Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.): Объ обрѣтеніи мощей княгини Анны Кашинской
Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
Расцвѣтъ церковной жизни.
... 21 іюля 1649 г. состоялось обрѣтеніе мощей княгини Анны Кашинской, супруги св. вел. кн. Михаила Тверского, замученнаго въ Ордѣ въ 1319 г. 12 іюня 1650 г. мощи святой были перенесены, въ присутствіи царя Алексѣя Михайловича, въ кашинскій Вознесенскій соборъ. По почину патріарха Іоакима Соборы 1677 и 1678 гг. постановили «празднества ей не творити». Главнымъ основаніемъ такого рѣшенія было то, что правая рука ея «въ завитіи погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющіе». Въ 1908 г. на Миссіонерскомъ съѣздѣ въ Кіевѣ, о которомъ упоминалось выше, обсуждался поднятый отсутствовавшимъ архіеп. тверскимъ Алексіемъ (Опоцкимъ) вопросъ о возстановленіи церковнаго прославленія вел. кн. Анны. Предложеніе это горячо поддержалъ архіеп. волынскій Антоній. Съѣздъ, придавая сему прославленію большое миссіонерское значеніе, ибо оно отвратитъ отъ православныхъ укоризны со стороны старообрядцевъ въ томъ, что въ Православной Церкви не прославляются святые, имѣющіе двуперстное сложеніе для крестнаго знаменія, присоединился къ означенному ходатайству, раздѣляемому собравшимися въ Кіевѣ архипастырями. Въ 1909 г. празднованіе св. Анны Кашинской было возстановлено. Торжество происходило лѣтомъ въ г. Кашинѣ въ православномъ Успенскомъ соборѣ по единовѣрческому чину. Литургія служилась по архіерейскому чиновнику XV и XVI вѣковъ. Велико было торжество 5 сент. въ С.-Петербургѣ при встрѣчѣ въ единовѣрческомъ Никольскомъ храмѣ на Николаевской ул. иконы св. Анны съ частицей ея мощей. Богослуженіе совершалъ викарный епископъ гдовскій Кириллъ (Смирновъ), завѣдовавшій единовѣрческими храмами петербургской епархіи, позднѣе архіеп. тамбовскій. Вскорѣ послѣ этого единовѣрцы возбудили ходатайство о созывѣ въ Москвѣ ихъ всероссійскаго съѣзда. Св. Сѵнодъ /с. 852/ разрѣшилъ созывъ въ Москвѣ только мѣстнаго съѣзда. Митр. Владиміръ по просьбѣ участниковъ съѣзда, назначилъ предсѣдателемъ его епископа серпуховскаго Анастасія (Грибановскаго), особенно почитавшагося единовѣрцами. Въ 1912 г. Св. Сѵнодъ, по докладу своего члена, архіеп. волынскаго Антонія, разрѣшилъ созывъ перваго Всероссійскаго единовѣрческаго съѣзда въ С.-Петербургѣ. Съѣздъ продолжался съ 22 по 29 января, подъ предсѣдательствомъ архіеп. Антонія. 31 янв. депутація съѣзда, во главѣ съ архіеп. Антоніемъ, представлялась Императору Николаю Александровичу. Владыка поднесъ Государю икону благовѣрной кн. Анны и произнесъ слово. Единовѣрческій священникъ Сѵмеонъ Шлеевъ поднесъ Царю и Наслѣднику Цесаревичу Алексѣю Николаевичу подручники — коврики, которые единовѣрцы употребляютъ на молитвѣ при земныхъ поклонахъ [1].
Примѣчаніе:
[1] Использованы данныя, помѣщенныя епископомъ Никономъ (Рклицкимъ) вь его книгѣ «Жизнеописаніе Блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго» т. III. 1957.
Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 844-852.
Икона преподобной Анны Кашинской. Середина XVII века. Шёлк, золотные, серебряные и шёлковые нити.
Государственный исторический музей, поступило из музея города Кашина в 1955 году. 196 × 99
Комментарии
Ныне запрещенный архиеп. Софроний тоже весьма сочувствовал (по своему невежеству) тем же искаженным обрядам и ГДЕ он сейчас ?
Как бы то ни было, впрочем, верны или неверны высказанные нами предположения, но необходимо допустить, что если не раньше, то и не позже 2-й половины XV в. у нас появились уже ревнители учения, что для благословения и крестного знамения должно употреблять одно и то же сложение перстов, двух и трех,- появились именно у нас, а не в Греции, где, как мы видели, даже в начале XVI в. еще продолжали учить верующих креститься только тремя перстами. Эти ревнители для распространения своего излюбленного учения старались приискивать разные книжные доказательства, и один из них не смутился даже составить сам подложное Слово (дело тогда у нас довольно обыкновенное!) под именем св. Феодорита "Како благословити и креститися", в котором, изложив учение о сложении трех перстов в образ Пресвятой Троицы и о сложении двух перстов для означения двух естеств во Христе, без объяснения, впрочем, каких именно перстов, в заключение прибавил: "Тако святыми отцы указано и узаконено". Слово, несомненно, подложное и вовсе не принадлежит блаженному Феодориту, епископу Кирскому, но тогда у нас не знали по-гречески, не умели отличить подлинных сочинений отеческих от подложных, а с благоговением принимали все, что выдавалось от имени святых отцов,- и вот к концу XV в. мнимое Слово Феодорита "Како благословити и креститися", переписывалось уже и в Кормчие книги и в другие сборники. Не довольствуясь одним Словом Феодоритовым, в то же время стали ссылаться в подтверждение своего учения еще на искаженную повесть о святом Мелетии Антиохийском. По греческим историкам, в ней рассказывалось, что Мелетии, когда православные просили его на Антиохийском Соборе выразить кратко учение о Единосущной Троице, показал сначала три перста, а потом, два из них пригнув, простер один и изрек: "Трех разумеем, а говорим как об одном". В наших древних Прологах под 12-м числом февраля повесть эта излагалась не одинаково, например, в Прологе XIV в. так: "(Мелетий) три показа им персты и не бысть им знамения, потом совокупль я и един пригнув, благослови люди, и изыде от него огнь, яко молньи, и достохвальный он испусти глас: "Трие убо разумеем, о едином же беседуем" (имп. Публ. библ. Древлехран. Погодин. № 59, пергам.); в Прологе начала XVI в. - так: "Три показа имь персты и... потом два совокупль, а един протягнув, благослови..." и пр. (той же библ. и Древлехран. № 618). В обоих этих Прологах сказание передается еще довольно близко к греческим подлинникам. Но в Прологе, писанном в 1432 г. в Новгороде, читаем: "Три показа... потом два совокупль, а един пригнув, благослови..." (той же библ., в лист. Отд. 1. № 48, пергамен.); то же самое и в Прологе 1481 г. (той же библ., в лист. Отд. 1. № 311). Наконец, в одном сборнике к концу XV в. на эту повесть ссылаются уже в подтверждение учения о двуперстии, и в ней излагается, будто святой Мелетий сначала "показа персты три... и не бысть знамения; посем же два совокупль, а трети пригну и благослови люди, и изыде от него яко огнь молнии, достохвальный он испусти глас: "Трие убо разумеем, о едином же беседуем". Искажение очевидное! Но и этим не ограничились, а тогда же изобрели еще третье основание для учения о двуперстии, сделав новую порчу. В наших рукописных Кормчих и других рукописях, не раньше, впрочем, XV в., встречается чин принятия хвалисян (армян) и других еретиков, обращающихся к православию; в этом чине, между прочим, находится такая статья: "Иже не крестит (т. е. не благословляет) двема перстома, якоже и Христос, да будет проклят". Речь тут, без сомнения, только о благословении, а вовсе не о крестном знамении, ибо Христос только благословлял, но Сам не крестился, и статья имела целию оградить против еретиков православное, т. е. именословное, перстосложение, которое по двум наиболее выдающимся в нем перстам может называться и двуперстным. Но к концу XV в. в некоторых наших сборниках статья эта излагалась уже в следующем виде: "Иже не крестится или не знаменуется двумя персты, якоже и Христос (Христос крестился!), да есть проклят". Таким образом, к концу XV в. уже придуманы были все три доказательства, на которых потом Стоглавый
Собор утвердил свое постановление о сложении трех и двух перстов для благословения и крестного знамения, хотя нельзя не заметить, что как второе доказательство (сказание о Мелетии), так и третье, даже в своем искаженном виде, вполне не соответствуют цели: они вовсе не говорят о сложении трех перстов, чего требует Стоглав, а говорят только о двух перстах, второе же вовсе не говорит и о крестном знамении, упоминая лишь о благословении.
Таким образом, из всех достоверных свидетельств (о недостоверных не говорим, каковы свидетельства от икон, писанных красками, будто бы весьма древних, но не раз поновлявшихся или представляющих перстосложения изображенных на них лиц крайне неотчетливо и неясно, возбуждающие только нескончаемые споры) оказывается, что в Церкви православной до времен Стоглавого Собора никогда не употреблялось собственно для крестного знамения то двуперстное и вместе троеперстное перстосложение, какое под клятвою заповедал этот Собор.
А к кому Вы всё время взываете и кого обвиняете во лжи?
Н. Д. Тальберга?...Чт о-то я не могу понять, простите...
Не Тальберга , который наверное (хотя в это трудно поверить) тоже не читал "Историю Русской Церкви" митр. Макария , а автора этого и подобных материалов , рекламирующего т.н. "старые" обряды.
Ага! Т.е., по Вашему мнению, иером. Никандр, получается, что те, кто речь ведёт о старообрядчеств е (вернее, ссылается на источники известных богословов, святых и т.д), не читали Историю Русской Церкви (как впрочем, и те же святые, богословы) и "рекламируют" (насколько уместно это слово здесь только?) старообрядчеств о?...Ради чего?
Иерм. Никандр, Ваша мысль мне понятна. Не спора ради хочу сказать, что я тоже вижу именно двуперстие на многих старых (да и на новых) иконах (в частности, и на данной).
Каждый может увидеть всегда то, что захочет, мы это все прекрасно знаем... Важно ведь истину найти, для этого и собирают соборы, и, если существует только одно мнение, без права его обсуждать, так стоит задуматься, а всё ли тут поавильно?...Дл я того и дан человеку ум, чтобы познавать, рассуждать, сопоставлять и ДУМАТЬ!
Просто у меня сложилось впечатление, глядя на Ваши комментарии, что Вы не желаете даже слышать о возможных других мнениях и фактах, которые не приемлете сами.
Не думайте, что только Вы- ревнитель Церкви Христовой.
Давайте иметь рассуждение (что можем быть не правы), такт, уважение друг к другу.
Соборъ Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей разсмотрѣлъ вопросъ объ отношеніи Русской Церкви къ держащимся ею нѣкогда церковнымъ обычаямъ и обрядамъ, извѣстнымъ подъ общимъ названіемъ стараго обряда, содержащихся въ богослужебныхъ книгахъ, изданныхъ до середины XVII столѣтія, а также о запрещеніяхъ и клятвахъ, которыя были наложены московскими соборами 1656 и 1667 года и отдѣльными лицами на соблюдающихъ эти обычаи.
Ввиду того, что:
1) Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразіе мѣстныхъ обычаевъ при условіи единства въ истинахъ вѣры; /с. 126/
2) Что старые обряды не выражаютъ какого-либо неправославнаго мудрованія, въ которомъ ихъ обвиняли участники помянутыхъ соборовъ;
3) Что наложенныя этими соборами клятвы были причиной многихъ бѣдствій для Русской Церкви, и привели не къ умиротворенію Церкви, чего хотѣли ихъ составители, а къ церковному расколу и отпаденію отъ Церкви многихъ приверженцевъ старыхъ обрядовъ, къ безплодной полемикѣ по обрядовымъ вопросамъ, въ пылу которыхъ обѣими сторонами примѣнялись недопустимыя «поносительныя выраженія», а также къ гоненіямъ на инакомыслящихъ, отчего пострадали многіе ревнители старыхъ обрядовъ;
4) Что старые обряды составляютъ часть нашего общаго церковно-истори ческаго наслѣдія, которое не слѣдуетъ искоренять;
5) Что съ тѣхъ поръ, какъ въ 1800 году Русской Церковью было позволено употребленіе старыхъ обрядовъ, запрещеніе ихъ перестало быть дѣйствующимъ и подлежитъ отмѣнѣ;
6) Что въ прошломъ вѣкѣ Русской Церковью, во главѣ съ митрополитомъ Филаретомъ Московскимъ, предпринимались шаги для отмѣны клятвъ на старые обряды, что не осуществилось лишь по недоразумѣнію;
7) Что Предсоборное Присутствіе 1906 года, при дѣятельномъ участіи митрополита Антонія, постановило ходатайствовать передъ будущимъ Помѣстнымъ Соборомъ «отложить клятвы на двуперстно молящихся, какъ положенныя по недоброму разумѣнію» и «разрушить ихъ подобно тому, какъ соборъ 1667 года разрушилъ клятву Стоглаваго Собора на немолящихся двуперстно»;
8. Что Соборъ 1917-1918 годовъ, хотя и не оставилъ по этому вопросу соборнаго дѣянія (такъ какъ не имѣлъ возможности спокойно закончить свои занятія), однако рѣшилъ, по свидѣтельству митрополита Антонія, отмѣнить эти клятвы, принимать въ нашу Церковь старообрядчески хъ епископовъ въ сущемъ санѣ и поставить старообрядчески хъ епископовъ для единовѣрцевъ, а патріархъ Тихонъ, вскорѣ по своемъ восшествіи на престолъ, поставилъ перваго православнаго старообрядческа го епископа (умученнаго впослѣдствіи), епископа Охтенскаго Симона (Шлеева), защитника старыхъ обрядовъ и сторонника отмѣны клятвъ;
9) Что блаженнѣйшіе митрополиты Антоній и Анастасій сами неоднократно служили по старымъ книгамъ въ единовѣрческихъ церквахъ;
10) Что Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви Заграницей указомъ отъ 26 августа / 8 сентября 1964 года призналъ старые обряды православными и благословилъ употребленіе ихъ для желающихъ;
11) Что 3-й Всезарубежный Соборъ съ участіемъ клира и мірянъ настоятельно просилъ Соборъ Епископовъ отмѣнить эти клятвы:
Соборъ Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей опредѣляетъ:
1. Почитать древніе богослужебные обычаи и обряды, содержащіеся въ богослужебныхъ книгахъ Русской Церкви до середины XVII столѣтія, православными и спасительными.
2. Запрещенія и клятвы, наложенныя въ прошломъ на содержащихъ эти обычаи соборами 1656 и 1667 годовъ, а также отдѣльными лицами, какъ положенныя по недоброму разумѣнію участниками этихъ соборовъ, считать недѣйствительны ми, отмѣненными и яко не бывшими.
3. Разрѣшить употребленіе старыхъ обрядовъ для желающихъ соблюдать ихъ и находящихся въ общеніи съ Православной Церковью, съ тѣмъ, однако, чтобы отъ этого не происходило замѣшательства въ церковной жизни существующихъ приходовъ Русской Православной Церкви Заграницей.
4. Отъ желающихъ быть принятыми въ церковное общеніе старообрядцевъ не требовать отреченія отъ старыхъ обрядовъ и принятія ими современныхъ. Поставлять имъ священниковъ, а если нужно, и епископовъ, которыхъ обязать въ точности исполнять древній чинъ.
5. Призывать старообрядцевъ съ ихъ стороны почитать наши обряды равночестными со старыми.
6. Скорбя о происшедшемъ раздѣленіи, въ особенности о бывшихъ гоненіяхъ на приверженцевъ старыхъ обрядовъ, Соборъ Епископовъ, однако, не считаетъ себя въ правѣ судить объ отвѣтственности отдѣльныхъ лицъ за происшедшее, т. к. участники этихъ событій всѣ давно предстали предъ судомъ Божіимъ, которому и должны дать отвѣтъ за свои дѣла. Русская Православная Церковь Заграницей никогда не участвовала во враждебныхъ дѣйствіяхъ противъ старообрядцевъ. Поэтому Соборъ Епископовъ обращается къ старообрядцамъ съ призывомъ забыть прежнія обиды и несправедливост и, и вмѣсто того, чтобы помнить зло, подумать о томъ, какъ устроить наилучшимъ образомъ свою церковную жизнь въ изгнаніи, для спасенія христіанскихъ душъ.
7. Соборъ епископовъ призываетъ всѣхъ православныхъ христіанъ не возобновлять, по мнимой ревности о Православіи, ненужныхъ обрядовыхъ споровъ, а въ особенности не повторять недопустимыхъ порицательныхъ выраженій, такъ какъ и тѣ и другіе обряды священны. Такія выраженія, гдѣ бы и кѣмъ бы они не были употреблены въ прошломъ, Соборъ Епископовъ отметаетъ и вмѣняетъ, яко не бывшіе.
Предсѣдатель Собора Митрополитъ Филаретъ.
г. Нью-Йоркъ.
(«Церковная Жизнь». 1974. № 7-12. С. 38-40.)
Источникъ: Законодательств о Русской Православной Церкви Заграницей (1921-2007). / Сост. Д. П. Анашкинъ. — М.: Издательство ПСТГУ, 2013. — С. 125-126.
АМИНЬ! Посему кто говорит противное этому постановлению, к сожалению, противится духу Русской Зарубежной Церкви и хулит Церковное предание.
См. его здесь:
http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%20Opred.htm
Кроме свт. Филарета его подписали след. архиереи РПЦЗ:
Архиепископ Никон, Архиепископ Серафим С.-Ф., Архиепископ Филофей, Архиепископ Виталий, Архиепископ Антоний, Архиепископ Антоний Л.-А., Архиепископ Антоний З.-А., Архиепископ Серафим, Архиепископ Феодосий, Епископ Нектарий, Епископ Константин.
Если Вы высказываете свое личное мнение - залогиньтесь под другим именем и не давите авторитетом Вашего сана!
С любовью во Христе и искренним уважением к Вам
RSS лента комментариев этой записи