АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Повѣсть о честномъ и славномъ явленіи образа Пречистыя Богородицы въ Казани

ТВОРОЕНІЯ СВЯТѢЙШАГО ГЕРМОГЕНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РОССІИ. 
(Изданіе Церк. Комиссіи по честв. юбил. событій 1612, 1613 и 1812 г.г. М., 1912).
Мѣсяца іюля въ 8-й день. — Повѣсть о честномъ и славномъ явленіи образа Пречистыя Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него. 
Списано смиреннымъ Ермогеномъ, Митрополитомъ Казанскимъ.

Благослови, отче!

Хотя и предивное чудо совершилось въ наши дни милостивымъ посѣщеніемъ Творца всякаго блага, Господа нашего и Бога Іисуса Христа и родшей Его Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи чрезъ явленіе пречудной и чудотворной иконы въ преславномъ городѣ Казани, но какъ я, недостойный, возмогу разсказать о семъ своими недостойными устами? — Однако же, надѣясь на неизреченныя щедроты Сына Божія и на молитвы Богородицы, дерзну начать свою повѣсть словами Учителя вселенной.

«Благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, Отецъ щедротъ и Богъ всякія успѣхи, утѣшающій насъ въ всякой скорби нашей и благословившій насъ благословеніемъ духовнымъ». Прежде праведный гнѣвъ Свой, ради беззаконія нашего, вмалѣ излилъ на насъ, очищая тѣмъ многіе наши грѣхи, и не надолго мы опечалились [1]; потомъ же, по благости Божіей, забыли скорбь свою, ради излившагося на насъ неизреченнаго человѣколюбія Божія и сподобились несказанной радости по случаю явленія иконы Божіей Матери и Ея Превѣчнаго Младенца, Господа нашего Іисуса Христа. Итакъ, какъ громъ, пронеслось во всѣ концы земли Русской Божіе къ намъ милостивое посѣщеніе, явленіе Богородичной иконы и чудеса, подаваемыя отъ нея въ изобиліи всѣмъ приходящимъ съ вѣрою; я же недостойный, бывшій самовидцемъ того, какъ и какими чудесными благодѣяніями явилъ Богъ и Богородица изъ нѣдръ земныхъ Свой чудотворный образъ, (какъ /с. 18/ впередъ пространнѣе будетъ сказано) писать же о томъ до сихъ поръ замедлялъ или отъ недостатка разума, или отъ нерадѣнія и душегубительной лѣности, отчасти же ради страха за свое недостоинство, ибо плѣненъ я множествомъ грѣховъ моихъ, такъ что не слѣдовало бы мнѣ и касаться таковыхъ преславныхъ вещей, а только знать свои беззаконія и просить (у Господа) отпущенія моимъ безчисленнымъ согрѣшеніямъ. Но такъ какъ съ одной стороны желаніе влечетъ меня, а съ другой и страхъ за слово угнетаетъ меня, ибо грѣхи мои, «какъ бремя тяжкое, отяготѣли на мнѣ» (Пс. 37, 5), то-что же я сдѣлаю: дерзну ли начать рѣчь свою, или запретъ положу на уста свои ради беззаконія своего, или въ сердцѣ своемъ испытаю блаженство ради Всепѣтой и Богопріятной Богородицы и Приснодѣвы Маріи? Но Ты Сама, о Преблагословенная, Заступница Усердная, Матерь Бога Вышняго, содѣйствуй мнѣ, да будетъ надо мною воля родившагося отъ Тебя Христа Бога нашего, да просвѣтится Тобою, о Всенепорочная, у меня недостойнаго помраченный умъ мой!

Такъ какъ Ты молишь за всѣхъ Сына Твоего, Христа Бога нашего, — содѣйствуй и мнѣ въ писаніи семъ, ибо всѣмъ созидаешь спасеніе, прибѣгающимъ къ Твоему державному покрову. Много бо разъ вспоминалъ я (грѣхи свои), нѣкогда же и слезы проливалъ, зная свое недостоинство. Однако же и то мнѣ въ умъ пришло, что было бы неправедно погружать въ глубину забвенія Божіи тайны и неизреченныя и многомилостивыя къ намъ дарованія тѣмъ болѣе, что я самъ былъ очевидцемъ многихъ чудныхъ исцѣленій. А посему подай мнѣ, о Всепѣтая, даръ говорить и писать все, что видѣлъ и слышалъ я о пречудной Твоей иконѣ, и всѣхъ насъ заступи, о Госпожа и Царица! Хотя я и недостоинъ принести Тебѣ по достоинству похвалы, однако сподоби меня, Владычица, хвалу Тебѣ принести за Твои неизреченныя для насъ благодѣянія, какъ сподобила меня, недостойнаго и грѣшнаго, о Всеблаженная, прежде всѣхъ священныхъ лицъ прикоснуться пречистому Твоему образу и чудотворной иконѣ Твоей и Сына Твоего Христа Бога нашего. Ибо если и всѣ другіе достойны, но я недостоинъ, однако же съ увлеченіемъ возжелалъ прикоснуться Пречистому и чудотворному образу Твоему, Владычица, и Превѣчнаго Твоего младенца Спаса Христа. Нынѣ же опять что скажу и чѣмъ прославлю великоименитую Дѣву, предсказанную пророками?

Пятнадцать уже лѣтъ прошло со времени явленія чудотворной иконы Богородицы, а чудесныя исцѣленія /с. 19/ безпрестанно и неоскудно совершаются, и всѣ страсти душевныя и недуги тѣлесные отъ людей немедленно отгоняются.

Сіе-то опять призываетъ меня къ торжеству и побуждаетъ говорить и, какъ мнѣ подобаетъ, все это предать и описанію, да не буду осужденъ я, какъ скрывшій талантъ Господина своего. Такъ какъ въ человѣческомъ родѣ есть обычай праздновать духовно память и святыхъ съ похвалами, то кольми паче слѣдуетъ праздновать царскіе праздники въ честь Пресвятой и Преславной Царицы, Пречистой Богородицы и Приснодѣвы Маріи, Которую мы должны особенно, больше всѣхъ святыхъ, съ любовію почитать, ибо Она есть Божественный покровъ рабомъ Своимъ, и притекать къ сему тихому и доброму пристанищу, скорой Помощницѣ, готовому и теплому спасенію — покрову Дѣвы, и принести Ей, какъ Высшей предъ всѣми тварями, и высшую похвалу, какъ Царицѣ и Владычицѣ, родившей Царя и Владыку всѣхъ; ибо ради Той праматернее проклятіе уничтожилось, и Адамъ отъ вѣчныхъ узъ освободился, и Богъ съ нами примирился. Тогда бо (т. е. послѣ примиренія людей съ Богомъ) утвердилась Іаковля лѣствица, по которой Богъ захотѣлъ сойти къ людямъ, чтобы и людямъ указать путь къ небу, и люди соединились съ ангелами и не Боровшійся только въ древности съ Іаковомъ, но Творецъ Іакова на землю сошелъ, желая отыскать потерянную драхму и принести къ Отцу. Поэтому пророки возрадовались тогда, видя исполненіе своего пророчества; тогда и Давидъ, увидѣвъ, что отъ его сѣмени родился Правнукъ, бряцая въ гусли, въ восторгѣ духа говорилъ: «слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое» (Пс. 43, 11). Вотъ почему тогда не только пророки, но и превысшая земная тварь вмѣстѣ торжествовали. Нынѣ же опять насталъ честный праздникъ Владычицы нашей Богородицы въ честь явленія честнаго образа Ея, иконы Одигитрія — крѣпкой Помощницы, да познаютъ всѣ, что не только тогда, когда въ мірѣ Она жила, проявляла свое ходатайственное за людей моленіе къ Творцу и Сыну Своему, но, и послѣ преславнаго преселенія Своего отъ земли на небо, непрестанно посѣщаетъ насъ Своею милостію. А потому, оканчивая это вступленіе къ слову, перейдемъ теперь къ самому повѣствованію, чтобы въ своей бесѣдѣ повѣствовать объ этомъ (т. е. чудѣ явленія иконы Богоматерней), какъ подастъ намъ Духъ Святый, прежде всего похваливши ваше усердіе, прилежаніе къ Церкви, больше же всего /с. 20/ вѣру и молитву къ чудотворной иконѣ Богородичной; какъ любовь дѣтей къ матери, какъ стремленіе жаждущаго къ источнику, какъ направленіе корабля въ тихую пристань, такъ и насъ веселитъ ваше преуспѣяніе, какое проявляете предъ нами нынѣ. Правосудный Богъ, наказывая насъ за наши грѣхи и милостивно наводя на насъ гыѣвъ Свой — то голодомъ, то нашествіемъ иноплеменниковъ, иногда — моромъ и междоусобными бранями, — иногда же пожаромъ и прочими житейскими напастями, наводя на насъ разныя бѣдствія и тяжести, и лютыя болѣзни, побуждаетъ тѣмъ, особенно лѣнивыхъ и ожесточенныхъ, къ добродѣтели и наставляетъ на путь спасенія. Вотъ и пророкъ Давидъ говоритъ Господу: «браздами и уздою свяжешь челюсти ихъ и накажешь многими ранами неприближающихся къ Тебѣ» (Пс. 31, 9); — или въ другомъ псалмѣ: «если (люди) оставятъ законъ Мой, и не пойдутъ въ судьбахъ Моихъ, и осквернятъ Мою правду и не сохранятъ Моихъ заповѣдей, посѣщу жезломъ беззаконія ихъ, и ранами — неправды ихъ, — но не отниму отъ нихъ милости Моей (Пс. 88, 31-34) и Апостолъ говоритъ: «кого любитъ Господь, того и наказываетъ, бьетъ всякаго сына, котораго принимаетъ, такъ что если не несете наказаній, то вы дѣти прелюбодѣянія, а не истинные сыновья (Евр. 12, 6-8). Но такъ какъ мы люди, руководимые зломъ, не имѣемъ стремленія къ добродѣтели и мало заботимся о душевномъ спасеніи, то и попускаетъ Владыка нашъ Господь на насъ напасти и бѣды, скорби и лютыя болѣзни; чтобы къ Нему мы обратились и всячески о своемъ спасеніи позаботились, вотъ зачѣмъ всѣ эти бѣды и обрушиваются на насъ по праведному суду Божію.

Вотъ что было въ лѣто 7087 (въ 1579 году). Въ царствованіе благочестиваго и христолюбиваго, благовѣрнаго Государя Царя и великаго князя Ивана Васильевича и при его благородныхъ царевичахъ: князѣ Иванѣ Ивановичѣ и князѣ Ѳеодорѣ Ивановичѣ, который нынѣ, Божіею благодатію, Государь, Царь и Самодержецъ всея Руси, и при Святѣйшемъ Митрополитѣ Антоніи Московскомъ и всея Руси, и при Архіепископѣ, Казанскомъ Іереміи, 23 іюня мѣсяца, на память святой мученицы Агрипины, случился пожаръ въ новопросвѣщенномъ городѣ Казани, въ 26-мъ году послѣ взятія его, достовѣрнѣйтими свидѣтелями чего были мы сами. Въ полдень загорѣлось близъ церкви Святителя Николая, нарицаемаго Тульскимъ, во дворѣ нѣ/с. 21/коего воина царскаго Даніила Онучина. И только малая часть посада осталась невредимой, да еще та половина города, которая ближе къ Соборной церкви и дворъ архіепископа; большую же часть посада и всѣ торговыя помѣщенія, и въ городѣ обитель боголѣпнаго Преображенія Спасова и дворъ Великаго Князя, увы! все огонь поглотилъ, пожегъ и совсѣмъ уничтожилъ. Христолюбивые же люди не отпали отъ вѣры, но познали свои прегрѣшенія, обратились къ покаянію и начали созидать церкви Божіи и свои дома, и Божіею милостію мѣсто, иноязычное и новопросвѣщенное, просвѣщаться стало святыми церквами и Божественнымъ ученіемъ. Людей же невѣрныхъ много еще было въ городѣ, и вѣры среди нихъ многоразличныя; и была имъ въ притчу и въ поруганіе истинная православная вѣра; источника же цѣлебнаго не было тогда въ городѣ. Инородцы же, одержимые въ сердцахъ своихъ невѣріемъ, уничижали насъ, не вѣдая Божіей милости и силы, ибо видѣли, окаянные, Божіе къ намъ милосердіе, что, милуя насъ, Богъ послалъ намъ наказаніе за наши согрѣшенія, какъ чадолюбивый отецъ, очищая наши грѣхи. Человѣколюбецъ же Богъ, видя терпѣніе людей Своихъ, и вѣру ихъ, и поруганіе и поношеніе окружающихъ иновѣрцевъ, не стерпѣлъ поношеній и хуленій на святыя иконы, чтобы не говорили язычники (христіанамъ): гдѣ Богъ ихъ (Пс. 78, 10), въ Котораго они вѣруютъ, чтобы заградились уста, говорящія неправду, и чтобы исчезло и прекратилось жидовское и басурманское озлобленіе и напрасное ихъ хуленіе и дабы искоренилось зловредное еретическое ученіе и утвердилась бы и просвѣтилась православная вѣра, истинная христіанская вѣра, греческаго закона, основанная на правомъ ученіи Господа нашего Іисуса Христа и святыхъ Его учениковъ и апостоловъ, богоносныхъ отцевъ и всѣхъ святыхъ, утвердившихъ православную вѣру Христову и научившихъ вѣровать «во Отца и Сына и Святаго Духа», нераздѣлимую Троицу. Предстательствомъ же и моленіемъ Заступницы нашей Царицы, Владычицы Богородицы и Приснодѣвы Маріи, непрестаннымъ ходатайствомъ Ея предъ Своимъ Сыномъ и Богомъ нашимъ, по благодати Божіей, нынѣ, въ сіе послѣднее время, Господь показалъ намъ праведное и всесвѣтлое солнце и отверзъ, на подобіе Эдема затвореннаго, явилъ изъ земли Пресвѣтлую икону источникъ неисчерпаемый, по Его человѣколюбному промыслу прежде въ землѣ скрытую, чудотворную икону Матери Своей, а нашей Царицы Владычицы Бого/с. 22/родицы и Приснодѣвы Маріи, честнаго Ея Одигитрія и Свой человѣколюбный образъ. Итакъ откуда праведный гнѣвъ Свой за наши грѣхи испустилъ, оттуда же, близъ мѣста того, на разстояніи брошеннаго камня, показалъ намъ и свѣтящіеся благодатію лучи и источникъ исцѣленія.

Итакъ Богородичная икона явила себя таковымъ образомъ: Владычица не открыла образа Своего ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможѣ, ни богатому и не мудрому старцу, но явила свое честное сокровище и неисчерпаемый источникъ всѣмъ приходящимъ съ вѣрою — чудный свой образъ — юной дочери простого искуснаго въ военной стрѣльбѣ воина, имѣющей десять лѣтъ отъ роду, по имени — Матронѣ; сей-то дѣвицѣ и явилась оная чудная и пресвѣтлая Богородичная икона. Послѣ пожара, въ тоже лѣто и въ томъ же мѣсяцѣ, вотъ начала являться оной дѣвицѣ, имя которой мы уже раньше назвали, пресвѣтлая икона Божіей Матери и велѣла ей пойти въ городъ и разсказать о Богородичной иконѣ, которую видѣла, архіепископу и воеводамъ, чтобы они пошли и вынули изъ нѣдръ земли образъ Пречистой Богородицы, при чемъ указала и мѣсто, гдѣ могутъ обрѣсти честное сокровище необычайнаго бисера — чудную икону Богородицину. Дѣвица же, по юности и недомыслію, побоялась повѣдать о видѣніи, и разсказала только матери своей, та же не обратила вниманія на ея слова. Послѣ же опять въ видѣніи, и не одинъ разъ, являлась ей (дѣвицѣ) пресвѣтлая и чудная оная икона и велѣла ей непремѣнно разсказать о семъ видѣніи (властямъ), дѣвица же не одинъ, а много разъ говорила матери своей о явленіи той чудной Божественной иконы и просила ее безъ колебанія повѣдать объ этомъ видѣніи (и властямъ). Въ одинъ же день случилось дѣвицѣ оной, имя которой мы уже выше написали, спать въ полдень, и внезапно дѣвица очутилась посреди своего двора, въ которомъ она жила, и тотчасъ явилась ей чудная и пресвѣтлая Богородицина икона въ страшномъ — огненномъ видѣ, испуская пресвѣтлые, и очень страшные огненные лучи, такъ что думалось ей, что отъ пресвѣтлыхъ тѣхъ сіяющихъ отъ иконы лучей она сама будетъ сожжена, и голосъ страшный былъ къ дѣвицѣ отъ образа, говорящій: «если не повѣдаешь словъ Моихъ и не пойдешь вынуть образъ Моей изъ нѣдръ земли, то Я явлюсь въ другой улицѣ и въ иномъ городѣ, ты же сдѣлаешься больной до тѣхъ поръ, пока не кончишь злѣ жизни своей». Дѣвица же отъ этого страшнаго видѣнія зѣло ужаснулась, пала на землю, была какъ мертвая, и лежала на землѣ много часовъ и (какъ /с. 23/ только очнулась) возопила сильнымъ голосомъ къ матери своей, чтобы она, шедши, повѣдала Архіепископу и правителямъ того города о чудной и пресвѣтлой иконѣ Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи, и передала (дѣвица) ей всѣ слова, слышанныя ею отъ пресвѣтлой иконы, указавши ей и мѣсто (нахожденія иконы). Мать же дѣвицы поспѣшно пошла въ городъ къ воеводамъ, привела къ нимъ и дѣвицу и велѣла ей самой разсказать все, что съ нею содѣялось; дѣвица же повѣдала имъ всѣ глаголы, слышанные отъ пречудной и великолѣпной Богородичной иконы, указывая и мѣсто (нахожденія иконы); они же, одержимые невѣріемъ ко пречестной иконѣ Пречистой, о которой повѣдала имъ дѣвица, не обратили на это никакого вниманія. Тогда мать, прослезившись и взявъ дочь, пошла къ Архіепископу и повѣдала ему тѣже преждесказанныя слова, указывая и мѣсто (нахожденія иконы), указанное ей (дѣвицѣ), дабы повелѣлъ вынуть (изъ земли) святую Богородичную икону; архіепископъ же не внялъ рѣчамъ ея и отослалъ её безъ дѣла. Былъ же приходъ ихъ (къ воеводамъ и архіепископу) въ 7-ой часъ дня, а обрѣтеніе чуднаго пресвѣтлаго образа Богородицина въ двѣнадцатомъ часу дня, послѣ пожара въ тотъ же годъ, мѣсяца іюля въ 8 день, на память святого великомученика Прокопія. Было же дѣло такъ: пошла та жена къ своему дому, разсказывая всѣмъ людямъ о чудной иконѣ, какое видѣніе видѣла дочь ея, люди же, дивясь словамъ ея, отходили, не внимая (какъ должно) рѣчамъ ихъ; она же, взявши заступъ и пришедши къ показанному мѣсту, начала долго копать и не обрѣтала искомаго; спустя немного времени начали и другіе копать и вскопали уже все мѣсто то, но ничего не нашли, вышеупомянутая же дѣвица оная начала копать на томъ мѣстѣ, гдѣ прежде была печь, также (копали) съ нею и прочіе. И когда выкопали немного болѣе двухъ локтей, о чудо! явилась чудотворыая икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи, честнаго Ея Одигитрія, вмѣстѣ съ предвѣчнымъ Младенцемъ Господомъ и Богомъ Іисусомъ Христомъ; на чудной же иконѣ той былъ ветхій рукавъ одежды изъ вишневаго сукна; самый же чудотворный образъ чудно сіялъ свѣтлостью, какъ будто вновь былъ написанъ красками, тогда какъ земной прахъ нисколько не коснулся того чуднаго образа, какъ сами мы видѣли. Дѣвица же, взявши образъ Пречистой со страхомъ и трепетомъ и радостію, поставила его на томъ же мѣстѣ. Люди же, бывшіе тутъ, возопили, проповѣдая неумолкаемо о явленіи той Божественной иконы и вскорѣ стеклось безчисленное множество /с. 24/ благочестивыхъ изъ народа, вопіюще со слезами; «Владычица, спаси насъ!» И послали вѣсть къ архіепископу и къ правителямъ города, что обрѣли святый образъ Богородицы; архіепископъ же вскорѣ приказалъ звонить въ колоколъ и пошелъ съ крестами и со всѣмъ освященнымъ соборомъ, съ воеводами и со множествомъ народа, на то мѣсто, гдѣ обрѣли чудную икону Пречистой, и видѣлъ образъ Пречистой, какъ бы новый даръ, пречудно свѣтящійся, и очень дивился и недоумѣвалъ, что такого начертанія образа никогда и нигдѣ не видалъ прежде; одержимый же радостію и страхомъ за свое невѣріе, съ плачемъ молился и просилъ милости и прощенія за свой грѣхъ. Такъ же и воеводы съ плачемъ просили милостиваго (прощенія) за то нерадѣніе и невѣріе, которымъ согрѣшили предъ чудотворнымъ образомъ Пречистой. И весь народъ городской стекался на то дивное божественное чудо и, веселясь со слезами, — въ радости душевной — возсылалъ хвалу Богу и Богородицѣ за обрѣтеніе многобогатаго и безцѣннаго сокровища. (Я же тогда, бывши въ чинѣ священника у святаго Николая, который зовется Гостиннымъ, хотя и былъ каменносердеченъ, однако прослезился и припалъ къ Богородицину образу и къ чудотворной иконѣ и къ превѣчному Младенцу Спасу Христу, и потомъ поклонился архіепископу и испросилъ у него благословенія на то, чтобы повелѣлъ взять мнѣ пречудную Богородицину икону; архіепископъ же благословилъ меня и повелѣлъ мнѣ взять ее). Я же, будучи недостойнымъ, однако со страхомъ и радостью прикоснулся къ чудотворному тому образу и взялъ его съ того деревца, которое было воткнуто на томъ мѣстѣ, гдѣ въ землѣ была та святая и чудная икона. И по повелѣнію архіепископа, съ прочими святыми крестами пошелъ я съ иконою въ находящуюся вблизи Церковь святаго Николая, который зовется Тульскимъ и, по совершеніи тамъ молебнаго пѣнія, архіепископъ опять со всѣмъ освященнымъ соборомъ и начальники города и все множество православнаго народа вмѣстѣ съ женами и дѣтьми, въ слѣдъ за святыми иконами пошли въ городъ съ новоявленной иконой чудотворной; безчисленное множество народа тѣснилось, попирая другъ друга; нѣкоторые же, ходя по головамъ другихъ, прикасались теменемъ къ чудотворному образу. Когда же я, по повелѣнію архіепископа, вслѣдствіе многолюдства медленно шелъ съ чудотворною иконою, то и великое множество народа однако не столкнуло меня ни направо, ни налѣво, ибо несъ я пречудную и чудотворную икону Носящаго всю тварь и Родившей Того, и въ тотъ же часъ образъ Пречистой Богородицы показалъ чудо.

Источник

Метки: история церкви, патриарх гермоген

Печать E-mail