Как московские попы воевали с "зарубежниками"
«МЫ В МОСКВЕ НИ ОДНОГО ХРАМА НИ РАСКОЛЬНИКАМ, НИ СЕКТАНТАМ НЕ ОТДАЛИ»
Протопресвитер Владимир Диваков
Без царя в голове, или Кто иерархию отрицает
Вернулся я как-то после одного такого собрания, а у меня руки трясутся. «Как всенощную, – думаю, – служить?»
– Успокойтесь! – Святейший Алексий II так мирно глянул.
Тогда надо было церковь Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах отстоять. Там община Суздальского раскола на захват храма настроилась и требовала дать им настоятелем еще не рукоположенного мирянина.
– Простите, – говорю, – мирянин не может быть настоятелем.
Накануне мы разговаривали с владыкой Арсением (Епифановым), викарием Святейшего, об обстановке на том приходе, а он затем – с Патриархом. Решили назначить крепкого настоятеля – отца Александра Шаргунова, клирика соседнего храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Представители Суздальского раскола взбунтовались. Все своего мирянина протолкнуть норовят, у него фамилия «говорящая», помню, – Козушин.
– Ну, он же мирянин...
– Ничего, рукоположим его!
Тут же набежали скандально известные Г. Якунин, В. Борщев и др. правозащитники. Всего в храм набилось человек 300 народа, и такой гам подняли!
– Братия, сестры! – обращаюсь. – Вам же вместе, в одном храме потом молиться. Вот вы сейчас перессоритесь, а дальше – что? Зверем друг на друга смотреть будете? Настоятель в этот храм уже назначен, – представляю им отца Александра.
Неоднократно собрание пытались сорвать.
– Нет, давайте, – говорю, – еще помолимся.
Встаем, снова все: Царю Небесный... – поем. Смотрю: кто-то явно не знает слов...
И при этом требуют, чтобы их заслушали. И вот они стали, человек 15, друг за другом выступать. Люди все явно нецерковные.
Собрание уже около пяти часов длилось, время к шести... «Так, – думаю, – и на всенощную не успеем. Надо форсировать!»
Тактика форсирования
– Братия, сестры, да вы хоть познакомьтесь, – показываю на отца Александра, – с теми людьми, с которыми вам сотрудничать! У него и помощники есть. Вы в лица взгляните друг другу. Отец Александр, зачитайте прошение!
Стал зачитывать имена-фамилии.
– Расскажите кратенько о себе, – прошу каждого.
Рассказывают – и все такие интеллигентные люди.
– У вас есть какие-то вопросы? – обращаюсь к тем, кто из Суздальского раскола. – Задавайте! – поторапливаю.
Молчат.
Так мы заслушали человек 30. Смотрю, у отца Александра еще целая кипа листов, мелко исписанных…
– Хватит!! Аминь.
– Как это хватит?! – даже по столу стукнул.
Пауза.
– Кто ведет собрание, я или вы? – уточняет.
– Я, успокойся.
– Вы и будете отвечать!
– Буду-буду, – а сам смотрю, в силу этой мгновенной искры, метнувшейся между нами, суздальцы как-то заинтересовались мной…
– Братия, сестры, смотрите! – пользуюсь я моментом. – Стольких заслушали, и ни одного вопроса! А коли вопросов нет, то, значит, и претензии отсутствуют! Принимаем всех заслушанных в члены Приходского собрания! Кто за?
– Ладно, – подытоживаю поднявшуюся массу рук (все равно при том скоплении народу не все даже слышали: о чем это мы там?), – большинство! Избираем Приходской совет. Председатель – отец Александр, он настоятель, а это всегда стержень прихода...
– Мы хотим Козушина!
– Козушин – светский человек. Давайте все-таки настоятеля, назначенного Патриархом.
Те надулись. Тут я смекнул.
– Мы Козушина помощником настоятеля выдвинем!
– Я помощником не буду! Категорическое нет!
Я тогда к Глебу Якунину:
– Давайте кого-нибудь из вашей группы помощником изберем?
«Помощник все равно права подписи не имеет...», – думаю.
За кого-то они там проголосовали.
Дальше с казначеем надо определиться, – это уже серьезнее.
– Отец Александр, кого?
Он задумался. А там так все накалено, что я хватаю первое попавшееся прошение:
– Вот, пожалуйста! – вчитываюсь в фамилию, поднимаю глаза…
Человек привстал…
– Вы согласны?
– Как благословите.
– Конечно, давайте! Кто за? Против есть?
Козушинцы растеряны...
– Так, принято.
Далее Ревизионную комиссию так избрали. Председателем – настоятеля, плюс двух членов – одного от отца Александра, другого – из группы захвата.
Надо уже для подписания протокола участников собрания избирать. Отец Александр двоих предложил – и задумался!
«Да что ж такое!»
Те, смотрю, уже троих подсуетились выстроить…
«Они же так большинство за собой оставят, а потом откажутся подписывать протокол».
– Отец Александр, еще!!
– Батюшка, Устав посмотрите! – вспылил он. – Пятерых достаточно!
– Не меньше пяти, отец. Больше можно! Ну, кого?!
Тут уж кто-то сам вызвается. Смотрю: еще – трое адекватных. Хорошо!
– Остальные проблемы – на следующем собрании… Дня через два-три, – объявляю уже на ходу.
Без пяти минут шесть я рванул на всенощную.
За счет чего можно выиграть?
Через условленные пару дней возвращаюсь – и не могу понять: «Не явился, что ли, никто?» Мне туда даже идти не хотелось: «Опять в этот ад...». А тут – тишина такая...
Захожу, а храм полон! Просто все тихо, спокойно сидят. Слава Богу!
– Помолимся!
Тут двое – шаг вперед:
– Мы из общины Козушина!
«Началось».
– Хотим заявить, что мы против решения предыдущего собрания. Мы выходим в Свободную Российскую церковь. Протокол не подпишем.
– Пожалуйста, – говорю (это те самые, что от раскольников для подписания протокола выдвигались, а у нас и своих пятеро есть), – дело ваше.
Они – в суд. 10–11 судов было, – все никак уняться не могли. Но там судья скорее с истцами разбирался:
– Вот, смотрите, собрание же не под эгидой Свободной Церкви проходило, да? Его Московская Патриархия провела. А вы вышли из Русской Православной Церкви и представляете уже какую-то другую, а значит, и претендовать на храм не можете. Понимаете? Протокол, согласно Уставу, подписали 5 участников собрания. Все по закону. В чем суть претензии?
Глеб Якунин сразу же, уже после первого собрания, заявил:
– Мы проиграли, потому что они привели слишком благочестивых людей.
Потом уже, когда суды прошли, отец Александр, как увидит меня:
– Батюшка, ну, прости, пожалуйста! – про первое собрание все вспоминал. – Я от того шума и истерики соображать уже перестал...
Когда последние козушинцы удалились, даже внутренне легко всем стало. Мы тогда помощника настоятеля переизбрали. Дальше там уже все как следует устроилось.
Это уже не диверсии атеистического госаппарата, а попытки внутрицерковные расколы чинить. Церковь всегда под прицелом – это в порядке вещей.
– А что это вы там за концерт устроили? – встречает меня уполномоченный.
– ?!
– Козушина погнали!
– Его церковный народ не выбрал!
– Понятно, что не выбрал. Это вы так собрание повели! Надо ж все-таки пар из котла выпускать!
«Котлы, известно, где».
– Потом же сами хлопот не оберетесь!
Смотрю, примолк. У всех есть планы на субботний вечер…
Слава Богу, мы в Москве ни одного храма ни раскольникам, ни сектантам не отдали.
Метки: рпцз, московская патриархия