Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.
Изъ всѣхъ апостоловъ св. Церковь особенно прославляетъ Петра и Павла, называя ихъ славными, всехвальными, первопрестольными и первоверховными.
Такая высокая честь воздается имъ за тѣ великіе труды и подвиги въ дѣлѣ евангельскаго благовѣствованія, какіе они на себя приняли. Даже св. Златоусть затруднялся отдать кому-либо изъ нихъ болѣе предпочтенія, неоднократно называя обоихъ ихъ столпами Церкви. Цѣлая книга Дѣяній Апостольскихъ преимущественно повѣствуетъ только о благовѣстническихъ трудахъ апп. Петра и Павла; прославляетъ «Петра, какъ предначавшаго изъ лика апостоловъ — исповѣдывать Іисуса Христа Сыномъ Бога живаго; Павла же какъ паче иныхъ потрудившагося и причисленнаго къ высшимъ Духомъ Святымъ (2 Кор. 11, 5); одного за твердость, другаго за свѣтлую мудрость».
Святый ап. Петръ Симонъ, уроженецъ Виѳсаиды, старшій братъ ап. Андрея Первозваннаго, былъ человѣкъ пылкаго, увлекающагося характера. Не книжный, рыбарь, простой и богобоязненный, онъ по первому призванію Господа, оставилъ свои рыболовныя сѣти и послѣдовалъ за Христомъ. И Господь всегда отличалъ Петра за его безграничную преданность: былъ онъ свидѣтелемъ божественной славы Христовой во время Его Преображенія на Ѳаворѣ, божественной славы при воскрешеніи дочери Іаира, ходилъ, по соизволенію Господа, по водамъ на озерѣ Тиверіадскомъ. Спаситель посѣщалъ домъ Петра и исцѣлилъ болѣвшую горячкой его тещу. Однако сильное исповѣданіе Петромъ Господа, какъ Сына Бога живаго, не удержало его впослѣдствіи отъ троекратнаго отреченія отъ своего Учителя въ ночь Іудина предательства.
Такъ слабъ и малодушенъ иногда бываетъ человѣкъ по своей склонности ко грѣху природѣ! Но отступничество Петра было искуплено его искреннимъ раскаяніемъ, и скоро падшій апостолъ услышалъ отъ Господа любвеобильныя слова: «паси овецъ Моихъ», что означало прощеніе и возстановленіе Петра въ званіи апостола. Въ день Пятидесятницы уже мы видимъ его произносящимъ вдохновенную рѣчь о событіи Св. Духа, послѣдствіемъ чего было обращеніе ко Христу нѣсколькихъ тысячь человѣкъ. Проповѣдь его нерѣдко сопровождалась чудесами, что придавало словамъ его неотразимую убѣдительность. Больные исцѣлялись не только по одному его слову, но даже отъ прикосновенія къ нимъ одной тѣни проходящаго Петра, мертвые воскресали, об/с. 135/личаемые въ преступленіи падали мертвыми (Дѣян. 5, 15; 11, 40; 5, 10). Обладая такими благодатными чудотвореніями, Петръ пользовался среди другихъ апостоловъ лишь первенствомъ чести, а не власти. О дѣлахъ Церкви онъ предлагалъ для разсмотренія собору апостоловъ (Дѣян. гл. 15), который посылалъ его наравнѣ съ прочими на дѣло евангельской проповѣди. Другіе апостолы считали его своимъ соработникомъ на нивѣ Христовой, но не начальникомъ: апостолъ Павелъ возражалъ ему (Гал. 11, 11). Петръ совершилъ шесть путешествій по странамъ Малой Азіи, обращая слово спасенія къ іудеямъ разсѣянія, живущимъ въ Каппадокіи, Галатіи, Понтѣ, Виѳиніи. Для укрѣпленія вѣрующихъ въ благочестіи написалъ два посланія, которыя дошли до насъ съ именемъ соборныхъ. Послѣ Успенія Богоматери ап. Петръ совершилъ послѣднее путешествіе. Изъ Іерусалима онъ отправился въ Египетъ, отсюда отплылъ въ Британію, изъ Британіи въ Грецію. Побывавъ въ Коринѳѣ и другихъ греческихъ городахъ, прибылъ въ Римъ около 67 года по Р. Хр. Въ Римѣ съ особеннымъ усердіемъ благовѣствовалъ вѣру Христову, и труды его вознаграждались умноженіемъ числа вѣрующихъ. Здѣсь апостолъ обличалъ Симона волхва въ его чародѣйствѣ и обратилъ ко Христу двухъ женъ, любимыхъ императоромъ Нерономъ (Чет. М., 29 іюня). Эти два обстоятельства для жестокаго Нерона послужили поводомъ предать св. апостола позорной крестной смерти. Это было 29 іюня 67 г. по Р. X. Святый апостолъ только просилъ своихъ мучителей распять себя головою внизъ, чтобы его смерть на крестѣ отличалась отъ смерти его Божественнаго Учителя.
Святый апостолъ Павелъ-Савлъ, — уроженецъ киликійскаго города Тарса, по происхожденію іудей колѣна Веніаминова, по заслугамъ предковъ римскій гражданинъ, былъ воспитанъ знаменитымъ учителемъ іудейскимъ Гамаліиломъ въ законѣ фарисейскомъ. Ревность Савла по законѣ вдыхала ему сильную ненависть противъ христіанъ. Еще юношей онъ одобрялъ казнь св. архидіакона Стефана и стерегъ одежды побивавшихъ его каменьями (Дѣян. 7, 58). До своего чудеснаго обращенія, по безотчетной преданности къ фарисейству, Савлъ терзалъ Церковь Христову и былъ гонителемъ христіанъ (8, 3). Но вотъ благодать Божія коснулась его сердца: на пути въ Дамаскъ явившійся Господь призвалъ его на служеніе Церкви Своей и, по выраженію Златоуста, Павелъ, учитель языковъ, духовный витія, сосудъ, избранный Духомъ Святымъ, съ своимъ немощнымъ тѣломъ обтекъ вселенную, покоряя подъ легкое иго Христово народъ, ко/с. 136/снѣвшій во тьмѣ грѣховной, — язычниковъ. «Премногая видѣнія и откровенія» руководили его въ дѣлѣ апостольскаго служенія. Жизнь его прошла въ непрестанныхъ путешествіяхъ по Малой Азіи, Греціи, даже до Рима, гдѣ онъ и пострадалъ при Неронѣ въ 67 г. по Р. X., будучи, какъ римскій гражданинъ обезглавленъ мечемъ. 14 посланій апостола Павла доселѣ служатъ для христіанъ неопровержимымъ свидѣтельствомъ его апостольской ревности и источникомъ христіанского ученія. Мощи святыхъ апостоловъ почиваютъ въ Римѣ.
Сколько вѣры, любви къ Богу и ближнимъ, преданности волѣ Божіей обитало въ душахъ св. апостоловъ! Они пронесли слово св. благовѣстія во всѣ концы вселенной, крестя вся языки, терпя зной, холодъ, жажду, гоненія, мученія, чтобы только послужить великому дѣлу спасенія рода человѣческаго! Вся почти извѣстная тогда вселенная оглашена ихъ благовѣстіемъ. Подлинно, «во всю землю изыде вѣщаніе ихъ и въ концы вселенныя глаголы ихъ». (Пс. 18, 5). («Воскр. День», 1890 г.).
Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ.Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 134-136.