АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Агафангел: О истинной и ложной благодати (2016)

Доклад на ежегодной конференции «Пути РПЦЗ в современном мире».

«Не всякому духу верьте» (1Ин 4.1)

Часть 1

Часто приходится слышать, что побывавшие, к примеру, в Московской Патриархии говорят, что явно ощущали там благодать и поэтому не могут утверждать, что там благодати нет, основываясь при этом на самом для себя убедительном аргументе – личном опыте.* Неправильности есть, но и благодать есть – такое утверждение сейчас стало особенно популярным в связи с последними актами отступления в МП и развитием движения «непоминающих». Причем, неправильностей сколько угодно: неверие, пороки, ереси, отступление и прочее, но, несмотря на это, и благодать, все равно, явно ощущается.

То же самое, но только уже в отношении себя, можно услышать от католиков, протестантов, и разного рода сектантов. Причём, у сектантов уже не просто благодать, но, якобы, в подтверждение её наличия – множество исцелений и других чудес: избавление от пьянства, наркомании, заключённые и калеки обретают достойное место в обществе, смысл жизни и прочее. На «служения» собираются толпы народа, которые приходят в особое состояние, которое передается даже случайным присутствующим, зачастую все испытывают восторг и воодушевление. Многих этот факт приводит в недоумение, и многие, к большому сожалению, этим соблазняются.

* * *

Как мы знаем из Писания, духовное воздействие на человека может быть разнообразное: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин 4.1).

Физические возбудители ощущений

Начнем с того, что некоторые физические вещества, попав в организм человека, вызывают возбуждение чувств и эмоций. Это алкоголь, наркотики, прямое физическое воздействие на определенные участки мозга и т.д. Выделено даже вещество – адреналин, который вырабатывается организмом, и увеличение которого вызывает у человека некий подъём и возбуждение определенных чувств. Сюда же можно отнести и удовлетворение разнообразных физиологических инстинктов. Но ясно, что такого рода ощущения не имеют ничего общего с благодатью, ниспосылаемой Богом и преобразующей человека. Когда подобные ощущения проходит, человек возвращается в прежнее своё состояние и даже быстро и очевидно деградирует из-за злоупотребления этими возбудителями.

* * *

«Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф 5.18-19).

Светский культ

Испытывать некие эмоции, которые некоторые могут даже путать с ощущением «благодати», возможно и на талантливых спектаклях, эстрадных шоу, других подобных массовых мероприятиях. В своё время даже на массовых партийных съездах присутствующие ощущали некое духовное воздействие, подъём переходящий в истерию (как, например, в 30-х годах в Германии), а также, как писали у нас в газетах, в «бурных аплодисментах переходящих в овацию».

Жизнеспособная культовая организация (религиозная или светская) необходимо должна иметь свою особую «духовную составляющую», иначе бы она не просуществовала долго. Многие ещё помнят праздники в СССР, вроде Нового года и 1 мая, помнят также и то, что имели они нечто нематериальное (непредметное), что явно ощущалось всеми участниками этих, на первый взгляд, безобидных торжеств, а на самом деле – светского культа, с присущей этому культу «духовной составляющей». Над формированием «духовности» советского культа в свое время интенсивно трудилась советская интеллигенция под чутким присмотром партийцев – марксизм-ленинизм во всех сферах науки и культуры – от научного коммунизма и теории эволюции, до типажа советского человека на уличных плакатах и жанра «советской песни». Все это успешно работало на создание и культивирование «советской духовности», что в итоге привело к конкретному материальному результату – образованию «советского человека». Демонстрация 1 мая своеобразный апофеоз этой работы – действо, объединявшее весь советский народ, в котором духовно принимал участие (пусть, даже, через телевизор) практически каждый из живших в СССР в то время, и во главе действа всегда был главный вождь, стоящий на мавзолее, внутри которого лежал набальзамированный труп отрицателя Бога. Чем не проекция во времена антихриста?

* * *

Одно из свойств человеческой природы – передавать и воспринимать эмоциональную энергию, как положительную, так и отрицательную. Это и заразительный смех одного человека, который может передаваться всем окружающим и который, иногда, невозможно остановить; ощущение паники, которая, например, при пожаре, моментально передаётся от одного всем; особое чувство целого народа, когда узнают об объявлении войны и т.п. Но, если при простых подобных проявлениях, это явление могут именовать какими-нибудь научными терминами, например, «индукцией» или «резонансом», то при более утончённых проявлениях подобной «индукции» это может называться всеобщим «экстазом», «просветлением», «катарсисом» или даже, в конечном итоге, якобы, «благодатью».

Дети искренно радуются на детских праздниках – откуда эта радость? Заворожено слушают сказки – ведь, не буквы и звуки их привлекают, а сама «атмосфера» сказки. Эта «атмосфера» передается и через телевизор – азарт футбольного матча, загадка детектива или притягательность интригующего сериала. Это всё живые ощущения. Именно такие ощущения придают основной смысл сухой последовательности событий. Профессиональные художники, музыканты, режиссёры стараются, чтобы их произведение возбуждало у зрителя или слушателя соответствующие ощущения. Без этого явно ощущаемого ореола само по себе событие, то или иное художественное произведение, не имеет никакого значения и нежизнеспособно. Как в сказке про Золушку – без душевно-духовной составляющей чудо утрачивает весь свой смысл и превращается в банальную пустую тыкву.**

В нынешнее время активно развиваются массовые светские культовые мероприятия, ранее бывшие на «вторых ролях», но сегодня поднявшиеся до значения, которое занимают различного толка сектантские течения, и которое продолжают удерживать массовые тоталитарные секты (их сейчас часто называют «мега-церквями»). Светское, хорошо организованное массовое шоу, снабженное спецэффектами и салютами, имеет свою, ярко выраженную, «духовную» составляющую, соревнующуюся с массовым психозом тоталитарных сект. Также в последние годы прибавилось интернет-общение, имеющее «обратную связь» – викторины, конкурсы и прочее, в перспективе претендующее на охват аудитории (учитывая стремительное развитие средств коммуникации), не идущее в ни в какое сравнение с возможностями «живых» собраний (например, «Евровидение»).

* * *

К опасности всего этого можно отнести запрет Святых Отцов присутствовать на светских массовых азартных мероприятиях, о чем говорит Правило 24 6-го Вселенского Собора: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И если кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших». В соответствии с этим правилом, следует удаляться от всякого обольщения чувств, до того, как прелесть завладеет душой человека. Как учат святые отцы, лучше уклонится даже от подлинного знамения Божиего, чем впасть в диавольское обольщение.

Имея веру, мы должны, прежде всего, решительно отвергнуть всё, где нет Христа: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин 4.2-3), таким образом, все, кто не исповедуют Христа Богом, пришедшего во плоти, должны быть безоговорочно исключены из числа обладателей даров Святого Духа.

* * *

«Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мк 6.21-23,25).

Сектантский культ

В наше время имеется немало религиозных направлений, главная цель которых – достичь на своем собрании состояние некоего транса (здесь бывает и безсвязное говорение на «языках», крики, пророчества, сопровождающееся часто даже реальными исцелениями). Это особенно характерно для харизматических сект, где главным является разного рода манипуляции, якобы, «святым духом», в действительности – массовым духом присутствующих, которые сливаются в экстазе с неким духом, который они ошибочно принимают за «духа святого». На подобных «служениях» пришедших на собрание больных, пьяниц или наркоманов часто заключают в середину толпы опытных братьев (как, к примеру, в секте «Посольство Божие» Сандея Аделаджи), и они, под воздействием «благодати», исходящей от восторженных адептов, получают исцеления и иную помощь «свыше». Конечно, убедить их потом, что в этом нет пользы, невозможно.

Сектанты, в отличие от язычников, часто ссылаются на Христа, что они, якобы, «тоже христиане» или «только они христиане и есть». Но, Христов ли дух ими движет?

Посмотрим, как описывает происходящее у сектантов приснопамятный иеромонах Серафим (Роуз): «Мы должны определить, что это за "дух", который проявляет себя через "проводников" пятидесятничества. Множество переживаний тех, кто испытал это на себе и кто верит, что это Святой Дух, недвусмысленно указывает на его природу. "Группа сдвинулась вокруг меня еще теснее. Они словно бы формировали из своих тел трубу, которая концентрировала поток Духа, пульсирующего в комнате. Я сидел, а он вливался в меня". На собраниях пятидесятников-католиков, "когда вы входили в комнату, вас буквально наповал поражало сильнейшее ощущение видимого присутствия Бога". Другой человек описывает свои переживания при "крещении": "Я почувствовал, что "Господь" здесь, в комнате, и приближается ко мне. Я не мог его видеть, но я чувствовал, как меня опрокидывает навзничь, я словно бы плавно планировал на пол...". Этот "пульсирующий", "видимый", "опрокидывающий" дух, который "приближается" и "вливается", очевидно, свидетельствует о характере "харизматического движения". Нет сомнения, что Святой Дух не может соответствовать таким описаниям!»

«Главное достижение, на которое претендуют "харизматы", – это то, что они получают "духовные дары". Один из таких "даров", в первую очередь проявляющийся в "крещенных Святым Духом", – новая "духовная" сила и смелость. Им придаёт смелости определенное переживание, которое они имели, в чем никто не сомневался, хотя их толкование этого вызывает серьезные сомнения. Вот типичные примеры: "Мне не нужно верить в Пятидесятницу, я её видел своими глазами". "Я почувствовал, что знаю точно, что сказать остальным и что им нужно услышать... Я обнаружил, что Святой Дух дал мне истинную смелость, чтобы сказать это, и что сказанное имело большое влияние". "Я был столь уверен, что Дух сдержит Свое слово, что молился без всяких сомнений, без "если", а "будет" и "должно быть" "и в других повелительных выражениях". Пример из опыта православного: "Мы молимся о мудрости, и внезапно мы становимся мудрыми в Господе. Мы молимся о любви, и истинная любовь ко всем людям наполняет нас. Мы молимся об исцелении, и все становятся здоровыми. Мы молимся о чудесах, и, веруя, мы видим совершающиеся чудеса. Мы молимся о знамениях и получаем их. Мы молимся на языках ведомых и неведомых"». (Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего).

* * *

Чаще всего люди привлекаются и соблазняются не вероучением как таковым, а именно этой ложной духовностью и ложной благодатью, принимая их за некий подлинный духовный опыт.

Нарастающий псевдо-христианский культ официального православия

Так называемое официальное православие, ещё в самом начале прошлого века, приобрело пагубную тенденцию уклонения в сторону материализма и язычества. Там, по причине всё более нарастающей потери подлинной духовности, широко открывается путь для ложной духовности, переходящей зачастую в откровенное язычество (часто исходящей от простого народа и поощряемой духовенством). Начиная массовым освящением куличей на Пасху, очередями за святой водой и т.д., без всякой связи с духовной стороной христианской жизни – и заканчивая открытым модернизмом в храмах – упразднением иконостаса и установкой Престола посреди храма (по примеру обновленцев 20-х годов). Но там всё равно не возникает явной «харизматической энергии», и поэтому официальное православие, чем дальше, тем больше, уступает место харизматическим сектам и мега-церквям.

Я писал выше – как светский культ, лишенный «духовной» составляющей, умирает, так и оставаясь внешним официальное православие, лишённое духовных даров, обречено умирать духовно. Духовное отступление не может компенсировать великолепное храмостроительство, высокий уровень церковного искусства и элементы магического воздействия на прихожан – всё это не может обмануть духовно чутких людей.

У католиков есть чудотворцы, есть и подвижники, аскеты, проповедники. Множество нетленных мощей и чудесных свидетельств. Можем ли мы, зная это, говорить, что католическая церковь и другие сообщества, где происходят или могут происходить подобные примеры, истинными и спасительными? Конечно, нет. Но, почему?

* * *

Иеромонах Серафим (Роуз) писал: «"Христианский" мир воистину протягивает руку силам тьмы, чтобы соблазнить верных Церкви Христовой, слепо надеясь, что "имя Иисуса" спасёт их даже в их отступничестве и богохульстве, пренебрегая страшным предостережением Господа: "Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас: отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф 7.22-23)».

Экуменизм

Отдельной темой здесь выделен экуменизм потому, что эта новая синкретическая (т.е, вобравшая в себя элементы других верований и направлений), пока только «христианская», но готовая в будущем принять практически все верования и лже-учения, религия, получает всё более массовое распространение. Главный посыл, который она несёт – якобы, любовь и вселенское единение всех вероисповеданий, существующих на земле.

«"Вековая тьма расточилась, католическая монахиня и протестант могут любить друг друга невиданной новой любовью", что доказывает разрушение старых барьеров между вероисповеданиями. Поверхностные догматические разногласия отметаются в сторону, чтобы верующие пришли к единству в "Святом Духе". Православный священник о. Евсевий Стефану считает, что "это излияние Святого Духа преодолевает границы вероисповеданий... Дух Божий движется и вовне, как и внутри, Православной Церкви"» (Серафим Роуз. Православие и религия будущего).

«Жизнь, которую ведут большинство современных "христиан" – жизнь, сосредоточенная на себе и на самоудовлетворении, – стала настолько общим явлением, что она окончательно отторгает их от какого бы то ни было понимания духовной жизни; и когда такие люди обращаются к "духовной жизни", то лишь как к новой форме самоудовлетворения. Это можно с ясностью видеть в абсолютно ложном религиозном идеале и "харизматического" движения, и "христианской медитации": все они обещают (и незамедлительно обеспечивают) ощущение "довольства" и "мира". Но это вовсе не похоже на идеал христианский, который, по меньшей мере, сводится к непримиримой брани и борьбе. "Довольство" и "мир", которые афишируют современные "духовные" движения, – это явно результат духовного заблуждения, духовного самоудовлетворения и это совершенная погибель для духовной жизни, центром которой является Бог. Все эти формы "христианской медитации" действуют лишь на психическом уровне и не имеют ничего общего с христианской духовностью. Христианская духовность формируется из ревностной борьбы ради стяжания Царствия Небесного, которое настанет вполне только при рассеянии этого временного мира, и истинный христианский воин никогда не находит отдыха даже в предчувствии вечного блаженства, которое откроется ему в этой жизни; но восточные религии, которым не обетовано Царство Небесное, борются только за то, чтобы добиться психических состояний, которые станут началом конца в этой жизни». (Серафим Роуз. Православие и религия будущего).

* * *

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим 4.1). «В последние дни мы увидим духов бесовских, творящих знамения» (Откр 16.14). 

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес 2.3-4,9-12).

Часть 2

О благодати Святаго Духа

Подлинной благодати Святаго Духа противостоит все многообразие проявлений нечистых духов, о которых речь шла в первой части доклада. Как проявляется подлинная благодать и каковы ее признаки?

Православное понимание благодати в корне отличается от всего описанного выше. Если вне Церкви культивируется «благодать» как ощущение и только, то по учению Церкви, благодать, чаще всего, особенно в наши дни, действует невидимо и неощутимо, на протяжении весьма длительного времени и действенно является только позже, своими плодами. Можно сказать, что если вне Церкви благодать – это предмет ощущения и чувств, то в Церкви – это предмет, прежде всего, веры и жизни по вере.

«Ибо сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами; но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его и откроет ему тайны свои. Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его» (Сир 4.18-22) – так о благодати Святаго Духа пророчески говорится в Ветхом Завете.

Существо и цель подлинной благодати не в ощущениях в момент её проявления, а в последующих дарах. Поскольку цель пришествия в мир Спасителя, Его Жертва и Воскресение предназначены для спасения людей, то и целью действия подлинной благодати для падшего человека также следует указать спасение человека. В Писании часто делается акцент именно на спасительное действие благодати, как средство исправления и возрождение человека, указание ему правильного пути. Как повелительные слова Христа: «Иди и впредь не греши» (Ин 8.11).

* * *

Вслед за снисхождением благодати Святаго Духа, по прошествии некоторого времени, всегда является благой результат этого схождения. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян 2.2-4). Результатом этого действия благодати стало то, что Апостолы «весь мир ученьми своими просветили» и «уловили Вселенную» (см. величание апостолам и тропарь Пятидесятницы).

Церковь Христова – благодатное Царство

Господь Иисус Христос, послав Духа Святаго, основал на земле Свою Церковь – Царство благодати (или Церковь воинствующую). Как Церковь неотделима от благодати, так и благодать неотделима от Церкви.

«Вступившие в Церковь вошли в Царство благодати и приглашаются "приступать с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр 4.16)». (М. Помазанский. Догматическое богословие). 

«Посему Триединый Бог – Отец – через Единородного Сына Своего и Святого Духа благоволил устроить на земле благодатное царство, в котором и удовлетворяются вполне крайние духовные нужды человека». (Феофан Затворник).

«Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией». (Свщмч. Иларион Троицкий).

Церковь Христова сама в себе благодатна. И только она благодатна. Определить, где эта благодать, равносильно тому, что ответить на вопрос – где истинная Церковь?

Благодать Святаго Духа подается человеку в лоне Истинной Церкви в таинствах Крещения и Миропомазания и восстанавливается в таинстве Покаяния

Подаваемая в таинствах благодать не обязательно должна вызывать чувственные ощущения (младенцы, как правило, её вообще не замечают), но, нечувственно она вселяется в нас и живёт внутри нас. Благодать, полученная в таинствах, не сразу может проявиться в человеке: «Кто принял таинства, в том есть уже благодать, хотя она не являет ещё своего присутствия сквозь действия человеческие. Так семя, брошенное в землю, но ещё не прозябшее и не проросшее из земли, хотя есть, но его не видно. (…) Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие своё показывает и самому благодать носящему, и другим» (Феофан Затворник).

«Благодать у крещаемых сперва скрывает своё присутствие, выжидая произволения души, и когда человек полностью обратится к Господу, тогда неким неизъяснимым ощущением открывает сердцу своё присутствие; и опять ожидает движения души, попуская между тем диавольским стрелам поражать её глубокие чувства, чтобы душа с более ревностным желанием и смиренным расположением взыскала Бога, чтобы наша свобода не полностью была связана узами благодати». (Блаж. Диадох).

Однако человек может совершенно лишиться благодати, полученной в таинствах: «И по получении (в крещении) или возвращении (в покаянии) дара благодати возникают из сердца многоразличные греховные помыслы. (…) Для иной души возможно окончательное падение – в отчаяние, после которого нет восстановления, нет возможности обновляться покаянием. Тогда благодать навсегда оставляет его в руке падения его». (Феофан Затворник).

Святые отцы о благодати

Святые отцы указывают на двоякое действие Божественной благодати: извне и изнутри.

«Благодать двояко действует: совне, когда призывает, – и это всеобщая благодать, никто не исключён, ибо Господь всем хощет спастися и в разум истины приити;  если кто, вняв призыву, обращается, тогда благодать чрез таинство Крещения или Покаяния вселяется внутрь и там созидает спасение, или образует из стихий добра, естественных человеку, нового человека, наследника вечного Царствия Небесного, не властительски, а руководительно и помогательно, то есть, указывая добро и помогая совершать его». (Феофан Затворник).

«Надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всём мире или непосредственно, или посредством ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу». (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

«Благодать действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного познания, святости и блаженства. После падения наших прародителей она оставила их, и нужно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы эта благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святый в Своей многообразной благодати сошёл на апостолов. (…) С тех пор благодать Святаго Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства Крещения и Миропомазания для возрождения». (Свят. Серафим Соболев).

«До появления благодати, в сердце царствовал грех, а благодать действовала извне. А после явления благодати грех действует на человека извне, а благодать – в сердце». (Блаж. Диадох).

Согласно святоотеческому учению о благодати, её проявления могут быть различны – как видимое, ощутимое её присутствие, так и невидимое и не ощущаемое, но преобразующее человека в течение какого-то периода времени, часто даже незаметно для него. Спасающая благодать Святаго Духа, главная, если можно так сказать, для человека благодать, начиная своё действие с Таинств Крещения и Миропомазания, может ненадолго явно проявиться, а потом скрыться и жить невидимо в его душе, ожидая благих произволений и способствуя этим произволениям. Во власти человека уклониться от пути ко Христу, тогда благодать отступает от него, и возвращается опять в случае его покаяния через таинство Исповеди. Если человек следует верным путем, в конце этого пути благодать может ясно открыться не только ему самому, в его разуме и чувствах, но и окружающим.

* * *

Вопрос о благодати очень объёмен, и охватить его в полноте невозможно, этому вопросу посвящено множество трудов святых отцов, каждый из которых освящает ту или иную грань этой темы. Современному человеку, давно уже утратившему духовную опытность, определить благодать, руководствуясь своими ощущениями, не по силам, поскольку, как я писал выше, ощущений, выдающих себя за благодать, множество и они обманчивы. Поэтому, в наши лукавые дни, мы можем говорить предметно только о действиях благодати, и, наблюдая эти действия, можем определить, благодать ли Святаго Духа присутствует в том или ином случае, или мы имеем дело с лже-благодатью, обаянием диавольским, прелестью, которая только маскируется под подлинную благодать.

«Действия благодати видны; и грех не может совершить таких действий, хотя бы и принял на себя личину добра. Если, по слову Апостола, сатана и умеет преображаться "в Ангела света" (2Кор 11.14), чтобы обольщать; то, хоть бы он и светлые видения представлял, не может, как сказано, произвести доброго действия; что и служит точным его признаком. Не может он произвести ни любви к Богу или ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни благоустройства помыслов, ни ненависти к миру, ни духовного упокоения, ни вожделения небесных плодов, ни усмирить страсти и сластолюбие: всё, что явным образом бывает произведением благодати. Поскольку сказано: "плод духовный есть любовь, радость, мир" и проч. (Гал 5.22). Всего же скорее сатана способен и силен внушить кичение и высокоумие. Итак, по плодам да распознается воссиявший в душе твоей духовный свет, от Бога ли он, или от сатаны» (Феофан Затворник).

«Немалый труд – достигнуть подлинной истины и очиститься от всего, противного благодати; потому что обычно для диавола представлять свои наваждения, особенно новоначальным, под видом истины, придавая духовный облик злой сущности» (Св. Григорий Синаит).

«Есть жизнь безблагодатная, похожая на благодатную. Различие их – во внутреннем настроении сердца и нравственной крепости. Где та или другая – распознает одно око Божие» (Феофан Затворник).

Невозможно определить сущность благодати Божией. «Как Бог непостижим в Своем существе, так не может быть познана в своей сущности и благодать Святаго Духа, ибо она есть неотделимая от Бога Его божественная сила» (Св. Макарий Великий).

Заключение

Благодать Божия, полученная в Крещении, ни в коем случае не удерживается всеми без исключения, но только теми, «кто хранит веру истинную, ведёт жизнь христианского борения и хранит, как сокровище, благодать Бога, которая ведёт их к небесам. И насколько ещё более осторожно должны православные христиане идти в наши дни, когда их окружает поддельное христианство, которое предлагает свои собственные переживания "благодати" и "Святого Духа" и умеет в изобилии цитировать Писание и святых Отцов, чтобы доказать свою правоту! Воистину близки последние времена, когда придёт духовное заблуждение столь убедительное, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф 24,24)». (Иеромонах Серафим Роуз. Православие и религия будущего).

Признаки действия в человеке благодати Божией: память Божия, ревность о Господе, пост и молитва, восхождение от силы в силу в духовной жизни. Без благодати ничего духовного приобрести нельзя. Все идущие вслед Господа шаг за шагом возрастают духом – и становятся великими при обычной своей внешности. Самый главный признак благодати познаётся во времени – это благое целостное развитие человека или, по крайней мере, сохранение и удержание «того, что имеешь». И ни в коем случае деградация, раздвоение личности с последующим падением и отступлением, что часто случается и у находящихся в лоне Церкви, но лишающихся благодати и отпадающих от неё.

Дерево познается по плодам. Главными плодами даров Святаго Духа являются: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5.22-23). Подлинная благодать должна приносить именно эти плоды, а не то, к чему обычно стремятся люди: благополучие, достаток или, даже, исцеление от болезней. Церковь свидетельствует о себе, прежде всего, благочестивыми людьми, взращёнными в её лоне. Склоняет к Истинной Церкви благодать Божия, почивающая на достойных её представителях. Я, например, сознательно вошёл в Русскую Зарубежную Церковь, когда познакомился с такими её представителями, как Митрополит Виталий, Епископ Даниил и многими другими достойными архиереями, священнослужителями, монашествующими и мирянами, пребывающими в ней. Истинно верующие христиане и сегодня имеют значение и достоинство свидетелей Христовых, как раньше таковое значение имели мученики за Христа.

Митрополит Виталий писал и несколько раз при мне повторил: «Как бы я хотел, чтобы в моей епархии был бы хоть один настоящий святой!» Возможно, он сам и был этим святым. Но я думаю, что таких святых было много, не открытых нам, но ведомых Богу.

* * *

Подводя итог, можно заключить, что далеко не всё, что люди принимают за благодать Божию, таковой является. Надо пребывать в подлинной Церкви Христовой, Единой Святой, Соборной и Апостольской, обладающей истинным православным вероучением и хранящей Священное Предание отцов, чтобы иметь дар различения духов, то есть – дар различения благодати. Только в Церкви, зная и переживая верный духовный опыт, вчитываясь в Священное Писание и изучая труды святых отцов, видя перед собой пример этого опыта, возможно отличить благодать Святаго Духа от обаяния, или бесовской прелести.

Отступление от православного Предания и Вероучения искажает, в том числе, и православное исповедание Святаго Духа, и уводит христианина от благоговейного удержания внутренних Его даров к внешней экзальтированной чувственности.

Все крещённые в Истинной Церкви получают благодать Божию. Можно воспользоваться ею и стать на путь спасения, а можно и отвергнуть её уклонениями в ереси и расколы, личными прегрешениями и безумной жизнью. Поэтому будем беречь в себе благодать Святаго Духа, пребывая в Православной Церкви, молиться и жить по примеру святых отцов. Дабы благодать эта имела в нас добрые плоды, которых ждет Предавший Себя на мучение и смерть нас ради и нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш.

+ Митрополит Агафангел

Одесса, август 2016 года

__________

*Слово «благодать» в православии непосредственно связано с дарами Святаго Духа. Однако в современном языке оно используется по разным поводам, часто весьма далёкими от подлинного, духовного его понимания (прим. +М.А.).

**Слово «духовный» может иметь множество оттенков, которые в русском языке, к сожалению, не отражены. Различие в словах «духовный» и «душевный» слишком грубо, чтобы передать спектр нужных нам различий. Поэтому, когда далее в тексте я буду подразумевать сомнительную, а не подлинную духовность, то слово «духовность» буду брать в кавычки (прим. +М.А.).

Метки: рпцз, митрополит агафангел

Печать E-mail

Комментарии   

+3 # RE: Митрополит Агафангел: О истинной и ложной благодатиМитрополит Агафангел 10.08.2016 03:51
Если совсем коротко - то благодать на том человеке, который пребывает в Церкви и исполняет христианские заповеди.
# RE: Митрополит Агафангел: О истинной и ложной благодатииеромонах Никандр 10.08.2016 04:47
Вот только не совсем удачно словосочетание "ложная благодать" . Если благодать , то это БЛАГО-данная сила (или энергия) , а если это ложное , прелестное действие , то как можно его назвать благодатью ? Какая то злодать получается ...
+4 # RE: Митрополит Агафангел: О истинной и ложной благодатиМитрополит Агафангел 10.08.2016 06:30
Главное - не перепутать. Как не перепутать Бога и богов :-)

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.