Преп. Феодор Студит: Слово на рождение святого пророка Иоанна Предтечи
1. Если бы наше слово было подобно многогласному соловью, благозвучно поющему въ весеннюю пору, то едва ли оно и въ такомъ случаѣ было въ состояніи воспѣть великій гласъ истины, рождающійся нынѣ; но такъ какъ наше слово и косноязычно и весьма незвучно, то какъ оно воспоетъ великую славу пророковъ, какъ прославитъ похвалу апостоловъ, какъ восхвалитъ чудо мучениковъ?
И на то слѣдуетъ обратить вниманіе, что въ отношеніи другихъ святыхъ одинъ другого превозноситъ похвалами — высшій высшаго, низшій — низшаго, прославляемаго же нынѣ Самъ Іисусъ Христосъ, Богъ и истина, поставляетъ выше другихъ, ибо говоритъ: не воста въ рожденныхъ женами болій Іоанна Крестителя (Матѳ. 11, 11). Если же такая превосходная похвала высказана великому Предтечѣ отъ божественнаго Слова, то развѣ можетъ нуждаться онъ въ нашемъ слабомъ словѣ, усердные слушатели? — Нисколько. Посему мы, только исполняя долгъ послушанія и заповѣдь отеческую, покажемъ наше дерзновеніе, чтобы освятиться черезъ одно воспоминаніе о Предтечѣ.
2. Итакъ, будемъ праздновать день сей, будемъ торжествовать праздникъ рожденія не только мы, здѣсь живущіе, но и вся окрестная страна мысленнаго Іордана (т. е. всѣ вѣрующіе, крестившіеся). Приникнемъ къ дивному чуду, размыслимъ о случившемся съ Захаріей, уяснимъ бывшее съ Елисаветой. Не отъ неизвѣстныхъ родителей произошелъ великій Предтеча, а наоборотъ отъ весьма знаменитыхъ и славныхъ, чтобы уже черезъ это онъ былъ отмѣченъ Богомъ. Ибо отецъ его — Ааронъ и по сѣдинѣ и по достоинству, облеченный въ священническія одежды, каковы: наперсникъ (нагрудникъ), нарамники, подиръ, хитонъ съ бахромою, кидаръ и поясъ, — одежды, украшенныя золотомъ и камнями, гіацинтомъ и виссономъ. Въ такомъ видѣ онъ входилъ во Святое Святыхъ для ежедневнаго священнослуженія. Мать же его была подобна Саррѣ по славѣ своей и даже превосходила ее, какъ родственница Богоматери, ибо она неплодная родила по обѣтованію не Исаака, прозваннаго рабомъ Божіимъ, а Іоанна, бывшаго любимымъ другомъ Господа. О, неплодное чрево, родившее такого сына! О, безплодное поле, произведшее такую жатву! Посему-то не должно медлить примѣненіемъ къ ней слѣдующихъ словъ велегласнѣйшаго Исаіи: возвеселися неплоды нерождающая, возгласи и возопій нечревоболѣвшая (Ис. 54, 1), ибо ты отъ неплодной утробы произвела кринъ чистоты, розу духовнаго благоуханія, лугъ благотворнаго воздержанія, дневное свѣтило явленія Христа, — Іоанна, богоизбраннаго воина небеснаго царства, прекраснаго невѣстоводителя Церкви Христовой, неумолкающаго свидѣтеля истины, — Іоанна, громкаго вѣстника покаянія, ангела Господня во плоти, указавшаго людямъ Агнца, вземлющаго грѣхъ міра... И я не могъ бы обнять всѣхъ его достоинствъ, хотя бы присоединилъ и болѣе именъ, ибо много именъ и много достоинствъ имѣетъ тотъ, кто названъ бóльшимъ всѣхъ помазанниковъ Божіихъ.
3. Конечно, почитается и рожденіе праотца Исаака, котораго зачавши и родивши въ старости, Сарра сказала: кто возвѣститъ Аврааму, яко млекомъ питаетъ отроча Сарра (Быт. 21, 7)? Посему и большой пиръ былъ устроенъ въ день его отлученія отъ груди. Почитаемъ и день рожденія Сампсона, рожденнаго Маноемъ, по обѣтованію, также отъ неплодной: онъ, говоритъ Писаніе (Суд. 13, 14), не пилъ вина и сикеры и не ѣлъ ничего нечистаго, и началъ спасать Израиля отъ руки иноплеменниковъ. Кромѣ всѣхъ этихъ, — чтобы умолчать о другихъ, — почитается и день рожденія прозорливца Самуила, котораго знаменитая Анна родила мужу своему Елканѣ, посвятивъ его Богу отъ чрева. Но всѣ эти мужи, возлюбленные, не достигли величія Іоанна: ибо одни жили до писаннаго закона, другіе — послѣ. Іоаннъ же, сынъ Захаріи и дивной Елисаветы, цвѣтъ, предваряющій пришествіе Христово, процвѣлъ въ серединѣ между закономъ и благодатью. Ибо въ немъ просіяла мысленная заря, возвѣщающая восходъ Солнца правды, явился воинъ, открывающій шествіе Царя всѣхъ, пришелъ невѣстоводитель, объявляющій о приближеніи Жениха. Кромѣ того, названные мужи только по рожденіи своемъ пророчествовали или чудодѣйствовали; Іоаннъ же во чревѣ матери исполнился Духа Святаго и явился чудотворцемъ.
4. Посему кажется мнѣ приличнымъ представить величіе Предтечи въ слѣдующемъ образѣ. Какъ обыкновенный царь, выходя изъ палатъ царскихъ, имѣетъ своими предшественниками ликторовъ и жезлоносцевъ, а затѣмъ ипатовъ, ипарховъ и таксіарховъ и какого-нибудь высшаго сановника, за которымъ тотчасъ показывается и самъ царь, сіяя золотомъ и блестящими камнями: такъ слѣдуетъ думать и объ истинномъ и единомъ всеобщемъ Царѣ Христѣ Господѣ нашемъ. Ибо и Ему, долженствовавшему войти съ плотію во вселенную, предшествовали патріархи — Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, — затѣмъ боговидецъ Моисей, Ааронъ и Самуилъ, и весь ликъ пророковъ; наконецъ явился Іоаннъ, а за нимъ тотчасъ и Господь Христосъ, о Которомъ Іоаннъ говоритъ: иже по мнѣ грядый, предо мною бысть, яко первѣе мене бысть (Іоан. 1, 15), — и послѣдній по порядку есть высшій по достоинству, согласно сравненію. Такимъ образомъ, великій Предтеча выше и пророковъ, и апостоловъ, и всѣхъ другихъ, по слову истиннаго Слова Христа: пророковъ онъ выше, какъ слѣдующій за ними, а апостоловъ, — какъ предшествующій (имъ). — Но раскроемъ евангельскую исторію и послушаемъ, что возвѣстилъ Гавріилъ Захарій.
5. Явился ему, говоритъ Евангеліе, ангелъ Господень, стоя одесную алтаря кадильнаго и страхъ нападе нань (Лук. 1, 11-12). Какъ страшно это видѣніе ангела, и въ какомъ страшномъ мѣстѣ оно произошло! Ибо говоритъ Писаніе: яко стратно мѣсто сіе: нѣсть сіе, но домъ Божій (Быт. 28, 17). И не удивительно, что, будучи праведнымъ, священникъ смутился и страхъ напалъ на него, когда и Даніилъ, мужъ желаній, изумился видѣнію ангела, палъ на лице свое и былъ пораженъ несравненнымъ сіяніемъ ангельскаго превосходства (Дан. 10, 8). Явился ему, говорится, ангелъ Господень. Что отвѣчаютъ намъ на это полу-христіане, не изображающіе ангеловъ? Если ангелы являются человѣку, то конечно и изображаются, и притомъ не иначе, какъ являются; являются же въ такомъ видѣ, въ какомъ и Моисею прежде на горѣ Синаѣ были показаны херувимы, установленные потомъ на очистилищѣ. И если существо, не имѣющее плоти и образа, описывается согласно съ показаннымъ образомъ, то какъ намъ не описывать существа плотского и образнаго, подлежащаго воспріятію зрѣніемъ и осязаніемъ, и тремъ измѣреніямъ, — т. е. лика Спасителя, — какъ не описывать для доказательства дѣйствительности непризрачнаго воплощенія Его? И пусть не думаютъ безумные, что мы вмѣстѣ изображаемъ при этомъ и Божество, для котораго нѣтъ ни выраженія, ни представленія, ни положенія, ни образа, ни мѣста, ни количества, ни качества, ни чего-либо другого, относящагося къ пріемамъ описанія. Ибо и въ описаніи Христа, изображая просто человѣка, мы вовсе не изображаемъ вмѣстѣ съ тѣломъ невещественной и невидимой Его души, ибо это невозможно; но мы воздаемъ каждому естеству Христа ему принадлежащее: не описуемому — неописуемое, а описуемому — описуемое, какъ внушаетъ намъ голосъ истины. Но возвратимся снова къ нашему предмету.
6. Рече же къ нему ангелъ: не бойся, Захаріе, зане услышана бысть молитва твоя (Лук. 1, 13). Тотчасъ ангелъ устранилъ страхъ возвѣщеніемъ, потому что ангельское видѣніе сначала производитъ страхъ, а затѣмъ удаляетъ причину боязни, тогда какъ совершенно напротивъ бываетъ при явленіяхъ демоновъ. Не бойся, говоритъ, Захаріе, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисаветъ родитъ сына тебѣ (Лук. 1, 13). О, вожделѣнное, данное Богомъ повелѣніе! О, многожеланное, принесенное ангеломъ обѣтованіе! Исполнилось, чего Захарія желалъ; совершилось, о чемъ онъ молился; нашелъ, чего искалъ, именно — премѣненіе безплодности, воспріятіе благочадія, не по закону естества, а по силѣ молитвы. Ибо безплодность не была наказаніемъ проклятія, — да не будетъ! — но знаменованіемъ великаго таинства, такъ какъ я думаю, что Захарія, когда предавался усерднымъ молитвамъ къ Богу о разрѣшеніи неплодства, то, вѣроятно, слышалъ слѣдующее: еще не исполнилось время, еще не сократились дни пришествія Христа; тогда ожидай рожденія младенца, Захарія, когда придетъ Чаяніе народовъ, — тогда ожидай прекращенія неплодства, когда придетъ Упованіе всѣхъ концовъ земли. Когда же пришло время, то онъ услышалъ слѣдующее: прими вожделѣнное черезъ предсказаніе Гавріила, да обновится юность твоя, подобно орлу; познай жену свою, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисаветъ родитъ сына тебѣ и наречеши имя ему Іоаннъ (Лук. 1, 13). Такъ назвалъ и имя, которое означаетъ, по словопроизводству, свыше нисходящаго.
7. И рече Захарія ко ангелу. Итакъ, Захарія дерзновенно бесѣдуетъ съ нимъ, какъ съ сорабомъ. По чесому разумѣю сіе: азъ бо есмь старъ и жена моя заматорѣвши во днехъ своихъ (Лук. 1, 18). Обычное отеческое толкованіе возводитъ на іерея обвиненіе въ невѣріи. Настоящее же слово, сказанное не для обвиненія, а для испытанія, показываетъ, что Захарія переживалъ то же, что и великій Ѳома: ибо не правдоподобно, чтобы онъ, будучи пророкомъ и вѣдая божественное, въ то же время не зналъ, что Богъ можетъ и природу обновить, и старости возвратить молодость, изъ затруднительныхъ обстоятельствъ указать выходъ, какъ сдѣлалъ Онъ съ Авраамомъ и Саррою, и съ Сунамитянкою, какъ бывало и при другихъ разнообразныхъ его чудесахъ. Но такъ какъ вѣсти объ исполненіи великихъ и нечаемыхъ надеждъ, внезапно услышанныя, обыкновенно смущаютъ душу, то Захарія, не къ невѣрію склоняемый, но побуждаемый къ исполненію, какъ бы упоенный радостію, тотчасъ взываетъ и говоритъ: по чесому разумѣю сіе? Не смущай меня, не вводи въ сомнѣніе, дай мнѣ знаменіе, вручи мнѣ залогъ, какъ нѣкогда Богъ Аврааму — въ знаменіе того, что онъ будетъ отцомъ множества народовъ и отъ чреслъ его произойдутъ цари, даровалъ обрѣзаніе, или какъ раньше того Ною въ показаніе того, что не наведетъ болѣе потопа на землю, даровалъ радугу въ облакѣ; или наконецъ, какъ Моисею Богъ даровалъ жезлъ, обращенный въ змія, а затѣмъ снова превращенный въ прежнее состояніе, — въ знакъ того, что египтяне увѣруютъ, что Сущій явился ему.
8. И отвѣщавъ ангелъ рече ему: се будеши молча и не могій проглаголати, зане не вѣровалъ еси словесемъ моимъ (слѣдуетъ прибавить, на основаніи умолчаннаго, просто и безъ изслѣдованія), яже сбудутся во время свое (Лук. 1, 20). Такимъ образомъ, Захарія получилъ знаменіе, сообразное съ дѣломъ, — именно молчаніе голоса въ удостовѣреніе гласа живого и личнаго, который долженъ былъ родиться у него. И закрывши уста, онъ восхвалилъ дарованнаго ему младенца неслышными звуками, ибо изшедъ же не можаше глаголати къ нимъ, и разумѣша яко видѣніе видѣ въ церкви, и той бѣ памавая имъ, и пребываше нѣмъ (Лук. 1, 22), — съ одной стороны, чтобы не быть спрошеннымъ, такъ какъ не удержался бы разсказать о видѣніи, а съ другой стороны, — чтобы, отрѣшившись отъ внѣшнихъ чувствъ и всецѣло въ себѣ самомъ сосредоточивши видѣніе, онъ сталъ глухимъ къ бьющимъ воздухъ словамъ. Ничего нѣтъ невѣроятнаго, что отецъ пророка этимъ обозначилъ и дѣло пророчества сына: быть можетъ, это есть знакъ прекращенія законнаго служенія, по причинѣ объявленія о благодатномъ служеніи черезъ рожденіе Іоанна. — Но, оставивъ постороннее, какъ не относящееся къ настоящему дню и недоступное нашимъ силамъ, снова перейдемъ къ самому необходимому.
9. И бысть, яко услыша Елисаветъ цѣлованіе Маріино, взыграся младенецъ во чревѣ ея (Лук. 1, 41). О, Іоаннъ, блаженное чадо, неусыпный младенецъ! Пребывающій еще во чревѣ, какимъ образомъ ты въ мірѣ? Не совершенный, какъ сталъ ты совершеннѣйшимъ? Шестимѣсячный, какъ сталъ многовременнымъ? Не имѣющій сознанія, какъ сталъ разсудительнымъ, не говорящій — краснорѣчивымъ? Скажи намъ, заключенный въ живоносной странѣ матерней утробы, не испытавшій еще силы зрѣнія, не воспріявшій еще шума слухомъ, не издавшій еще ни одного членораздѣльнаго звука, не испытавшій еще движенія ногъ, не знакомый еще съ качествомъ смѣха, — скажи, какъ видишь, какъ слышишь, какъ богословствуешь, какъ взыгралъ, какъ радуешься? Отвѣтствуй намъ, отвѣтствуй, о, чудесный! — Веліе, говоритъ онъ, совершающееся таинство и дѣйствіе сіе, чуждое человѣческаго воспріятія. Воистинну обновляю природу ради Того, Кто обновитъ, что выше природы. Будучи младенцемъ во чревѣ, смотрю, потому что вижу Солнце правды, во чревѣ носимое; слушаю, ибо слышу, какъ рождаемый гласъ великаго Слова; взываю, ибо узнаю воплотившагося единороднаго Сына Отца; играю, ибо примѣчаю вочеловѣчившагося Творца всяческихъ; радуюсь, ибо помышляю о воплотившемся Искупителѣ міра. Я предвозвѣщаю вамъ начало вхожденія Бога въ міръ и Его плотского пришествія; предтеку явленію Его и какъ бы начинаю для васъ прославленіе Его. Пріимите псаломъ (говоря словами пророка Давида) и дадите тимпанъ, псалтирь красенъ съ гуслями (Псал. 80, 3). Воспойте Ему, пойте Ему, повѣдите вся чудеса Его (Псал. 104, 2).
10. Но неужели ты, Іоаннъ, возвысился надъ землею и проникъ въ небеса? Неужели ты поднялся, выше ангельскихъ и первозданныхъ существъ? И какимъ образомъ ты пріобщился къ чину и достоинству тѣхъ, чьей природы не воспринялъ, и чтó имъ отъ вѣка было неизвѣстно и не явлено, ты, какъ бы отъ Бога пришедшій, возвѣстилъ намъ еще въ то время, когда самъ нуждался въ помощи повивальной бабки? На сіе Іоаннъ отвѣчаетъ: не въ воздухѣ я виталъ, не на облакахъ носился, не на небеса возносился, не возвышался я надъ пламенными и безплотными силами, — не предполагай этого, — но Сущій превыше всего и пребывающій въ Отчіихъ нѣдрахъ со Святымъ Духомъ, тайно отъ всѣхъ огненныхъ слугъ Его какъ бы на другое небо восшедши, во утробѣ Приснодѣвы Маріи явилъ Себя мнѣ и научилъ меня всему этому. Итакъ, я предвозвѣститель Младенца: яко Отроча родися намъ, Сынъ и дадеся намъ, по слову великаго Исаіи (9, 6), предвѣчный Богъ; я рожденъ отъ безплодной утробы, ибо скоро придетъ дѣвственное рожденіе... О, сверхестественное дѣло! О, необыкновенное чудо! Ибо не рожденный еще младенецъ нынѣ благовѣствуетъ намъ! И сколько сынъ Елисаветы, богословствуя, открываетъ намъ! Да взыграетъ вся поднебесная, да прославитъ Церковь предпразднество, торжествуя предвареніе рождества Христова, и да исполнится радостію все, принимая того, кто указываетъ на пришествіе Царя всѣхъ.
11. Но, о, блаженный Іоанне, среди великихъ величайшій пророкъ, первѣйшій среди апостоловъ, изъ мучениковъ превосходнѣйшій великомученикъ, Богомъ украшенный покровитель пустыни, возлюбленный другъ прекраснѣйшаго Жениха, уготованный свѣтильникъ неизреченнаго Свѣта, вѣрный глашатай непорочнаго Агнца, знатнѣйшій изъ слышавшихъ гласъ Отчій, предвозвѣщенный Креститель Христовъ, дерзновенный обличитель Иродова распутства, предвозвѣстникъ жизни сущимъ во адѣ, Богомъ указанная труба вселенной, — и нынѣ воструби намъ съ неба священнѣйшими твоими молитвами, и милостивъ буди къ воспѣвающему тебя народу, и малѣйшему стаду твоему, вмѣстѣ съ превосходнымъ моимъ отцомъ; прими настоящее мое дерзновенное слово, приносимое тебѣ не какъ жертва, но какъ должное отъ непотребнаго раба, съ благоговѣніемъ и любовію. Христу слава, честь и поклоненіе, со Вседержителемъ Отцемъ и Всесвятымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 123-129.
Метки: история церкви, феодор студит