АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Антоний: Исповедь - Особые грехи

Содержание материала

18. Особые грехи

Иногда молодой духовник затрудняется перечислять грехи, т. е. просто не может припомнить главнейших и более часто до­пускаемых грехопадений. К сожалению, держа часто пред глаза­ми богослужебные книги, наши богословы и наше духовенство редко удостаивают своим вниманием то, что там напечатано крас­ным шрифтом или даже черным, кроме самых молитвословий, из коих также добрую половину никогда не прочитывают.

Итак, довольно полное перечисление всевозможных грехов можно собрать по следующим чинопоследованиям требника и ка­ноника: 1) по чину исповедания, 2) по молитве вечерней Свято­му Духу, 3) по заключительной вечерней молитве: исповедую Тебе единому Богу, в Троице славимому и пр., которая помещает­ся в Киево-Печерских и Почаевских правильниках, 4) по четвер­той молитве ко Св. Причащению: «Яко на страшнем Твоем и нелице­приемнем предстояй судилище»; к сожалению, эту молит­ву за последние 30 лет перестали помещать в правильниках, но в Псалтири Следованной она помещается, 5) наконец, среди бро­шюр церковно-книжных лавок можно встретить: «Исповедание грехов генеральное» (т.е. общее) Святителя Димитрия Ростовско­го. Здесь самое подробное и продуманное их перечисление. Конечно, духовник не будет каждого прихожанина опрашивать по каждому из этих грехов, но перечитает их перечисление заранее и затем, применяясь к возрасту, полу и настроению души исповедающихся, будет предлагать те или иные вопросы. Не так давно Киево-Печерская типография выпустила отдельной брошю­рой и очень крупным шрифтом: «По­следование о исповедании» (1914 г.), где приведено и помянутое творение святителя Димит­рия, и полный чин таинства, и другие еще вопросы кающимся. Эта брошюра может прекрасно заменить вышеуказанные пособия.

Прежде чем обратиться к указанию врачевания отдельных гре­хов, спросим себя о том, как быть с теми христианами, которые, хотя и не вполне уподобляются тем нераскаянным грешникам, о коих мы писали раньше, как о поверженных в окамененное нечув­ствие, но, признавая свои грехи предосудительными, откладывают борьбу с ними на неопределенное время, думая, а иногда и гласно заявляя, что еще успеют покаяться. Если такая мысль и не сидит в голове у людей, как устойчивое сознательное положение, то она таится и даже господствует у огромного большинства в полусоз­нательном состоянии и выражается в том беззаботном настрое­нии, с коим они вновь и вновь возвращаются к скверным делам, и в том благодушном самочувствии, с которым они являются, хотя и не часто, в храм Божий и даже на исповедь, нисколько себя не оправдывая, но как бы уверенные, что они ни в каком случае не будут лишены вечного спасения, а непременно когда-либо и как-либо исправят свою жизнь. Наша классическая литература в лице Пушкина, Тургенева, Л. Толстого едва ли не такими именно свой­ствами наделяет своих героев, в которых желают нарисовать цен­тральный тип русского интеллигента, да и в простом народе таких типов немало, особенно среди тех, кто вышел уже из условий патриархальной семейной среды и прикоснулся к новым условиям жизни. Что должно внушить таким людям? Страх Божий? Иногда (хотя, конечно, не всегда) им достаточно привести следующее изречение из помянутого слова св. Кирилла Александрийского «О исходе души и о втором пришествии» (в Следованной Псалти­ри). «Глаголющие: в юности согрешим, а в старости покаемся, от демонов поругаются и прельщаются, яко волею согрешающе, покаяния не сподобляются, и в юности от смертного серпа пожи­наются, якоже Аммон, израилев Царь, Бога прогневивый за лукавая своя помышления и скверныя мысли». Полезно подтвердить это примером из окружающей жизни. Я, напр., знал несколь­ких лютеран, расположенных к нашей вере, но откладывавших священное миропомазание до отставки или до предсмертной бо­лезни по внушению диавола, который внушал им такое решение, чтобы не говорили о них, будто они приняли православие из целей корыстных (?!). Все они умерли, не успев выйти из когтей сво­ей ереси. То же нередко бывает с христианами, решившими принять иноческое пострижение, но постепенно откладывавшими его на позднейшие и позднейшие годы. В древнее время тем же погреша­ли и также подвергались нераскаянной смерти язычники, желав­шие стать христианами. Их особенно настойчиво обличает и уве­щевает Св. Иоанн Златоуст в своих творениях и другие современные ему отцы Церкви. Сверх того, должно внушать от­кладывающим решительное исправление своей жизни, что жела­ние покаяться и страх Божий не возрастают, если откладывать свое обращение, а меркнут, а в безпечном сердце тем временем зарождаются и возрастают новые страсти, как терние, заглушаю­щее пшеницу; душа человека черствеет и, если даже не будет изъята из тела в молодости, то, медля покаянием в юные годы, к старости еще более жадно привяжется к житейским прелестям и станет вовсе недоступна для решительного покаяния.

Самый нежелательный вид исповеди получается тогда, когда к ней приступает человек, хотя и чуждый преступлений и, пожа­луй, грубых страстей, но не несущий в своей совести горьких уко­ризн, а взирающий на себя так: жить безгрешным невозможно; я грешил и грешить, конечно, буду не нарочно, а по слабости, но ведь иначе и быть не может; что же я буду особенно убиваться о содеянных грехах, когда с завтрашнего дня примусь за то же самое? Не отрицаю таинства причащения, но принимаю его по по­слушанию христианскому учению, а явной для души своей пользы не ощущал и, вероятно, ощущать не буду. Все, осуж­ден­ное Евангелием, и я признаю грехом; не лгу, когда отвечаю свя­щеннику: «грешен»; но думаю, что, если б этих двух таинств и не было бы, то я был бы, пожалуй, не хуже и не лучше, чем я пре­бываю, принимая их ежегодно или через 3–4 года. Так выразить свое настроение не все решаются и не все могут, особенно мало­грамотные. Но чувствуют так мно­гие. И, однако, это указание не противоречит тем, с которых мы начали свои советы духовнику, когда заявляем, что исповедующиеся при­мут его слова, как Бо­жии глаголы, и что никогда христианин не бывает так под­готов­лен и склонен восприять доброе влияние, как в минуты исповеди.

Дело в том, что изложенное сейчас равнодушное и безот­радное настроение мирянина складывается в его душе по при­чине неопытности духовника, не сумевшего пробудить в нем укоры совести, сознание себя тяжким грешником пред Богом и ближними. Из вышесказанного следует, что такое пробуждение достигается чрез раскрытие грешнику его господствующей стра­сти, которой он часто, даже по большей части, в себе и не по­дозревает, но ведь для сего потребна исповедь продолжитель­ная, а пока возможность таковой не организована, и духовнику приходится ограничиваться либо выслушиванием собственных признаний кающегося, либо задавать вопросы об отдельных гре­хах. Как может он пробудить в нем глубокое чувство виновнос­ти и настойчивое желание приняться за борьбу с собой и озабо­титься спасением души своей? Это ведь особенно трудно, если заведомо преступных деяний у человека не было, но нет и пря­мого стремления к Богу и к добродетели.

В подобных случаях тот из духовников исполнит свою задачу, который откроет кающемуся глаза на такие грехи, которых он не замечает и не ценит ни во что, но которые причиняют много зла ближнему или очень строго осуждены учением Христовым. Пере­ходя теперь к разсмотрению отдельных грехов,мы полагаем, что с подобных-то грехов пастырь и должен начинать свои вопро­сы. Какие же это вопросы?

А вот, когда кающийся заявляет, что он человек верующий, то духовник его спросит: не скрывали ли вы это ради ложного стыда и страха пред людьми? Вы знаете, что во времена еще му­чеников те христиане, которые заявляли свое отречение от веры Христовой и не исповедывали Господа Иисуса Христа пред мучи­телями из страха истязаний и казни, отлучались от Церкви на 20 лет, а те, которые поступали так не в опасности смертной казни, а ради земных разсчетов или боясь насмешек, отлучались на всю жизнь и только пред кончиной сподоблялись принятия в Церковь и Св. Причащения, или проводили дни свои в постоянном оплакивании своего отречения, как делал апостол Петр, проливавший слезы покаяния при каждом ночном пении петуха во все дни своей жизни: «иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем» и т. д.

Конечно, если духовник лично знает пришедшего и то, что он именно в этом грешен, то его опрос может быть настойчивее и речь о сем продолжительнее. Но и незнакомому он может пояс­нить, если тот не помнит за собой случаев прямого и нарочитого сокрытия своей веры и представления себя человеком безрелиги­озным, что грозные слова Христовы падают не только на того, кто прямо отрекается от веры, но и на того, кто постыдится Его исповедать: в этом грехе повинны и те, кто скрывает от знако­мых, что он говеет, ходит в церковь, кто постыдится перекрес­тить лоб пред обедом, или проходя мимо храма, не желая, чтобы люди знали, что он человек верующий. Полезно ему напом­нить, что магометане тогда именно умножают свои молитвы, ког­да бывают среди неверных, напр., на палубах пароходов и молятся с особенным усердием, когда пассажиры осыпают моля­щихся насмешками, ибо перенесение этих насмешек они почита­ют нарочито угодным для Аллаха подвигом.

Все сие, сказанное с любовью, так, чтобы грешник понял, что священник не унизить его хочет, а раскрыть ему глаза на свою собственную душу, заставит его задуматься. Если он, кроме того, сознается, что скрывал грехи на прежних исповедях – этот же самый грех или другие, вследствие ли ложного стыда или по крайнему небрежению и забвению, то, думается, увещания духов­ника выведут и легкомысленную душу из ее греховной безпечности, а это будет началом перемены всей внутренней жизни чело­века; он уразумеет, что он тяжкий грешник, что он забыл своего Искупителя и более достоин осуждения от Бога и людей, нежели человек, постыдившийся признать свое родство с бедными роди­телями или иными родичами и тем заслуживший общее презрение.

19. Грехи против ближних

Затем поставь исповедающемуся такой во­прос: не лежит ли на его совести грубое оскорбление родителей или постоянно на­но­симые им мелкие обиды? Пусть же он не думает, что это будничная мелочь в семейной жизни. Господь изрек Моисею:«Злословящий отца или мать смертию да умрет». Этот смертный приговор злословящим родителей подтверждает Спаситель, как именно заповедь Божию (Матф. 15, 4; Марк. 7, 10), хотя не как уголовный закон о смертной казни, но как грех смертный. «Когда вырастешь и, быть может, похоронишь родителей», пусть так говорит духовник ви­новному в этом подростку: «то поверь, что, вспоминая подобные случаи, будешь и наедине краснеть до ушей от стыда и ломать себе руки, тщетно желая исправить свой грех, который тебе теперь кажется ничтожным, ибо ты не можешь пока по­нять, какой острый нож вонзает в грудь любящих родителей дер­зкий сын или дочь, когда оскорбляет злобными словами или гру­бым непослушанием; поймешь это, когда у тебя будут свои дети, но когда по всей вероятности уже невозможно будет загладить своей вины пред умершими родителями». То же самое или почти то же испытывают учителя, когда получают дерзости от учени­ков, а получив их много, ожесточаются потом и сами, и святое учебное дело становится пыткой и для учителей, и для учеников, но изменить такое положение в нормальное легче последним, нежели первым.

Руководясь желанием пробудить или усилить в исповедаю­щемся чувство виновности пред Богом, предложи ему вопросы, о которых он, вероятно, и не думает, но которые обна­ружива­ют для него самого его душевные язвы. При сем полезно про­должать свои вопросы не в принятом порядке – грехи против Бога, против ближних и против самого себя, – а в том, в кото­ром легче добраться до пробуждения в нем совести. Ведь со­временная наша паства о непосредственном отношении к Богу почти забыла. Что за смысл спрашивать об исправном посеще­нии церкви или о внимании к молитве человека, который уже несколько лет как забыл и дорогу в храм Божий, и никогда, ни утром, ни вечером, лба не перекрестит? – «Молиться я не при­вык, – смело отвечают такие люди: «но живу честно и нико­го не обижаю, а многие молятся Богу, а поедают людей». –– Если духовному отцу удалось сбить грешника с такой самодо­вольной позиции вышеуказанными основными вопросами, то пусть благодарит Бога, но во всяком случае полезно продолжать вопросы в том же порядке по степени чуткости к ним совести современных людей, т. е. прежде спросить о грехах про­тив ближнего, а потом уже о грехах против Лица Божия и, на­конец, о грехах, разстраивающих внутреннюю жизнь самого грешника.

Итак, тому христианину, который думает, что он никогда не обижал ближнего, скажи – это хорошо, но под обидой нужно разуметь не только то, что сердит человека, но еще более то, что наносит ему вред. Воров строго карает закон и презирают люди, а ведь у человека имеются ценности, несравненно более значительные, чем деньги или вещи: это его душа, его неиспор­ченность. – Не советовал ли людям чего-либо дурного, пороч­ного? Не осмеивал ли чьего целомудрия или стыдливости, или их послушания старшим, или добросовестности по службе или по учению? Ведь потеря невинности, стыдливости, послушания ро­дителям и даже честности происходит у юношей и девиц не ина­че, как под влиянием примеров и злых советов, а те, которые столкнули их с доброго пути, и думать забыли о них и о своем злодеянии. Они тяжкие грешники пред Богом, более тяжкие, чем воры и грабители. Но еще более преступны те, которые не только дают коварные советы вопрошающим, но сами упо­треб­ляют усилия, иногда продолжительные, что­бы соблазнить невин­ного на грех, от которого он потом не освобождается надолго, а то и на всю жизнь. А сколько таких соблазнителей в любом учи­лище, которые не хотят успокоиться, пока не стащат товарища в публичный дом или не познакомят его со скверными людьми. Кому между тем не известно слово Христово: «иже аще соблаз­нит единаго малых сих»и пр. (Матф. 18, 6). – Итак, не грешен ли ты в том? Не посевал ли нарочно в сердце ближнего твоего сомнения в вере, не осмеял ли его благочестия? Не отваживал ли от молитвы и храма? Не сеял ли раздора между братьями, между супругами, сослуживцами или товарищами?  – Все, по­ступающие подобным образом, суть помощники и слуги дьявола, который получает над ними сильную власть, ибо они сами отда­ли себя в послушание его воле. Такая же участь ожидает и тех, которые грешат клеветоюна ближнего, в беседах с людьми и в печати, или осуждают их, не будучи  сами уверены в том, что ближние виновны в том или другом.

Впрочем, если ты не имеешь случая или даже желания со­блазнять, или огорчать ближнего, или вводить его в беду, но, прознав о его несчастии, тому злорадствовал вместо сострада­ния ему, то смотри, как черна твоя душа, и на каком ты опасном пути, ибо так сказано в Писании: «ненавидяй брата своего человекоубийца есть». Но ты в этом не грешен, слава Богу, а не свойственно ли тебе злопамятство,если оно даже и не выражается в мстительности? Ведь оно ни во что вменяет наши молитвы по слову Господню и показывает, что сердце твое исполнено великого самолюбия или себялюбия и самооправдания. В том же ты виновен, если имеешь дух непос­лушания в семье, или школе или на службе; если исполняешь требуемое лишь тогда, когда можешь подвергнуться ответствен­ности, а находишь удовольствие в том, чтобы сделать что-нибудь по-своему. С этого непослушания начался грех во вселенной и с него именно начинают свои греховные подвиги уголовные пре­ступники, руководимые всегда духом самооправдания. Этот диавольский дух проводил их по таким ступеням: непослушание, леность, обман, дерзость против родителей, искание чувствен­ных наслаждений, воровство, отвержение страха Божия, остав­ление отчего дома, грабежи и убийства и отвержение самой веры. Когда исповедывающийся опустит свою голову и в речи его услышишь голос раскаяния и устрашения своими грехами, тогда скажи ему, что их злые чувства непослушания, а особенно злопа­мятства и злорадства, вырастают в той душе, которая любит всех осуждать; последнее дело греховно именно потому, что вместе с привычкой без нужды осуждать людей в нас развивает­ся услаждение недостатками ближних, а затем нежелание при­знать в них что-либо доброе, а отсюда уже близко и до злорад­ства, а тем более до злопамятства. В светском или мирском обществе все это не почитается похвальным, над послушанием же прямо смеются или даже негодуют за самое упоминание о нем, требуя, напротив, чтобы каждый подчиненный, каждый сол­дат, рабочий, чиновник, а тем более профессор требовал себе свободы и свободы. Особенно это требование было сильно среди студентов и даже среди учеников средней школы. Оно же пере­шло и в деревню, и в приход, и даже в семью, где только силь­ная отцовская рука да угроза изгнанием или голодом могут поддерживать тот малый остаток порядка, который ограждает пока дом от разорений. Последние два года показали, куда привело это скверное учение о самоволии: не говоря о том, что люди ста­ли почти поголовно злодеями, но они мрут с голоду, ходят обо­рванцами, лишились возможности учиться и сообщаться друг с другом чрез письма – словом, возвратились к состоянию дика­рей. Чем, каким подвигом вывел людей из их прежней жизни Спаситель и сделал праведными и разумными? Послушанием! «Послушанием единаго праведни быша мнози». И доныне высший образ благочестия, т. е. монашества, есть преж­де всего послушание. «Итак, юноша-христианин», – скажет ду­ховник: – «если желаешь быть добрым, разумным человеком, а не глупой овцой – Панургова стада, то не соглашайся с толпой погибающих духовно и телес­но сверстников, не иди путем само­волия, но путем послушания. Тогда только будешь человеком, тогда, быть может, один из многих товарищей не будешь сифи­литиком, во время кончины учения, сохранишь веру и сердце не­загрубевшее, правдивое слово и честную душу, не похожую на переметную суму, как у огромного большинства наших совре­менников. А теперь знай, что, согласно твоим признаниям, ты уже много погрешил пред Богом, и я рад, видя, что ты испол­нился скорби пред раскрывшейся тебе картиной твоих немалых грехов, о коих ты прежде, пожалуй, и не думал».

Печать E-mail