АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Антоний: Исповедь - Страх сознания в грехе

Содержание материала

8. Страх сознания в грехе

Некоторые монастырские духовники поведали мне, что Бог им помогал добиться от кающихся признания в таких грехах, кото­рые они не решались открыть на прежних исповедях в продолже­ние десяти, двадцати лет, а потому мучились целую жизнь и счи­тали себя погибшими для спасения, зная слова Церкви: «аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши; внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Грехи эти бывают или очень постыдные и грязные, противоестественные по 7-й заповеди, напр.: кровосмешение, скотоложство, деторастление (все это бывает весьма часто, и притом иногда у людей, которые пользуются уважением окружающих), или преступные в уголовном смысле: убийство, детоубийство, воровство, грабеж, попытки отравления, злостное оклеветание из ревности или зави­сти, внушение ненависти к близким, возбуждение ближних про­тив Церкви и веры и т. п. Если духовник прямо поставит вопрос о таком грехе, то кающийся, пожалуй, не отречется, но сам сказать своего преступления не решится. Между тем, предлагать каждо­му во­просы о всех таких гнусных грехах тоже невозможно. Дол­жно по окончании обычных вопросов ласковым и тихим голосом сказать: может быть, есть грех, в котором тебе совестно со­знаться? Может быть, ты что-нибудь не решился сказать о своих грехах на прежних исповедях или забыл, а потом вспомнил и уже не осмеливался сказать духовнику. Весьма возможно, что при­хожанин ответит утвердительно, но все же будет колебаться выс­казать, в чем именно было дело. Иногда в это время у них (осо­бенно у женщин) начинается плач и дрожь, они покрываются потом, а говорить не решаются. Тогда умножь свою ласку и участие и говори: отложи стыд, чтобы не быть постыженным на Страшном Суде пред всеми, а здесь, кроме меня и ангелов, никто ничего не узнает, а нашего брата священника грехом не удивишь; мы за день наслушались таких вещей, что удивляться нам уже нечему. Если исповедывающийся все-таки не решится прямо ска­зать, в чем дело, то скажи ему: ну вот тебе легче будет признаться, если я тебя буду спрашивать по заповедям: касается ли твой грех седьмой заповеди против плотского наслаждения? Или воровства или злодеяния людям? Или богохульства?» и т. д. Когда будет дан обычный ответ на род греха, тогда спрашивай уже, ка­кой именно грех, и перечисляй грехи. Люди простые назвать даже иногда своего греха не сумеют; тогда спрашивай описательно, и когда кающийся, познав в твоем лице не грозного обличителя, а состраждущего ему друга, наконец скажет о своем преступлении, не ужасайся и не негодуй, ибо он сам себя довольно укорял, а только посетуй, зачем он раньше не сказал о сем, зачем скрывал на прежних своих исповедях: ведь он мог умереть не сознавшись и навсегда погубить свою душу; лгущие на исповеди обыкно­венно оканчивают свою земную жизнь самоубийством; пусть же грешник уже в том усматривает Божие к себе милосер­дие, что Господь не лишил его возможности исповедать свой грех. Затем скажи ему, какая епитимия и сколь долгое лишение Св. Причастия полагается за сие по Номоканону; но, если видишь глубокое раскаяние человека, и если грех совершен давно, то раз­суди, не допустить ли его к Причастию завтра же, и потребуй от него немедленного или постепенного заглаждения последствий греха: если он что незаконно себе присвоил, пусть возвратит; если кого обезчестил, пусть удовлетворит, или испросит проще­ния; если наплодил незаконных детей, пусть содержит их и т. д. Затем, если человек растроган и видимо желает освободить совесть свою от греха, положи ему епитимию, предварительно спро­сив его, молится ли он вообще, бывает ли в церкви, и если ни того, ни другого не делает, то конечно не будет смысла наклады­вать на него посты, но дай ему в виде епитимии завет хоть 3-4 молитвы читать утром и вечером и постоянно с покаянием вспоминать перед Богом о своем падении. Если же он человек религиозный, то назначь ему канон или богомоление в отдаленной обители, но предварительно узнай обстоятельства его жизни и быта, а не прорекай епитимии как пророк, но прилагай врачевание с разумом.

К епитимиям мы еще, вероятно, возвратимся, а теперь уместно сказать о том, что должно не менее, чем окамененного нечув­ствия, опасаться уныния и отчаяния в кающихся. Эти чувства гнетут их после грехов непоправимых, например: детоубийства или истребления плода, причинения кому-либо непоправимого вреда, несчастия, а иногда люди подвергаются унынию просто по причине собственных горестей – смерти детей, почитаемой на­казанием Божиим за прежние грехи, запутанных обстоятельств и т. п. Исцеление духовных чад от этих демонских искушений – уныния и отчая­ния, достигается не столько пояснением истин Божиих, как, например, напоминанием о спасении Благоразумно­го Разбойника, Закхея, блудницы и т. п., сколько явлением брат­ского участия и сострадания человеку: если мне тебя жаль, то Отец ли небесный тебя не пожалеет? Знай, брат, что уныние от диавола, почему мы и молимся в посту с земными поклонами, чтобы Бог не допустил нас до уныния. При сем имей в виду, что уныние и отчаяние всегда имеют в себе скрытый яд гордыни или самолюбия, как бы начаток некоего ропота и укоризны Промыс­лу, что попустил меня впасть в беду или грех. Отгони от себя это озлобленное чувство на Бога или на людей, вникни в себя самого и признайся, что сам ты кругом виноват в том, что поддался злым наветам диавола или злых людей и опустился, что не Бог тебя дал в обиду, а сам ты обидел Бога, согрешив против Него и отвер­гая многократную Его вспомоществующую десницу. Тогда тяже­лый камень озлобления свалится с твоего сердца, а с ним отпадет и уныние, и ты уже с умиленным сокрушением вознесешь ко Гос­поду покаянную мольбу, а затем и радостное благодарение.

Печать E-mail