Празднование Владимирской икон Божией Матери
Празднованіе Владимірской иконѣ Божіей Матери
(Въ чемъ заключается тайна спасительнаго заступленія Божіей Матери за Россію?)
I. Празднованіе Владимірской иконѣ Пресвятой Богородицы, нынѣ совершаемое, установлено по слѣдующему случаю. Въ 1480 г., не получая дани отъ русскихъ, ханъ Золотой орды Ахметъ двинулся на Россію, чтобы разграбить ее и разорить столицу — Москву. Онъ дошелъ уже до рѣки Угры, которую русскіе называли поясомъ Богоматери, охраняющимъ московскія владѣнія. Москва была въ страхѣ, и всѣ молились о спасеніи. Царь Іоаннъ III рѣшился бороться съ ханомъ и сталъ съ войскомъ на берегу Угры, противъ полчищъ татарскихъ. Онъ велѣлъ войску отступить отъ берега, но татарамъ вообразилось, что русскіе заманиваютъ ихъ въ сѣти — вызываютъ на бой, приготовивъ засаду. Тогда великій страхъ объялъ хана, и онъ гонимый сильнѣйшимъ страхомъ поспѣшилъ удалиться, оставивъ множество добычи русскимъ. Современники справедливо приписывали это спасеніе отъ татаръ заступленію Пресвятой Богородицы, и установили 23 іюня праздникъ Владимірской иконѣ съ крестнымъ ходомъ.
II. Братія христіане! воспоминая милости Богоматери, отъ древнихъ лѣтъ являемыя отечеству нашему, къ чему мы обязываемся? Если Богоматерь такъ милосерда къ намъ грѣшнымъ, такъ любитъ правовѣрующій родъ христіанскій, то очевидно и намъ надлежитъ особенно заботиться о томъ, чтобъ этой любви Богоматерней соотвѣтствовать своею благодарною любовію.
Болѣе всего намъ должно крѣпко блюсти чистоту нашей вѣры и жизни, чтобы заслужить благоволеніе Богоматери, Которая не можетъ взирать Своимъ чистѣйшимъ взоромъ ни на что нечистое и порочное, гнѣздящееся въ душѣ человѣка, доколѣ человѣкъ не сознаетъ этой нечистоты своей и не постарается омыть ее слезами покаянія.
Вникая въ событія отечественной нашей исторіи, мы убѣждаемся, что вѣра, молитва и святость жизни угодниковъ Божіихъ, жившихъ въ землѣ русской, въ особенности привлекали благоволительный взоръ Богоматери на предковъ нашихъ и приближали дивную Ея помощь во дни тяжкихъ общественныхъ бѣдствій. Представители земли русской преподобные Антоній и Ѳеодосій печерскіе, преподобный Сергій радонежскій, святители Петръ, Алексій, Іона и Филиппъ, Фотій и Кипріанъ и многіе другіе своими святыми молитвами воздвигали на ходатайство Богоматерь и низводили Ея помощь отечеству нашему во время благопотребное. Но слышите, что говоритъ Самъ Господь чрезъ пророка объ израильскомъ народѣ? «Аще предстанутъ Моисей и Самуилъ предъ лицемъ Моимъ, нѣсть душа Моя къ людемъ симъ» (Іер. 15, 1). И дѣйствительно, народъ израильскій, не смотря на то, что имѣлъ великихъ ходатаевъ предъ Богомъ въ лицѣ своихъ праотцевъ и пророковъ, былъ преданъ въ руки враговъ, отвергнутъ Богомъ и разсѣянъ по землѣ, потому что этотъ народъ, измѣнявшій Богу отцевъ своихъ, впадавшій въ идолопоклонство и нечестіе, многократно избивавшій пророковъ, посылаемыхъ Богомъ, и наконецъ распявшій истиннаго Мессію, Христа Спасителя, былъ совершенно недостоинъ любви Божіей. Значитъ, ходатайственныя молитвы святыхъ — друзей Божіихъ не всегда могутъ быть дѣйствительными къ отвращенію гнѣва Божія отъ людей, если ихъ грѣхи превышаютъ долготерпѣніе Божіе. Значитъ, если Господь и Пречистая Богоматерь внимали молитвенному ходатайству св. угодниковъ Божіихъ, предстательствовавшихъ о землѣ русской, то это свидѣтельствуетъ, что наши предки своею вѣрою и благочестіемъ заслуживали небесную помощь. И дѣйствительно, святой залогъ вѣры православной въ нашемъ отечествѣ сохранился цѣлымъ и неприкосновеннымъ, не смотря на многократно бывшія искушенія измѣнить Богопреданной вѣрѣ, напримѣръ, во время нашествія татаръ и поляковъ. Предки наши въ эти бѣдственныя времена не только не впали въ измѣну своей Богопреданной вѣрѣ и благочестивымъ обычаямъ, но еще болѣе укрѣплялись въ своемъ благочестіи.
Не были, конечно, они свободны отъ грѣховъ, но всегда съ покаяніемъ и, смиренною молитвою повергались предъ Богомъ, предъ Пречистою Богоматерію и св. угодниками Божіими. Никогда не забывали они милостей Божіихъ, но увѣковѣчивали память о нихъ сооруженіемъ священныхъ храмовъ, которые и до нынѣ красуются особенно въ древнихъ городахъ отечества нашего, свидѣтельствуя о благочестіи нашихъ предковъ. Вотъ въ чемъ, братія, заключается тайна спасительнаго покрова Богоматери надъ Россіею!
III. Будемъ, братія, и мы вѣрными подражателями благочестивыхъ нашихъ предковъ въ вѣрѣ и благочестіи, а также и въ сердечномъ ихъ покаяніи во грѣхахъ, — тогда только и будемъ достойны молитвеннаго ходатайства за насъ Пречистой Богоматери и святыхъ угодниковъ Божіихъ. Аминь. (Составл. по «Житіямъ святыхъ» Филарета, архіеп. черниг. и № 28 «Воскр. бесѣд.» изд. при Общ. любит. духовн. просвѣщ. 1884 г.).
Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 471-472.
Метки: история церкви, владимирская икона