Е. Тихомиров: Воскресение мёртвых
С славным пришествием Христовым воскреснут мёртвые и восстанут сущие во гробах, последует общее воскресение.
Истина воскресения мёртвых была известна ещё в Церкви ветхозаветной (1Цар 2.6; Втор 32.39; Пс 102.4;15.10;103.29-30; Ос 6. 1-2; Иез 37.1-14; Ис 26.19-20;52.1-2; Ос 13.14). В церкви же христианской она составляет такой догмат, которым необходимо предполагаются все другие основные догматы нашей веры, в особенности догмат об искуплении.
"Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают; ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор 15.12-22).
Но высказывает сам же апостол возражение против возможности воскресения мёртвых — "скажет кто-нибудь: как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?" (1Кор 15.35)?
Не знающие Писания и силы Божией вопрошают нас о воскресении тела совершенно так же, как саддукеи вопрошали Господа: "семь братьев имели одну жену, — в воскресении которого будет женою?" Тело разлагается на атомы, атомы входят в новые сочетания, — в воскресении как разберутся эти части без спора между их обладателями? — Не знают Писания, ни силы Божией. Пусть читают разрешение у апостола Павла: "семя бросаемое в землю хотя сгнивает, однако, воскресает", то есть, воскресает не то самое тело, которое опускается в недра земли и истлевает, а что есть в нем нетленного, то Божиею силою воссоздастся некогда в лучшее тело. Как и где сберегается это нетленное, ведает Бог; и как оно воссоздастся, ведает сила Божия. Мы знаем творческое: да будет; и сие знание выше всех земных познаний. Воскреснет тело наше, и упокоенный до времени дух восчувствует, наконец, полноту своего существования"[1].
Действие воскресения, или восстановления разрушенного телесного состава нашего, произойдёт силою всемогущества Божия, того самого всемогущества, которое некогда вызвало человека к бытию из праха земного. Живо верить в это будущее воссоздание человека даже легче и удобоприемлемее, чем в бывшее в шестой день творения, первоначальное создание человека. Там, при первоначальном происхождении человека, не было ещё личного человеческого духа, который должен был воодушевить телесный состав: здесь, при возсоздании нашего тела, есть уже самосознающий дух, который и устремится в возсозданное Богом тело наше. И самая материя разрушенных чрез смерть тел наших сохраняется промыслительной силой Божией и таким образом является готовой для воссоздания. Это последнее и совершится, лишь только всемогущей силой Божией составные части наших тел из сокровенных недр земли, из глубин моря и других случайных мест смерти возвращены будут к первоначальному своему совместному существованию, только более славному, чем прежде.
"Как ртуть, пролитая на каком-нибудь покатом и пыльном месте, раздробляется на мелкие шарики и рассыпается по земле, но, будучи кем-нибудь опять собрана в одно целое, сама собою сливается с однородным, ничего постороннего не принимая в свою смесь: так и человеческий состав без всякого затруднения и сам собою соединится в прежних своих частях, коль скоро последует Божие на то повеление"[2].
"Если Бог сотворил Адама из ничего, то гораздо удобнее Он может воскресить его в таком виде, в каком он был уже, потому что это семя было уже брошено в землю... Если земля произвела то, семени чего она не имела в себе; и если, не быв осемененною родила она в своей девственности: то что за несбыточное дело произрастить ей то, чего она имеет в себе семена, и родить, будучи осемененною"[3].
"Пусть будут смешаны различные семена растений (тебе слабому в вере и примеры представляю слабые), и сии различные семена растений будут находиться в одной горсти твоей: для тебя, человека, трудно ли или напротив легко различить, что находится в твоей горсти, и семена каждого растения по свойству их отделить и дать им своё место, чтоб росли? Так, ты можешь различить и привести в прежнее состояние, что находится в руке твоей: а Бог ужели не может различить и привести в прежнее состояние, что содержится в горсти Его"[4].
Но если не может быть никакого сомнения в возможности воскресения тел для воссоединения их с душами, то на чём мы можем основать необходимость этого воссоединения? По смерти тела, душа продолжает существовать одна, без тела, и могла бы продолжать это существование вечно, удостоившись — в качестве главной составной части существа человека — заслуженной награды или получив заслуженное возмездие за свою прошлую жизнь.
Преосвященный Макарий в своём Православно-Догматическом Богословии (том II, § 264) отвечает на этот вопрос так:
"На основании Слова Божия, вслед за св. Отцами церкви, можем рассуждать о самой необходимости воскресения мёртвых.
Во-первых, Слово Божие учит, что Сын Божий приходил на землю с целью спасти нас от греха и от всех следствий греха (Мф 18.11; Тит 2.14; Евр 2.14-15) и что Он приобрёл для нас Своими заслугами далее более, нежели сколько потеряли мы в Адаме (Рим 5.15,17). Но одно из гибельнейших следствий греха есть смерть: "возмездие за грех – смерть" (Рим 6.23); одна из величайших наших потерь во Адаме — потеря жизни по телу (Быт 3.19). Итак, по самому существу христианства необходимо, чтобы, "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор 15.22), чтобы не только был побеждён первый враг — диавол, но упразднился и последний враг — смерть (1Кор 15.26). Иначе цель пришествия Христа на землю, цель всего христианства не будет достигнута вполне: человек спасётся не весь, враги его будут не все побеждены, во Христе мы получим менее, нежели сколько потеряли во Адаме.
Во-вторых, Святые Отцы и учители церкви утверждали, что воскресения наших тел требуют и правда Божия, и премудрость. Правда: ибо тело человека участвует как в добрых делах души, так и в её беззакониях; след. по справедливости должно участвовать и в её вечных наградах или наказаниях.[5] Премудрость, ибо, по премудрости, Бог создал человека двухчастным, из тела и души, чтобы в этом виде он достигал своего предназначения: след. премудрость Божия не оправдалась бы от дел, если бы, рано или поздно, тело человека, по разлучении с душой, снова не соединилось с нею для составления полного человека".
Какими качествами будут отличаться воскресшие тела?
Они будут существенно те же, каковыми были в соединении с известными душами в продолжение земной жизни. Это видно из примера Христа Спасителя. Первенца из умерших, воскресшего из гроба в Своём собственном теле (Ин 20.25-27). Да это же прямо явствует и из самого понятия о воскресении, которое есть только восстановление, а не сотворение чего-либо нового.
Но с другой стороны воскресшие тела будут и отличны от настоящих тел: они восстанут в преображённом виде, по подобию воскресшего тела Христа Спасителя, который уничижённое тело наше преобразит так, что то будет сообразно славному телу Его (Фил 3.21). "Сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное" (1Кор 15.42-44). В этих словах апостола указаны те новые качества, которые наши тела приобретут после воскресения: они будут нетленны и безмертны (1Кор 15.53), славны или светоносны, подобно телу Христа Спасителя во время преображения Его на Фаворе (Фил 3.21; Мф 13.43), сильны, и крепки, непричастны немощам настоящей жизни, духовны, весьма тонки и легки. Одним словом, сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых, будут равны Ангелам (Лк 20.36; Мф 22.30).
Будут ли воскресшие тела праведников отличаться чем-либо от воскресших тел грешников? Несомненно, будут. Общими свойствами как тех, так и других будут нетление и безсмертие. Вострубит последняя труба, и мёртвые воскреснут нетленными (1Кор 15.52). Но несообразно было бы с существом дела думать, что и тела грешников восстанут в славе и просветятся. "Мы восстанем и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с Ангелами, если кто грешен, получить вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться" (Св. Кирилл Иерусалимский, огласит. поучение XVIII).
Даже и тела самих праведников не все будут обладать поименованными выше свойствами в одинаковой мере, а соответственно заслугам каждого. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд: и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мёртвых (1Кор 15.41-42). "Все восстанут и в той же силе, и в том же нетлении, и в той же славе нетления, — но не все в той же чести и несокрушимости" (Св. Иоанн Златоуст на 1-ое послание к Коринфянам, беседа 49-ая).
Одновременно с воскресением умерших и живые подвергнутся изменению, которое будет для них равнозначительно воскресению. "Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в безсмертие" (1Кор 15.51-53). Св. Иоанн Златоуст, объясняя это апостольское изречение, замечает: "Смысл его следующий: не все мы умрём, но все мы изменимся, даже и те, которые не умрут; ибо и они смертны"[6].
Е. Тихомиров. "Загробная жизнь", СПб. 1893 г.
Православная Жизнь, № 4, апрель 1972 г.
[1] Об основных истинах христианской веры, прот. Н. Сергиевскаго, стр. 176.
[2] Св. Григорий Нисский. О душе и воскресении. Русский перевод Моск. Дух. Академии. Ч. IV. стр. 1999.
[3] Св. Ιаков Низибийский. Слово о воскресении мёртвых, в Христ. Чт. 1837 г., ΙΙ, 32, 33.
[4] Св. Кирилл Иерусалимский. Огласит. поучение XVIII.
[5] Если бы одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна бы и получила венец; а если бы одна предавалась удовольствиям, то одна по справедливости была бы и наказываема. Поелику же душа не творит ни добрых, ни злых дел без тела, то по справедливости и душа и тело вместе получают воздаяние (Св. Иоанн. Дамаск. Точное излож. прав, веры, кн. IV, гл. 27).
[6] На 1-е послание к Коринфянам беседа 42, См. блаж. Феодорита на то же послание VI, 51.
Метки: история церкви, е.тихомиров