Дискуссия, развернувшаяся в последнее время вокруг власовского движения, дает возможность заглянуть в глубину, в истоки предательства, не только генерала Власова (на чем концентрируется основное внимание) и иных советских коллаборационистов, но и видных представителей эмиграции, в том числе из верхушки Русской Православной Церкви Заграницей. В том числе это и возможность вспомнить те факты, которые они искренне забыли или очень хотели бы забыть.
20 июля (н. ст.) 2014 г., накануне дня памяти Св. влкмч. Прокопия (8/21 июля) в одноименной часовне в Горице Аспропиргу (ИПЦ Греции), состоялась праздничная Вечерня, которую возглавил Высокопреосвященнейший Григорий, епископ Христиануполисский.
В своей проповеди Его Высокопреосвященство подчеркнул, что только тогда, когда мы соблюдаем духовную чистоту в повседневной жизни, мы можем бороться и противостоять любому искушению. Святой Прокопий терпел мучения, как и многие другие святые, потому что в их личной жизни был главным только Иисус Христос.
На следующий день, в сам Праздник, Божественную Литургию возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Хризостом Аттикийский и Беотийский.
Владыка также произнес проповедь, в которой сказал, что мы находимся в духовной опасности, если не пытаемся избавиться в нашей жизни от нашего "Я" и не ставим во главу угла Христа. Он также подчеркнул, что мы обязаны противостоять в миру всяким чуждым духовным силам. "... Ситуация зашла в тупик. Всеобщее противление Христу и нашей Православной Вере осуществляется во всем мире. В школах прекратили молитву, изъяли иконы в общественных местах, работают в воскресенье, вырождаются семьи... Кто, наконец, остановит эту нисходящую спираль? Кто? Все те, у кого есть Христос в жизни. Святой Прокопий дал нам пример следования Христу и сопротивления злу мира. Неужели мы и дальше будем инертными? Принесем покаяние и положим доброе начало борьбы со грехом в самом себе!"
В православном календаре почти каждый день можно увидеть имена христианских новомучеников пострадавших при совецкой власти "коллективного антихриста", но, к сожалению, по разным причинам (не буду сейчас об этом) их жизнеописаний не найти в сети. Так, например, сегодня я читаю о Новопреподобмномученике иеромонахе Феогносте (Барнаульском) кончина 1919г. Но о нём нет ничего, только упоминание. Тогда, чтобы дать некоторое представление для малознакомых с темой гонений на веру 20в. при коммунистах, - привожу здесь жизнеописание, пусть краткое, но показательное - одного катакомбного игумена. Да, он умер своей смертью, и, однако, его жизнь в мiре можно было-бы назвать каждодневной смертью. Но - смертью по Богу.
Наш сайт, похоже, исключили из списка каталога российского ресурса Рамблер. Причины этого не известны, администрацию нашего сайта об этом действии не оповещали.
Возможно, мы попали в область цензурной политики, проводимой Российской Федерацией в сфере средств информации.
В пятницу, 5/18 июля 2014 г., в Свято-Елисаветинском женском монастыре (Этна, Калифорния, США, ИПЦ Греции) состоялся Престольный Праздник в честь Прпмц. Елисаветы, Великой Княгини Российской. Праздник получился торжественным и благолепным. После Божественной Литургии все верующие были приглашены на праздничный обед в монастырскую трапезную.
Так как в этот день монастырь отмечал также и свое 30-летие, сестры обители вышили хоругвь с изображением Св. Елисаветы в дар Игумении. Все молящиеся в этот знаменательный день получили в подарок памятные ручки и закладки для книг.
И вот такой чудесный торт испекли сестры монастыря в честь Праздника:
Проведенное в Бостонском университете исследование показало, что религиозное воспитание оказывает заметное влияние на способность детей отличать вымысел от реальности.
Открылась электронная страница Австралийской епархии РПЦЗ. На ней размещена информация о наших приходах в Автралии, будут также рамещаться церковные новости и информациях о событиях, происходящих в церковной жизни в Австралии. Адрес страницы:
Митрополит Агафангел на Престольном Празднике Елисаветинского храма в Одессе отслужил молебен вместе с настоятелем игуменом Мефодием, иеромонахом Никандром и иереем Виталием и сказал короткую проповедь. После службы была трапеза на улице.
Одним из представителей Дома Романовых, чье происхождение, факты биографии и политические пристрастия всегда были безупречными с точки зрения отечественных монархистов и зарубежных эмигрантских кругов, является княжна Романова — двоюродная племянница последнего российского императора. На территории Толстовского фонда в пригороде Нью-Йорка нам удалось побеседовать с ней.
— Вера Константиновна, ваш отец — внук Николая I, Великий князь Константин Константинович — оставил о себе память во многих областях: герой русско-турецкой войны, энергичный начальник военно-учебных заведений, президент Императорской Академии наук… Но, пожалуй, с самой неожиданной стороны он проявил себя, начав публиковать под псевдонимом "К. Р." свои стихи. Некоторые из них стали песнями — и их распевала вся Россия.
— Да, особенно "Умер бедняга в больнице военной…" В молодости отец командовал ротой Его Величества Измайловского полка. Он обратил внимание на то, как бессердечно обходились с телами умерших солдат. Довезут мертвеца до ближайшего поворота, а дальше гроб отправляется без сопровождения — дескать, "хорони себя сам". Отец был взбудоражен, возмущен и в первом порыве написал эту балладу. А затем, как должностное лицо, принял меры для пересмотра положения о солдатских похоронах. Эту песню многие считали народной, не зная автора слов. Отец мне рассказывал, что намного позже, гуляя с адъютантами по Воробьевым горам в Москве, он услышал ту же песню, только говорилось в ней о Порт-Артуре. Но ведь стихи были написаны за 20 лет до японской войны! Просто в тот момент в народе соотносили смерть солдат с событиями в Маньчжурии.
— Вы помните самого Государя Императора?
— Конечно. Как-то он приезжал к нам в Павловский дворец на чай. Я тогда была совсем маленькой. Помню, мне нужно было идти на свою детскую половину на музыкальный урок. Подошла к родителям попрощаться. А император повернулся ко мне, внимательно посмотрел, погладил по голове, сказал какие-то ласковые слова… Он меня тогда заворожил. Во время германской войны мы с мамой и братом Георгием были приглашены на завтрак к государю. На сладкое подали замечательный шоколадный крем. Нам предложили добавку. Мы с братом ее съели. Предложили снова. Нам очень хотелось, но мы решили, что это уже будет нарушением этикета, и скрепя сердце отказались. Мои воспоминания о государе носят какой-то гастрономический оттенок — семейные завтраки, обеды… Но понимаете, к семье, семейной жизни и государь, и мой отец относились с большим вниманием. Общеизвестно, какой заботой стремились окружить друг друга и родителей Великие княжны. Они немного стеснялись своих титулов, домашние их звали просто по именам. И в быту они держались очень скромно. Я, например, точно знаю, что платья старших княжон донашивали младшие.
— У вас остались воспоминания о 1917 г.?
— Помню, как в Петрограде я узнала об отречении государя. Возвращаюсь домой с прогулки по Миллионной улице, а мой лакей Иванов — несимпатичный такой мужчина — встречает меня с красным бантом. Я на него набросилась: "Как ты смеешь, это же против царя!.." А он мне в ответ: "Гы-гыгы, царя больше нету!" Мы чувствовали приближение чего-то ужасного, но не предполагали, что это будет настолько чудовищным… У меня было шесть братьев и две сестры. Олега смертельно ранили на фронте в 1914 г. После 1917 г. Иоанна, Константина и Игоря сослали сначала в Вятку, а потом в Алапаевск. Там их и расстреляли — вместе с Елизаветой Федоровной, сестрой Императрицы. Тела сбросили в старую угольную шахту. Колчаковцы, которые пришли туда позднее, определили, что в гнилой воде они еще три дня оставались в живых. У Константина во рту нашли землю — он грыз ее то ли от жажды, то ли от страшной боли. Много лет спустя в Европе, а потом в Америке мне снился один и тот же сон: будто бы я стою спиной к какой-то яме и меня сейчас будут расстреливать… Кошмарный сон, и пробуждение тоже кошмарное: боишься, что сейчас откроешь глаза и увидишь, что тебя действительно пришли уводить на расстрел.
Эта девяносто шестая годовщина зверского убийства святого Царя-Мученика Николая, всей Царской Семьи и верных до гроба слуг Их, особа тем, что совпадает со столетием начала Первой Мiровой Великой Отечественной Войны. Войны, в которую вся Россия вложила столько сил и жертв и в которой роль и деятельность Государя была столь важна и во многом решающа. И со скорбью добавим — эти неимоверные жертвы и усилия уже тогда не получили признательной благодарности со стороны Союзников, а со временем притушиваются и просто забываются, яко не бывшие.
Вот, например, в этом году день национального праздника Франции — в честь безбожной революции 1789 года … — был в частности посвящён именно 100-летию Мiровой Войны и чествовалась память всех сражающихся народов. Россия более, чем вскользь была упомянута, зато много говорилось об Англии, Америке, Австралии, разных африканских народах и т.д. Кто сегодня помнит, что только в смысле человеческих жертв Россия понесла невероятно тяжёлый ущерб, не говоря о другом : более полутора миллиона убитых и пять миллионов раненых. А кто сегодня с благодарностью преклоняется перед самоотверженным подвигом России ?
Уместно тут напомнить благородные и горькие слова генерала А.И. Деникина, сказанные в 1937 году по случаю открытия во Франции памятника павшим русским воинам из Экспедиционного Корпуса, павшим только для защиты нашей союзницы Франции : «Сегодня открытием храма-памятника мы почтили тех русских воинов, что пали с честью на французском фронте. Они, эти павшие, — символ огромных жертв, принесенных Россией и старой Русской Армией во имя общего некогда дела. Бывшие наши союзники не должны забывать, что к 1917 году Русская Армия удерживала напор 187 вражеских дивизий, т.е. половину всех сил противников, действовавших на европейских и азиатских фронтах... Что даже в 1918 году, когда не стало Русской Армии, Русский Легион дрался здесь на французской земле до конца, похоронив на полях Шампани немало своих храбрецов... Не мы заключили Брест-Литовский мир... Это сделали другие... Мы не сомневаемся, что Французская Армия это понимает, но, когда в силу современных политических обстоятельств, эту быль стараются забыть или извратить, мы не можем не испытывать чувства горечи. Горечи за национальную Россию, горечи за уцелевших и выброшенных смутой на чужбину, горечи за павших в боях. Спит мiровая совесть. Пожелаем живым — увидеть ее пробуждение».
Да — спит мiровая совесть и, как видим, вряд ли дождёмся её пробуждения. С этой войной и с отстранением и убийством Удерживающего человечество явно вступило в новую эру и в другой мiръ. Другие ценности стали им править.
А ценности Царя-Мученика всем хорошо известны, это к сожалению выжившие сегодня ценности : в первую очередь это горячая вера в Бога, это благородность в чувствах и поведении, это честность, чувство долга, принципиальность, добродетельная жизнь и поверх всего всеми признанная редкая воспитанность. Эти нравственные качества Государя проявились особенно в связи с Первой Мiровой Войной, в том как и почему Он объявил войну, как затем не побоялся в тяжелейших условиях принять на себя ответственнейшую должность встать во главу Армии в трагическое для неё время, затем с каким чутьём, своим только Августейшим присутствием, сумел восстановить в войсках чувство уверенности в победу, как душевно боролся до последней минуты пока не убедился, что «кругом измена, трусость и обман». Наконец, с каким душевным спокойствием, многими принимаемым за равнодушие, а на самом деле упованием на волю и милость Божию, перенёс Он все невзгоды и условия жизни после отречения, закончившиеся мученической смертью. Как мы уже писали, прославлен был Он не столько за Его двадцать два года царствования, как именно за эти шестнадцать последних месяцев земной жизни, в высшей степени проявившим Его глубоко христианское смирение и явившиеся как бы выявленным плодом Его христианского нутра.
Христианское мiровоззрение Государя просматривается в каждом Его обдуманном решении, в каждом Его Царском поведении. Не лишне ещё раз тут напомнить всеми умышленно забываемый факт, что по инициативе России, вернее лично Царя Николая II, была созвана первая Мирная конференция в Гааге, открывшаяся в самый день Его рождения в 1899 году,объединившая 26 самых крупных государств и на которой были в частности приняты резолюции о мирном решении международных конфликтов, о законах войны, о запрещении употребления газов и других чудовищных видов ведения войны.
Тем не менее миролюбивый Государь решительно вступил в войну, но только когда все средства к её предотвращению были использованы. Вступил не в завоевательную войну, а в благородную защиту меньшего брата, родного православного сербского народа, не будучи готовым к войне, не успев завершить перевооружение Своих войск.Христианское чувство долга оказалось сильнее чувства опасности своей собственной судьбы. Противился Он до последнего, понимая чего это будет стоить России, сколько невинной крови будет пролито. До самого последнего момента пытался избежать кровавого столновения. Известен разговор с министром иностранных дел Сазоновым, убеждавшим Его срочно объявить мобилизацию. « Подумайте о том, что ведь это значит послать на смерть тысячи молодых жизней ! » — воскликнул Царь, проявляя и тут христианское чувство истинного отца Своего народа.
Ещё за два дня до начала войны Государь пытался решить её мирным, дипломатическим путём, но для этого надо было бы, чтобы все стороны были также христиански настроены. 29 июляГосударь отправил Вильгельму II телеграмму с предложением передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию. Вильгельм даже не ответил на эту телеграмму.
Если кто по должному оценил христианский самоотверженный подвиг Царя, то этовеликий сербский святитель Николай /Велимирович/ : « Вероятно, во всей истории мiровойгосударственности нет примера безкорыстного самопожертвования подобного тому, который был явлен жертвой Царя-Мученика /.../ Сербы не смеют забывать, что Царь-Мученик без какой бы то ни было корысти для себя, прекрасно осознавая тяжесть возможных последствий для своей державы, народа и, в конце концов, самой короны и жизни собственной семьи, вступил в войну, чтобы защитить наш народ. Вступил в войну за Сербию, войну, в которой потерял и державу, и корону, и свою семью, и свою жизнь/.../Если бы Царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелочных счетов, он бы, вероятнее всего, и до ныне восседал на своём престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царству небесных жертв и евангельской морали. Из-за этого лишился головы и он сам, и его чада, и миллионы его собратьев ».
Другой пример христианского поведения, связанный с этой войной можно видеть в том, как и почему Государь принял на Себя тяжёлые вериги верховного командования, тяжёлый крест царского долга.
Военные действия в 1914 году прошли скорее удовлетворительно для России, даже если удачи чередовались с неудачами, однако после весенне-летнего наступления Германии в 1915 году были потеряны все прошлогодние завоевания. Россия потеряла территории Польши, Прибалтики, Украины и Западной Белоруссии, но самое страшное было, что по всем линиям фронта русские войска отступали, отступали и не было видно, чем и когда это кончится. 16 июля 1915 г., военный министр генерал Поливанов сделал прямо тревожное заявление : « Считаю своим гражданским и служебным долгом заявить Совету Министров, чтоотечество в опасности ». И подчеркнул одно особо тревожное явление, которое он считал невозможным замалчивать : « В Ставке Верховного Главнокомандующего наблюдается растущая растерянность.Она тоже охватывается убийственной психологией отступления и готовится к отходу вглубь страны, на новое место. Назад, назад ...».
Не будет сказано в обиду Великому князю Николаю Николаевичу, тогдашнему Главнокомандующему, чей прах покоится в крипте нашего храма в Каннах, что несмотря на его сохранившуюся до конца популярность в среде военных, он не оправдал возложенных на него надежд для ведения военных операций. В середине 1915 г., Армия была на пороге гибели и Государь понял всем Своим существом и сознанием Божиего Помазанника, что только Он может спасти Армию и Россию от грозящего разгрома.
И тут сразу появились недопустимые возражения, как среди генералитета, так и политиканствующих, как бы предвещение того, что без малого два года спустя окончательно сломит волю Государя в зловещий день 2/15 марта и породит знаменитые безсмертные царские слова — кругом измена, трусость и обман. Тут налицо вся отчуждённость, в которой Государь-христианин находился по отношению к окружающему обществу. Сколько не нужных споров, недоумений, возмущений и непростительных насмешек твёрдое решение Государя породило : как так, простой полковник, безвольный человек, когда не говорили ограниченного ума человек, может стать Верховным Главнокомандующим, да ещё в столь критической обстановке ?! Все возможные силы и убеждения были пущены, дабы разубедить, не допустить. Но Царь остался непоколебим.
И не пора ли ''свернуть шею'' этой бытующей ещё до сих пор в определённых кругах клевете и дезинформации. Для этого, посмотрим именно, как и кем Себя проявил Государь в этот ответственнейший момент. Звание полковника Он сохранил на всю жизнь, не считая возможным, этичным, повышать самого Себя. «Русскому Царю чины не нужны. В Бозе почивший Отец Мой, дал Мне чин, который сохраню на престоле», было его благородным ответом. Он чувствовал, что призван успокоить солдат и офицеров, показать им, что в тяжёлую минуту Царь вместе с ними. Он знал, что несмотря на непонимание некоторых и на клевету других, в глазах Армии и народапринятие Верховного командования Царём — Божиим Помазанником, будет иметь огромное нравственное значение. И так оно и стало. Со дня на день обстановка коренным образом переменилась
Хороший Верховнокомандующий не сверхталантливый кабинетный специалист военного дела, а тот кто умеет себя окружить толковыми людьми и своим спокойствием и убеждением в правое дело способен внушить доверие тем, кто находится на поле брани. Именно таковым оказался Государь. Весь прежний высший командный состав руководства Ставки был сменен.Разительным образом поменялась атмосфера в Ставке. Исчезла прежняя нервность, неуверенность и порою царившая при Великом князе Николае паника. Великий князь Андрей Владимирович свидетельствует : «Как неузнаваем штаб теперь. Прежде была нервность, известный страх. Теперь все успокоились. И ежели была бы паника, то Государь одним своим присутствием вносит такое спокойствие, столько уверенности, что паники быть уже не может. Он со всеми говорит, всех обласкает; для каждого у Него есть доброе слово». Совершенно схожие слова говорил и сам генерал Алексеев, начальник штаба и правая рука Государя, который, как ни странно и ни печально потом изменил своему Царю : «С Государем спокойнее. Его Величество дает указания, столь соответствующие боевым стратегическим задачам, что разрабатываешь эти директивы с полным убеждением в их целесообразности. Он прекрасно знает фронт и обладает редкой памятью. С ним мы спелись. А когда уезжает Царь, не с кем и посоветоваться». Свою неверность Государю, которую генерал Алексеев очень быстро затем искренне сожалел, поняв, что сам был обманут ложным слухами Думы, тем труднее понять, что сам Царь был крайне расположен к немуи подчёркивал это доверие Своему начальнику штаба. В письме Государыне Он пишет : «Не могу тебе передать, до чего я доволен ген. Алексеевым. Какой он добросовестный, умный и скромный человек, и какой работник»!
Царь-Мученик с раннего детства был проникнут любовью к Армии, к военному делу. Это вообще было у Романовых в крови, но особенно чувствовалось у последнего Царя. Эта любовь к Армии совмещалась у Него, как известно, с глубокой, искренней религиозностью, которая Его не покидала даже в Ставке. Каждый день, утром, ходил на Богослужение, затем обсуждал с генералом Алексеевым положение дел на фронте и намечающиеся военные операции. С первых же дней принятия Верховного Командования, Государь отдал ряд распоряжений о прекращении отступления, о восстановлении сильно пошатнувшейся дисциплины. Своей непоколебимой верой в победу вдохновил военных, которые почувствовали, что ими наконец управляют. Вернулась уверенность в, одно время исчезнувшую, возможность победить Германию, что, как известно, стало вполне реальным в 1916 году и должно было окончательно конкретизироваться в зловещем семнадцатом... Не зря Винстон Черчилль говорил по этому поводу о ''русском чуде'' : « Фронт обезпечен и победа безспорна». Пока Царь был на престоле, Армия воевала. С.С. Олденбург в своём замечательном труде о «Царствовании Императора Николая II» пишет, что Государь«довёл Россию до порога победы : Его противники не дали ей переступить через этот порог» …
Думские революционеры, возомнившие себя спасителями России, требовали от Государя назначение ответственного правительства. Красивое на вид выражение, но с которым Государь в силу своего Помазанничества согласиться не мог : « Я ответственен перед Богом и Россией за всё, что случилось и случится, – будут ли ответственны министры перед Думой и Государственным Советом – безразлично. Я никогда не буду в состоянии, видя, что делается министрами не ко благу России, с ними соглашаться, утешаясь мыслью, что это не моих рук дело ».
Временное Правительство сразу показало, чего оно способно. Первым делом заявили о продолжении войны и одновременно издали знаменитый ''Указ №1'', коим отныне солдаты подчинялись не офицерам, а выборным комитетам и советам. Восстановленная Государем дисциплина резко падает, дезертирство принимает массовые масштабы, а те, кто остаются на фронте воюют теперь уже по инерции.
В общем деле Антанты Россия за ценой не постояла. Её верность Союзникам до конца была безупречна. Но как отнеслись к ней Союзники ? Узнав об отречении Государя, Lloyd Georgeоткрыто заявил в парламенте : « Одна из целей войны достигнута, русский царь отрёкся » ! Это тот самый британский премьер-министр, который в 1921 году по случаю дипломатического признания Советского Союза сказал для успокоения своего общественного мнения : « Мы народ торговцев. Торговлей можно заниматься и с дикарями » … Вспомним тут генерала Деникина : «Спит мiровая совесть»... Но не все были столь циничны. Черчиль отдавал должное России и в противовес главе своего же правительства считал, что «большевизм должен быть задушен в колыбели».
Зато всегда с удовольствием перечитываем веские слова двух французских рыцарей. Маршал Фош после войны сказал : « Если Франция не была стёрта с карты Европы, то этим она обязана России ». А маршал Жоффр, в бытность Главнокомандующего, по случаю прибытия во Францию Русского Экспедиционного Корпуса, издал особый приказ в котором говорилось : «Наша верная союзница Россия, армии которой так доблестно сражались против Германии, Австрии и Турции, захотела дать Франции новый залог своей дружбы, еще большее блестящее доказательство своей преданности общему долгу».
Ещё раз скажем — кто сегодня об этом помнит и знает ? Так не забудем этого и мы.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.
Рассмотрим теперь вопрос об отношении христианства к коммунизму. Тому коммунизму, который теперь на глазах всего мира явился как факт, как попытка реального осуществления в жизни социалистических идей - в советской России.
Всем известно, что коммунизм прямо выступил в истории как заклятый и ожесточенный враг христианства. Со своей стороны, и христианство признает его совершенно чуждым и враждебным себе, по самому его духу, по всему содержанию его идеологии.
История Церкви апостольских времен говорит нам о том, что в те времена у верующих было все общее, как говорит книга Деяний Апостольских. Да и теперь этот христианский вид коммуны существует в общежительном монашестве, которое считается лучшей формой для христианской аскетической жизни. Таким образом, общение имущества с христианской точки зрения весьма приемлемо, и более того: это светлый, идеально-высокий тип христианских взаимоотношений, примеры которого были и существуют в жизни православной Церкви.
И как велика разница между такой христианской общностью имущества и марсизмом-коммунизмом! Один от другого отстоит, как небо от земли. Ведь христианская коммунальность не представляет сабой цель, к которой стремилось бы христианство. Нет, она есть - следствие и порождение того духа любви, которым дышала Церковь первых времен. Кроме того, этот христианский коммунизм был вполне добровольным. В нем никто не говорил: "Отдай твое, оно принадлежит нам," а, наоборот, христиане сами жертвовали так, что "никто из них ничего из имения своего не называл своим." Что же касается социалистического коммунизма, то в нем общение имущества является самоцелью, которой нужно добиться во что бы то ни стало, и не взирая ни на что. И творцы коммунизма этого добиваются - чисто принудительным путем, не останавливаясь ни пред какими мерами, даже пред уничтожением всех несогласных... И основа этого коммунизма - не свобода, как в христианском коммунизме, а насилие, не жертвенная любовь, а зависть и ненависть...
Главная борьба коммунизма - это борьба с христианством. Она заходит так далеко, что отказывается даже от элементарной, всеми признаваемой, справедливости. В своей классовой идеологии коммунизм в сущности попирает всякую справедливость. Предметом его забот служит не общее благо всех граждан государства, а только интересы своей партии. Все группы населения, рабочие, крестьяне и интеллигенция оставлены за "бортом," вне всяких попечений коммунистического правительства. Они могут голодать, могут не иметь ни копейки заработка - правящим "сферам" до этого нет никакого дела. Что это, как не попрание справедливости и издевательство над миллионами людей?..
Коммунизм, говоря о новом строе "свободного" государства, постоянно упирает на то, что этот строй есть "диктатура пролетариата." Но давно уже выяснилось, что в советской России этой обещанной диктатуры пролетариата нет и в помине, а есть - диктатура над пролетариатом. Тем более, нет там обычных проявлений политической свободы: ни свободы печати, ни свободы собраний, ни неприкосновенности жилища. Только те, кто жил в России, - знают всю тяжесть и силу того гнета, который царит там. А над всем этим стоит небывалый еще политический террор - казни и убийства, ссылки и заточения в невероятно тяжелых условиях. Вот что дал коммунизм русскому народу - вместо обещанной свободы...
В своей политической пропаганде коммунизм утверждает, что он добивается осуществления свободы, равенства (т. е. справедливости) и братства. О первом и о втором мы уже говорили; что же касается "братства" - то несомненно, что это слово украдено у христиан, называющих друг друга "братия." А у апостола Петра прямо сказано "Всех почитайте, братство любите..." (1 Пет. 2:17). Но в практической жизни коммунисты, как известно, слово "брат" сразу заменили словом "товарищ." И это - очень показательно, т. к. товарищами могут быть и соучастники в преступлениях, и члены какой-либо разбойничьей шайки. А о "братстве," конечно, и говорить не приходится там, где проповедуется классовая борьба, зависть и ненависть...
Все эти различия между христианством и коммунизмом не исчерпывают, однако, самой сущности противоречия между ними. Коренное, главное и все объясняющее отличие коммунизма от христианства лежит еще глубже - в идеологии того и другого. Недаром так злобно и упорно коммунисты борются с Православной верой.
Коммунизм отрицает всякую религию. На самом же деле он сам является религией - самой фанатичной когда-либо существовавшей в мире - самой нетерпимой и темной. Христианство есть религия, ведущая к Небу, коммунизм - религия, ведущая в преисподнюю. Христианство проповедует любовь ко всем - коммунизм проповедует классовую ненависть и уничтожение несогласных. Христианство -возвышанная религия, основанная на вере в победу Правды и Любви Божией. Коммунизм - религия, преследующая цель создания земного "рая" (рая животной сытости и духовного одичания). И недаром, на могиле христианина ставится крест, а на могиле коммуниста - красный кол. Как это показательно, ярко и символично для той и другой стороны! С одной - вера в победу жизни над смертию и добра над злом. С другой - беспросветная тьма, мрак и пустота, без всякой отрады, утешения и надежды впереди. И в то время, как уже после смерти святые мощи подвижников Христовой веры цветут нетлением и благоухают - гниющий труп набальзамированного "Ильича" есть наилучший символ коммунизма...
Синодальным указом ИПЦ Греции, Преосвященнейшие Епископы Фотий Марафонский и Климент Гардикийский нанесли двухдневный визит в Болгарию (с вечера понедельника 1/14 июля до среды 3/16 июля 2014 г.) для того, чтобы обсудить с Преосвященнейшим епископом Фотием Триадицким, предстоятелем Болгарской Православной Старостильной Церкви вопросы, представляющие взаимный интерес, о желаемом достижении формального церковного общения между ИПЦ Греции и Болгарии.
Преосвященный епископ Фотий подтвердил, что, в принципе, нет никаких разногласий между экклезиологией Болгарской Старостильной Церкви и Общим Экклезиологическим документом "Истинно-Православная Церковь и ересь экуменизма - Догматическое и Канонические вопросы". Тем не менее, документ будет тщательно изучен, после чего болгарская комиссия отправит в Грецию официальное мнение по поводу документа в письменном виде.
Епископы также обсудили способ для возможного решения местного вопроса, касающегося клирика, который не принял полностью Общий документ, чтобы не было препятствий к достижению желаемого церковного единства. Для этого Их Преосвященства из Греции посетили монастырь Благовещения в Kopilovtsy (регион Кюстендил) для проведения дискуссии.
Обсуждения с Преосвященнейшим епископом Фотием Триадицким прошли в духе взаимного уважения и с искренней заинтересованностью служить единству Церкви и общему исповеданию православной веры.
Запугиваемые теми, кто мечтает о мусульманском мире только для мусульман, христиане арабского мира рискуют исчезнуть, пишет Роберто Тоттоли в газете Corriere della Sera.
Благодаря Бога, наконец-то, через 914 лет после преставления св. Равноапостольного Великого Князя Владимира и чрез 941 год после крещения им русского народа, как будто подходит время его нарочитого прославления, по крайней мере, в русской эмиграции.
БЕЛГРАД. Тысячи верующих Сербии и других республик бывшей Югославии, а также и Греции, России, Германии, Швейцарии, США, Австралии и других стран пришли в субботу 14 июня в монастырь Челие, расположенный в сотне километров от Белграда, чтобы поклониться мощам св. Иустина (Поповича; 1894-1979), знаменитого подвижника монашеской жизни и крупного богослова, канонизированного Сербской Православной Церковью в 2010 г.
Прогресс в экуменическом диалоге часто сопряжен с жертвами и требует терпения. Иногда его ценой становится кровь мучеников. Об этом говорил председатель Папского совета содействия христианскому единству в большом интервью газете L'Osservatore Romano, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.com со ссылкой на «Католик.ру».
16.07.2014 года, в предверии престольного праздника, на храме святых Царственных мучеников Вологодской епархии РПЦЗ был установлен купол. 17.07.2014 года настоятелем храма иерем Александром Липиным была отслужена Божественная Литургия.
Автор и ведущий игумен Мефодий. Гость студии: иеромонах Амвросий (Тимрот) - рассказывает о причинах, побудивших его присоединиться к Русской Православной Церкви Заграницей.
15 июня 2014 г. исполнилось 99 лет со дня смерти Великого Князя Константина Константиновича, генерал-инспектора высших военных учебных заведений, президента Императорской Акадении Наук, а также талантливого поэта, писавшего под псевдонимом К.Р. С Великим Князем вели переписку И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. А. Фет, ценившие его вкус и даже поручавшие ему исправлять свои стихи. Многие стихотворения Константина Константиновича отличались мелодичностью и были положены на музыку (самое известное — романс «Растворил я окно…» с музыкой П. И. Чайковского. А перевод шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым Великий Князь работал с 1889 по 1898 год считается одним из лучших и удачных переводов в истории.
Великий Князь Константин Константинович скончался вечером 15 июня 1915 года в своём рабочем кабинете в Павловске. Единственной свидетельницей последних минут жизни Великого Князя стала его младшая дочь Княжна Вера Константпновна, которой было всего 9 лет. В 1962 году она записала свои воспоминания о последних минутах жизни Константина Константиновича. Предлагаю вам прочесть её воспоминания.
Здоровье «Папа», как мы говорили дома, в последние годы перед войной все ухудшалось. У него обнаружили грудную жабу. Приступы становились все чаще и сильнее. Один из этих припадков был настолько силен, что, казалось, наступил конец. Однако, и на этот раз, наступило облегчение, и даже такое, что было решено ехать в наше любимое имение Осташево, московской губернии, где был похоронен брат Олег.
15 июня 1915 года, в Павловске, в своем кабинете, отец сидел в кровати и раскладывал пасианс. В спальной мать примеряла летнее платье, собираясь в деревню. Я сидела в отцовском кабинете на диванчике и читала «Хитролис». Комната эта была очень большая, продолговатая, в три окна, в нижнем этаже Павловского дворца. Мы с отцом как раз поджидали Его сестру, королеву Эллинов Ольгу Константиновну.
«Тетя Оля», как мы называли ее, в эти дни развлекала отца чтением русских классиков. Меня же привлекали к этим чтениям для того, чгобы приохотить к родной литературе. Время шло, но тетя Оля все не приходила из лазарета, где работала хирургической сестрой. Вошел дежурный камердинер и доложил, что королева задержалась на операции и опоздает.
Вскоре после его ухода я услышала, как отец стал задыхаться. Мне было тогда 9 лет, и я еще недостаточно отчетливо понимала характер болезни отца, но слышала о Его припадках, а потому и поняла, в чем дело. В страхе, стремглав бросилась я к матери, самостоятельно открыв тяжелейшую зеркальную дверь, и побежала через материнский будуар, через столовую, сени, в спальню.
«Папа не может дышать!» — в ужасе закричала я. Меня сейчас же послали к камердинеру, чтобы немедленно вызвать врача. Однако он, видимо от испуга, не понимал меня, нервно смеясь, топтался на месте и ничего не предпринимал. «Скорей, Аракчеев, скорее, Папа плохо!» — кричала я, от волнения прыгая на месте и топая ногами. Но было уже поздно, все кончилось.
Через неделю состоялись торжественные похороны в присутствии Царской семьи. Длились они от 2-х часов дня до 9-ти часов вечера. Смутно помню последнюю панихиду в Павловске, переезд на поезде по царской ветке; шпалеры юнкеров и кадет со свернутыми знаменами; темный, мрачный Петропавловский Собор. Я ехала в карете с Государыней, одной из старших Великих Княжен, кажется Ольгой Николаевной, и моей матерью. Стояла невыносимая жара .. .
Не подозревали мы тогда, как милостиво было Провидение, и отец ушел в иной, лучший мир, не увидев революции со всеми ее ужасами, так близко отразившимися и коснувшимися именно нашей семьи...
О Великой княжне Марии Николаевне мало писали мемуаристы... В семье ее всегда заслоняли старшие сестры и, конечно же, ее любимая младшая сестренка Настенька – та самая легендарная Анастасия. О ней же почти нечего сказать. Осколки, фрагменты, недопетая песня... За всю свою короткую жизнь она была только украшением мира. Трепетно собираешь кусочки ее разбитой жизни. Рассматриваешь фотографии... И прямо в душу смотрит она своими огромными синими глазами, которые в семье в шутку называли «Машкиными блюдцами». Она была самой настоящей царевной со сказочным именем Марьюшка... И даже описывая Великую княжну, всем так хочется вспомнить сказку! Софья Офросимова писала о ней: «Ее смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу. Смотришь на нее и невольно представляешь ее одетой в русский боярский сарафан; вокруг ее рук чудятся белоснежные кисейные рукава, на высоко вздымающийся груди – самоцветные камни, а над высоким белым челом – кокошник с самокатным жемчугом...» Грустная, грустная сказка... А она – Русская Спящая Красавица, Вечная Спящая Царевна, которой никогда не проснуться...
Вверху на фото - Великая Княжна Мария Николаевна. 1914 г.
Мария в возрасте около четырёх лет
Розы. Рисунок великой княжны Марии
Маковский К. Е. Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1905 год
Ее последняя записная книжка, как у старших сестер, в синем кожаном переплете с золотой монограммой осталось незаполненной. Машенька только начала переписывать в нее свое любимое стихотворение «Колыбельную» Лермонтова: «Спи, младенец мой прекрасный, батюшки бою...» Дальше – пустота. Кто знает, быть может, княжна переписывала его в свою последнюю июльскую ночь, а поэтические строчки оборванны внезапным стуком коменданта дома Ипатьева с требованием немедленно спуститься в подвал.
С Татьяной и Ольгой. 1901 год
Мария Николаевна была третьей девочкой в царской семье. Она появилась на свет 14 июня 1899 года и была названа в честь бабушки, Императрицы Марии Федоровны, которая стала ее крестной матерью. По традиции, во время крестин, когда маленькую опустили три раза в золотую купель, у нее состригли локон с головки и бросили в воду. Локон моментально опустился на дно. Все вздохнули с облегчением – хорошая примета, обещающая девочке прожить долго и счастливо. Тогда казалось, не могло быть иначе для малютки, чья жизнь началась среди блестящих дворцов Петергофа.
Мария в 1904 году
Тенистый парк с разбросанными павильонами, беседками и диковинными скульптурами, запах морских волн, аллеи, ведущие к дворцу... И сам дворец, в обрамлении золотых каскадов и фонтанов, искрящихся солнечными лучами, лучами того июньского солнца. «Это же дворец снежной королевы!» – восторженно отозвался поэт Рильке о петергофском палаццо. Светлое начало. И за всю свою короткую девятнадцатилетнюю жизнь Мария дарила только свет всем тем, с которыми сводила ее судьба. Будь это кузен-принц Людовик или комиссар Временного правительства Панкратов... Она всех одинаково восхищала. И тяжело сказать чем, это так трудно описать словами, это надо понять сердцем.
1906
Родители впервые почувствовали разочарование при слове: «У вас дочь». Для правителя великого государства одно из самых горячих желаний иметь Наследника, продолжателя дела и Династии. На принципе наследия держится сама система монархии… Понимающая королева Виктория писала своим русским внукам: «...Сожалею, что это третья девочка – далеко не самое предпочтительное для страны. Знаю, что с большей радостью приветствовали бы Наследника вместо дочери».
Разочарование было настолько сильным, что в телеграммах, сообщающих о прибавлении в царском семействе, были только скупые строчки: «Великая княжна Мария Николаевна».
В дневнике Вел. Кн. Ксении еще кратче, зато точней: «Бедная Аликс!»
Двоюродный дядюшка Николая II, Вел. Кн. Константин Константинович патетически воскликнул: «Вся Россия будет огорчена!»
Великая княжна Мария, 1910
Может быть, Россия и огорчилась, но, казалось, что сам Господь радовался рождению Марии. Весь день 14 июня было ослепительно яркое солнце… «В Петергофе в жаркую июньскую погоду родилась маленькая Великая княжна Мария, – вспоминает Мисс Игер. – Она родилась хорошенькой, слишком хорошенькой, я часто думаю, с какими-то лукавством чертенка в чертах лица. Великий князь Владимир назвал ее "Добродушной Малышкой", ибо она всегда была такой прелестной, и улыбчивой, и веселой. Она очень милый и очаровательный ребенок, с огромными темно-голубыми глазами и красивыми ровными темными бровями – фамильной чертой семьи Романовых». Один из гостей, любуясь новорожденной, сравнил ее с ангелом на одном из готических соборов Европы. С тех пор домашние так ее и прозвали – «наш ангелочек». Царь же всегда шутил, когда малышка проказничала: «Вот видите! Нормальный живой ребенок, а я то всегда боялся, что у нее вырастут крылышки!»
1901
Все отмечали необычную для ее ранних лет привязанность Великой княжны Марии к отцу: «Когда она только научилась ходить, – пишет Мисс Игер, – она всегда пыталась сбежать из детской комнаты к своему папе. Где бы она не видела его в саду или в парке, она всегда звала его. А он всегда, как только видел или слышал ее, ждал ее и немного нес на руках. Когда он болел в Крыму, ее горе не видеть своего отца не знало границ. Мне приходилось запирать дверь детской, иначе она пробиралась в коридор и беспокоила его своими попытками добраться до него. Если ей удавалось случайно услышать его голос, она протягивала свои маленькие ручки и звала: "Папа, папа!" Зато и восторг, когда ей позволяли повидать отца, был огромный. Когда Императрица пришла навестить детей в первый вечер после того, когда у царя нашли брюшной тиф, на ней была надета брошка с миниатюрным портретом Императора. Всхлипывая и плача, маленькая Мария заметила брошку; она забралась на колени к матери и покрыла нарисованное лицо поцелуями. И не один вечер во время его болезни она не желала идти спать, если не поцелует эту миниатюру».
Возможно, сильные чувства княжны Марии не были равносильно взаимными со стороны родителей. Во всяком случае, ей так казалось... Она считала себя слишком глупенькой, неуклюжей, простоватой девочкой, с которой даже сестрам неинтересно играть. «Моя дорогая Машенька! – пишет мать своей третьей дочери, – Твое письмо меня очень опечалило. Милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Как в твою головку пришла такая необычная мысль? Быстро прогони ее оттуда! Мы все очень нежно тебя любим тебя, и, только когда ты чересчур расшалишься, раскапризничаешься и не слушаешься, тебя бранят, но бранить не значит – не любить... Ты обычно держишься в стороне от других, думаешь, что ты им мешаешь, и остаешься одна... вместо того, чтобы быть с ними. Они воображают, что ты и не хочешь с ними быть... Ну, не думай больше об этом и помни, что ты точно так же нам дорога, как и остальные четверо, и что мы любим тебя всем сердцем. Очень тебя любящая старая мама».
ОТМА, 1916
Ольга и Татьяна были слишком привязаны к друг другу, чтобы впустить с вой круг хотя бы и родную сестренку – обычное дело в больших семьях. Николай II писал своей матери, Вдовствующей Императрице Марии Федоровне: «...Маленькая baby (т.е. Мария – Т.Н.) отлично ходит, но часто падает, потому что старшие сестры толкают ее и вообще, если не смотреть за ними, грубо обращаются с ней». Но все изменилось вот после какого случая. Однажды старшие девочки сделали домик из стульев в углу детской и прогнали бедную Марию, подом, правда, сказали, что она может быть «стражником», но должна стоять снаружи. Гувернантка сделала другой домик для малышки в противоположном углу, но она постоянно смотрела, как играют ее сестры, и ей очень хотелось играть вместе с ними. Внезапно она промчалась по комнате и ворвалась в злополучный домик, закатила оплеуху каждой сестре и также неожиданно выбежала в соседнюю комнату, от куда вернулась с целой охапкой своих любимых кукол. «Я не хочу быть стражником, я хочу быть королем, добрым королем, который раздает подарки», – сказала Маша, блеснув не дюжим государственным умом. Воздействие «кнута и пряника» не прошло даром. Старшие сестры пристыжено переглянулись. Татьяна сказала: «Мы были жестокими к бедненькой Марии. Она правильно ударила нас». Они усвоили этот урок и стали уважать ее права в семье.
Мария. 1910 год
Вообще же Мария была тихим, несколько долговязым и простодушным созданием. Ее называли «наш добрый толстый Туту» или «Бау-Во», действительно она была полноватой, что служило предметом шуток со стороны матери и отца. Николай II даже на конвертах писем к своей третьей дочке проставлял непременное «Толстой Марú» – именно так, с ударением на последней гласной, на французский манер. Сестры и брат частенько обращались к ней чисто по-русски: «Машенька» или того проще «Машка».
ОТМА, 1913
Никто и не ожидал, что их «Толстая Машка» превратится в одну из главных красавиц Дома Романовых. Великие княжны Татьяна и Мария, были хороши по-особенному. Татьяна была истинно греческой богиней, высокой и недоступной, Мария же походила на сказочную царевну-красавицу. «Великая Княжна была поразительно красива, будучи наделена типично романовской внешностью: темно-синие глаза, опушенные длинными ресницами, копна темно-каштановых волос...» – пишет Лили Ден. Продолжает сей чарующий образ С. Я. Офросимова: «Ее глаза освещают все лицо особенным, лучистым блеском; они... по временам кажутся черными, длинные ресницы бросают тень на яркий румянец ее нежных щек. Она весела и жива, но еще не проснулась для жизни; в ней, верно, таятся необъятные силы настоящей русской женщины». «В семье она была самая простоя, самая ласковая, приветливая, – пишет следователь Н. А. Соколов. – По натуре это была типичная мать. Ее сферой были маленькие дети. Больше всего она любила возиться и нянчится с ними. Она любила быть с простым народом, умела поговорить с солдатами, расспросить их про их домашнюю жизнь и в совершенстве знала, какое у кого хозяйство, сколько детей, сколько земли и т.п.».
«Настоящая русская женщина», «типичная мать»... И никогда не иметь Великой княжне своих детей, хотя она желала их иметь не меньше двадцати!
Царевны Мария, Татьяна и котята
За свою короткую жизнь Мария не успела даже по-настоящему влюбиться. Хотя в нее неустанно влюблялись все! Добродушную Машеньку Романову вспоминал Георгий Светлани, юнга царской яхты «Штандарт»: «Больше других княжон мне нравилась Мария, третья по счету. Если говорить о красоте, то она, по-моему, была самая симпатичная, хоть и толстушка. Может, я это говорю потому, что она без всякого стеснения при ком бы то ни было очень любила "чмокаться". По-детски, конечно. Ни с того ни с сего подбежит, обнимет и поцелует. Не знаешь, куда при таком конфузе деваться. А все кругом смеются! Ей тогда лет семь было...» Любовь к кокетству стала появляться у нее совсем в раннем возрасте. Каково же было удивление гувернантки, когда ее воспитанница, глядя в окно на проходящие полки солдат, заявила, что хочет всех их перецеловать… Гувернантка мягко напомнила царской дочери о правилах приличия и, что «хорошенькие девочки не должны целоваться». Та урок усвоила, и когда ее хотел чмокнуть в щечку один из Великих князей, одетый в военный мундир, она с достоинством сказала: «Я не целуюсь с военными». Все долго смеялись… Особенно, вспоминая этот эпизод через десять лет, когда Мария Николаевна, уже цветущая барышня, окруженная целой «свитой» из влюбленных офицеров, весело кружила им головы с невольным или подсознательным кокетством. Своим поклонникам она любила шить рубашки… Еще одна рубашка – еще одно разбитое сердце. По дочери Императора можно было только вздыхать!
Мария Николаевна в форме Казанского драгунского полка
В госпитале, вместе с Анастасией
Но были увлечения, готовые перерасти и в династический брак. Первый раз, тогда княжне было всего лишь десять лет, в нее влюбился ее кузен – граф Людовик Маунтбеттен. Случилось это во время официального визита царской семьи в Великобританию. Но то ли Марии не понравился маленький Луи, то ли он состоял в слишком близком родстве – о браке серьезно не говорили. Зато на самого принца эта встреча с русской красавицей произвела очень сильное впечатление. Будучи уже взрослым и женатым человеком, отцом большого семейства, он будет с благоговением вспоминать Великую княжну и свой невинно-розовый детский роман. Людовик переживет ее на целую бесконечность. Но и его жизнь оборвется страшно. В 1979 году лорда убьет ирландский террорист.
Великая княжна Мария в платье-кимоно, 1915
Второй раз, во время другого семейного визита, это было уже в 1914 году, в Великую княжну влюбился Румынский Престолонаследник Кароль, через год он уже просил ее руки у Николая II. Тот ответил решительным отказом: Машенька была еще совсем девочкой, да и Кароля пророчили в мужья ее старшей сестре Ольге… Если бы знал тогда заботливый отец, что обрек ее тем самым на гибель.
Великая княжна Мария, 1915
О Великой княжне Марии, можно сказать: жила сердцем... Из всех дочерей Николая II она была самой настоящей царевной, Великой княжной с большой буквы. Во время тобольской ссылки, она будет вызывать симпатию даже у социалистов-комиссаров. «Она любила и умела поговорить с каждым, в особенности – с простым народом, солдатами. У нее было много общих тем с ними: дети, природа, отношение к родным... Ее очень любил, прямо обожал комиссар В.С. Панкратов. К ней, вероятно, хорошо относился и Яковлев. Девочки потом смеялись, получив письмо из Екатеринбурга, в котором она, вероятно, писала им что-нибудь про Яковлева: "Маше везет на комиссаров". Она была душой семьи», – писала ее тобольская преподавательница К.М. Битнер.
Машенька умерла сразу – выстрел в сердце. Ее тело сожгут и зароют отдельно от обожаемых сестер и родителей. Ее могилу будут долго искать и найдут через девяносто лет после гибели. Обгоревшее останки, фотографии, дневники, письма, отрывочные воспоминаний – вот, казалось бы, что осталось от сказочной принцессы. И еще... ее Любовь. Любовь, которая пережила Смерть. И стала Легендой. Людовик Маунтбеттен будет до конца своих дней держать на столе портрет убиенной Великой княжны. Когда он будет искать невесту своему внучатому племяннику принцу Уэльскому Чарльзу, то его выбор падет на девушку с широко распахнутыми синими глазами – Диану Спенсер. Взгляните на их фотографии, и увидите много общего: Леди Ди и Мария Романова похожи своей красотой, обаянием и... трагедией.
Степанов, один из тех, кто лежал в годы войны в госпитале в Царском селе, писал, что раненые офицеры живо интересовались судьбой Великих Княжон и часто обсуждали между собой их будущее. «В отсутствии Княжон мы постоянно говорили между собой о них. Мы предполагали, что Княжны выйдут замуж за четырех Балканских наследников: сербского, греческого, болгарского и румынского. К тому же этот проект казался нам наилучшим способом разрешения всех балканских конфликтов. Нам хотелось видеть княжон счастливыми. Мы им готовили венцы».
Господь приготовил св. мц. Великой Княжне Марии венец лучше и краше.