АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КИПРІАН: Письмо къ Ѳиваритянамъ съ увѣщаніемъ къ мученичеству

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО. 
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.
ПИСЬМА.
48. Письмо къ Ѳиваритянамъ съ увѣщаніемъ къ мученичеству.

Кипріанъ народу ѳиваритскому желаетъ здоровья. Думалъ я, возлюбленнѣйшіе братья, если обстоятельства и время дозволятъ, самъ прійти къ вамъ, согласно не разъ выраженному вами желанію, — и лично укрѣпить тамъ братство, хотя и слабымъ, словомъ нашего увѣщанія. Но крайне настоятельныя дѣла задерживаютъ насъ такъ, что намъ невозможно далеко отлучаться отсюда и оставлять надолго народъ, которымъ, по божественному благоволенію, управляемъ: потому вмѣсто себя посылаю къ вамъ это письмо; ибо получая частыя внушенія и предостереженія отъ Господа, насъ вразумляющаго, мы должны сообщить и вамъ, для свѣдѣнія, сущность нашего предостереженія.

И такъ знайте и считайте совершенно вѣрнымъ то, что день скорби уже надъ главою, и что кончина вѣка и время антихриста приближилось: станемъ же всѣ готовыми на брань, будемъ помышлять объ одной только славѣ жизни вѣчной и о вѣнцѣ за исповѣданіе Господа, и не думать, что наступающія бѣдстія таковы, какими были минувшія. Теперь угрожаетъ намъ брань болѣе тяжкая и болѣе жестокая, къ которой воины Христовы должны приготовиться вѣрою неповрежденною и добродѣтелію крѣпкою, помышляя, что они для того ежедневно пили чашу крови Христовой, чтобы и сами могли пролить кровь за Христа. Ибо подражать тому, чему училъ Христосъ, и что Самъ Онъ испол/с. 218/нилъ, значитъ желать пребыванія съ Нимъ, по слову апостола Іоанна: глаголяй во Христѣ пребывати, долженъ есть, якоже Онъ ходилъ есть, и сей такожде да ходитъ (1 Іоан. 2, 6). Также и святый апостолъ Павелъ увѣщаваетъ и учитъ, говоря: мы есмы чада. Аще же чада, и наслѣдницы: наслѣдницы убо Богу, сонаслѣдницы же Христу: понеже съ Нимъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся (Рим. 8, 16. 17). Обо всемъ этомъ намъ должно теперь помышлять, чтобы никому ничего не требовать отъ вѣка уже преходящаго, но слѣдовать Христу, Который и Самъ живетъ во вѣки, и животворитъ рабовъ Своихъ, вѣрующихъ во имя Его. Приходитъ то время, возлюбленнѣйшіе братья, которое давно уже предвозвѣстилъ Господь нашъ и котораго приближеніе указалъ словами: пріидетъ часъ, да всякъ иже убіетъ вы, возмнится службу приносити Богу. И сія сотворятъ, яко не познаша Отца, ни Мене. Но сія глаголахъ вамъ, да егда пріидетъ часъ, воспомянете сія, яко Азъ рѣхъ вамъ (Іоан. 16, 2-4). И пусть никто не удивляется, что насъ отягчаютъ непрестанныя гоненія и часто удручаютъ мучительныя скорби. Господь напередъ предрекъ, что все это будетъ въ послѣднее время, и приготовилъ къ тому наше воинство наставленіемъ и убѣжденіемъ своего слова. Также и Петръ апостолъ Его училъ, что гоненія бываютъ для нашего испытанія, и, чтобы по примѣру праведныхъ предшественниковъ и мы чрезъ смерть и страданія пріобщились любви Божіей, онъ такъ выразился въ своемъ посланіи: возлюбленніи, не дивитеся еже въ васъ раздеженію ко искушенію вамъ бываему, яко чужду /с. 219/ вамъ случающуся; но понеже пріобщаетеся Христовымъ страстемъ, радуйтеся, яко да и въ явленіе славы Его возрадуетеся веселящеся. Аще укоряеми бываете о имени Христовѣ, блаженни есте: яко духъ славы и силы на васъ почиваетъ: онѣми убо хулится, а вами прославляется (1 Петр. 4, 12-14). Апостолы учили насъ тому, чему сами научились изъ наставленій Господнихъ и небесныхъ заповѣдей; а ободреніе мы получаемъ отъ Самаго Господа, Который говоритъ: никтоже есть, иже оставилъ есть домъ, или села, или отца, или братію, или сестры, или жену, или чада Царствія ради Божія, иже не пріиметъ множицею во время сіе, и въ вѣкъ грядущій животъ вѣчный (Лук. 18, 29. 30; Мар. 10, 29. 30). И еще: блаженни, говоритъ, будете, егда возненавидятъ васъ человѣцы, и егда разлучаютъ вы и поносятъ, и пронесутъ имя ваше яко зло, Сына Человѣческаго ради. Возрадуйтеся въ той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси (Лук. 6, 22. 23). Господь желалъ, чтобы мы радовались и веселились во время гоненій; и это — потому, что когда бываютъ гоненія, тогда даются и вѣнцы за вѣру. тогда испытываются воины Божіи, тогда для мучениковъ открывается небо.

Да и приняли мы названіе рати не для того, чтобы помышлять только о мирѣ, уклоняться и отказываться отъ воинской службы, тѣмъ болѣе когда въ этой рати впереди всѣхъ прошелъ Господь, учитель смиренія, терпѣнія и страданія, чтобы прежде Самому исполнить то, чему научалъ другихъ, чтобы прежде Самому пострадать за насъ, которыхъ увѣщаваетъ къ страданію. Да будетъ предъ очами у васъ, возлюбленнѣйшіе братья, /с. 220/ что Тотъ, кто Одинъ принялъ отъ Отца весь судъ, и Который прійдетъ судить, уже произнесъ приговоръ Своего суда и будущаго испытанія, предвозвѣстивъ и засвидѣтельствовавъ, что исповѣдающихъ Его и Онъ исповѣстъ предъ Отцемъ Своимъ, а отвергающихся Его отвержется и Онъ. Еслибы мы могли избѣжать смерти, то справедливо было бы бояться ее. Но такъ какъ смертному умереть необходимо; то воспользуемся случаемъ, низпосылаемымъ по божественному обѣщанію и милости: умремъ такъ, чтобы смертію заслужить награду безсмертія; не убоимся быть убитыми, зная, что когда убьютъ насъ, мы увѣнчаемся.

И никто, возлюбленнѣйшіе братья, видя народъ нашъ разбѣгающимся и разсѣявающимся отъ страха гоненія, да не смущается тѣмъ, что онъ не видитъ собраннаго братства, не слышитъ проповѣдующихъ епископовъ. Въ такое время не могутъ оставаться всѣ вмѣстѣ — тѣ, коимъ непозволено убивать, но быть убиваемыми необходимо. Также, гдѣ бы кто изъ братьевъ ни былъ въ эти дни, будучи пока нуждою времени отдѣленъ отъ стада (Христова), — по тѣлу, но не по духу, — да не возмущается страхомъ своего бѣгства, — удаляясь и скрываясь, да не страшится уединенія пустыннаго мѣста. Тотъ не одинокъ, кому сопутствуетъ въ бѣгствѣ Самъ Христосъ; тотъ не одинокъ, кто, спасая храмъ Божій, гдѣ бы ни былъ, не бываетъ безъ Бога. Утѣснитъ ли его, убѣгающаго, въ пустынѣ и горахъ разбойникъ, нападетъ ли на него звѣрь, изнуритъ ли его голодъ, жажда, стужа, или потопитъ ненастье и буря во время его поспѣшнаго усиленнаго плаванія по /с. 221/ морямъ, Христосъ вездѣ видитъ Своего ратующаго воина и, при гоненіи, умирающему за честь Его имени, воздастъ награду, которую обѣщалъ дать въ воскресеніе. Ни сколько не меньше слава мученичества, если кто пострадалъ не всенародно и не среди многихъ, лишь бы пострадалъ за Христа: для засвидѣтельствованія о его мученичествѣ достаточно того свидѣтеля, Который Самъ подтверждаетъ мучениковъ и вѣнчаетъ ихъ. Возлюбленнѣйшіе братья! будемъ подражать праведному Авелю, который предначалъ собою мученичества, будучи первый убитъ за правду (Быт. 4, 5). Будемъ подражать другу Божію Аврааму, который не замедлилъ собственными руками принесть сына въ жертву, повинуясь Богу съ вѣрою въ обѣтованіе (Быт. 22). Будемъ подражать тремъ отрокамъ: Ананіи, Азаріи и Мисаилу, которые, по разрушеніи Іудеи и послѣ плѣненія Іерусалима, не смотря на свою молодость и стѣсненное положеніе въ плѣну, силою вѣры побѣдили царя въ самомъ царствѣ его, когда принуждаемые поклониться истукану, устроенному по повелѣнію царя Навуходоносора, явились сильнѣйшими царскихъ угрозъ и огненнаго пламени, взывая и свидѣтельствуя свою вѣру сими словами: Навуходоносоръ царь, не требѣ намъ о глаголѣ имъ отвѣщати тебѣ. Есть бо Богъ нашъ на небесѣхъ, Ему же мы служимъ, силенъ изъяти насъ отъ пещи огнемъ горящія, и отъ руку твою избавити насъ царю. Аще ли ни, вѣдомо да будетъ тебѣ, царю, яко богомъ твоимъ не служимъ, и тѣлу златому, еже поставилъ еси, не кланяемся (Дан. 3, 16. 17). Они вѣрили, что могутъ избѣгнуть смерти по вѣрѣ своей; /с. 222/ не смотря на то присовокупили: аще ли ни, дабы царь зналъ, что они могутъ и умереть для Бога, Котораго почитали. Въ этомъ-то и состоитъ сила доблести и вѣры, чтобы вѣруя и зная, что Богъ можетъ освободить отъ предстоящей смерти, однакожъ не бояться смерти и не отступать предъ нею, дабы сильнѣе засвидѣтельствовать вѣру. Ихъ устами высказалась несокрушимая и непобѣдимая сила Св. Духа, такъ что ясною становится истина того, что сказано Господомъ въ Евангеліи: егда же предаютъ вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастъ бо ся вамъ въ той часъ, что возглаголете: не вы бо будете глаголющіи, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ (Мат. 10, 19. 20). Сказано, что потребное слово и отвѣтъ дается намъ въ то время свыше, и что не мы тогда говоримъ, но Духъ Бога Отца, который не отступая и не отлучаясь исповѣдниковъ, Самъ въ насъ и говоритъ и вѣнчается. Такъ и Даніилъ, будучи принуждаемъ поклониться идолу Вилу, котораго тогда почитали народъ и царь, въ защищеніи своего Бога съ полною вѣрою и свободою высказался, говоря: я ничему не покланяюся, но живому Богу, сотворшему небо и землю (Дан. 14, 5). А въ книгѣ Маккавеевъ, блаженные мученики, перенесшіе тяжкія мученія эти семь братьевъ, потерпѣвшихъ многообразныя казни, — мать ободряющая чадъ своихъ къ перенесенію ихъ и сама умирающая вмѣстѣ съ ними, — не представляютъ ли свидѣтельствъ великой доблести и вѣры, и не побуждаютъ ли своими страданіями и насъ къ торжеству мученичества (2 Макк. 7)? Что сказать о пророкахъ, которыхъ Самъ Духъ Святый вдохновлялъ /с. 223/ къ предвѣдѣнію будущаго? Что объ Апостолахъ, избранныхъ Господомъ? Когда они праведные умерщвляются, то не научаютъ ли и насъ умирать за правду? Рождество Христово началось съ мученичества младенцевъ, ибо за имя Его были избить всѣ тѣ, которые имѣли до двухъ лѣтъ и ниже. — Возрастъ еще не способный для битвы явился годнымъ для вѣнца! Невинные младенцы умерщвлены за имя Христово въ показаніе того, что невинны и всѣ тѣ, которые страждутъ для Христа. Ясно показано, что никто не безопасенъ отъ бѣдствій гоненія, когда и такой возрастъ претерпѣлъ мученіе. И какая тяжкая вина для человѣка христіанина, если онъ рабъ не хочетъ страдать, когда первый пострадалъ Самъ Господь, — если мы не хотимъ пострадать за свои собственные грѣхи, когда Онъ, будучи безгрѣшенъ, пострадалъ за насъ! Сынъ Божій пострадалъ, чтобы сдѣлать насъ сынами Божіими, а сынъ человѣческій не хочетъ страдать, чтобы остаться навсегда сыномъ Божіимъ! Если мы терпимъ отъ ненависти міра, такъ эту ненависть прежде всѣхъ принялъ на Себя Христосъ. Если мы переносимъ въ семъ мірѣ поношенія, изгнанія и мученія, то гораздо тягчайшія испыталъ на Себѣ Творецъ міра и Господь, Который и указываетъ на это говоря: аще міръ васъ ненавидитъ, вѣдите, яко Мене прежде васъ возненавидѣ. Аще отъ міра бысте были, міръ убо свое любилъ бы; якоже отъ міра нѣсте, но Азъ избрахъ вы отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ: поминайте слово, еже Азъ грѣхъ вамъ: нѣсть рабъ болій Господа своего: аще Мене изгнаша, и васъ изженутъ (Іоан. 15, 18-20). Господь и /с. 224/ Богъ чему научалъ, то и сдѣлалъ, чтобы безотвѣтенъ былъ ученикъ, который учится и не дѣлаетъ.

Боязнь предстоящаго гоненія и пришествія антихриста да не устрашитъ никого, возлюбленнѣйшіе братья, на столько, чтобы не найтись уже вооруженными на все евангельскими наставленіями, заповѣдями и увѣщаніями небесными. Приходитъ антихристъ, но и Христосъ не медлитъ. Возстаетъ и неистовствуетъ врагъ, но тотчасъ слѣдуетъ и Господь, имѣющій отмстить за наши страданія и раны. Ярится и угрожаетъ противникъ, но есть Могущій исхитить изъ рукъ его. Должно бояться Того, чей гнѣвъ никѣмъ не можетъ быть избѣгнутъ, какъ Самъ Онъ предостерегаетъ, говоря: не убойтесь отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тѣло погубить въ гееннѣ (Мат. 10, 28). И еще: любяй душу свою погубитъ ю: и ненавидяй души своея въ мірѣ семъ въ животъ вѣчный сохранитъ ю (Іоан. 12, 25). Въ апокалипсисѣ Онъ даетъ намъ слѣдующее наставленіе и предостереженіе: аще кто поклоняется звѣрю и иконѣ его и пріемлетъ начертаніе на челѣ своемъ или на руцѣ своей; и той имать пити отъ вина ярости Божія, вина вліянна, не растворенна въ чаши гнѣва Его, и будетъ мученъ огнемъ и жупеломъ предъ ангелы святыми и предъ Агнцемъ, и дымъ мученія ихъ во вѣки вѣковъ восходитъ, и не имутъ покоя день и нощь поклоняющіися звѣрю и образу его (Апок. 14, 9-11). Люди упражняются и приготовляются для мірскаго боя и считаютъ великимъ для себя почетомъ, если, имъ удается быть увѣнчанными въ глазахъ на/с. 225/рода и въ присутствіи императора. А вотъ бой высокій, великій и славный наградою небеснаго вѣнца, когда на насъ подвизающихся будетъ смотрѣть Самъ Богъ, и простирая взоръ Свой на тѣхъ, которыхъ Онъ удостоилъ сдѣлать Своими сынами, наслаждаться созерцаніемъ нашей борьбы! И смотритъ на насъ Богъ, смотрятъ Его ангелы, смотритъ и Христосъ, если мы сражаемся и ратуемъ за вѣру. Какая великая слава и какое счастіе сразиться въ присутствіи Самаго Бога и получить вѣнецъ отъ судіи Христа!

Вооружимся же, возлюбленнѣйшіе братья, всѣми силами и приготовимся къ бою мыслію непорочною, вѣрою чистою, добродѣтелію совершенною. Да изыдутъ воины Божіи на сраженіе, которое намъ указывается. Да вооружатся непорочные, чтобы не погубить непорочности, которую недавно соблюдали. Да вооружатся и падшіе, чтобы возвратить то, что они потеряли. Непорочныхъ честь, падшихъ скорбь да призываетъ къ бою. А какъ вооружаться и приготовляться, научаетъ насъ блаженный апостолъ Павелъ, говоря: нѣсть наша брань къ плоти и крови, но къ началомъ и ко властемъ и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ. Сего ради пріимите вся оружія Божія, да возможете противитися въ день лютъ и вся содѣявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся въ броня правды, и обувше нозѣ во уготованіе благовѣствованія мира: надъ всѣми же воспріимше щитъ вѣры, въ немъ же возможете вся стрѣлы лукаваго разженныя угасити: /с. 226/ и шлемъ впасенія воспріимите и мечь духовный, иже есть глаголъ Божій (Еф. 6, 12-17). Примемъ сіи оружія, оградимъ себя сими укрѣпленіями духовными и небесными, да въ день лютъ возможемъ противиться угрозамъ діавола и отразить ихъ. Облечемся въ броня правды, дабы оградить и обезопасить сердце свое отъ стрѣлъ лукаваго. Да будутъ обуты и вооружены ноги наши евангельскимъ ученіемъ, чтобы змій не могъ уязвить насъ и преткнуть, когда станемъ попирать и стирать главу его. Понесемъ храбро щитъ вѣры, чтобы закрываясь имъ можно было потушить раскаленныя стрѣлы лукаваго. Примемъ также для покрытія главы шлемъ спасенія, чтобы оградить слухъ — да не слытитъ звѣрскихъ указовъ, очи — да не видятъ гнусныхъ истукановъ, чело — да сохранится невредимымъ знаменіе Божіе, уста — да побѣдительный языкъ исповѣдуетъ Господа своего Христа. Вооружимъ и десницу, мечемъ духовнымъ, чтобы она храбро отринула скверныя жертвы, чтобы помня евхаристію, въ которой преподается тѣло Господа, она обняла Его, когда потомъ будетъ принимать отъ Господа награду вѣнцовъ небесныхъ. О! какой страшный и сколь великій будетъ это день, возлюбленнѣйшіе братья, когда Господь начнетъ судить людей Своихъ и оцѣнивать заслуги каждаго по суду божественнаго вѣдѣнія, — когда виновныхъ пошлетъ въ геенну, и мучителей нашихъ въ наказаніе предастъ непрестающему огню, а намъ воздастъ награды за вѣру и упованіе! Какая будетъ слава и какая радость быть допущенными къ созерцанію Бога, удостоиться вкусить радостъ спасенія и вѣчнаго свѣта со Христомъ /с. 227/ Господомъ нашимъ Богомъ, привѣтствовать Авраама, Исаака, Іакова, всѣхъ патріарховъ, пророковъ, апостоловъ и мучениковъ, радоваться вмѣстѣ съ праведными и друзьями Божіими въ Царствіи небесномъ радостію дарованнаго безсмертія, получить тамъ то, чего ни око не видѣло, ни ухо не слышало и что на сердце человѣку не всходило (1 Кор. 2, 9)! Ибо мы гораздо больше получимъ тамъ, нежели сколько дѣлаемъ или претерпѣваемъ здѣсь, по увѣренію Апостола, который говоритъ: недостойны суть страсти нынѣшняго вѣка къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Римл. 8, 18). Когда совершится такое явленіе и слава Божія надъ нами возсіяетъ, тогда мы, прославленные по удостоенію Господа, будемъ столько же блаженны и радостны, сколько останутся несчастными тѣ — виновные, отступники отъ Бога, возстававшіе противъ Него, а сотворившіе волю діавола, которые по необходимости вмѣстѣ съ нимъ должны будутъ мучиться въ огнѣ неугасимомъ. Все это, возлюбленнѣйшіе братья, да напечатлѣется въ сердцахъ нашихъ. Въ этомъ пусть состоитъ приготовленіе къ нашему вооруженію. объ этомъ да будетъ денное и нощное наше размышленіе, чтобы предъ глазами имѣть, въ помышленіи, и въ сердцѣ всегда содержать памятованіе о наказаніяхъ беззаконниковъ и наградахъ и заслугахъ праведниковъ, памятованіе о томъ, — чѣмъ Господь угрожаетъ отступникамъ въ наказаніе ихъ, и что обѣщаетъ исповѣдникамъ для прославленія ихъ. Если день гоненія застанетъ насъ, когда будемъ думать и размышлять объ этомъ, то воинъ Христовъ, наученный Его заповѣдями и увѣщаніями, не устрашится брани, /с. 228/ но будетъ готовъ къ полученію вѣнца. Желаю вамъ, возлюбленнѣйшіе братья, всегда здравствовать. 

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 217-228. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.

Метки: история церкви, свщмч. киприан карфагенский

Печать E-mail