АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Антоний: Исповедь - Духовное врачевание. Неверие и маловерие

Содержание материала

6. Духовное врачевание. Неверие и маловерие

В своих академических лекциях по пастырскому богословию мы излагали наставление о том, как назидать на исповеди людей различных настроений и различных положений в своей жизни. Ко­нечно, и тогда мы не имели притязания на перечисление всех разнообразных условий внутренней жизни и внешнего положе­ния христиан, условий, разнообразных до безконечности: в на­стоящем же своем пребывании, вдали от тех коротеньких кон­с­пектов, которые мы составляли для говорения лек­ций, мы беремся изложить только немногое, что сохранили в своей памяти из того, что было нами заимствовано из творений отеческих и соб­ственного духовнического опыта.

Возьмем сначала самые острые случаи. Исповедающийся за­являет, что он неверующий. Теперь такой, пожалуй, и не пошел бы на исповедь, но тогда (я преподавал до последнего года XIX века, т. е. до весны 1900 года) он объяснял бы свой приход требованием государственного закона для офицеров и чиновников, или требованием школы от учащихся, или, наконец, настоянием ро­дителей или жены, или соблюдением принятых в семье обычаев. Я уверен, впрочем, что и в настоящее время торжествующего нигилизма такие люди нередко появляются в исповедальне. Их прежде всего надо спросить, желают ли они серьезно и искренно говорить с духовником, или только пришли посмеяться; в последнем случае их долж­но просто отослать прочь. Если же он на твой, непременно ласковыйи участия исполненный, вопрос от­ветит, что желал бы убедиться в истинах веры или по крайней мере проверить свои убеждения, то конечно лучше предложить ему иметь предварительно исповеди беседу в другом месте, особенно, если ваш собеседник человек уже взрослый и образованный. Если же ты заметишь, что неверие его только мнимое или налетное, и по­чувствуешь, что его можно вразумить в несколько минут, то спроси его, почему он потерял веру, от чтения ли книг, и каких именно, или от некоторых потрясений душевных, – разочарова­ний, несчастий, непринятых Богом молитв (это особенно часто бывает у женщин) или иных причин. Если он назовет Толстого или Ренана или иных писателей, как виновников потери им веры, то скажи: конечно, эти книги стараются убить веру в людях, но не может быть, чтобы они явились достаточною причиной твоего неверия; наверно ведь ты не поинтересовался почитать ни одной книги в защиту веры или хотя бы одну, посвященную опровержению названных мыслителей. Сознайся, что ты и за книги те взялся, желая отделаться от веры; а если и не так, то все же еще до чтения тех книг тяготился религией, ибо, если бы не тяготился, то не разделался бы с нею так легко, а с сердечной болью искал бы человека или другие книги, которые бы могли разсеять твои сомнения; не искал ли ты, напротив, таких книг и таких собесед­ников, которые бы могли упразднить и остаток твоей веры? А почему ты начал ею тяготиться и когда? Не тогда ли, когда поте­рял целомудрие или хотел потерять его, а вера и совесть тебя останавливали, и ты возненавидел их, как шаловливый школьник ненавидит своего надзирателя. Не разум, а распутство бывают врагами веры, как сказал Господь: «Иже постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешнем»и пр. Не сказал: в роде ленивом или корыстолюбивом, но прелюбодейном, ибо знал, где и откуда начинается вражда про­тив Бога. Много людей читало твоего Толстого и Ренана и не потеряло веры, а иные составляли подробные опровержения, одни на этих писателей, другие на Дарвина, Маркса и т. д. Какие я знаю опровержения, вот я приведу тебе их, а какие не знаю, спрошу для тебя у знающих людей, если ты желаешь действительно вникнуть в эти во­просы, а не просто прикрываешь свою распущенность наименованием книг и философов.

Итак, ты осознал, что не книга, а злая воля отвела тебя от Бога. Покайся пред Ним, а если ты очень далек от Него, то перед собою самим признай свою тяжкую вину против правды и совести и тогда получишь желание просить у Бога отпущения твоего греха, твоего отречения от своего Искупителя. Если ты и теперь исполнен такого покаянного чувства, то помолимся, я прочитаю над тобою разрешение, но о том, чтобы приступить к Св. Таинам, подумай прежде. Если возвратит Господь веру и упование в твое сердце, то причастишься, а если дух неверия останется в нем, то отложим это дело, но не отлагай размышле­ния и разследования о том, что всего важнее на земле и что одно только останется при разставании нашем с землею. Ты сказал, что признаешь только факты, но смерть есть факт не­сомненный. Скажи, есть ли какой смысл в нашей жизни, если она кончается здесь в то именно время, когда душа исполняет­ся зрелостью и жаждет разумения? Есть ли какой смысл во всем добром и великом, если нет Бога, ибо тогда ведь не оста­нется и разницы между добром и злом, что принуждены были признать все отрицатели, кончая пресловутым Спенсером. Верь, что отрицать Бога и принять эти выводы о добре и зле, о без­смысленности жизни, никто искренно и продуманно не может, и глаголы отрицания у людей – одно бахвальство и желание от­делаться от укоров совести».

Такими и подобными словами, но исходящими от сердечного сочувствия и соболезнования, человека можно привести в чув­ство и нередко такой мнимый атеист тут же признается в своем жалком заблуждении и будет просить отпущения; но если сего не произойдет сразу, то все же он поникнет головой, задумается и не откажется вновь продолжить беседу с духовником вне церкви, или пойти к такому человеку, который может по твоему мнению разсеять его недоумения. Конечно я далек от мысли, будто по­добная беседа может сделать перелом в душе всякого заявившего духовнику о своем неверии: одному надо говорить так, другому – иначе. Но я привожу пример тому, как голос пастырской любви и обстановка исповеди дает тебе возможность повести речь о вере и неверии в совершенно иной плоскости, чем обыкновенно, когда начинают говорить о книге или нападают, хотя бы и справедливо, на неверующего автора, названного собеседником. Последний тогда начинает изощряться в софизмах, чтобы защи­щать своего учителя. А здесь ты призываешь человека к тому, чтобы он подверг суду себя самого и признался в тех греховных побуждениях, которые привлекли его внимание и симпатии к врагам Божиим, оторвав его от Бога.

Если неверующий твой собеседник мало подастся от своего упорства, или даже при всем твоем миролюбии разсердится и начнет браниться, все же приложи всяческое старание, чтобы он не счел этой беседы последнею, а пришел бы снова к тебе или к такому более осведомленному учителю, к которому ты его напра­вишь. Знаешь, у Гоголя в одном фантастическом разсказе душа спящей девушки отделяется от нее и говорит, кажется, какому-то колдуну: «Маруся (имя я наверно путаю) и десятой части не знает того, что знает ее душа». – Если кто, почитающий себя неве­рующим, пришел к духовнику, то, значит, в ду­ше его, неведомо для него самого, еще много осталось желания возвратить себе веру, хотя имеется и противоположное желание отдалиться от веры. Не отпускай такого человека далеко от своего пастырского глаза и знай, что чем резче и сердитее он говорит с тобою, тем сильнее борется в нем его душа, его совесть с бесом неверия и противления Богу. Разнообразны случаи обращения неверующих к живой вере и молитве, но редко они являются плодом посте­пенного опровержения всех воспринятых им лженаучных возра­жений против бытия Божия или безсмертия души. Обыкновенно, после внутренней, притом же умственной и нравственной, борь­бы перелом наступает сразу, и человек даже интересоваться перестает опровержением прежних отрицаний, а сбрасывает с себя прежние теории как ненужную шелуху, как праздные софизмы. Ясно, что и неверие только подпиралось ими, а исходило от озлоб­ления или непокорства, а теперь, смягченная словом пастыр­ской любви, душа сама нашла светлый выход из своего темного погре­ба и воспарила в молитве к Богу. Конечно, было бы не хуже, если бы кающийся подробно и основательно изучил все сказанное или написанное за и против его прежнего противобожного учения; но только немногие согласятся на это, а охотнее начнут вчитываться в сло­ва Господни, вслушиваться в церковные молитвы и подвизаться в делах любви. О, как ты блажен, служитель Божий, если нашел ключ, чтобы отворить вход в душу и сердце такого челове­ка и открыть ему правдивый взор на самого себя, как это произ­вел Господь в душе Закхея, который сам понял, что ему нужно для жизни в Боге: «Се, пол имения моего раздам нищим и аще кого чим обидех возвращу четверицею». Значи­тельно легче духовнику преодолеть частное неверие или малове­рие кающегося. Многие сознаются, что они не могут убедить себя в том, что причащение есть истинное тело и истинная кровь Христовы, также в различные чудеса св. угодников, в посты, в существование диавола и т. п. Такого вида неверие почти всегда основывается на легкомыслии, на привычке легковерно по­вторять то, что можно постоянно слышать в мирских беседах людей неразумных. Духовник должен предложить сомневающе­муся вопрос: во что он собственно верит твердо: в Евангелие? В слова Христовы?  – Да! – А все эти сомнительные для него вопросы ясно и определенно выражены Самим Спасителем в словах, которые он забыл или никогда не вникал в них. Или отвергни веру в Самого Бога, Господа Иисуса Христа и Его словеса, или верь так, как Он научил нас: ведь никакая география, ни этнография, ни зоология не может тебе сказать, существует ли диавол или нет; будешь вести благочестивую жизнь – сам узнаешь разницу меж­ду искушением от диавола и от собственной злой воли, а пока верь своему Спасителю и не верь тем лжецам или глупцам, кото­рые утверждают, будто бесноватые были просто эпилептики: не­ужели Господь эпилепсию во­гнал в свиное стадо? И не Он ли различал искушения диавольские от искушений малодушия и стра­стей, например, в притче о Сеятеле? О постах: не Его ли слова: «ты же егда  постишься и пр... – и воздаст тебе явно»,«будут поститься, когда отнимется у них жених…»,  «род сей ничимже изгонится, токмо молитвой и постом». –Кроме того, останови непременно внимание со­мневающегося на словах Христовых в Прощальной беседе. «Веруяй в Мя, дела яже Аз сотворих, и той сотворит и больша сих сотворит, яко Аз ко Отцу Моему гряду». – Если веришь чудесам Христовым, если не считаешь Его безчестным обманщиком, то ты должен верить и этим Его словам, подтверж­денным перед Его вознесением:«Верующим же знамения сия последуют»и пр. Неразумные протестанты веруют тем чудесам, которые совершены апостолами по сказанию книги Деяний, но не веруют тем, которые изложены в их житиях. Поче­му? Или из приведенных обетований Христовых одно не должно было сбыться: «аще и что смертное испиют, не вредит им? Ведь о подобном чуде в Св. Писании нет со­общений, а есть таковое в житии ап. Иоанна, которого тщет­но пытались умертвить вкушением яда: последний нисколько не повредил апостолу. Сомневающимся в истинном причастии повтори не только слова Христовы на Тайной Вечери, но и слова Его о хлебе сходящем с небеси, которых они наверно не знают. Кроме того, приобрети и давай людям читать небольшую, но очень убедительную брошюру Св. Димитрия Ро­стовско­го «К сомневающимся об истине преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стову». Точного заглавия я не помню, но она прода­валась во всех монастырских книжных лавках за 15 копеек. – Обычные сомнения в св. таинстве там разсеиваются замечательно просто и ясно.

Печать E-mail