АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Антоний: Исповедь - Духовное руководство

Содержание материала

5. Духовное руководство

Мы привели в нескольких словах указания о том, как должен духовник создавать в кающихся то настроение души, настроение покаяния, веры и надежды, при которых исповедь становится плодотворною. Но ведь этого мало: заметив, что духовник болит душою за своих чад, последние будут настойчиво ожидать от него и руководственных указаний об исправлении своей жизни. Тако­во вообще первое требование проснувшейся совести. Иудеи спрашивали Предтечу, что им делать, чтобы войти в Царствие Божие; спрашивает о том же, о вечной жизни и богатый юноша, и законник некий, приступивший ко Иисусу; спрашивают и 3 000 свидетелей сошествия Святого Духа на апостолов.

Русские люди не для чего другого ходят по старцам обителей, как для того, чтобы спросить у них указания пути в Царствие Не­бесное; встречая о. Иоанна Кронштадтского на вокзалах, в церкви, на улице, они хватали его за рясу с мольбою: «батюшка, научи меня, чтобы не ругаться, научи, чтобы с женой не ссориться; скажи мне, идти ли мне в монастырь или жениться». На такие неожидан­ные вопросы среди толпы теснящихся людей трудно что-либо ра­зумное ответить, даже и опытному духовнику; но наши духовные отцы испытывают еще большую трудность и на исповеди, даже неторопливой, - потому что у большинства их нет духовного опыта, а заимствовать таковой у св. Отцов Церкви они не по­тщились, в духовной же школе не мог их тому учить штатский учитель, предпочитающий быть не служителем Церкви, а титуляр­ным советником, и помышляющий только о том, как бы с постылого еще в детстве учебного предмета пастырского богословия перейти на гражданскую историю или хо­тя бы латинский язык.

Что же я должен читать, чтобы приобрести мудрость духовную? Читай многое, но знай, что все-таки главное средство научения есть внимание себе, поверка жизни собственной души, благоговейная молитва и сострадательное, исполненное любви наблюдение над душами окружающих тебя, твоей паствы, твоей семьи, твоих знакомых.

А что же читать? Читай прежде всего Библию, одновременно из 1) закона и царей, 2) из пророков и премудрости, 3) из Но­вого Завета. Читай ежедневно, хоть по полчаса. Если заставишь себя два раза таким способом пройти Библию, то дальше будешь уже перечитывать ее по своей охоте; кто три раза прочитал св. Библию, тот даже нехотя делается религиозным философом и нравоучителем.

Впрочем, это важно главным образом для общего духовного развития священника, а непосредственно для руководства каю­щихся существуют отеческие творения. Но, принимаясь за них, советую тебе прежде всего усвоить ключ к разумению духовной жизни, т.е. прочитать со вниманием и пожалуй не однажды кни­гу «Путь ко спасению» Преосвященного Феофана Затворника (†1894 г.),  затем берись за Пролог. Однако читай его не подряд, но если тебе надлежит скоро приступить к совершению исповеди, то вы­искивай по оглавлению статьи, соответственные человеческим немощам и страстям и научающие бороться с ними; они перечислены в конце сей книги.

Указываю на преимущественное значение Про­лога для сове­тов кающимся, во-первых, потому, что эта книга имеется в большинстве церк­вей, исключая недавно построенных, а глав­ным образом – книга эта, как  и еще «Лимонарь» Софрония Иерусалимского, или «Луг Духовный» Иоанна Мосха, или еще подобные сборники «достопамятных сказаний об отцах», излагает правила благочестия в притчах, как Спаситель, или в событиях из жизни праведников, которые гораздо легче воспринимаются, чем прямые наставления, и дольше запоминаются, – большею частью на всю жизнь. Приведу хотя бы один пример: монах, долго боровшийся с искушения­ми посредством тяжких подвигов, изнемог духом и стал молить Бога облегчить тот жизненный крест, который на него возложен: неужели невоз­можно дойти мне до небесного царствия и духовного совершен­ства менее тяжким крестом? – Явился Ангел и ввел его в об­ширную горницу, на стенах которой висели многие разнообразные кресты: тяжелые железные и более легкие дере­вянные; среди тех и других были очень большие кресты, мень­шие и совсем малые. «Господь услышал твою молитву,  гово­рит Ангел,  и разрешил тебе самому избрать себе крест». – «Да простит ли Бог, сказал отшельник, что я, исполнен­ный многолетнею борьбой, беру себе теперь вот этот, самый ма­ленький, деревянный крестик». Тогда Ангел ему сказал: «это тот самый крест, который ты носил до сего дня и который почи­тал для себя уто­мительным, все прочие кресты несравненно тя­желее». Тут монах понял свое неразумие и при­нес покаяние, познав, что Господь никогда не возлагает на людей непосильно­го бремени, только христианин должен его принимать с по­кор­ностью и молиться о благодатной помощи.

Если духовник усвоит себе содержание подобных повествова­ний по Прологу и будет постоянно почитывать хотя бы эту и не­сколько подобных книг, то научится весьма основательно руково­дить христиан в борьбе с грехами и страстями. Но есть целая библиотека таких духовных врачеваний. Такова прежде всего святоотеческая хрестоматия в пяти томах, называющаяся «Добротолюбие», собранная тем же Преосвященным Феофаном Отшельником. Томы эти можно приобрести в отдельности, и особен­но полезны первые два, в коих собраны творения самых великих подвижников: Антония, Пахомия, Исаии и проч. – Одна из наи­более разработанных тем у отцов – это учение о восьми глав­ных страстях человеческого серд­ца и о борьбе с ними. Если не имеете возможности приобрести теперь «Добротолюбие», то те же отцы имелись в отдельной продаже. Особенно полезна книга препод. Иоанна и Варсонофия, заключающая в двух выпус­ках «Ответы» на вопросы иноков о предметах благочестия, также «Лествица» Иоанна, игумена Синайской горы, в которой есть и особое слово или послание «К пастырю».

Из современных сочинений имеется «Наставление священнику при совершении тайны исповеди» Архиепископа Костромского Пла­тона, написанное лет 60 тому назад, но это наставление довольно формально и схоластично. Более практичны примерные «Вопросы каю­щимся» Митрополита Ионы, Экзарха Грузии, кото­рые имелись в рукописи у многих монастырских духовников и едва ли не были затем отпечатаны.

Впрочем, духовник не столько о том должен заботиться, чтобы иметь совершенно готовый печатный материал для руко­водства исповедью, сколько о том, чтобы вообще погрузить свое внимание в эту область душевной патологии и терапии, раскрытой святыми подвижниками. Тогда он приложит к ней и собственную самодеятельность, будет пользоваться опытом от­цов сознательно и применительно к тем состояниям души, кото­рые будут ему открываться прихожанами на исповеди и вообще на духовной беседе.

Печать E-mail