Письмо о положении в РИПЦ
Дорогая ___ , Бог благословит!
Что сказать, ситуация с о. ___ печальна, но ее можно было предвидеть. К сожалению, верующие не достаточно крепки, что бы занять твердую позицию, а клирики не достаточно духовно образованны, чтобы разобраться где Истина. Должны ли мы удивляться? Мы являемся свидетелями наступления последних времен. Нынешние события (как момент в череде непрерывной последовательности) представляют собой последствия переходной, временной фазы или состояния общества, - его образа жизни. Этот "момент" не является нейтральным состоянием, и нет оснований ожидать, что он сменится чем-то лучшим. Мы наблюдаем рост апостасии, которая ведет к падению морали. Верующие, наши приходы, общины и монастыри не имеют иммунитета к этому разлагающему окружению. Мы "дышим одним и тем же воздухом". Для изменения в лучшую сторону каждому необходимо покаяние, - восстановление веры и отвержение греха. По мере того, как апостасия становится все более глобальной, становится все сложнее надеяться на общее покаяние. Когда мы видим повсеместный рост апостасии, мы должны ожидать пропорционального умаления Церкви, в той мере, в какой ее становится сложнее найти.
Так как все сложнее становится принимать правильные решения, те, кто недостаточно проницательны и недостаточно духовно подготовлены, такие как Епископ Стефан, его духовенство и те, кто за ними следует, постепенно становятся жертвами на этом пути. Для некоторых, это может показаться удивительным. Разве не они, недавно, крепко держались за Истину, через отказ соединиться с Московским Патриархатом, в то время как остальная часть РПЦЗ смиренно пошла на эту духовную казнь? Что же, как показала РПЦЗ, есть люди, которые делают неправильные поступки из-за неправильных причин. И, как мы наблюдаем, есть те, кто делают правильные поступки, исходя из неправильной мотивации. Удачный поступок, совершенный исходя из неверных предположений, напоминает заучивание ответов на тест в школе. Этот набор ответов может хорошо послужить один раз, но если вы не знаете, как прийти к таким ответам, то он может в другой раз не подойти.
Думаю, что Епископ Стефан и те, кто с ним, упустили некоторый важный момент в понимании современной Церковной экклезиологии. Должен сказать, что из бесед и переписки, мне стало ясно, что они едва ли понимают значение этого слова. Он знали, что Московский Патриархат плох и нежелателен, но не могли сформулировать, почему это так. С такой позицией, вопрос о Благодати в МП становится спорным. Они никогда не слышали о киприанизме, хотя их епископы провозгласили его своей собственной экклезиологией (опять это слово). Их понимание экуменизма было слабым. Их связь с Церковью была определена больше этнически, чем духовно. В их понимании Истинной Церковью Христовой была РПЦЗ. Зная, что РПЦЗ приняла решение объединиться с МП годами ранее, они были в недоумении до последнего. Когда РПЦЗ присоединилась к "плохой" МП, они правильно приняли решение не соединятся (хороший ответ!). Теперь, когда они должны принять решение что делать дальше, они пытаются воссоздать РПЦЗ такой, какой они ее знали (плохой ответ!). Возникает невнятный вопрос: какую РПЦЗ вы знали? По сей день, десять лет спустя, они все еще не могут согласится. Они спорят: мы должны быть, как РПЦЗ при Свв. Митр. Филарете, Митр. Виталии или при Митр. Лавре. Вместо того, чтобы искать и обратить внимание на основание Святых Отцов Церкви, они стали почитателями РПЦЗ, ищут основание на историческом фрагменте РПЦЗ, с которой они столкнулись (в России или за рубежом), или воображают то, что сами запомнили; - это рецепт катастрофы (т.е. апостасия), который все еще может привести их в МП.
Несмотря на внешне благополучное положение, в РПЦЗ при Свв. Филарете было много проблем, особенно относящихся к инфильтрации клириков и мирян из Московского Патриархата. Именно способ работы с этими проблемами, отличает Свв. Филарета от митрополитов Виталия и Лавра. Давайте не будем забывать, что эти самые люди (Митр. Агафангел, Арх. Андроник, Епископ Стефан, Леснинский монастырь и другие), которые теперь так ревностно почитают добрую память Митр. Виталия, служили литургии с Митр. Лаврам и получали от него награды вплоть до 2007 года. Между тем, Митр. Виталия преследовали его лжебратия (Митр. Лавр, Епископ Михаил и др.) вплоть до физического насилия, когда они схватили его за руки из и ноги, накрыли его лицо подушкой и буквально засунули в машину, пытаясь похитить престарелого иерарха, и вернуть его под домашний арест в Нью-Йорке в 2001 году. Где же они тогда были? И теперь, те, кто отказывались видеть грядущую катастрофу до последнего момента, хотят научить нас "золотому пути"? На этом месте, это должно быть подчеркнуто, Митр. Агафангел отделился от оставшихся желающих находится в РПЦЗ. Митр. Агафангел гордится, что был последним, кто покинул этот корабль. И он считает, что те, кто покинули РПЦЗ до него, сделали это преждевременно и, поэтому, являются раскольниками. Это, конечно, причина, по которой он решил восстановить свою новую РПЦЗ с епископами, рукоположенными еретиками киприанитами. Блестяще? Или может быть не так ярко?
Падение РПЦЗ это трагедия, которая продолжается уже на протяжении нескольких десятилетий. Даже сегодня, результаты этой трагедии продолжают раскрываться и влиять на нас. Когда мы осматриваемся, мы видим монастыри, приходы, общины, епископов, священнослужителей и мирян, разорванных и стремящихся восстановить то, что они более не могут понять. Они ходят, как в темноте, пытаясь составить кусочки, которые не сходится. Тем не менее, возможно, к своему собственному удивлению, они сам нашли способ решить проблему. Они называют себя "осколками". В этом заключается их ответ. РПЦЗ в осколках. Церковь не существует в осколках. РПЦЗ больше нет. Тем не менее, РПЦЗ тихо, без широкой огласки, выполнила свою миссию. Перед смертью, она восстановила каноническую иерархию в Российской Церкви. Хотя это не было в грандиозном масштабе, как это себе некоторые представляли, это произошло как пришествие Спасителя, повторяя кротость и смирение Рождества Христова. РПЦЗ восстановила каноническую иерархию и Апостольское преемство в России через рукоположение епископов РИПЦ.
Зарубежная Церковь не является автокефальной. Она всегда была частью Церкви России. Следовательно, сегодня она не должна отступать от этого единства. Невозможно иметь Русскую Церковь Зарубежном без Церкви в России. Иерархи РПЦЗ предвидели это. Они рукоположили епископов для России. Теперь, настало время для этих “осколков” осознать подаренный им пророческий дар РПЦЗ. До этого, они будут продолжать как "сидящие во тьме".
Между тем всеобщая апостасия бушует. Тем не менее, даже когда мир духовно распадается, мы по-прежнему видим Божию Длань и Его Волю, которая ведет ко спасению тех кто "взыщет мира, и пожинает его", как учит царь Давид. И мы должны знать, что все это пройдет. Будем помнить: "Врата ада не одолеют Церковь".
Наконец, мы должны понять, что то, что произойдет в Последний День, постепенно определяется тем, что мы делаем на пути. С каждым проходящим днем, мы выбираем Христа или антихриста. С каждым днем выбор Христа может усложниться. С каждым компромиссным решением, наши духовные очи мутнеют. Катаракта медленно растет. Если это "око" постепенно темнеет: "Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма”! Сможем ли мы увидеть и выбрать Христа?
Как Вы знаете, Бог не заставляет нас любить Его. Это не было бы настоящей любовью с обеих сторон. Действительно, как Вы надеетесь, через ходатайство Богородицы, Бог может послать знак в приход. И прислушаться к нему или нет, останется на выбор прихожанам.
Будьте сильной. Да подаст Вам Господь духовно плодоносно пройти Великий Пост, радостно встретить Пасху, и силы чтобы стоять в Истине.
Во Христе,
Протопресвитер Виктор Мелехов
Вустер, МА, США 1 марта 2017 г.
Метки: рипц
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи