Митрополит Агафангел: О нашей преемственности (2015)
Вопрос о преемственности Церкви является главнейшим её вопросом. Господь свидетельствовал, что созданная Им Церковь пребудет до скончания времён и Страшного Суда. "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф 16.18). Из этих слов Господа видно, что Церковь будет пребывать на земле постоянно и неизменно. Это вопрос бытия Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Церковь, основанная Христом, со дня Пятидесятницы и по день сегодняшний пребывает на земле видимо и непрерывно. Не было, не могло быть, и не будет, как мы верим, такого, что Церковь, исчезнув в одном месте, появилась бы в другом — нет, она всегда была живым Преданием, передававшимся "от уст к устам", открыто и явно, единым живым потоком, не прерываясь в своём бытии. Вера её со времён Апостолов и по наши дни всегда была одной и той же. Благодать её таинств всегда передавалась через её архиереев, исповедующих подлинное вероучение и имеющих со времён Апостолов непрерывную преемственность хиротоний.
Русская Православная Церковь Заграницей имеет полноценную преемственность от дореволюционной Поместной Российской Церкви — мы сегодня продолжаем жить жизнью именно этой Церкви. Конечно, всякое время привносит свой отпечаток, который может какой-то период иметь значение в Церкви, а потом уходить в небытие (как и всё, что связано со временем), или же может закрепиться в виде внешней традиции (например, некоторые церковные облачения, возникшие в императорские времена). Но это касается только внешних и непринципиальных деталей, и не касается главного содержания Церкви — её вероучения и благодатной и спасительной преемственности. О благодатной святости Поместной Российской Церкви свидетельствуют, в наибольшей степени, её благодатные Дары, отразившиеся в благочестии народа, и её святые: от начала — святой равноапостольный князь Владимир и преподобные подвижники Киево-Печерские, до времён приближенных к нам — Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и Оптинские старцы, и совсем недавние святые — Царь-мученик Николай во главе сонмов новомучеников и исповедников, пострадавших от богоборческой власти во времена господства коммунистической идеологии.
***
Русская Православная Церковь Заграницей достойно переняла и сохранила лучшее, что было в Российской Поместной Церкви. Её возглавил достойнейший её иерарх — Митрополит Антоний (Храповицкий) со многими православными архиереями, священнослужителями и мирянами, среди которых было множество подлинных подвижников и истинных богословов. Она была признана всеми иными Поместными Церквями. Прославлены во святых её архиереи — святители Иоанн (Максимович), Филарет (Вознесенский) и Иона Ханькоусский. Она известна своими великими подвижниками и исповедниками, архиереями, такими как наши святители-Первоиерархи — митрополиты Антоний, Анастасий и Виталий, архиепископы Аверкий, Виталий (Максименко), священнослужители Константин (Зайцев), Михаил (Помазанский), Михаил Польский, Серафим (Роуз), миряне Иван Андреевский, Николай Тальберг и многие, многие другие — непререкаемые и авторитетнейшие представители подлинного православия. Нет сомнений в том, что Русская Православная Церковь Заграницей явилась полноценным и полноводным потоком, продолжающим жизненное течение исторической Поместной Российской Церкви.
Церковь Мать, страдавшая в отечестве и, в итоге, вынужденная перейти на тайное, катакомбное бытие, просияла сонмами мучеников и исповедников, которые кровью своею и страданиями засвидетельствовали о её истине.
Где ИПЦ?
Известно, что катакомбники в СССР, в общей своей массе, не называли себя Истинно Православной Церковью (ИПЦ), а называли, чаще, по-разному — "иосифляне", "непоминающие" "староцерковники" и просто "катакомбники". По свидетельству Архиепископа Лазаря (Журбенко) название Истинно Православная Церковь возникло и закрепилось в недрах советских карательных органов в связи с нашумевшем процессом начала 30-х годов "Контрреволюционная организация Истинно Православная Церковь". С тех пор это название вошло в обиход "органов", в советские атеистические справочники, а также, соответственно, в очень редкие упоминания в советской прессе. Сейчас это название на постсоветском пространстве широко применяется различными группами, претендующими на истину в православии. Эти группы часто именуют себя "Истинно Православной Церковью", при этом не имея между собой никакого общения, вернее, общение между ними крайне агрессивное и взаимно-отрицающее. Кто входит в эту группу? Среди них встречаются как заслуживающие внимание представители, так и откровенные авантюристы, иногда это даже собрание крайне развращённых людей, только прикрывающееся вывеской "религии", но, которые в совокупности своей почему-то именуются ИПЦ. Среди них встречаются и имеющие историческую связь с катакомбниками. Некоторые даже имеют своих епископов с неподтверждёнными хиротониями, которые, не желая исправлять своих хиротоний, постепенно вымирают. Не так давно появились группы, также с епископами, будто бы, ведущие своё преемство от Зарубежной Церкви — они также часто именуют себя ИПЦ.
Есть группы, которые не стремятся причислять себя к ИПЦ. Это выходцы, по разным причинам, из Московской Патриархии, считающими себя "истинными". Есть группы в самой МП, целые "секты в секте", часто собирающиеся вокруг "старца" и замкнутые, как правило, на эсхатологических вопросах. Также сюда можно отнести разрозненных старообрядцев и, появившихся не так давно, представителей различных изолированных друг от друга представителей греческих "старостильников". Они тоже ИПЦ?
Как уже сказано, среди этих людей встречаются достаточно вменяемые, а разделения между некоторыми из них, казалось бы, не столь принципиальные, чтобы им совершенно нельзя было бы объединиться. Но, неизъяснимое стремление к самоизоляции, а также больные мечты и надежды, что все другие придут к ним с поклоном и покаянием, с тем, чтобы быть ими принятыми, удерживает этих людей от всякого общения с другими. Совершенно очевидно, что это путь вымирания.
***
Сейчас, к сожалению, сделалась модной пагубная традиция критиковать историческую Российскую Церковь, что, якобы, там было много недостатков и, даже, вероучение её было, будто, не православное. Древнейший грех сынов Лотовых — недостойнейшая хула на своих Отцов, слушать и читать которую уже есть грех, не говоря о внимании к таковым писаниям. Так говорить могут только сектанты, отрицающие живое Священное Предание. У Церкви один основатель — Господь Иисус Христос. И, начиная с Него, по день сегодняшний прослеживается непрерывная и благодатная история созданной Им Церкви. В то же время, у каждого сектантского движения есть свой особый основатель, от которого это движение получило начало. Сектанты, оправдывая свою "экклесиологию", выводят своё "истинное" преемство не от Церкви и её непрерывной жизни, а от отдельных её представителей, у которых берут выгодные им и выдернутые из общего контекста высказывания и, вкрапляя их в собственную измышлённую "экклесиологию", используют для обоснования своей раскольнической и сектантской деятельности, якобы беря, таким образом, в подтверждение своей неадекватности авторитет святых отцов. Среди т.н. ИПЦ есть и такие.
Что из общего должно стать главным?
Пребывая в этом разрозненном море "официальных" и "неофициальных" православных, хотелось бы очертить самые общие принципы, которые должны быть положены в основание возможного будущего сближения тех, кому в этом хаосе, все-таки, удастся сохранить трезвый разум и православную веру.
В своё время Митрополит Антоний (Храповицкий) писал, что в последние времена для объединения остатка христиан, должны быть выработаны самые простые пункты исповедания веры — а не всё более изощрённые, как принято сейчас. Он приводил в пример (может, и в качестве шутки) вопросы, задаваемые при приёме в войско запорожских казаков (в Запорожскую Сечь). Н.В. Гоголь в "Тарасе Бульбе" об этом писал так: "Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: "Здравствуй! Что, во Христа веруешь?" — "Верую!"— отвечал приходивший. — "И в Троицу Святую веруешь?"— "Верую!" — "И в церковь ходишь?" — "Хожу!" — "А ну, перекрестись!" Пришедший крестился. "Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай же, в который сам знаешь, курень". (Было бы неплохо, чтобы и сейчас в армию и не только, принимали прошедших приведённые тесты). Конечно, Церковь — это не Запорожское войско, но я полностью разделяю мысль Митрополита Антония о том, что в последние времена христиане должны сближаться в самом общем и главном, а не разделять себя дополнительно сложными вероисповеданиями.
Попробую сформулировать перечень обязательных пунктов, которые должны быть необходимым условием для сближения.
Для меня лично они звучат примерно так:
1. Признание преемственности от Российской Поместной Церкви — через Патриарха Тихона до наших дней.
2. Канонично совершенные хиротонии от законных православных епископов.
3. Исповедание православной веры в соответствии с Архиерейским Чином исповедания*.
4. Неприятие экуменизма и практики сергианства (зависимости Церкви от внешних сил).
5. Единообразие совершения таинств, с признанием и уважением исторически сложившейся местной практики.
6. Невмешательство во внутреннюю жизнь друг друга.
7. Безупречная христианская жизнь, в первую очередь, церковных предстоятелей.
Это то, что хотелось бы видеть в основании возможного будущего диалога, предпринимаемого для единства христиан. Причём, каждый из этих пунктов обязателен и в случае несоответствия, должен быть исправлен, поскольку это условия, прежде всего, сохранения благодатной преемственности Церкви Христовой. Все сказанное относится не только к религиозным группам, но и к каждому православному человеку в отдельности.
+ Митрополит Агафангел
Сентябрь 2015 года, Нью-Йорк
ПРИЛОЖЕНИЕ
* Чин исповедания веры поставляемым архиереем.
После прочтения Символа веры поставляемый архиерей читает второе исповедание:
"Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимымъ же всемъ и невидимымъ: безначальнаго убо и нерожденнаго и безвиновнаго, начало же естественное и вину Сына и Духа. Верую и во единороднаго Его Сына, неистечно, и безвременно изъ Него рожденнаго, единосущна Ему, Имже вся быша. Верую и въ Духа Святаго, изъ тогожде Отца исходящаго и сославимаго, яко соприсносущнаго, и сопрестольнаго, и единосущнаго, и равнославнаго, и твари содетеля. Верую, яко единъ отъ тояжде пресущественныя и живоначальныя Троицы, единородное Слово, снисшедъ съ небесъ насъ ради человекъ и нашего ради спасенiя, воплотися отъ Духа Свята и Марiи Девы, и вочеловечися, сиречь совершенный человекъ бысть, пребывая Богъ, и ничтоже пременивъ отъ Божескаго существа прiобщенiемъ къ плоти, или во иное превративъ; но безъ преложенiя воспрiявъ человека, въ немъ страданiя и смерть претерпе, отъ всякаго страданiя по Божескому естеству свободный, и воскресе въ третiй день изъ мертвыхъ и восшедъ на небеса, возседе одесную Бога и Отца. Еще же воплотившагося Слова едину ипостась исповедую; и верую и проповедую, яко единъ и тойжде есть Христосъ во двухъ по воплощенiи естествахъ, сохраняя, въ нихже бе. Последовательне же и две воли чту, коемуждо естеству, сохраняющу собственную волю и собственное действiе. Верую и яже о Бозе и божественныхъ единыя Каеолическiя и Апостольскiя Церкве преданiемъ и сказанiемъ. Покланяюся относительно, а не богослужебно, божественнымъ и досточтимымъ иконамъ Самого Христа и Пречистыя Богоматере и всехъ святыхъ, честь предъ ними являемую пренося на первообразное. Инако же о семъ мудрствующихъ, яко чужемудрствующихъ, отметаю и анаеематствую.
Владычицу нашу Богородицу Марiю свойственно и истинно исповедую, яко рождшую плотiю единаго отъ Троицы Христа Бога нашего, яже да будетъ ми помощница, покров и заступленiе во вся дни жизни моея. Аминь."
"К сему моему святыя веры исповеданiю обещаюся каноны Святыхъ Апостолъ, Седми Вселенскихъ и Благочестивыхъ Поместныхъ Соборовъ и Правила Святыхъ Отецъ хранити и соблюдати: вся, яже тiи прияша, и азъ прiемлю; и ихже тiи отвратишася, и азъ отвращаюсь.
Еще же обещеваюся преданiя церковная, уставы святыя и чины вся Каеолическiя Восточныя Православныя Церкве хранити неизменно.
Обещаюся и церковный миръ соблюдати и твердо держати, и не единымъ убо нравомъ въ чесомъ противная Православней Каеоличестей Восточней Христiанстей Вере мудрствовати во вся дни живота моего, и последовати ми во всемъ и повиноватися всегда Блаженнейшему Митрополиту, и Преосвященнымъ Архiереемъ, братiи моей, во всемъ согласну быти и купночинну, по божественнымъ закономъ и священнымъ правиломъ Святыхъ Апостолъ и Святыхъ Отецъ, и любовь духовную вседушно къ нимъ имети, и яко братiю почитати.
Обещаю же ся во страсе Божiи и боголюбивымъ нравомъ вверенное ми стадо управляти, и усердно учити, и отъ всехъ ересей сохраняти, со всякимъ усерднымъ тщанiемъ.
Еще же и въ томъ исповедаюся, яко не злата или сребра обещанiемъ и даянiемъ на сiе служенiе прихожду, но туне, избранiемъ Святаго Собора Епископовъ.
Къ симъ же обещаюся ничтоже творити ми по нужде, аще и отъ сильныхъ лицъ или отъ множества народа нудиму, аще и смертiю ми воспретятъ, веляще что сотворити ми вопреки божественнымъ и священнымъ правиломъ; ниже въ чуждей епархiи литургисати, или ино что священныхъ деяти безъ воли епархiи оныя Архiереа, такожде не рукополагати ми ниже iереа, ниже дiакона, ниже инаго каковаго клирика чуждыя епархiи, ниже прiимати я въ мою епархiю безъ отпускныхъ грамотъ своихъ имъ Архiереевъ.
Обещаваюся врученную ми паству по обычаю Апостолъ посещати и назирати: како пребываютъ вернiи въ вере и во исправленiи делъ благихъ, а наипаче iереи; и смотрети съ прилежанiемъ, учити и запрещати, дабы расколы, суеверiя и ереси не умножалися, и дабы противнiи христiанскому благочестiю и благонравiю обычаи не повреждали христiанскаго житiя.
Съ противными Церкви Святей, съ разумомъ и кротостiю поступати, по Апостолу Павлу, яко рабу Господню не подобаетъ сваритися, но тиху быти ко всемъ, учительну, незлобиву, съ кротостiю наказующу противныя, еда како дастъ имъ Богъ покаянiе въ разумъ истины.
Еще же по заповеди Господней: воздадите кесарева кесареви и Божiя Богови, обещаваюся быти вернымъ и добрымъ гражданиномъ страны нашея.
Вся же та, якоже днесь обещахся, до последняго издыханiя, ради будущихъ благъ, исполняти обещаваюся: буди ми сердцеведецъ Богъ обещанiя моего свидетель.
Во истиннемъ же и усерднемъ моемъ правленiи и действiи да будетъ Самъ той Спаситель нашъ Iисусъ Христосъ ми помощникъ, Емуже купно со Отцемъ и Духомъ Святымъ, да будетъ слава и держава, честь и поклоненiе, ныне и присно и во веки вековъ. Аминь".
Метки: рпцз, митрополит агафангел
Комментарии
2. Канонично совершенные хиротонии от законных православных епископов.
3. Исповедание православной веры в соответствии с Архиерейским Чином исповедания*.
4. Неприятие экуменизма и практики сергианства (зависимости Церкви от внешних сил).
5. Единообразие совершения таинств, с признанием и уважением исторически сложившейся местной практики.
6. Невмешательство во внутреннюю жизнь друг друга.
7. Безупречная христианская жизнь, в первую очередь, церковных предстоятелей.
Итак на сегодняшний день, согласно Вашему определению, мы имеем 33 представителя в архиерейском звании. Все они вышли из РПЦЗ, т.н. «дораскольничес кого» периода. Кто-то получил хиротонию еще тогда, кто-то уже после.
Для лучшего восприятия, я поделил их на воображаемые административны е округа, в скобках даны общепринятые сокращения юрисдикционной принадлежности:
СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА
1. Архиепископ Владимир (Целищев) РПЦЗ(В),
2. Архиепископ Андроник (Котляров) РПЦЗ(А),
3. Епископ Стефан (Сабельник) РИПЦ,
4. Епископ Иосиф (Гребинка) РПЦЗ(А),
5. Епископ Амвросий (Дворниченко) РПЦЗ(В),
6. Епископ Григорий (Петренко) РПЦЗ(А).
ЕВРОПА, АНГЛИЯ
7. Епископ Кассиан (Мухин) РПЦЗ(В),
8. Епископ Серафим (Скуратов) РПЦЗ(Ан.),
9. Епископ Роман (Апостолеску) РПЦЗ(Ан.).
БЕЛОРУССИЯ
10. Епископ Савватий (Безкоровайный) (РИПЦ),
11. Епископ Гермоген (Дутиков) (РИПЦ)
УКРАИНА
12. Митрополит Агафангел (Пашковский) РПЦЗ(А),
13. Епископ Алексий (Пергаменцев) РПЦЗ(В),
14. Епископ Тихон (Васильковский) РПЦЗ(В),
МОЛДАВИЯ
15. Архиепископ Георгий (Кравченко) РПЦЗ(А)
16. Архиепископ Антоний (Рудей) РПЦЗ(Ан)
17. Епископ Анфим (Тудос) РПЦЗ(А)
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ
18. Архиепископ Софроний (Мусиенко) РПЦЗ(А),
19. Епископ Виктор (Парбус) РПЦЗ(В),
20. Епископ Афанасий (Савицкий) РПЦЗ(А),
21. Епископ Кирилл (Кравец) РПЦЗ(А),
22. Архиепископ Иоанн (Зайцев) РПЦЗ(А),
23. Епископ Дионисий (Алферов)
ОБЛАСТИ ЮЖНОЙ РОССИИ И КАВКАЗА
24. Архиепископ Вениамин (Русаленко) РИПЦ,
25. Епископ Мартин (Лапковский) РПЦЗ(В),
26. Архиепископ Виктор (Пивоваров),
27. Епископ Николай (Модебадзе ) РПЦЗ(А)
СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
28. Архиепископ Тихон (Пасечник) РИПЦ,
29. Епископ Никон (Йост) (РПЦЗ),
30. Епископ Ириней (Клипенштейн) РПЦЗ(А).
31. Епископ Анастасий (Суржик) РПЦЗ(В)
АВСТРАЛИЯ
32. Епископ Филарет (Семеновский) РПЦЗ(В).
БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ИЗРАИЛЬ
33. Епископ Роман (Радул)
Как видим, все они исповедуют правильно ДОГМАТИЧЕСКИЙ вопрос Православной Церкви выраженный в Архиерейском Чине исповедания.
Вопросы КАНОНИЧЕСКИЕ (признание тех или иных хиротоний) и ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ в духе братской любви, которую нам показали Греческие Архиереи, решаются на совместной комиссии.
Для дальнейшей церковной жизни, можно оставить структуры как они есть и иметь только ЕВХАРИСТИЧЕСКОЕ общение.
Но можно пойти и дальше. Провести согласно опубликованному списку в административны х округах выборы Председателей и организовать по принципу былой РПЦЗ – Митрополичьи округа, там где позволяет состав епископов, а где малое количество приходов – Архиепископские округа. Состав границ епархий, а также вхождение того или иного прихода, в состав новых административны х границ – решается в духе братской любви.
Главы округов, являются Постоянными членами т.н. Объединительног о Синода РПЦЗ т.е. 9 членов, на котором Председательств уют по очереди.
Весь личный состав епископов этих округов - составляют Архиерейский Собор РПЦЗ.
Так как организация Поместной Церкви согласно Канонам, требует "первого епископа области" т.е. Первоиерарха, то например, после определенного испытательного срока (5 лет), провести Всезарубежный Собор РПЦЗ из личного состава епископата, священства и мирян, где будет выбран Первоиерарх.
Что можно предпринять на сегодня?
1. С нашей стороны. На ближайшем Синоде, обратиться с покаянным братским призывом к представителям Синодов, для начала объединительног о процесса. Предложить конкретный план объединения, для ознакомления среди епископата, священнослужите лей и мiрян. Опубликовать его в среде интернет, а также поручить определенным лицам, чтобы они смогли вручить эти документы Председателям Синодов.
2. Получив предварительное одобрение от Председателей Синодов провести «совместное братское чаепитие» среди мiрян (с благословения своего священноначалия ) из среды пяти Синодов т.е. РПЦЗ(А), РПЦЗ(В-В),РПЦЗ( А-Ан),РИПЦ. Цель такой встречи, понять какие проблемы нас объединяют и разделяют. Результаты «братского чаепития» доносятся до Председателей Синодов.
3. По такому же принципу пресвитеры и диаконы проводят свои встречи. Можно провести совместно или отдельно, но желательно в одни сроки.
4. После проведения таких встреч, уже совместно епископы, пресвитеры и мiряне проводят совместную встречу. На этой встрече, вырабатывается план объединения, который передается в Синоды для дальнейшего согласования и одобрения.
5. После утверждения всеми Синодами совместных документов, проводиться Архиерейский Собор для подписания этих документов и совместного совершения Божественной Литургии на которой предстоит старейший по хиротонии архиерей. После чего объявляется всей полноте наших Синодов о свершившемся объединении.
Любовь к Богу должна царствовать над всем, что есть в душе человека, а тем паче архиерея!
Но из нее же, из любви к Богу, как из своего источника, вытекает и любовь к ближнему: "ВТОРАЯ ЖЕ» заповедь»ПОДОБН АЯ ЕЙ», первой заповеди: "ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ». А кто по вере нам всего ближе, чем не братия из разрозненной РПЦЗ?
Надо только прилагать все усилия к этому, вспоминая слова апостола: «Любовь долготерпит»
Но возвращаясь к проекту объединения!
Округа могут существовать на подобие как предлагал Бл.Митр.Антоний американской епархии. Т.е. автономно. Рукополагать архиереев (с утверждением на объединенном Синоде).
В епархиях где по той или иной причине, на момент объединения она находиться «вдовствующей», т.е нет управления, пресвитеры и мiряне на общем собрании, выдвигают кандидатуру в епископы, которая утверждается на Синоде Округа.
Епископы на момент подписания документа, управляющие одним приходом, на Окружном Синоде, переводятся в штат «викарных» или направляются для управления другими епархиями на усмотрение Окружного Синода в пределах округа. Или по просьбе Объединенного Синода, с согласованием Окружного Синода в другие Округа…
Катакомбные приходы существующие на территориях того или иного Округа входят в состав тех епархий на которых они распложены, на правах «викарианства» и управляются на то назначенным «катакомбным» епископом Объединенным Синодом, по утверждению Председателя Окружного Синода.
Приходы ранее входящие в управление того или иного архиерея, после определения епархий в Округах, переходят под управление, того архиерея который будет назначен в ту или иную епархию.
Это плохое явление в современном епископстве. Наверное такие владыки не совсем понимают откуда они взялись, куда пришли и зачем стали «деспотами»! «Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30)» или как святым безсребникам в тропаре: «Даром получили, даром и отдайте». Что есть епископ? Епископ без епархии – это всего лишь «архиерей на покое» или еще лучше: настоятель прихода, который просто совершает таинства в храме. Т.е. не имеющий НИКАКОЙ иерархической власти на другие приходы. Приведу замечательный пример из жизни приснопамятного Владыки Антония, быв.Западно-Евр опейского когда он соглашался уступить своё место Правящего и стать викарным Западно-Европей ской Епархии. Если будет объединение с «евлогианами». Думаем, что каждый согласится с тем, что это немалая жертва, но на которую он охотно шёл ради Церкви, ради единства, то-есть ради большего, чем своё ''Я''.
«Конечно, если смотреть на вещи реально, то каяться никто ни в чем не будет»
Но и здесь для нас существует пример из былой РПЦЗ. Когда Митрополит Антоний несмотря на то, что отлично понимал неправильность и лукавство линии Митрополита Евлогия, тем не менее, ради единства Церкви и ради евлогианской паствы, пошёл даже на то, что в мае 1934 года, прочитав разрешительную молитву над головой митр. Евлогия, ради мира, дал ему прочесть ту же молитву над собой ! Вот, где настоящий Зарубежный дух.Прочтём выдержку из его письма от 23 июня/5 июля 1934 г., в котором Митрополит Антоний признаётся, что предвосхитил то, что должно было иметь место только по постановлению Собора и Сvнода : «Я прочёл над Вами разрешительную молитву, а желая предоставить облегчение Вашему самолюбию, предложил и Вам прочитать надо мною ту же молитву, хотя, как Вы знаете, я никогда не был ни под чьим запрещением».
«Старообрядцы, перед которыми каялись, в Московской Патриархии…»
Если вспомнить присоединение старообрядцев в г.Ири, где впоследствии служил Владыка Даниил, как раз и произошло благодаря тому покаянному обращению III-го Всезарубежного Собора.
Возвращаясь к мысленному объединению, можно даже представить чин воссоединения всех «осколков».
Наступает Великий Пост, в прощенное воскресенье в одном из храмов при большом собрании верующих всех юрисдикций. На солею выходят Пять Председателей возглавляемых ими Синодов. Все они ТОЛЬКО В РЯСАХ, без панагий и крестов. Смиренно кланяются друг-другу до земли. Иподиаконы выносят им «на блюде» панагии. Они друг-другу их одевают, после чего, один из священников выносит им епитрахиль они по очереди друг-другу прочитывают РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ. После чего, уже остальные Владыки подходят к ним с братским целованием испрашивая прощение!
В каждой нашей епархии, есть "параллельные приходы" многие прихожане знают друг-друга. Это дает возможность для обсуждения "переговорного процесса" на низах.
"На верхах" с нашей стороны повторюсь, должно быть составлено обращение в духе посланий 3-го Всез.Собора, мало постараться опубликовать его в интернете, но нужно послать всем архиереем, как на элек.почту, так и по почте, а где есть возможность вручить на руки адресату.
Открыть, создать сайт)блог или еще, чтобы все желающие могли писать конструктивные предложения о воссоединении.
Можно ответить просто ЗА ГРЕХ РАЗДЕЛЕНИЯ, это касается всех кто не пошел в те годы на соединение с МП. Кто раньше, а кто позднее. У каждого была своя «правда», и сегодня говорить о выборе и единственном ПРАВИЛЬНОМ пути того или другого Синода не свидетельствует о верности идеалам Зарубежной Церкви и словам Пастыреначальни ка: «Да будут все едины»
Все прежние преграды пали и нет повода оставаться нам разъединенными, надо пытаться неустанно говорить об этом нашим собратьям!
Для примера возьмем выдержки из послания 3-го Всезарубежного Собора, обращенные к архипастырям, пастырям и мирянам Западно-Европей ской Архиепископии (евлогианам):
«Но поверьте, мы отнюдь не считаем себя непогрешимыми и от души просим прощения у всякого, кого невольно оскорбили…»
«…вымолить для себя силу захотеть найти выход из застарелого греха разделения, стать нам, называющим и считающим себя правомыслящими, на путь праводелающих перед очами Божиими.».
«Мы убеждены в том, что существующее разделение есть великое несчастье, попущенное Богом за наши грехи».
И вносить "свои соображения, но только — положительные"!
RSS лента комментариев этой записи