РПЦЗ: Резолюция о Сергии Страгородском от 1943 года
Резолюция Венского епископского совещания по вопросу избрания патриарха в Москве
Совещание епископов Заграничной Православной Русской Церкви, обсудив дело об избрании бывшего местоблюстителя патриаршего престола на патриарший престол определяет:
I. — Избрание митрополита Серия на престол патриарха Московского и всея Руси является актом не только не каноничным, но и не церковным, а политическим, вызванным интересами советской партийной коммунистической власти и её возглавителя диктатора Сталина, переживающих тяжёлый кризис во время войны и нуждающихся в помощи ненавистной им и ещё недавно явно гонимой Православной Церкви.
Советская коммунистическая партия и Сталин в своём отношении к религии и Церкви Христовой по существу нисколько не изменились. Религия по-прежнему для них является "опиумом для народа", и по миновании надобности в помощи Церкви, они не преминут возобновить вновь открытое гонение на верующих и духовенство в России. В своём заявлении по радио Сталин в целях укрепления своей тиранической власти хочет только показать миру, что советская коммунистическая партия и он, как её возглавитель, дают свободу Церкви, идя якобы искренно навстречу страждущему русскому народу в его устремлениях к Богу. Он протягивает свои руки к своим пленникам иерархам Русской Церкви, признавшими под его давлением богоборческую власть законной и народной, предлагает им мир и лукавый поцелуй, способствует поставлению патриарха. Но верить ему нельзя, он не покаялся, и вместе со своей советской коммунистической партией остаётся по прежнему жаждущим мировой коммунистической революции с уничтожением христианства и всякой религии. Он только временно надел на себя маску союзника Церкви.
Избрание патриарха и созыв Синода нужны Сталину и его партии, как средство для политической пропаганды. Патриарх в его руках лишь игрушка, подсобное орудие в его хитроумных комбинациях. Он будет делать с ним что хочет. Пока не было войны в России, невозможно было избрание патриарха и организация Синода. Но когда над коммунистами нависла смертельная опасность, тогда оказалась полная возможность сделать это самым быстрыми и упрощённым способом. Не быль созван канонический, полный Собор Русской Церкви, предусмотренный постановлением Всероссийского Собора 1917-18 гг. (ст. 1-я), хотя бы из одних епископов. Не приглашены были епископы-исповедники, страждущее за веру в ссылках и тюрьмах. Не была представлена Церковь-мученица, скрывающаяся в "катакомбах" Советской России. Собрано было лишь ничтожное количество епископов, подчинившихся богоборческому правительству и не могущих быть выразителями воли всей Русской Церкви. Избран в патриархи иерарх, уже давно преклонившийся перед сатанинской властью, заявивший ещё в 1927 г. от лица Церкви, что радуется успехам этой власти, и что гонений в Советской России на Церковь нет (заявление иностранным корреспондентами в 1930 г.), хотя теперь сам Сталин признался, что советское правительство до сих пор лишало русский народ его Церкви и свободы вероучения. И первым деянием высшей церковной власти были кощунственно-политические постановления об установлении особого моления об открытии так называемого "второго фронта" и об анафематствовании всех русских людей, борющихся против коммунистов и большевицкой власти.
Давление этой сатанинской власти на покорную иерархию вне всяких сомнений. Неканоническое и нецерковное избрание патриарха, произведённое в интересах богоборческого правительства, является не менее опасным для Церкви, чем открытое на неё гонение. Оно чревато тяжёлыми последствиями. Оно унижает авторитет Церкви и её иерархов, оно ставит их в служебное положение пред слугами диавола, наносит новые раны Церкви-мученице в лице её по-прежнему гонимых исповедников и создаёт новую смуту в церковной среде. Рождаются новые соблазны для верующих и новые поводы для издевательства над ними со стороны неверующих.
Тем, что митрополит Серий принёс Православную Церковь в жертву интересам безбожной Советской власти и поставил её в служение этой власти, он совершил предательство Христовой Церкви.
II. — В виду изложенных соображений совещание епископов заграничной части Русской церкви, всегда верной своей Матери-Церкви и никогда не порывавшей с нею духовного общения, по долгу своей епископской совести не находит возможным признать митрополита Серия каноническим, законным патриархом Всероссийской Церкви и возносить за него моления, как за её главу.
III. — Управление заграничной частью Русской Церкви должно поэтому оставаться неизменным, согласно постановлениям собора епископов 1927 года, основанным на указе святейшего патриарха и св. Синода от 7/20 ноября 1920 года впредь до установления нормальных сношений с Россией и установления в ней истинной свободы веры.
IV. — Разъяснить пастырям Церкви и всем верующим, что все прещения и церковные кары, исходящие от нынешней московской церковной власти, являются незаконными, недействительными и нисколько не должны смущать совести богопослушных русских людей.
V. — Обратиться к православным чадам Русской Церкви на Родине и в рассеянии сущим с особым воззванием по поводу избрания патриарха в Советском Союзе, в коем выяснять истинный канонический взгляд на избрание патриархов поместных Церквей и на антицерковное деяние, совершенное в Москве 30 августа-12 сентября с.г. под давлением советской власти.
VI. — Довести настоящую резолюцию до сведения первоиерархов всех автокефальных Православных Церквей.
"Православная Русь", 1943г., №11-12, с.15.
Метки: рпцз, московская патриархия
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи