Михаил Польский: Великие знамения нашего времени
25 октября (7 ноября) 1917 г. революционным восстанием партия большевиков-коммунистов захватила верховную власть в России. Ныне, через 38 лет, влияние этой российской власти сказалось во всем мире. Обман, насилие и безбожие — явные и открытые принципы этой власти. Ложь марксистской теории всеобщего блага обнаруживается всюду, где теория осуществляется этою властью. Однако, за то, что люди "не приняли любви истины для своего спасения, послал им Бог действия заблуждения, так что они стали верить лжи". Безпредельный по масштабу и жестокости террор сопровождает всюду и всегда путь этой партийной диктатуры, добивающейся власти над всем миром. Безбожие этой партии носит последнюю и окончательную форму обоснования в абсолютном материализме и старается лишить всякого человека его возвышения над миром в Боге, делая его духовным рабом своей системы, как непогрешимой.
Это мировое зло явилось с запада прежде всего в могущественной Русской державе, где христианство, хранимое в его чистом, неповреждённом, подлинном виде Православной веры, срослось с государственностью в органическое целое. Великие потрясения произошли прежде всего на фоне Вселенского Православия и главный удар зревшего мирового нечестия нанесён именно сюда.
Достаточно было, чтобы в одной православной стране в мире, где Божия вера была в нашу эпоху так поддержана государственностью, лишилась этого начала, "удерживающего" зло от его преобладания в мире, и власть оказалась там захваченной злодейским безбожием, как это зло стало бушевать во всем мире. "Взятие от среды удерживающей" моральной, христианской государственности открыло вдруг и базу для губительного мирового нечестия.
Другое событие, углубляющее зло и ужасное по своей безнравственности и духовному безобразию, это — подчинение Церкви антихристовой власти и её служению мировому обольщению последней. Измена призванию и цели Церкви — утверждать правду Божию в мире, извращение христианского служения, предательство своих, сотрудничество с врагами Христа, Церкви и всякой веры есть худшее из падений, которое случилось с высшей церковной властью в России 16/29 июля 1927 г. (декларация М. Сергия), поведшей там Церковь по этому пути до нынешнего дня. Понять и оценить это событие даже нам русским не всем удаётся. Повторяем — не всем, но удаётся. Ещё ниже, чем в России, пали те заграницей, которые при своей свободе, своим кратким или длительным, номинальным или действительным подчинением этой церковной власти, бросили и свою жертву на алтарь сатаны. В эти сети впадали другие представители Поместных Православных Церквей, а некоторые до сего времени из них не выбрались. А инославные христиане смотрят на такое падение снисходительно или совсем безразлично. Вот в каком положении враг находит христианский мир.
Две великих войны, мирового охвата и значения: одна (1914-1918) породила большевизм в России, другая (1939-1945) вывела его из России на мировую арену. Но в конце последней человечество успешно вступило в новый, атомный век. 16 июля 1945 г. в пустыне американского штата Нью-Мексико взрывом атомного прибора человечество было оповещено, что важнейшая тайна природы, движущая пружина всего мироздания раскрыта, и новая стихия, энергия, освобождённая расщеплением атомов с температурой в 50 миллионов градусов, находится в его распоряжении.
Величайшим счастьем человечества явилось то, что стихия эта была открыта не большевиками, иначе бы весь мир был уже ими поставлен на колени, как была, через несколько дней после её открытия, поставлена Япония. Однако, большевиков не сумели испугать этой бомбой и через некоторое время почувствовали, что мир сам приготовил себе средства для самоубийства. Возможная война рисуется, как "огонь с неба" (атом раздробляется только на солнце), как последняя чаша гнева Божия, могущая уничтожить всю жизнь на земном шаре.
И вслед за этим, вдруг новое, чрезвычайное, безмерно удивительное историческое событие, показывающее, что мир имеет внутреннюю, духовную и священную историю, которая продолжается от времён установления Ветхого и Нового Заветов по сей день. 14 мая 1948 года в Палестине учреждается еврейское государство, называемое Израиль. 2,000-летняя мечта евреев иметь своё государство осуществилось. Что это значит? Как думают об этом сами евреи? — "Господь всё-таки услышал молитвы своего народа" — говорят евреи-старики со слезами на глазах. По поводу Судного Дня нам напоминают синагогальную молитву (НРСл. М. Граев 18 сент. 1955 г.) "чтобы в ближайшее время сбылось пророчество Исаии о том, что наступит день, и мечи будут перекованы на орала и все народы мира потянутся к горам Сиона, чтобы выслушать слово Божие о мире и братстве народов".
Однако, есть в Иерусалиме и партия крайних клерикалов ("Натурей Карта" — Стражи Городских Стен), которая учит, что еврейское государство противоречит мессианской идеи еврейства. Государство Израиль, — по её мнению, — незаконно присвоило себе прерогативы Мессии, который один, по его пришествии, установит государственный порядок в стране. Поэты в честь Мессии слагают стихи: — "Что куёшь, кузнец суровый? — Превращаю я в подковы полосы тугие. Да, подковы для него, — Радость! радость! — для него. Для коня Мессии. Ткач проворный, быстроокий, что готовишь? — Плащ широкий, Ризы дорогие. Облечётся в них он сам, — Радость! радость! — сам он, сам, Царь царей — Мессия" (Д. Фришман). И т.д.
С глубоким изумлением всматриваемся мы в это явление нашей эпохи и с робкой радостью думаем: неужели же вскоре сбудутся слова Апостола Павла о том, что против Иисуса из Назарета "ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся... в отношение к избранию, они возлюбленные Божии ради отцов, ибо дары и призвание Божие непреложны" (Рим 10.25-29)? Что впереди у них в надежде на нового Мессию, кроме разочарования? Нужны осязательные и горькие опыты самой истории, чтобы убедиться в истинности первого Мессии. Единый верный и непреложный Бог, внимая молитвам Своего народа, даёт ему то, что он просит и попускает познать добро через зло испытаний, если он не мог миновать его верой, которую приняли Язычники. Испытания его не окончились. А когда кончатся, Израиль будет с нами, то есть, вместе с нами около Господа нашего Христа, Иисуса из Назарета. Другой Мессия, которого ждут, — ошибка, и это поймут. Так именно, таким образом "весь Израиль спасётся". Это его путь. Таковы вера, надежда, любовь и премудрость нашего христианства.
Последняя реальная задача нашего научно-технического развития — путешествия в междупланетное пространство. Выход из земли, из тесных её пределов. Свобода, непременно свобода от материи времени и пространства. Выше и выше, от видимого к невидимому. Это есть несознательное стремление к Небесному Царству, которое только и освобождает от нашей материи, и времени, и пространства, о котором "сознательно", то есть, всезнающей Божественной премудростью проповедует Евангелие почти две тысячи лет, как об открытом для нас Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, где Он, Воскресший, пребывает в новом нашем теле одесную Престола Отца Своего и Бога нашего.
Медленно развивается человечество, но уже стоит у порога познания тех цели и смысла своей жизни, которые даны его вере от начала. Вера, знание и опыт истории говорят об одном. Поэтому мы, христиане, не унываем. Торжество Христовой истины и жизнь вечная Небесного Царства придут, хотя бы через казни исхода из египетского рабства. Проповедь наша не нуждается в гаданиях: когда и как это будет. Пусть будет хотя ещё через века, и Господь продолжит надолго жизнь мира для его вечного спасения. Тем важнее наше стояние в истине, её хранение, и всё большее раскрытие её света человечеству. Пред лицом событий мира и ещё великих знамений, хотя бы скорбных и даже ужасных, наше лицо, озарённое этим светом вечной истины, должно быть как кремень, будучи способным принять все удары. "Сия есть победа, победившая мир, вера наша". И тем внимательнее мы должны следить — где же в нашу эпоху, в каком остатке верных хранится твёрдость, чтобы вместе с ним пройти предлежащий путь. Православная Церковь сохранена Богом. Православность или верность истине Христовой, в годину тяжких испытаний, имеется в ней и ничто в мире не поборет её, даже среди многих падений и отпадений. В сознании этого — наше великое утешение в нашу странную, и удивительную и угрожающую эпоху.
Протопресвитер М. Польский
Православная Русь-№21-1955г.
Метки: рпцз, прот. михаил польский