила, не давала покою. Монастырские искушения...
Мать Магдалина
В монастыре было две Магдалины: матушка - игумения Магдалина и мать Магдалина, поэтому чтобы не путаться, мать Магдалину звали мать Магдалина гостиничная, или мать Магдалина толстая или мать Магдалиночка.
Мать Магдалина жила по завету своего «Батюнечки», отца Николая Загоровского. Это любовь к Богу, выражаемая в служении ближнему, без постных и праведных физиономий..
Такой была мать Магдалина, весёлой и жизнерадостной.
Из бывшей конюшни она устроила «гостиничную», или «Магдалу», как ее называли в монастыре, где поила чаем, утешала и всячески опекала паломников. Когда люди уезжали, она показывала на сердце и говорила: «Вы все в моём сердце», и новых гостей записывала в помянник. И молилась за них. А гостей было немало.
Мне запомнилась одна семья: жена русская, а муж – француз, доктор, по имени Эрве. Они приехали из французской колонии в Африке, где у мужа была своя клиника, и вся семья жила очень благополучно. Но пришлось им перебираться во Францию... Когда мать Магдалина увидела этого Эрве, она стала его обнимать, как своего самого любимого родственника, дала им гостинцев на дорогу. И потом все время его вспоминала: «Как-то он там? Этот, как его зовут? Эрве! Ах, Эрве, Эрве!»
Наконец, они снова приехали, и от жены мы узнали удивительную историю. Ее муж никак не мог приспособиться к новым обстоятельствам, впал в отчаяние и решил покончить с собой. Он вошел в клинике в кабинку, где набирали газ для наркоза, и открыл кран... И в этот самый момент кому-то понадобилась именно эта кабинка, начали изо всех сил стучать в дверь. Эрве был спасен.
Мать Магдалина любила рассказывать о своём «Батюнечке», об их общине в Харькове, его служении, тюремном заключении, об их совместной жизни в ссылке и годах скитаний заграницей... Любимым рассказом о пребывании отца Николая в тюрьме был следующий: было время Великого Поста, а тюремные власти объявили, что заключенным можно передать только мясную пищу. Ульяша (так звали в миру м. Магдалину) приготовила котлеты из чечевицы, и так искусно, что тюремщики приняли их за мясные и передали о. Николаю. Так же она любила рассказывать, как она умудрилась заставить владыку Иоанна Шанхайского съесть яичницу из трёх яиц. Сначала он только хотел чай, но она просила-просила, и он согласился съесть яичницу, а мать Магдалина аккуратно пожарила яйцо на яйцо, и он так съел три яйца. После этого рассказа мать Магдалина всегда радостно и долго смеялась.
Мать Магдалина, когда узнала, что мы еврейского происхождения, немного огорчилась, но потом сказала: «Ну и что, что вы евреечки, и отец Сергий тоже был еврей», и она рассказала об отце Сергии.
Отец Сергий был из ортодоксальных евреев, и даже его отец был раввин. Шестнадцатилетним мальчиком случайно он попал на Крещенское водоосвящение, и когда священник кропил всех святой водой, и на него попало. Он пришёл домой и со смехом рассказал об этом, но отцу это показалось совсем не смешным событием, и он выгнал его из дома. «Они тебя покропили, так и иди к ним!»
Так Господь привёл к Себе отца Сергия... Он принял Православие, стал монахом на Валааме, потом эмиграция ...
Во время оккупации Франции нацистами, согласно законам Рейха, как еврей носил на одежде шестиконечную звезду. Но, несмотря на это, не постыдился креста Христова, который он носил смело. Так и ходил по Парижу с жёлтой звездой и с крестом, чужой для евреев, чужой для русских... Когда ему предлагали снять крест, он отвечал: «И что ви мне хочите дать, чтобы я вам предал Его?»
Однажды отцу Сергию нужно было послать письмо, и он пошел на почту купить марку, но ради жёлтой звезды его не пустили. Он огорчился и заплакал, и тут заметил под ногой марку, какая была ему нужна. Такое было ему утешение..
Мать Магдалина была у него келейницей, когда он уже в старости жил на покое в Лесненском монастыре. Она ему готовила его любимую «рибку».
В келье у мать Магдалины вся стена была в иконах. В красном углу на столике стояла икона отца Николая «Взыскание погибших», перед которой всегда горела лампада, и мать Магдалина всегда вычитывала молебный канон и всех поминала ежедневно. Вот такой была мать Магдалина - гостиничная.
И сейчас, когда я пишу это, то подумала: как это замечательно, что я знала мать Магдалину!
Монастырский день начинается рано, с полунощницы."Пусть девочки спят, придут на литургию," - говорила Матушка. Но когда вам пятнадцать лет, хочется быть святым подвижником, и зачем тогда и жить в монастыре, чтобы во время полунощницы спать? Шли медленно из нашей комнаты над Магдалой в монастырский дом, в маленькую церковь. Близко, но темно, туман, быстро не пойдёшь... Заворачиваешься потеплее в шаль, сидишь, греешься около батареи, чтение кафизмы "Блаженни непорочнии в путь", молитвенная дремота, хорошо...
Матушка Магдалина мудрая, для полунощницы выбирала чтиц тихих, чтобы не нарушали молитвенную дремоту.
Между полунощницей и литургией целый час перерыв.Час самого лучшего сна на свете, только бы не проспать потом, я должна часы читать. Нашу комнату и главную церковь разделяют всего две лестницы, перепрыгиваю через ступеньки, скорей, не опоздать! Идёт старичок Михаил Федорович, он всегда вовремя, значит, не опоздала. Михаил Феодорович живёт постоянно в монастыре, помогает... Любит молитву, сам говорил, что беседует с апостолом Павлом, но ему не верят... А я один раз проверяла, с клироса подсматривала, как он будет с апостолом беседовать, и правда, - он то красный весь, то белый делался, поднимал руки, улыбался, головой крутил, - значит, правда.
Входим в храм, Михаил Феодорович, как всегда, громко и долго сморкается. Церковница мать Васса, маленькая, горбатая шипит на всю церковь: "Иерихонская труба пришла!! начинается!!" Отец Арсений выглядывает из алтаря. Начинается чтение часов, монахини постепенно наполняют храм...
На фото: В Леснинском монастыре:
1. Около храма с м. Макриной 2. В Магдале с м. Магдалиной и о. Арсением
Крест – символ Христианства. Он есть победное знамя доброго война Христова. Без креста немыслимо само Христианство; вез него оно не имело бы спасительной животворящей силы. Поэтому все христианские народы с древнейший времён благоговейно почитали крест Христов и считали его своей священной эмблемой. Впереди этих народов в почитании креста шёл православный русский народ – крестоносец. Для него крест Христов был не только орудием вечного спасения, но также источником небесной силы в годины лихолетья, во время народных бедствий и в личных, и семейных скорбях. Народную веру русского народа прекрасно изобразил поэт словами:
Когда кипит в тебе тревога,
Когда болит твоя душа,
Когда на сердце скорби много,
Склонись к подножию креста.
Молись и плачь! Господь услышит,
Тревогу сердца умилит,
Твои страданья Он утешит,
И раны сердца исцелит.
Ныне Христианство во всём мире переживает тяжёлое время. Враги Христа умножают свои силы и готовятся нанести Христианству тяжёлый удар. Предводительствуемые коммунистами, вражеские силы уже вступили в ожесточённую борьбу. Попущением Божием Православная Россия стала первым этапом этой борьбы. Воюя с Христианством, враги воюют и с символом его – Святым Крестом. Ниспровергнуть крест в христианском мире это – главная задача врагов Христа. Верными союзниками в этой борьбе с крестом является сектанты всяких названий и толков, которых уже размножилось до нескольких тысяч.
Впервые начали эту борьбу иудеи и язычники, а продолжают её безбожники и сектанты. Святой Апостол Павел свидетельствует об этой первоначальной борьбе следующими словами: “Слово о Кресте для погибающих – юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия” (1 Кор.1:18). Эти слова показывают, что Крест был в большом почёте у христиан уже в апостольское время. А о том, как относились к Кресту сами Апостолы Христовы говорят следующие слова святого Апостола Павла: “Я не желаю хвалиться, Разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира” (Гал.6:14).
В первые века языческая власть преследовала и запрещала Христианство, поэтому христиане пользовались символами или таинственными знаками, ибо нужно было прятаться от язычников. Среди этих символов был Крест разной первоначальной формы. Такие Кресты верующие рисовали на всяких предметах, где только можно было: на сосудах, на дверях домов, на стенах катакомб, в которых молились, на гробах своих покойников; изображали его у себя на челе, на груди. По этому признаку язычники узнавали христиан и отдавали их на мучения. Древние памятники и акты 1-3 веков полны христианских символов.
Долгое время язычники презирали Крест и смеялись над христианами, называя их, в насмешку, крестопоклонниками. Но в 313 году император Константин Великий знаменитым Миланским эдиктом дал свободу Христианской Церкви, и с этого времени Крест получил всеобщее почитание. Немного позже, именно в 325 году, этот же император Константин Великий специальным эдиктом запретил смертную казнь через распятие на Кресте. После этого никого не казнили распятым.
Император Константин Великий сильно увеличил и закрепил всеобщее употребление Креста и его почитание. Этому способствовало чудесное знамение, виденное им в 325 году перед решительным боем с Максентием: сам Константин и его воинство видели среди белого дня в полдень на небе сияющий Крест, составленный из звёзд, а около креста надпись: “Эн туто ника” – “Сим победишь.” Это же видение повторилось Константину во сне. Имп. Константин понял, что это знамение указывало ему на Крест, которым он победит своего врага. Он приказал сделать изображение Креста на войсковых знамёнах, на щитах и на других военных орудиях. Константин победил своего врага. Это событие сделало перелом в жизни и политике Константина: он возложил все свои надежды на Христианство и стал верным христианином. До этого времени он был язычником. За верность Христу народ назвал его благочестивым, а Церковь позже причислила его лику святых. От Константина все византийские императоры – христиане, имели титул “благочестивейший,” а войска их “христолюбивыми.” Этот титул перешёл и к русским князьям и императорам, а также слово – “христолюбивый” к русскому воинству.
Мать императора Константина, святая Елена, была христианкой. После этих видений сына она решила найти Гроб Иисуса Христа и Его Крест. В свою очередь и сам император Константин задумал соорудить храм Воскресения Христова на месте Гроба Господня. Для этого нужно было вначале найти его. Нелегко это было сделать, потому что император Адриан (117-138) приказал засыпать пещеру Гроба Господня и сравнять её с землёй.
Для исполнения этого желания святая Елена отправилась в Иерусалим в 326 году. Долго продолжались розыски этих святынь. Наконец, после некоторого времени и по указанию одного старого еврея Крест Христов был найден, но с ним и другие два креста. Узнать Крест Христов было трудно, потому что дощечка с надписью: “Иисус Назарянин Царь Иудейский” лежала отдельно. Нужно было небесное свидетельство, и это свидетельство явилось чудесным образом. По совету патриарха Макария возлагали кресты один за другим на умершего. От возложения Креста Господня умерший воскрес. Таким чудесным образом был найден Крест Господень. Это событие собрало множество народа, желавшего видеть Крест Господень. Патриарх Макарий и царица Елена, став на возвышенном месте, поднимали Крест и показывали его народу. В память этого события Православная Церковь установила праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня 14(27) сентября. Явление Креста Господня в Иерусалиме празднуется 7(20) мая. Старый еврей, указавший место закопанного Креста Господня, принял Христианство и позже был Иерусалимским патриархом Кириаком. Тогда же был найден и Гроб Господень. На месте Гроба имп. Константин и цар. Елена соорудили величайший храм Воскресения Христова, который был торжественно освящён в 335 году. Память об этом празднуется 13(26) сентября.
Какой формы и вида был Крест Иисуса Христа, доселе археологами не определено с точностью. Но большинство древних свидетельств говорят о том, что он был четырёхконечный и высотою приблизительно в два обыкновенных мужских роста. Известно, что над головою Распятого Христа была прибита к кресту дощечка с надписью на трёх языках: еврейском, греческом и римском – “ Иисус Назарянин Царь Иудейский.” Кроме дощечки с надписью на кресте находилось подножие, о чём свидетельствуют древние историки Тертуллиан, Ириней, Иустин, Григорий Турский и другие. С древних пор существует мнение, что Крест Христов был составлен из разных видов дерева: продольный брус – из кипариса, поперечный – из финикового, подножие – из кедра, дощечка с надписью – из масличного дерева. Но это мнение основано лишь на апокрифических сказаниях.
Во время жестоких гонений христиане употребляли символическое изображение креста в виде сочетания двух букв “Х” и “Р” (первые две буквы имени Христа). Когда гонения прекратились, христиане начали изображать крест в его настоящей форме. При начертании креста буква “ Х” писалась именно в виде равностороннего четырёхконечного креста. Такой формы крест был распространён среди греков, почему и крест этот назван греческим. Сам Константин Великий возложил золотой крест на гробницу святого Апостола Петра в Риме – греческой формы. В 4-м веке изображался он на монетах императоров Валентина и Проба. Император Валентин 3-ий и его супруга имели кресты на своих коронах.
Позже греческий крест был занесён вместе с Христианством в древнюю Русь. Здесь он получил название Корсунского, по имени древнего города Корсуня (Херсонеса на юге России), потому что из этого города привёз его в Киев святой князь Владимир. Древнейший экземпляр такого креста хранился в Московском Успенском соборе. С этого времени греческий крест широко распространился по всей России. Его обычно ставят на священных предметах, на церковных облачениях. Архиерейские наперсные кресты в древности имели иногда форму греческих крестов. Эти же кресты встречаются в древних церковных орнаментах и фресках. По форме греческого креста часто строили наши храмы. Наконец, мы осеняем себя крестным знамением в виде греческого креста. Этот крест ныне господствует у всех православных народов.
Греческий крест. Как древний, первоначальный крест пользовался большим уважением во всём христианском мире. Греция, Италия и Швейцария включили его в свои государственные эмблемы и изображают его на своих национальных флагах. Международный Красный Крест имеет форму греческого креста. Этот же крест находится на многих старинных княжеских и дворянских гербах. Одно из созвездий южного полушария в глубокой древности названо “Южный Крест,” ибо это равносторонний крест.
Этот крест с древнейших времён, особенно с 5-го века, во всём христианском мире ставился на официальных бумагах вместо подписи неграмотных людей, вследствие чего эти бумаги приобретали юридическую силу. В древности, епископы, подписывая акты Собора, ставили перед своей подписью греческий крестик, что заменяло присягу. Позже тоже самое делали светские лица, о чём были эдикты (распоряжения) византийских императоров. Три крестика, под каким-либо актом придавали ему сугубо юридическую силу и за нарушение его налагали двойное наказание. Обычай ставить крестик на письмах сохранился до наших дней в практике православных епископов. Греческим крестиком начинались все древние славянские грамоты и надписи, напр.: надпись болгарского царя Самуила 993 г., надпись на нашем так называемым Тмутараканском камне 1068 г. Этот крестик означал призывание имени Господа на то дело, о котором была речь в акте или надписи. Это своего рода присяга на кресте. На давних печатях мы видим также греческий крест, напр., на печати кн. Юрия Львовича (1300-1308 г.). На рецептах врачи ставят греческий крестик. В древности, когда врачи были верующими, этот крестик означал, что для излечения больного нужна сила Животворящего Креста Господня. Приступая к осмотру больного, врач осенял себя крестным знамением.
Но с течением времени первоначальная форма греческого креста постепенно изменялась. В Латинской (Римской) Церкви уже очень рано выработался свой особый крест, называемый латинским. Латинского креста нигде не найдено на Руси. Это свидетельствует о том, что святой князь Владимир принял Православную веру от греков и ничего общего не имел с Римом. Ныне католическая пропаганда старается внушить всем, что будто бы древние русские князья, в том числе святой Владимир, признавали римского папу. Но утверждение это не верно и является пропагандным маневром Ватикана с целью обращения русских в римо-католичество восточного обряда.
Те Церкви, которые образовались из Римо-Католической в 16 веке, сохранили у себя крест латинской формы. К таким церквам принадлежит ныне: Евангелическо-Лютеранская, Английская, кальвинисты.
Отдельно для Римских пап был выработан специальный крест. Этот крест называется папским и употребляется только папами (восьмиконечный, с нижней перекладиной под прямым углом). Кроме пап особый крест имеют кардиналы Римо-Католической Церкви, так называемый кардинальский или лотарингский (шестиконечный). Эти кресты употребляются кардиналами и являются отличиями их сана.
В России известен так называемый крест Андреевский. Имеющий форму буквы “Х.” На кресте такой формы был распят, по преданию святой Апостол Андрей Первозванный, побывавший с апостольской проповедью на Киевских горах.
Греческий крест изменялся на своей родине, изменялся и на Руси. Изменение состояло в том, что концы его немного утолщались и закруглялись, а нижняя часть удлинялась. Такой формы крест ставили на куполах храмов, на иконостасах, за престолом, клали на престолы. Этот изменённый греческий крест употребляется в православных странах.
Весной 1938 года в Геркулануме, находящемся у подошвы вулкана Везувия и залитом лавой во время извержения вулкана, в августе 79 года по Р.Х., одновременно с городом Помпеей, на стене маленькой комнаты, расположенной на верхнем этаже одного из самых лучших домов найден выдавленный в стене и обведённый красками, довольно большой крест, размером 60Х45 см. Эта находка свидетельствует о том, что уже очень рано начал употребляться Христианский крест.
Древняя Русь приняла Христианство от греков, а вместе с религией взяла и греческую форму креста. Но с древнейших времён начал вырабатываться у нас особой формы крест, отличный от греческого и латинского – крест восьмиконечный. С течением времени этот восьмиконечный крест распространился по всей России и стал как бы русским национальным крестом. Купола храмов в России венчались этим крестом. Его ставили на облачениях на престоле, на аналои, на столики, а также на престольных Евангелиях и многих других священных предметах. Этой формы крест встречается всюду, где только живут русские православные люди. Украинцы (малороссы) считают его своим народным крестом. У греков, болгар и сербов этого креста нет. У них крест греческий.
Идея восьмиконечного креста родилась на фоне древнейшего христианского предания, повествующего, что Крест Христов состоял из трёх древ: кипариса, певга (сосны) и кедра. Всё это основано на словах пророка Исаии: “Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и пегв и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих” (60:13). Вместе с тем здесь заключается идеология трех размерного (восьмиконечного) креста, ибо ясно указывается на подножие, т. е. древо, к которому были пригвождены ноги Христовы.
Это подножие изображается на кресте либо вертикально, либо наклонно: справа налево, причём правый конец выше, левый ниже. Богословская наука объясняет, почему именно это подножие или нижняя перекладина перекрещивается справа налево вниз. Об этом в рукописной книге “Алфавит” начала 17 столетия читаем: “Чесо ради пишут у Креста Христова подножек десную страну подъемшуся горе, а шуюю понизшуся долу?” – “За еже на Крест стоя, главу преклони надесно, да преклонить вся языки веровати и поклонитися Ему, того ради облегчи десную ногу, да облегчатся грехи верующих Он, и во второе пришествие Его возьмут горе в сретение Его. А шуюю ногу того ради отягчи и подножку долу поникшуся, да неверующий отягчаются и снидут в ад.” Указания на эту тему находятся и в других старых книгах 17-18 веков, писанных главным образом в Киевской Руси.
Таким образом, все объяснения укосного подножия или нижнего рамени Креста Господня носят символический характер. Если существование его на кресте предсказано пророками Исаией и царём Давидом, то о укосном подножии нет ясных и прямых объяснений. Святые Отцы Церкви: Тертуллиан (ок.155-ок.220 г.г), Ириней (130-202 гг. г.), Иустин Философ, Григорий Турский (538-594гг.) и другие определённо указывают на то, что Крест Иисуса Христа имел подножие, но они ничего не говорят о его укосности. Идея укосного подножия появилась в древней Руси и здесь она распространилась.
Восьмиконечный крест с укосным подножием является особенностью креста в России с древнейших времён.
9/22 марта 2015 г.Сегодня хотелось бы почтить память почившего клирика Русской Зарубежной Церкви - священника Валерия Алексеева, бывшего настоятеля Одесского храма в честь Царевича-мученика Алексия и духовника Свято-Иоанновского женского монастыря в Егоровке. Одна из его прихожанок написала краткое воспоминание о батюшке в честь его именин, которое отмечается в день сорока Севастийских мучеников. Надеемся, что те, кто хорошо знал о. Валерия, в свое время напишут о нем более подробное повествование, а сейчас ограничимся хоть и немногими, но теплыми и полными признательности, словами р. Б. Татианы.
"День празднования Святых четыредесяти мучеников Севастийских - это день тезоименитства протопресвитера о. Валерия, которого уже почти четыре года нет с нами. О. Валерий был замечательный пастырь, он так организовывал жизнь нашего прихода, что прихожане считали невозможным пропускать службы. А о. Валерий служил не только в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни. Он очень часто служил молебны и читал акафисты Божией Матери и святым. Мы участвовали в этом по мере наших сил и умения. Великопостные службы совершались с особым усердием.
О. Валерий заботился о благолепии храма – он очень многое делал в храме своими руками: от покраски стен и иконостаса до оформления и развешивания икон.
Наш приход осиротел без о. Валерия.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему протопресвитеру Валерию и сотвори ему вечную память!
Татьяна - прихожанка храма в честь Царевича-мученика Алексия"
Храм Св. Царевича-мученика Алексия в Одессе
Отец Валерий, как известно, составил службу свт. Филарету (Вознесенскому), ссылка на которуюЗДЕСЬ >>>
2/15 марта 2015 г. Фоторепортаж воскресного богослужения в Крестопоклонную Неделю Великого поста в Свято-Софийском кафедральном соборе (Болгарская Православная Старостильная Церковь), которое возглавил епископ Фотий Триадицкий.
В 1929 г. на о. Соловки, в страшном Соловецком концлагере, с приближением Пасхи началось усиление репрессий за религиозные убеждения и антирелигиозная пропаганда.
В конце октября 1929 г. в 4-ое отделение СЛОН (Соловецкий лагерь особенного назначения) на острове Соловки в Белом море с одним из этапов новых заключенных прибыл новый врач. Комендант лагеря привел его в 10-ю роту, где помещались работники санитарной части, ввел в камеру врачей и представил: «вот вам новый врач, профессор, доктор медицины, Михаил Александрович Жижиленко».
В течение третьей недели Великого поста 2015 г. три группы посетителей подвизались и укреплялись духовно в Благовещенском женском скиту в Австралии (Элмхерст, РПЦЗ), настоятелем которого является игумен Иоанн (Шмельц).
Паломникам организовали экскурсии по монастырю, также они участвовали в богослужениях и помогли с работой. Дай Бог им здоровья, спасения и многих лет!
Валерия Константиновна Хеке одна из немногих женщин последних столетий, которая занималась литургическим творчеством. Составленные ею службы были приняты для богослужебного употребления Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви заграницей.
Родилась Валерия Константиновна в семье директора страхового общества «Россия» на весь Кавказ и Закавказье. Семья была очень верующей, но мало церковной. Девочку водили в церковь по особо большим праздникам и в большинстве случаев не в приходские храмы, а в так называемые «домовые».
С ранних лет она стала изучать иностранные языки. С ее пятилетнего возраста в доме поселилась француженка-гувернантка, через два года прибавилась гувернантка-немка и с 11 лет стала приходить англичанка. Ее музыкальное образование было начато также рано. В Тифлисе, куда семья переселилась по службе отца, она стала брать уроки сперва у известного пианиста Л.Н. Пышнова, а потом у знаменитого А.К. Боровского. Валерия Константиновна оказалась очень талантливой ученицей и ей прочили блестящую музыкальную карьеру.
С 14 летнего возраста к ней стали приходить на дом преподаватели Закона Божия. Одним из них был о. Владимир Егоров, впоследствии замученный и утопленный в море большевиками, который оказал на свою ученицу большое влияние, приучив ее к чтению жития святых и вообще церковной литературы. Отец Владимир преподавал так горячо и увлекательно, что даже отец Валерии Константиновны заинтересовался уроками и просил разрешения на них присутствовать. В девочке загорелся дух проповеднической ревности, и она безбоязненно стала полемизировать с безбожниками, когда они захватили Тифлис и реквизировали дом Губановых. При помощи итальянского консула и др. Друзей семье удалось через Батум попасть в Константинополь, а оттуда окончательно устроиться в Белграде, где отцу Валерии Константиновны удалось поступить на приличное место в страховую компанию, которая прежде была филиалом «России».
В Белграде Валерия Константиновна поступила на Богословский Факультет, а в 1936 году вышла замуж за Павла Александровича Хеке, немца, принявшего православие и ставшего потом священником в Германии. При окончании войны о. Павел был арестован коммунистами и больше не вернулся к своей семье. Молодая матушка осталась с болевшей матерью на руках и тремя маленькими детьми. Поскольку большевики стали часто вызывать ее на допросы, она предприняла шаги к тому, чтобы перебраться в западную часть Берлина, что и удалось осуществить. При бомбардировках Берлина семья потеряла почти все свое имущество, включая и редкие книги, а также часть уже составленных прежде служб. К счастью в другом месте сохранились черновики, и они окончательно не пропали. Из Берлина удалось перебраться в Мюнхен, где Валерия Константиновна устроилась, работая в различных американских организациях. Семья жила по разным беженским лагерям, пока не переехали в Иерусалим, по приглашению игуменьи Гефсиманского монастыря Марии. К тому времени подросли дети, и пришлось заботиться об их университетском образовании. Поэтому семья переехала в Бейрут, где Валерия Константиновна преподавала иностранные языки в двух разных школах. Тем временем пришел срок получения визы в Америку и все переехали в сентябре 1958 года в Нью-Йорк.
Валерия Константиновна с детства любила писать. Потом в юности стала писать стихи, но не духового содержания, ибо считала, что последние носят какой-то слащавый характер. Стихотворческое устремление и почитание разных святых побудило ее заняться составлением служб. Из целого ряда составленных Валерией Константиновной служб особенно выделяется служба чудотворной иконе Божией Матери Курско-Коренной. Эту службу лично читал покойный Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий), который остался очень ею доволен, и сделал при этом несколько небольших примечаний. По чьему желанию была составлена служба Курско-Коренной иконе сказать трудно, но, по-видимому, особенно настаивал на ее написании архиепископ Курский и Обоянский Феофан.
Службы, составленные Валерией Константиновной, неизменно утверждались Архиерейским Синодом для богослужебного употребления и всегда удостаивались высокой похвалы и митрополита Антония и митрополитов Анастасия (Грибановского) и Филарета (Вознесенского). Службы небесным покровителям последних тоже составлены Валерией Константиновной.
Сохранилась фотография с надписью: «г-же Кассии». Так надписал подаренную Валерии Константиновне свою фотографию Блаженнейший митрополит Антоний.
Скончалась Валерия Константиновна 28 марта 1986 у себя дома, в пригороде города Нью-Йорка. Ее нашли молящейся на коленях у своего красного угла – у нее в комнате было около 200 икон. Похоронена она на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле.
Список служб, составленных Валерией Константиновной Хеке:
Явление Чудотворной иконы Божией Матери Курско-Коренной (одобрена в Югославии с благословения Блаж. Митрополита Антония)
Св. блаж. царице Феофании
Свв. муч. Кириакии, Валерии и Марии
Преп. Павлу Препростому
Преп. Иоанну, Ираклемону, Андрею и Феофилу (Одобрены 17/30 июня 1938 года)
Преп. Спиридону и Никодиму просф. (Одобрено 8/21 декабря 1951 года)
Прав. Филарету Милостивому
Преп. Таисии (Одобрены 16/29 декабря 1956 года)
Свящмуч. Иренею Сремскому
Преп. Анастасию Синаиту
Преп. Исидоре Тавенской
Явление Чудотворной иконы Божией Матери именуемой Козельщанской
Свв. мученицам Зинаиде и Филонилле
Св. царице Тамаре
Явлению Чудотворной иконы Божией Матери Леснинской
Св. патриарху Иерусалимскому Ювеналию
Св. мучц. Агнии
Св. преп. Бригите Кильдарской
Св. королю Эдуарду
Св. Патрикию, просветителю Ирландии
Св. блаженной Ксении, страннице Петрова града
Св. мученику Мираксу
Канон:
Св. муч. Севастиану
Акафист:
Чудотворной иконе Божией Матери Курско-Коренной
Для Требника:
Чин благословения воздушного путешествия
Молитвы на освящение самолетов и колесниц
Составлено по статье из «Церковной жизни» и по Словарю русских женщин-писателей
Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих, за что обещает благополучную и долгую жизнь. И как отрадно родителям бывает видеть такую любовь своих чад!
17.03.2015. Указом Первоиерарха РПЦЗ №166(238) Марк Котляров освобожден от должности казначея Архиерейского Синода РПЦЗ. На эту должность Указом №167(239) назначена Ксения Татьяненко (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.).
Никогда нельзя недооценивать прочную власть зимы в северной части штата Нью-Йорк. В то время как горы все еще были покрыты снегом, Свято-Николаевский монастырь в Констанции (Нью-Йорк, США, РПЦЗ) согревался сердцами двадцати женщин, с помощью молитвы и общения, на проходившем говении с пятницы 13 марта по воскресенье 15 марта 2015 г.
Участники начали собираться в монастыре уже накануне. В то время как священник Даниил Месчтер и матушка Ирина путешествовали на машине из Делавэра, некоторые прибыли по воздуху из Чикаго и Вашингтона (округ Колумбия). Однако те, которые проделали большее расстояние, были наши уважаемые гости - мать Иустина и мать Варвара из монастыря Святой Елисаветы в Этна (штат Калифорния, ИПЦ Греции).
Когда возникла идея о женском говении, сразу же пришла на ум мысль пригласить мать Иустину выступить с докладом. Встретив ее в ходе моих предыдущих визитов в ее монастырь, я знала, что ее сильная вера и навыки рассказчицы позволят ей провести духовно поучительную лекцию. И она не разочаровала; хотя название ее беседы "Развитие Православной Церкви в Швеции" звучит довольно прозаично, ее выступление было совсем не скучным и не банальным. Все были тронуты описанием событий в жизни ее отца, приведшие его к переходу в православие из лютеранства (сейчас он владыка Йоханнес, епископ ИПЦ Греции на покое в Швеции), а также испытаний, которые она прошла во время своего взросления в православии в слишком светской и социалистической Швеции. Наряду с отчетом о православной жизни в Швеции, мать Иустина также ознакомила нас с некоторыми назиданиями Митрополита Киприана, которые она почерпнула во время своих посещений в греческий монастырь, на тему роли женщин в Церкви. Ее слово здесь: www.dropbox.com/s/q1e5l7c5jgwhxk3/Mother%20Justina.aiff?dl=0
Не столь красноречиво (возможно, ввиду обремененности заботами проведения говения: выдержит ли крыша помещения от веса тяжелого снега!), но ощущая поддержку и доброту своих гостей, м. Агапии удалось изложить несколько слов о святых женах Палестины. Ее любовь и знания о Святой Земле несомненны, как и ее любовь к своей бабушке по отцовской линии. Так же, как и в рассказе м. Иустины, эти жены были приведены в пример в качестве того, какой путь могут принять сегодня современные женщины, чтобы не только укрепить свою веру, но, что еще более важно, обеспечить православное воспитание своим детям в эти решительно не-христианские времена.
Поскольку слова имеют свое подкрепление именно в богослужении, где вера наиболее усиливается, то наряду с общением во время говения прошел полный цикл церковных служб. Мы благодарны отцу Даниилу, а также регентам Селесте Энгельгардт и Элизабет Priebe, которые провели для нас все виды служб в течение трех коротких дней.
С их помощью были отслужены Литургия Преждеосвященных Даров в пятницу утром и в тот же вечер - заупокойная утреня, где молились за всех усопших, имена которых поминаются в монастыре. Лиза Priebe взяла на себя задачу проведения довольно уникальной утрени в тот вечер, сочетая отпевание с постной службой. В пятницу днем она дала краткое объяснение, в чем порядок данной утрени отличается от других.
По окончании субботних бесед, те, кто не были вынуждены уехать в свои приходы на ближайшую службу Поклонения Креста, остались в монастыре и приняли участие в правиле для подготовки к причащению; исповедовались, а затем молились на Всенощном бдении и Божественной литургии на следующее утро.
Пройдя половину Великого Поста и используя это время для усиленной молитвы и духовного общения, все мы находимся в ожидании радостного и светлого дня Пасхи!
9/22 марта 2015 г. Фоторепортаж воскресного богослужения в Четвертую Неделю Великого поста в Свято-Успенском соборе (Болгарская Православная Старостильная Церковь). Память Сорока Севастийских мучеников. Богослужение возглавил епископ Фотий Триадицкий.
В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
«Настольная книга священнослужителя», т. 3
Тропарь Севастийским мученикам
Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.
«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».
О святых Севастийских мучениках
Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подражать им в подобных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтоб и тебе соделаться мучеником в произволении, и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ним наград. А нам открывается случай подвизаться не одному мученику, и не двум только мученикам, даже не десятью ограничивается число ублажаемых: но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали одинаковое терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночеснтых венцов славы.
Что же делал преобладавший тогда? Он был искусен и обилен в средствах, то обольщать ласками, то совращать угрозами. И их сперва хотел очаровать ласками, пытаясь ослабить в них силу благочестия. Он говорил: «Не выдавайте своей юности; не променивайте этой сладостной жизни на безвременную смерть. Привыкшим отличаться доблестью в бранях не прилично умиреть смертию злодеев». Сверх сего обещал им деньги. И это давал им, и почести у царя, и одарял чинми, и хотел одолеть тысячами выдумок. Поелику же они неподдались такому искушению, обратился к другому роду ухищрений: стращал их побоями, смертями, изведанием несноснейших мучений.
Так действовал он! Что же мученики? Говорят: «Для чего, богопротивник, уловляешь нас, предлагая нам эти блага, чтоб отпали мы от живого Бога и поработились погибельным демонам? Для чего столько даешь, сколько стараешься отнять? Ненавижу дар, который влечет за собою вред; не принимаю чести, которая бывает матерью бесчестия. Даешь деньги, но они здесь остаются. Делаешь известным царю, но отчуждаешь от Царя истинного. Что так скупо и так не много предлагаешь нам из мирского? Нами презрен и целый мир. С вожделенным для нас упованием нейдет и в сравнение видимое. Видишь это небо: как прекрасно смотреть на него, как оно величественно! Видишь землю: как она пространна и какие на ней чудеса! Ничто из этого не равняется блаженству праведных. Ибо это преходит, а наши блага пребывают. Желаю одного дара – венца правды; стремлюсь к одной славе – к славе в Царстве Небесном. Ревную о почести горней: боюсь мучения, но мучения в геене. Тот огонь мне страшен, а этот, которым вы угрожаете, мне сослужебен. Он умеет уважать тех, которые уважают идолов. Стрелы младенец, как рассуждаю, язвы ваши (Пс. 63, 8), потому что поражаешь ты тело, а оно, если долго выдерживает удары, светлее венчается, а если скоро изнемогает, избавится от таких судей-притеснителей, которые, взяв в услужение себе тело, усиливаетесь возобладать над душою, которые, если не будете предпочтены Богу нашему, как будто претерпев от нас крайнюю обиду, раздражаетесь и грозитесь этими страшными мучениями, ставя нам в вину благочестие. Но не найдете нас ни робкими, ни привязанными к жизни, ни легко приводимыми в ужас, и это потому, что любим Бога. Мы умеем терпеть, когда колесуют, вывертывают члены, жгут на огне; мы готовы принять всякий род истязаний».
Когда выслушал сие это человек гордый и бесчеловечный: не терпя дерзновения сих мужей и вскипев яростию, стал рассуждать сам с собою, какой бы найди ему способ, чтоб приготовить им смерть и продолжительную и вместе горькую. Нашел наконец, и смотрите, как жестока его выдумка! Обратив внимание на свойство страны, что она холодна, на время года, что оно зимнее, заметив ночь, в которую стужа простиралась до наибольшей степени, а притом дул еще и северный ветер, дал он приказание, всех их обнажив, уморить на открытом воздухе, заморозив среди города.
Выслушав тогда это повеление (рассуждай по этому о непобедимом мужестве мучеников), каждый с радостию сбросил с себя последний хитон, и все потекли на встречу смерти, какою грозила стужа, поощряя друг друга, как бы шли к расхищению добычи. «Не одежду скидаем с себя, – говорили они, – но отлагаем ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных (Еф. 4, 22). Благодарим Тебя, Господи, что с этою одеждою свергаем с себя грех; чрез змия мы облеклись, чрез Христа совлечемся. Не будем держаться одежд ради рая, который потеряли. Тяжко ли для раба потерпеть, что терпел и Владыка? Лучше же сказать, и с самого Господа мы совлекли одежды. Это была дерзость воинов; они совлекли и разделили по себе Его одежды. Поэтому загладим собою на нас написанное обвинение. Жестока зима, но сладок рай; мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Не долго потерпим, и нас согреет Патриархово лоно. За одну ночь вменяем себе целый век. Пусть опаляется нога, только бы непрестанно, ликовать с Ангелами! Пусть отпадает рука, только бы иметь дерзновение воздевать ее ко Владыке! Сколько наших воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному? Ужели мы не пожертвуем своею жизнию из верности Царю истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев? Ужели мы не вынесем смерти за правду? Не уклонимся товарищи, не обратим хребта диаволу. Есть у нас плоть, не пощадим ее. Поелику непременно должно умереть, то умрем, чтоб жить. Да будет жертва наша пред Тобою, Господи (Дан. 3, 40). Как жертва живая, благоугодная Тебе, да будем приняты мы, всесожигаемые сим хладом, – мы, приношение прекрасное, всесожжение новое, всеплодствуемое не огнем, но хладом».
Когда же мученики подвизались, а страж наблюдал, что произойдет: видит он необычайное зрелище, видит, что какие-то силы сходят с небес, и как бы раздают воинам великие дары от Царя. И всем прочим разделили они дары; одного только оставили они не награжденным, признав его недостойным Небесных почестей; и это был тот, который, вскоре отказавшись от страданий, перешел к противникам. Жалкое зрелище для праведных! Воин-беглец, первый из храбрых – пленник, овца Христова – добыча зверей. Но еще более было жалко, что он вечной жизни не достиг, и не насладился настоящею; потому что плоть тот час у него рассыпалась от действия на нее теплоты. Но как этот животолюбец пал, без всякой для себя пользы для себя преступив закон: так исполнитель казни, едва увидел, что он уклонился и пошел к бане, сам стал на место беглеца, и сбросив с себя одежды, присоединился к обнаженным, взывая в один голос со святыми: Я христианин! И внезапностию перемены изумив предстоящих, как число собою восполнил, так и своим присоединением облегчил скорбь об ослабевшем, поступив по примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам! Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1, 1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей.
Прошения ваши будут приличны мученикам. Юноши да подражают им, как сверстникам; отцы да молятся о том, чтоб быть родителями подобных детей; матери да изучают повествуемое о доброй матери. Ибо матерь одного из сих блаженных, увидев, что другие уже скончались от хлада, а сын ее по крепости сил и терпеливости в мучениях, еще дышит, когда исполнители казни оставили его в надежде, что переменится, сама, взяв собственными своими руками, положила его на колесницу, на которой везли прочих к костру. Вот в подлинном смысле матерь мученика! Она не пролила слезы малодушия, не произнесла ничего низкого и недостойного по времени; но говорит: «Иди, сын, в добрый путь со сверстниками и с товарищами; не отставай от сего лика; не позже других явись ко Владыке». Вот подлинно доброго корня добрая отрасль! Доблестная матерь показала, что питала его более догматами благочестия, нежели млеком. Так был он воспитан, так предпослан благочестивою матерью! А диавол остается посрамленным: потому что, восставив на мучеников всю тварь, увидел, что все побеждено доблестию их, – и ветреная ночь, и холод страны, и время года, и обнажение тел.
Святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло Небо; вам отверзлись врата рая. Зрелище достойное Ангельского воинства, достойное патриархов, пророков, праведников; мужи в самом цвете юности презревшие жизнь, паче родителей, паче детей возлюбившие Господа! Находясь в возрасте наиболее полном жизни, вменили они ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога в членах своих: став позором миру, Ангелом и человеком (1 Кор. 11, 9), восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых. Все, воздвигнув один победный памятник за благочестие, украсились одним венцом правды, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.
Православная Церковь, переживая эти священные седмицы великого поста, учрежденного для покаяния и освящения верующих, предлагает на воскресных литургиях такие чтения из св. Евангелия и Апостола, в которых содержатся глубоко поучительные вещи для людей, проходящих подвиг покаяния и воздержания.