АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Агафангел: О нашей преемственности (2015)

Вопрос о преемственности Церкви является главнейшим её вопросом. Господь свидетельствовал, что созданная Им Церковь пребудет до скончания времён и Страшного Суда. "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф 16.18). Из этих слов Господа видно, что Церковь будет пребывать на земле постоянно и неизменно. Это вопрос бытия Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Церковь, основанная Христом, со дня Пятидесятницы и по день сегодняшний пребывает на земле видимо и непрерывно. Не было, не могло быть, и не будет, как мы верим, такого, что Церковь, исчезнув в одном месте, появилась бы в другом — нет, она всегда была живым Преданием, передававшимся "от уст к устам", открыто и явно, единым живым потоком, не прерываясь в своём бытии. Вера её со времён Апостолов и по наши дни всегда была одной и той же. Благодать её таинств всегда передавалась через её архиереев, исповедующих подлинное вероучение и имеющих со времён Апостолов непрерывную преемственность хиротоний.

Печать E-mail

Митрополит Филарет: Неделя 17-я. Исцеление Хананеянки

Неделя 17-я по Пятидесятнице: Исцеление Хананеянки


   Святое Евангелие сегодня поведало нам, как Господь Иисус Христос исцелил у одной женщины-хананеянки ее больную бесноватую дочь. Это событие, о котором говорит нам Святое Евангелие, замечательно в особенности в отношении того, как Сам Господь отозвался о вере этой женщины, которая пришла к Нему и умоляла об исцелении дочери больной. 

   Когда Спаситель удалился в северные края Палестины, уж услышали о Нем, потому что молва о Нем летела повсюду. Услышала о Нем и женщина — не иудеянка, а хананеянка, язычница, у которой дочь была больна тяжким недугом беснования. Всякая мать знает, как невыносимо тяжко видеть, как страдает дитя. Мать готова была сама страдать, лишь бы только дорогое существо освободить от этого страдания и, когда дитя больно, то мать страдает не меньше его, только морально. Изболевшее ее сердце вдруг слышит, что поблизости Тот дивный чудотворец, о Котором так много говорят люди. Устремилась она к Нему и просит, чтобы Он исцелил ее дочь. Апостолы, вероятно, удивились, потому что Господь Иисус Христос никогда никому не отказывал, а тут, как говорит коротко Евангелие, Он просто ни слова ей не отвечал. Ее мольбы продолжаются и усиливаются, сами апостолы стали просить за нее: «отпусти ее , — говорится в Евангелии, — яко вопиет вслед нам» (Мф.15:23), т.е. она идет за нами и кричит. Помимо всего прочего и шум получился, вероятно, на улице, а она неотступно следует за ними и просит о помощи. Когда апостолы Ему сказали, Он им отвечает, как будто бы холодным сухим ответом: «Я послан только к овцам погибшим дома Израилева» (Мф.15:24), а она не от дома Израилева. Не отступает мать, снова бросается к Нему и умоляет: «Господи, помоги мне!» (Мф.15:25). Тут она услышала ответ, которого апостолы, наверно, испугались, не просто удивились, а испугались, потому что таких ответов они от Своего Учителя никогда не слыхали. Если Его ответ был дан, как я сказал, как будто сухо и холодно, то этот ответ уже резко дан. Он отказывает ей снова и при этом, как отказывает! — «нехорошо отнятьхлеб от детей и бросить псам» (Мф.15:26)! т.е. собакам. Имейте в виду, для Господа Спасителя, для Самого, это был немалый подвиг! Его бесконечное милосердие, Его бесконечная любовь всегда стремились на помощь и тут уже, вероятно, по человечеству Его, Ему стоило больших усилий удержаться, чтобы довести до конца то, что Он считал полезным. И вот, Он отвечает опять резким отказом, и слышит изумительный ответ — она не оскорбилась тем, что ее приравняли к псам, а говорит: «Да, Господи! Но ведь и псы едят крупинки, крошки, которые достаются им от стола их господ» (Мф.15:27). При этом необыкновенном ответе Господь уже отказываться больше не мог и Он воскликнул вслух всех стоящих: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе , как ты хочешь» (Мф.15:28)! И исцелилась дочь ее в тот час, говорит Евангелие. 

   Удивительный пример изумительной веры! Будем помнить, что это была язычница!.. Как это нам с вами напоминает другой случай, когда изумительную веру проявил язычник, а не иудей, — капернаумский сотник, который просил Господа исцелить его больного слугу. Господь ему предложил, что Он придет и исцелит, а сотник говорит: «Господи, я не достоин такой милости — слово скажи, и мой слуга исцелеет!» (Мф.8:8). Евангелие говорит, что Господь удивился этой вере, повернулся к народу и сказал: «аминь, глаголю... ни во Израиле толикой веры обретох» (Мф.8:10), т.е. в Израиле, там, где казалось нужно было ее ожидать, Я не нашел такой веры, как у этого язычника. И также, как этой женщине, ему Господь сказал: «иди, и, как ты веровал, будет тебе» (Мф.8:13)! И исцелел слуга его в тот же час. 

   Вот, пред нами эти поразительные примеры смиренной, крепкой, неотступной веры. Как это не похоже на наше маловерие! Человек как будто бы иногда с верою начинает Господа просить, но когда Господь не исполняет сразу по Своим премудрым решениям, человек уже впадает в унынье, говорит: «Бог не слышит меня». Не сказала этого хананеянка. Как будто было такое впечатление, что Он слушать не хочет ее, а оказалось, что Он все слышал и, когда показал всем какое сокровище смиренной веры таилось в душе и сердце этой женщины, тогда Он всем это показал и засвидетельствовал это и даровал ей то, о чем она просила. 

   Эти примеры веры нужны нам всем. В нашем маловерии, если просишь у Бога, проси не сомневаясь и проси неотступно. Не падай духом, если не исполняется твоя молитва, быть может Господь тебя испытывает, как испытывал многих. Может просто неполезно тебе, по Его премудрому разуму, то, чего ты просишь. Разве любящие отец или мать дадут своему сыну или дочери то, в чем они видят грех? — Нет, конечно! Может быть, Господь тебе готовит нечто лучшее, чем ты у Него просишь, потому что есть у Него такая привычка — давать больше, чем у Него просят. Вспомните, как Закхей хотел только Его увидеть, а получил бесконечно больше. Разбойник на кресте молился о том, чтобы Господь только не забыл его, вспомнил, когда придет во Царствие Свое, а услышал царственный ответ: «аминь глаголю тебе, ныне со Мною будеши в раю» (Лк. 23:43). Господь любит давать больше, чем у Него просят, лишь бы сам человек был бы способен принять и сохранить драгоценный дар Его милости. 

   Об этом будем помнить и, прося с верою у Бога, будем прошения свои целиком повергать в Его Всемогущую волю. Как и говорил великий чудотворец последних времен наших Иоанн Кронштадтский: «Молись с твердой верою, не допуская сомненья, но в то же самое время, целиком положись на волю Господню: нужно тебе то, что ты просишь, полезно оно тебе — Господь даст, по вере твоей». Если нужно, то не унывай, если не дает, — значит Он помыслил иное. Господь говорит: «Мои пути — не ваши пути, и Мои мысли — не ваши мысли, но как небо отстоит от земли, так Мои путиотстоят от ваших путей и мысли Мои от мыслей ваших» (Ис.55:8, 9). Предайся в волю Господню и тогда с верою проси и будет тебе по вере твоей! Аминь.
 

Печать E-mail

"Кто отделились от Христова Тела, От Церкви и от общества святых –..."

Родился в Хрисополисе (область Галатия) в Малой Азии в 949 году. Получил хорошее образование, но, стремясь к уединенной жизни, поступил в возрасте 24 года в Студийский монастырь. Его духовным отцом стал Симеон Благоговейный, которого он очень почитал и его образ идеального старца отразил в своих гимнах.

В основе его учения был опыт непосредственного богообщения, которое, по его мнению, открыто всем уже в земной жизни. Путем к этому служит исихасткая практика непрестанной молитвы. Считается, что прозвище «Новый Богослов» изначально насмешливое, дали ему противники, но оно закрепилось и стало употребляться уже его учениками.
Скончался он в мире со всеми в 1022 году, житие написано его непосредственным учеником Никитой Стифатом. 

День памяти: 12(25) марта

Тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3
Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость.

Кондак преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3
Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Печать E-mail

РПЦЗ: В благовещенской обители в Австралии прошел молодежный лагерь (ФОТО)

6248a.jpg

С 25 по 27 сентября в Благовещенской обители в Австралии (настоятель игумен Иоанн Шмельц) прошел молодежный лагерь.

Печать E-mail

«Это несомненно религиозный культ»

Американский профессор рассказала о методах, которые магазины Apple позаимствовали у храмов

Печать E-mail

Святитель Иоанн Шанхайский: Воздвижение Креста Господня

      Крест, бывший до Христа орудием казни и вызывавший страх и отвращение к нему, после крестной смерти Христовой стал орудием и знаменем нашего спасения. Им Христос сокрушил диавола, с него Он сошел в ад и, освободив там томившихся, ввел их в Царство Небесное. Изображение креста страшно для демонов и, как знамение Христово, чтится христианами. Господь явил его на небе Царю Константину, шедшему на Рим для борьбы с мучителем, захватившим власть, и, соорудив знамя в виде креста, Царь Константин одержал полную победу. Получив помощь через крест Господень, Царь Константин упросил свою мать Царицу Елену найти самый животворящий крест, и благочестивая Елена, отправившись в Иерусалим, после многих поисков нашла его. Многие исцеления и другие чудеса творились и творятся, как от Самого креста Христова, так и его изображения. Им хранит Господь Своих людей от всех врагов видимых и невидимых. Торжественно празднует православная Церковь обретение креста Господня, вспоминая одновременно и явление креста на небе Царю Константину. В тот и иные, посвященные святому кресту, дни мы молим Бога, чтобы не только отдельным людям, но и всему христианству, всей Церкви Бог даровал Свои милости. Выразительно о том говорит тропарь Креста Господня, составленный в VIII веке, когда друг преп. Иоанна Дамаскина св. Косма, епископ Маиумский, написал все чинопоследование службы Воздвижения Креста Господня.

   «Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы царем (благоверным) на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

   Начало сей молитвы взято из 27 псалма. В Ветхом Завете словом «люди»обозначались только исповедовавшие истинную веру, люди верные Богу. «Достояние» или «наследство» было все принадлежащее собственно Богу, Божия собственность, каковой в Новом Завете является Церковь Христова. Молясь о спасении людей Божиих (христиан), как от вечных мук, так и земных бедствий, мы молим Господа, чтобы Он «благословил», ниспослал благодать, Свои благие дары и всей Церкви, внутренно укрепил ее.

   Моление о даровании «победы царем», носителям Верховной власти, имеет в основе 143 псалом:10 стих, и напоминает о победах, силой Божией, Царя Давида, а также о даровании через крест Господень побед Царю Константину. Это явление креста сделало царей, бывших до тех пор гонителями христиан, защитниками Церкви от внешних врагов, «внешними епископами», по выражению св. Царя Константина.

   Церковь, внутренно крепкая благодатью Божией, и огражденная внешне, является для православных христиан «градом Божиим», «Божиим жительством», из которого идет путь к Небесному Иерусалиму. Различные бедствия потрясали мир, исчезали народы, гибли города и государства, но гонимая и даже внутренно раздираемая Церковь стоит непоколебимо; ибо«врата адовы» не одолеют ее. Ныне, когда бесплодны старания мировых правителей установить на земле порядок, единственным верным оружием мирa остается Тот, о котором Церковь воспевает:

   Крест Хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви, крест Царей Державо, крест верных утверждение, крест ангелов слава, и демонов язва.
 

Печать E-mail

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: Крест и распятие Спасителя (Археологический очерк)

Крест и распятие Спасителя (Археологический очерк)

   Теперь для христиан «Крест — хранитель всея вселенныя; Крест — красота Церкви; Крест — царей держава; Крест — верных утверждение; Крест — ангелов слава и демонов язва» (светилен). Прежде же, до славной смерти Христовой на Кресте, крест не только не почитался у язычников, но был предметом великого и всеобщего презрения, знаком «злополучия и смерти», так как казнь через распятие назначалась величайшим преступникам и была ужаснейшим, мучительнейшим и позорнейшим из всех видов казней18. Правда, этот род казни был известен в глубокой древности у мидян, персов, ассирийцев, финикийцев, греков, но наибольшее распространение получил у римлян, у которых эта казнь употреблялась в больших размерах. Однако и у римлян первоначально крестной казни подвергались только рабы, а потому она и называлась обычно «рабской казнью» (servile supplicium). Впоследствии применение этой казни било распространено на низшие классы вольноотпущенных, но к римским гражданам она не применялась никогда. Но и рабы и вольноотпущенники подвергались этой казни за наиболее тяжкие преступления, как то: за морской разбой, за открытый разбой на большой дороге, за убийство, лжесвидетельство, государственную измену, мятеж.

Печать E-mail

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: История праздника

История праздника

   Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.874 А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения875, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (авитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т. е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, КТО не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]»876. Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной»877.

Печать E-mail

Памяти Митрополита Виталия (Устинова) - четвертого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви

12/25 сентября - день кончины Митрополита Виталия (Устинова, +2006), четвертого Первоиерарха РПЦЗ

 

Памяти Митрополита Виталия (Устинова)
 

В период первоиераршества Митрополита Виталия (РПЦЗ) были канонизированы: собор преподобных Оптинских старцев и преподобный Паисий Величковский (1990), святители Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, Иннокентий Московский и Николай Японский (1994), святитель Иона Ханькоуский (1996), мученик иерей Максим Горлицкий (1998), святители Филарет Московский, Игнатий Кавказский, Феофан Затворник, блаженный Феофил Киевский (2000)»

 
О подвиге священников Русской Зарубежной Церкви вспоминает Владимир Константинович Молчанов
 
Вскоре после капитуляции Германии, в 1945 году, я оказался на севере Германии, в г. Гамбурге. Страна представляла собой удручающую картину: большинство городов лежало в руинах. Она неразумно была разделена победителями на зоны. Индустрия частично уничтоженная или парализованная.

Гамбург, 1945 г.

В отместку некоторые американские политики добивались, чтобы немцам запретили всякую индустрию: «Пусть, мол, сеют картошку». Западные зоны наводнены тысячами беженцев из советской зоны. Они, не без основания, опасались расплаты за совершенное в России. Массы иностранных рабочих, заманенных или насильно вывезенных из многих стран Европы. Особенно в тяжелых условиях находились наши соотечественники, насильно пригнанные на рабский труд. Для пущего морального унижения они обязаны были носить одиозный ярлык — «ОСТ». Лагеря иностранных военнопленных с вполне сносными условиями. Их курировал международный Красный крест, а рядом лагеря смерти наших пленных, которых Сталин всех поголовно объявил «предателями родины». Иностранцы с радостью возвращались домой, к близким. Русских же западные демократии продали Сталину, и они обязаны были ехать на родину, которая их «простила и ждет». Они прекрасно знали, что их там ждет. Так они оказались «без вины виноватыми» и должны были отвечать за бездарность и преступления режима. Несчастные и отчаявшиеся люди старались, как могли, избежать этого насилия. По западным зонам, как у себя дома, рыскали ищейки СМЕРШа, хватая среди бела дня, на глазах союзной администрации, этих отверженных людей.

Архимандрит Виталий (Устинов), 1946 г.

Отчаяние и сознание обреченности парализовало волю несчастных изгоев. Те, кто верили, надеялись на милость Божию, выживали, а те, другие, как зачарованный кролик перед удавом, гибли. Спасение пришло от РПЦЗ и русских изгнанников, которые не порвали духовной связи с Россией.

В такой сложной и неблагоприятной обстановке нужно было начинать спасение душ и самой жизни несчастных. Душой этого начинания был архимандрит Виталий (Устинов), теперешний первостоятель Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Биография Владыки в наше время необычна. После революции его семье удалось обосноваться во Франции. Была это, по всему судя, патриархальная, истинно русская семья. Там он рос и учился. Окончил престижный французский лицей с наградой. Был он единственным русским в нем. Поэтому всегда помнил , чье имя носит. По окончании лицея перед ним открылся широкий жизненный путь: возможность блестящей карьеры и благоустроенной жизни. Однако, ни материальное благополучие, ни открытая дверь во французскую жизнь его полностью не удовлетворяли. Он был русским и православным, и остро чувствовал свою ответственность перед Россией.

От самих архимандрита Виталия и архимандрита Нафанаила (кн. Львов), впоследствии архиепископа и известного церковного писателя, довелось мне слышать об их миссионерской деятельности в эти критические годы. Было это плодотворное, ответственное и нередко опасное служение. Ведь проповедь слова Божьего велась при тоталитарном строе с явным креном в язычество. Каждый неосторожный шаг мог привести к большим неприятностям. Шла кровопролитная и неудачная война с русскими «унтерменшами». Немцы были озлоблены и старались выместить ее на беззащитных узниках. Архимандрит Виталий бесстрашно вершил свой пастырский долг. Постоянно разъезжал по русским рабочим и военнопленным лагерям. По отношению к администрации лагерей он вел себя не как робкий проситель, а как имеющий на то полное право. По приезде в лагерь у начальства он просто требовал, чтобы русские были освобождены от работы для присутствия на богослужении. Немцы, не привыкшие к такому поведению, пасовали, предполагая, что он имеет на это право. Вспоминаю один такой случай, о котором рассказывал Владыка. На просьбу к коменданту, чтобы рабочих собрали для службы, тот резко пробурчал:

— На это нет распоряжения, — указывая при этом на большой портрет фюрера.

На это, не задумываясь, Владыка выпалил:

— А у меня есть приказ свыше, — указывая пальцем вверх. Комендант опешил и немедленно дал распоряжение, и служба прошла с большим подъемом. Только когда я покинул лагерь, до меня дошло, в какой опасности я находился. Такая у него была непоколебимая вера и горение. Без всякого сомнения, Господь направлял и хранил своего верного служителя.

Произошел крах Рейха. Победители ликуют и строят планы, как наказать агрессора. Иностранцы отыгрываются на немцах. Трагедия же русских страстотерпцев продолжается: над ними нависла угроза насильственной репатриации. Они должны были расплачиваться за бездарность и преступления «родной партии и правительства». Теперь-то и развернулась в полной мере деятельность Владыки. Я счастлив, что и мне довелось как-то в ней участвовать. Все свои духовные и физические силы и таланты теперь Владыка направляет не только на духовное возрождение обездоленных, но и на физическое их спасение. С Божией помощью удавалось вершить свой христианский долг.

Один характерный случай не забудешь никогда. Владыке в последний момент удается вырвать из пасти советских ищеек до сотни русских людей. Дело происходило вот как: на несколько английских военных грузовиков были погружены схваченные в разных местах мужчины, женщины и даже дети для отправки на родину. Улыбающиеся английские солдаты старались успокоить и обрадовать мечущихся и плачущих людей отдельными немецкими словами — «Вы едете домой», — и искренне удивлялись, что эти люди не проявляли никакой радости, а сидели понурые, как в воду опущенные. В первом грузовике сидел Владыка, весело беседуя с водителем. Шофёр, видимо, был в полной уверенности, что Владыка возглавляет транспорт и знает хорошо дорогу. На одном из поворотов Владыка, между прочим, сказал, что поворачивать нужно сюда. Действительно, вскоре транспорт въехал в большой лагерь, но не советский репатриационный, а польский. Оказывается, что он заранее договорился с комендантом о прибытии «русских из Польши». Так, благодаря находчивости и решительности Владыки, были спасены эти несчастные скитальцы. Впоследствии они составили ядро лагеря православных — «Фишбек». Официально ведь русских в английской зоне не должно было быть. Когда, наконец, началось расселение ДП [1] по разным странам мира, то они благополучно эмигрировали и начали нормальную жизнь. Еще живые «фишбековцы» с благодарностью помнят своего спасителя. Изредка они собираются у Владыки.

В один знаменательный для меня день о. Виталий обратился ко мне со словами: «Владимир Константинович, не согласились ли бы Вы поехать в Любек и помочь мне организовать там приход?» Я без всякого колебания, и даже с радостью, сразу согласился. Любек, как известно, старинный город , член Ганзейскаго союза. Он сравнительно небольшой. От воздушных налетов он пострадал незначительно. В центре стоят здания XV века и ворота того времени. Был он административным и культурным центром целой области. Уцелела пара старинных храмов. Продолжала действовать городская больница и открылись неплохой театр , уютное кино и библиотека. Затрудняюсь сказать, сколько в нем было жителей во время войны, но теперь он был переполнен немецкими беженцами из советской зоны и ДП разных национальностей. Чувствовали они себя хозяевами положения и вели соответствующе, особенно поляки. Мстили немцам за унижение во время войны. Разместила их военная администрация в бывших военных казармах или лагерях около города. Получали они вполне достаточные пайки, в то время как немцы получали продуктовые карточки. Особенно трудно приходилось их беженцам. Среди ДП было немало русских, скрывавшихся от репатриации. Теперь Любек оказался на самой границе двух противоборствующих миров: западного и советского. «Железный занавес» еще не полностью опустился, а «холодная война» только-только завязывалась. Существовало неопределенное положение: «не мир и не война». Во время войны около Любека находилось два больших лагеря ОСТ-ов и один русских военнопленных. Кроме того, батрачила у крестьян наша молодежь. К этому времени их успели уже расформировать. Был создан крупный репатриационный лагерь. Он строго охранялся советскими солдатами. Попавший сюда должен был оставить всякую надежду и уже был заранее осужден: «за измену родине». Лагерь пестрел плакатами вроде: «Родина простила, родина ждет». Целый день не переставая гремела музыка и передавались знакомые песни, а одновременно происходила предварительная фильтрация узников. Как же иначе можно было назвать этих обреченных людей? Это были или насильно привезенная молодежь, или военнопленные. Они, как кролики перед удавом, были зачарованы и потеряли всякую способность к рассуждению и самосохранению. Это уже была часть Советского союза. Действовала здесь система сыска и запугивания. Попавший сюда становился «без вины виноватым». Путь был только один: на расправу, домой. Ни на соединение с близкими, а в края не столь отдаленные, искупать свою «вину». В самом городе находилась советская репатриационная миссия, строго охраняемая бравыми смершевцами. Наши несчастные соотечественники, ускользнувшие от советских ищеек, скрывались где и как могли. Выяснялось вдруг, что они или родом из западной Украины, т.е. польские подданные, а некоторые даже успели родиться в Югославии. Они были запуганы, затравлены и лишены всякой надежды на будущее. Жили только сегодняшним днем: еще один день пережили, и слава Богу.

О. Виталий положил основание прихода: арендовал небольшой зал и рядом комнату в большом доме, кстати, не так уж и далеко от советской миссии. Тамже находился большой зал-ресторан в военное время. Теперь раз в неделю в нем собирались приезжавшие в Любек на базар окрестные крестьяне. Хозяева охотно согласились сдать помещения для церкви, так как иначе весь дом могли реквизировать военные власти. Английский комендант дал разрешение на открытие домовой православной церкви. Немецкая же администрация, с которой удалось наладить самые лучшие отношения, всячески впоследствии шла нам навстречу. Вскоре приехал и священник, о. Стефан Ляшевский, а его семейство продолжало жить в польском лагере. Работы было непочатый край, а опасность подстерегала на каждом шагу, но это не останавливало, а даже подбадривало. Ведь были молоды и сознавали, что делаем доброе дело. Приходило браться за все, так как рук не хватало. Старостой согласился быть Кандрашев, уроженец Риги. История его была необыкновенная: когда советы «освободили» Прибалтику, его, как и большинство русских , занимавшихся общественной деятельностью, арестовали и долго томили в тюрьме. Вскоре Гитлер вероломно напал на своего «союзника» Сталина. Советская администрация панически бежала. Заключенных в тюрьмах при этом поспешно расстреливали. Пристрелили, как они думали, и Кандрашева. Однако, Бог его спас: пуля только задела шею и он, обливаясь кровью, потерял сознание. Через сутки Рига пала. В таком состоянии его нашли немцы.

С головой ушел в это дело Стягов, местный сторожил, женатый на немке. Я же помогал где и как мог: улаживал дела с англичанами и немцами, устраивал и убирал церковь, «легализировал», а подчас и спасал людей от неминуемой выдачи. Без всякого шума и рекламы разнесся по городу, лагерям ДП и весям слух об открытии православного храма. Разумеется, заинтересовались этим событием и советские ищейки. Предложила свои услуги профессиональная регентша и псаломщик, русская женщина, уроженка Латвии. За короткий срок ей удалось собрать неплохой хор. Воздвигли добротный деревянный иконостас. Украсили храм несколькими иконами. Каждый старался внести в это святое дело свою посильную лепту. Начались регулярные богослужения. Но какие это были службы! Наяву чувствовался необыкновенный духовный подъем. Душа стремилась к Всевышнему. Он был единственной надеждой и прибежищем отверженных. Храм всегда был полон молящимися. Здесь были люди разного возраста: мужчины и женщины с малыми детьми. Каждый прошел нелегкий жизненный путь. Среди них были и те, кто впервые познали Бога и обрели смысл и надежду в этом святом месте. Иногда по воскресеньям приходили строем бывшие сербские военнопленные. Изредка служили у нас православные латыши. Свои проповеди их священник обыкновенно заканчивал всхлипываниями и слезами.

Наша маленькая церковь в море горя и скорби стала островком надежды. Враг, конечно, внимательно следил за каждым нашим шагом и только ждал своего часа. Все время необходимо было быть начеку. На немецкую и особенно английскую защиту надеяться не приходилось. Особенно опасно было ночью. Иногда приходилось ночевать в разных местах у друзей. Не обходилось и без трагического события. К примеру, среди бела дня, на глазах власть предержащих , на улице смершевцами был захвачен наш прихожанин , профессор университета. Наши протесты у английского коменданта ни к чему не привели. Он выразил свое сочувствие и, как Пилат, умыл руки. Но в то время ведь только зарождалась «холодная война». Вот какая была нелегкая и опасная обстановка, но мы были молоды и верили, что делаем правое дело и Господь нас не оставит.

Иногда приезжал совсем неожиданно, даже ночью, о. Виталий. Это было целое событие для нас. Сколько радости, утешения и надежды он вносил в нашу жизнь. Если он мог остаться на пару дней, то совершались незабываемые богослужения: акафисты Царице Небесной и святым. В своих проповедях о. Виталий находил нужные слова, укрепляющие веру и возрождающие надежду. Рассказывал также о шагах, предпринимаемых Синодом и русскими людьми в разных странах рассеяния для спасения соотечественников.

Так прошел примерно год, и моя миссия в Любеке закончилась. Открылась уникальная возможность продолжить образование, прерванное войной. В Любеке университета не было и поэтому пришлось возвращаться в Гамбург. Оглядываясь назад и вспоминая эти годы, видишь, как много хорошего и светлого было в этот трагический период.


[1] ДП — (от англ. DP — «displaced person», произносится «ди-пи») Это люди, высланные из стран своего проживания по расовым, религиозным или политическим мотивам и задействованные в принудительном труде. Количество принудительно вывезенных фашистскими властями с территории СССР по данным обвинительного заключения Нюрнбергского процесса составляло 4 млн 979 тыс. человек гражданского населения. Большинство этих людей подверглись репатриации (как добровольной, так и принудительной), но часть из них, получив статус «беженцев», отказались возвращаться в Советский Союз, где многих из них ждали репрессии. Первые годы своего пребывания на Западе эти беженцы провели в специальных лагерях для перемещённых лиц DP camps.

 
(В сокращении)
 

Печать E-mail

Праздник Рождества Божией Матери в Болгарской Старостильной Церкви в Софии. ФОТО

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском Свято-Успенском кафедральном соборе (Болгарская Православная Старостильная Церковь) состоялся 8/21 сентября 2015 г. Праздничные богослужения возглавил епископ Фотий Триадицкий.
 

Печать E-mail

Синодик РПЦЗ 10/23 сентября Архиепископ Антоний (Медведев)

23 сентября исполняется 15 лет со дня смерти замечательного архиерея, автора службы Новомученикам, архиепископа Антония (Медведева) Западно-Американского. Предлагаем вниманию читателей воспоминания о владыке, собранные протоиереем Петром Перекрестовым (РПЦЗ МП).

Краткое жизнеописание Архиепископа Антония (Медведева; + 2000 г.)

Протоиерей Петр Перекрестов

23 сентября, в 12 ч. 10 минут дня скончался правящий архипастырь Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви заграницей, Высокопреосвященнейший архиепископ Антоний.

Владыка Антоний управлял Западно-Американской епархией в течение 32-х лет – ни один православный архипастырь в США не занимал кафедру в течение такого продолжительного срока. С кончиной архиепископа Антония прервалась одна из последних нитей, связывающая нас с дореволюционной Россией, с живым преданием старого русского монашества, с непосредственным преемством духа основоположников Русской Православной Церкви за границей. Архиепископ Антоний – последний архиерей Русской Церкви, который и родился и получил воспитание в дореволюционной России, и монашество принял в юном возрасте, и лично знал великого Авву – Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого).

32 года тому назад, к Крестопоклонному воскресенью Великого поста, прибыл из Австралии новоназначенный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви заграницей Владыка Антоний. Тогда в Западно-Американской епархии было 16 приходов. Приход Кафедрального собора еще не оправился от трудного периода строительства нового храма. Епархию в 60-х годах разделили на две епархии – Западно-Американскую и Южно-Калифорнийскую. Было несколько приходов, подчиняющихся непосредственно первоиерарху Русской Православной Церкви за границей. В епархии было два кадетских объединения и две скаутских организации. С прибытием в Сан-Франциско Высокопреосвященнейшего архиепископа Антония начался период уврачевания, период восстановления мира и единения.

Печать E-mail

Патриарх Кирилл не различает Божественную благодать и материальную энергию

Барнаульский нью-эйдж

 

"Сама по себе молитва – эта огромная энергия человека. Когда мы приходим в храм, то происходит что-то важное. Чем больше людей, тем больше вероятности, что в каждое мгновение времени из храма идет энергетический духовный поток. То место, где происходит молитва – впитывает энергию, а потом отдает ее людям".

Печать E-mail

Рождество Богородицы. Иконография и история праздника.

Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Студеница. 1304 г. Сербия.

Событие праздника и его эортологическая динамика*

Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Критского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви.

Печать E-mail

Митрополит Агафангел: Призыв к представителям РИПЦ (2015)

Освященный Собор РИПЦ

Мне прислали ссылку на сайт РИПЦ, где сообщается:

Печать E-mail

Святитель Филарет (Вознесенский): Святые мученики

   Когда в первые века христианства Церковь испытывала тяжкий период гонений, она украсилась неисчислимым сонмом — тысячами и более чем тысячами святых мучеников. 

   Далеко не всех мучеников имена сохранились; далеко не о всех подвигах их остались памятники; но некоторые записи об этих подвигах тогда велись и в этих записях были имена пострадавших и описывались их страдания за Христа Спасителя. И вот такие списки именовались по-гречески «мартирологи» от слова мартирос — свидетель. Мученики в древности так и именовались этим словом мартирос, т.е. «свидетель». Почему их так именовали? Потому что они, своим мужеством, своей верностью Христу и готовностью идти не только на кровавые пытки, но и на смерть, свидетельствовали о силе своей веры, и об истине христианства. 

   Вот сегодня Церковь прославляла св. великомученицу Екатерину. Молодая девушка, богатого и знатного рода, необыкновенная красавица собою, она имела кажется все возможности рассчитывать на то, что называется, «успех в жизни». Много было соискателей ее руки, — их привлекали ее знатность и богатство, и ее изумительная красота; но все они получали отказ. А из жития ее мы знаем, что ее чудесным образом, в неоднократных видениях призвал к Себе Сам Господь. А когда Он на ее девичью руку надел перстень и сказал: «не знай жениха земного», тогда она вся целиком устремилась к Небесному Жениху и была готова за Него претерпеть любую муку и смерть. В ее житии описываются страшные муки, которые и представить себе страшно человеку; а юная дева вытерпела их не только безропотно, но и радуясь, что может она доказать своему возлюбленному Жениху любовь и верность Ему. Какой трогательный пример! Знатность, богатство, молодость и красота — все принесено в жертву ради Господа Спасителя... 

   Вот скоро будет память подобной ей великомученицы Варвары. Также знатная, также богатая, также изумительно красивая собою девушка, еще моложе чем Екатерина, совсем юная, девушка-подросток, она пошла на страдания также как и Екатерина радуясь, что может показать и доказать и засвидетельствовать свою веру, верность и любовь ко Христу. Вот потому-то и святые мученики и мученицы и именуются именно свидетелями. Их свидетельство о вере и истине христианства хранится Церковью и не умолкает. Не их ли примерами вдохновлялись у нас на родине сонмы новомучеников, которые прославили Бога своими верою, терпением, и мученическою смертью, когда они подобно древним мученикам были притесняемы и гонимы, и были готовы на все. 

   Древние мученики свидетельствовали позднейшим новомученикам о той истине, за которую они страдали и умирали. Их пример воодушевлял наших новомучеников. Церковь предлагает их пример и нашему вниманию, для того, чтобы мы, воодушевляясь их решимостью, до конца были верными своему Спасителю, дабы и в нашей жизни исполнилось то, к чему так возвышенно призывает Господь в Апокалипсисе: «Будь верен:даже до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). До смерти, и тяжкой смерти, были верны все святые мученики — за то и получили они тот венец жизни, который уготовал Господь любящим Его. Да поможет Господь и нам последовать их высокому и святому примеру. Аминь.
 

Печать E-mail

МП: Пример современной обработки околоцерковного фольклёра (ВИДЕО)

Новгород Великий. Праздничный обед митрополита Льва. 

Если раньше романс ("псальма") о Гудияре-атамане вызывала покаянное настроение, то какое вызывает ее обработка? Прогресс налицо, как говорилось в фильме Тарковского: "Бог дал попа, а черт - скомороха".

Печать E-mail

Фоторепортаж Праздника Крестовоздвижения в Софийском Свято-Успенском храме

14/27 сентября 2015 г. Праздник Крестовоздвижения в Софийском Свято-Успенском кафедральном храме (Болгарская Православная Старостильная Церковь). Богослужения возглавил епископ Фотий Триадицкий.

 
 

Печать E-mail

Протопресвитер Василий Бощановскій: Христіанство и соціальный вопросъ

Протопресвитер Василий Бощановский 

Христіанство и соціальный вопросъ

О соціальной правдѣ въ духѣ Христіанства, о соціальномъ значеніи христіанства люди нынѣ говорить стѣсняются; одни, чтобы не стать въ противорѣчіе со своими личными интересами; другіе, чтобы не изобличилось ихъ равнодушіе къ тѣмъ, которые особенно много терпятъ отъ соціальной неправды; третьи, наконецъ, въ лицѣ христіанства видятъ своего злѣйшаго врага, а потому говорить о его соціальномъ значеніи намѣренно избѣгаютъ.

Однако, можно-ли утверждать, что соціальный вопросъ находится какъ бы внѣ христіанской компетенціи и что подлинное христіанство имъ совершенно не интересуется? Христіанство, конечно, какъ религія вѣчнаго спасенія человѣка, опредѣленныхъ, точно формулированныхъ указаній и положеній для устроенія соціальной жизни человѣка не даетъ. Но значитъ ли это, что для христіанства соціальный вопросъ совершенно не интересенъ и что въ христіанствѣ для оправданія этого вопроса нѣтъ никакихъ основаній? Не давая никакихъ опредѣленныхъ, точно формулированныхъ указаній объ устроеніи соціальной жизни, христіанство, тѣмъ не менѣе, есть не только чисто духовно-религіозное явленіе, но и соціальное.

Христіанство — не философія, не отвлеченное только ученіе, или мертвая умозрительная система. Оно — живая жизнь, откровеніе въ мірѣ Божественной любви и призывъ человѣка къ участію въ этой жизни и въ этой любви. «Слова, которыя говорю Я вамъ, суть духъ и жизнь» (Іоан, б, 63). Отсюда задача христіанства заключается не въ томъ только, чтобы помочь человѣку усвоить христіанскую Истину умомъ, но чтобы эта Истина стала закономъ его сердца и была бы оправдываема его жизнью. «Не всякій говорящій Мнѣ: Господи! Господи! войдетъ въ Царство Небесное, но исполняющій волю Отца Моего Небеснаго» (Матѳ. 7, 20). Высшая цѣль христіанскаго подвига — не познаніе только христіанской Истины, а Богоуподобленіе. «Итакъ будьте совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ Небесный» (Матѳ. 5, 48). Каковъ Отецъ, таковымъ долженъ быть и сынъ. Но Отецъ есть совершеннѣйшая любовь. «Богъ есть любовь и пребывающій въ любви, пребываетъ въ Богѣ, и Богь въ Немъ» (1 Iоан. 4, 16) ...

Самъ Христосъ свидѣтельствуетъ: «такъ возлюбилъ Богъ міръ, что отдалъ Сына Своего единороднаго, дабы всякій вѣрующій въ Него, не погибъ, но имѣлъ бы жизнь вѣчную» (Іоан. 3, 16). Эта любовь Отчая, однако, имѣетъ въ виду не только вѣчное духовное спасеніе, но и временное пребываніе человѣка на землѣ. Вотъ почему «Онъ повелѣваетъ солнцу Своему восходить надъ злыми и добрыми и посылаетъ дождь на праведныхъ и неправедныхъ». Вотъ почему и повелѣніе: «Итакъ не заботьтесь и не говорите: что вамъ ѣсть? или что пить? или: во что одѣться? Потому что всего этого ищутъ язычники, и потому что Отецъ вашъ небесный знаетъ, что вы имѣете нужду во всемъ этомъ». «Ищите же прежде Царства Божія и правды Его и это все приложится вамъ» (Матѳ. 6, 31-33).

Можетъ ли человѣкъ — образъ Божій, стремящійся во всемъ уподобиться своему Небесному Отцу — небрежно, отрицательно относиться къ тому, что служитъ къ матеріальному благополучію ближняго, что питаетъ, грѣетъ и одѣваетъ его? Врядъ-ли. Иначе онъ услышитъ апостольскій осуждающій его голосъ: «что пользы, братія моя, если кто говоритъ, что онъ имѣетъ вѣру, а дѣлъ не имѣетъ? Можетъ ли эта вѣра спасти его?»

«Если братъ, или сестра наги и не имѣютъ дневного пропитанія, а кто нибудь изъ васъ скажетъ имъ: «идите съ миромъ, грѣйтесь и питайтесь», но не дастъ имъ потребнаго для тѣла: что пользы? Такъ и вѣра, если не имѣетъ дѣлъ, мертва сама по себѣ» (Іак. 2, 14-17). Да и Христосъ такое отношеніе къ ближнему-брату не одобряетъ. «Просящему у тебя дай, и отъ хотящаго у тебя занять не отвращайся» (Матѳ. 5, 42), звучитъ точно и опредѣленно Его Божественный голосъ. А рѣчь Его о страшномъ Судѣ! Она вся — осужденіе нашего безразличія, холодности, невниманія къ жизненнымъ потребностямъ нашего брата-ближняго.

Больше того. Служа ближнему, заботясь о его потребностяхъ, облегчая его боль, скорби, недостатки, мы служимъ не только ему, но Самому Христу. Неложно слово Сына Человѣческаго: «истинно говорю вамъ: такъ какъ вы сдѣлали это одному изъ сихъ братьевъ Моихъ менышихъ, то сдѣлали Мнѣ»; и наоборотъ: «такъ какъ вы не сдѣлали этого одному изъ сихъ меньшихъ, то не сдѣлали Мнѣ» (Матѳ. 25, 40-45).

Такое отношеніе Христа къ человѣку, небрежно выполняющему свой христіанскій долгъ къ ближнему, брату, не случайно.

Христіанство, какъ мы сказали уже выше, есть живая жизнь, выявляющая любовь къ Богу и къ ближнему; притомъ, любовь не платоническую только, не словомъ, а дѣломъ и истиною. Можетъ ли поэтому подлинный носитель христіанскаго духа, человѣкъ христіанской жизни, быть слѣпымъ, глухимъ и нечувствительнымъ кь страданіямъ и недостатку своего ближняго, брата, будь они матеріальнаго или духовнаго свойства? Конечно, нѣть.

Тутъ нельзя отговариваться лукавымъ заявленіемъ, что любовь христіанская имѣетъ въ виду только то, что служитъ къ вѣчному спасенію человѣка; что забота о матеріальномъ и соціальномъ устрое­ніи отвлекаетъ человѣка отъ главнаго, первостепеннаго, отъ того, что, по словамъ Христа Спасителя, есть «едино на потребу».

Не такъ смотритъ на это, какъ мы видѣли, Христосъ и Его уче­никъ — апостолъ Іаковъ.

Спору нѣтъ, христіанство имѣетъ въ виду вѣчное спасеніе чело­вѣка. Но это не дается человѣку какъ нѣчто готовое. Это — заданіе всей земной жизни. Кто же рѣшится утверждать, что условія жизни безразличны для дѣла спасенія?

Иллюстрирую свою мысль живымъ примѣромъ. Вы входите въ жилище бѣдняка-труженика. Здѣсь, какъ говорится, ни кола, ни двора, грязь, кричащая нужда! И эта нужда имѣетъ свою причину не въ лѣни или неумѣніи жить этого бѣдняка, а въ той соціальной неправдѣ, которая позволяетъ имущему забрать у неимущаго то послѣднее, что онъ имѣетъ. Можно ли среди этой кричащей нищеты и нужды спокойно говорить о высокихъ христіанскихъ идеа­лахъ, не проявивъ сначала хотя бы малѣйшей заботы объ устране­ніи этой вопіющей нужды?.. Иначе слово ваше будетъ жестко, не­пріятно и обидно для подавленнаго нуждой брата; его сердце бу­детъ каменно, затворено и невоспріимчиво къ предлагаемой ему ва­ми истинѣ. Ваша рѣчь, ваши наставленія, самыя возвышенныя, самыя добрыя, могутъ остаться по меньшей мѣрѣ голосомъ вопіющаго въ пустынѣ. Ибо любовь ваша, закрывшая глаза на нищету и нужду ближняго, даетъ ему вмѣсто хлѣба камень, вмѣсто рыбы змѣю. При такомъ христіанскомъ дѣланіи невольно приходятъ на память слова Божественнаго Учителя: «врачу исцѣлися самъ».

Второе. Забота о соціальномъ устроеніи жизни — конечно, въ должной мѣрѣ — нисколько не отвлекаетъ христіанина отъ его глав­ной задачи — исканія вѣчной жизни.

Повторяемъ, христіанство это — жизнь во Христѣ въ услові­яхъ земныхъ. Земля же есть царство грѣха и неправды. «Міръ во злѣ лежитъ», говоритъ блаженный Апостолъ. Чтобы одолѣть это зло, нужно явить въ мірѣ иную, новую жизнь - жизнь добра. Подлинный христіанинъ и стремится къ такой жизни. Насаждая такую жизнь въ себѣ самомъ, онъ, въ мѣру своихъ силъ, старается утвердить ее и въ окружающей его средѣ: семьѣ, обществѣ, государствѣ.

Конечно, и въ этомъ случаѣ работа направлена въ сторону духа, но не забываются и потребности соціальной жизни человѣка. Въ іерархической лѣстницѣ цѣнностей первенствуютъ первыя, но цѣн­ны и вторыя, какъ способствующія духу достигать самыхъ вершинъ христіанской добродѣтели.

Опытъ показываетъ, какъ иногда самыя благія начинанія среди труждающихся и обремененныхъ вѣка сего не даютъ добрыхъ результатовъ; напротивъ, вызываютъ недовѣріе, подозрѣніе, а то и полное отвращеніе. Въ чемъ дѣло? — За возвышенными наставленія­ми часто не чувствуется подлинно-христіанской любви, не только влекущей человѣка къ горнему, но и ублажающей горечь его зем­ного существованія. Доведенная до крайности выспренность, соеди­ненная съ презрительнымъ отношеніемъ къ земнымъ условіямъ, уго­варивающихъ способна доводить до лицемѣрія и сердечной жесто­кости, а въ уговариваемыхъ порождаютъ ненависть не только къ ли­цемѣрамъ, но и къ той истинѣ, которую они проповѣдуютъ. Язычни­ки, принявшіе христіанство отъ европейскихъ миссіонеровъ, порою становятся хуже, въ нравственномъ отношеніи, чѣмъ были до при­нятія христіанства. Виновато не христіанство, а тѣ миссіонеры, ко­торые, возвѣстивъ язычникамъ истины христіанской вѣры, не потру­дились живымъ примѣромъ подлинной христіанской жизни устра­нить изъ ихъ бытовой жизни тѣ начала, которыя находились въ полномъ противорѣчіи съ началами возвѣщенной имъ вѣры.

Ссылка на Христа и Его учениковъ - святыхъ Апостоловъ, не оставившихъ намъ опредѣленныхъ указаній, относящихся къ устрое­нію соціальной жизни, не можетъ оправдать нашего равнодушія къ этому вопросу.

Задача Христа, какъ и Его учениковъ-Апостоловъ состояла въ возвѣщеніи міру благой вѣсти о вѣчномъ спасеніи и въ устроеніи Церкви какъ благодатной путеводительницы къ этому спасенію. Устроеніе же земной жизни на началахъ христіанской вѣры было предоставлено самому человѣку. Это было заданіе, которое человѣ­чество, озаряемое христіанствомъ, должно было осуществлять въ своей исторической жизни, тѣмъ показывая, въ какой степени чело­вѣчество усвоило духъ Христовъ. Устроеніе земной жизни на нача­лахъ христіанской вѣры, это — плоды, которые являютъ нравствен­ное достоинство приносящаго ихъ древа; это — одна изъ состав­ныхъ частей того креста, который христіанство возлагаетъ на ка­ждаго носителя подлинно-христіанскаго духа.

Задачу устроенія соціальной жизни Христосъ предоставилъ са­мому человѣку, который и долженъ былъ осуществлять ее соотвѣт­ственно своимъ географическимъ, этнографическимъ, расовымъ, бы­товымъ и культурнымъ условіямъ. Но принципъ, которым должна опредѣляться внутренняя жизнь человѣка, возводя и готовя его къ вѣчной жизни, долженъ оставаться регулятивнымъ началомъ и для его соціальной жизни.

Соединеніе въ человѣкѣ духа и тѣла, по христіанскому ученію, не случайное, временное, механическое, а внутренне-органическое, вѣчное. Какъ преображенный духъ не можетъ оставаться пассивнымъ по отношенію къ облекающему его тѣлу, такъ и подлинно христіан­ское общество не можетъ быть равнодушнымъ къ соціальной жизни человѣка.

Христіанство всегда является благодатной закваской, которая не успокаевается. до тѣхъ поръ, пока все заквашенное не сдѣлается подобно закваскѣ. Христіанство не половинчато; оно ищетъ всего человѣка. Оно призываетъ къ прославленію Бога всю полноту человѣческой природы. «Прославьте Бога въ душахъ и тѣлесахъ вашихъ». Такова апостольская заповѣдь. Такова и воля Христа Спасителя. Онъ пришелъ спасти не только душу, но всего человѣка — душу и тѣло. Потому и явленіе Его міру открылось какъ величайшая тайна воплощенія. «Велія есть благочестія тайна: Богъ явися во плоти» (Тим. 3, 16). Потому и первое христіанское таинство, вводящее человѣка въ Царство Божіе, крещеніе, совершается Духомъ Святымъ, но чрезъ воду и въ водѣ. «Кто не родится отъ воды и Духа не можетъ войти въ Царствіе Божіе». «Рожденное отъ плоти есть плоть, а рожденное отъ Духа есть духъ» Іоан. 3, 5-6).

Христосъ не далъ никакихъ опредѣленныхъ указаній относительно соціальной жизни человѣка, но Имъ было ясно и опредѣленно указанъ тотъ духъ, которымъ должна опредѣляться человѣческая жизнь, и внутренно-духовная, и соціальная: семейная, общественная, государственная. Духъ этотъ опредѣляется двумя заповѣдями — «возлюби Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ»... «и ближняго твоего, какъ самого себя» ...

Любовь не только къ Богу, но и къ человѣку-ближнему, вотъ высокій, совершеннѣйшій законъ, въ выполненіи котораго должна протекать жизнь человѣка. Скажете: этотъ законъ касается духовной жизни человѣка, не имѣя отношенія къ соціальной жизни. Думать такъ, значитъ не понимать самаго существа христіанства.

Да, въ христіанскомъ ученіи нѣтъ опредѣленной программы соціальной жизни, но Евангеліе, какъ и апостольскія писанія даютъ намъ живые примѣры, которые краснорѣчиво говорятъ, каковъ долженъ быть христіанинъ въ своей соціальной жизни.

Я разумѣю прежде всего фактъ двукратнаго насыщенія Христомъ Своихъ слушателей хлѣбомъ и рыбою; первый разъ пяти тысячъ человѣкъ; второй — четырехъ тысячъ; потомъ постоянную заботу апостоловъ о матеріальномъ обезпеченіи вѣрующихъ и, наконецъ, живой примѣръ соціальной жизни первой іерусалимской христіанской общины.

Христосъ дважды чудеснымъ образомъ напиталъ своихъ слушателей. Что это случайное, ничего не значущее явленіе? Нѣтъ, въ жизни нашего Господа и Спасителя ничего случайнаго не было и не могло быть. Напротивъ, все, что допущено Имъ, было сдѣлано намъ въ наставленіе. «Я далъ вамъ примѣръ, чтобы и вы дѣлали то же, что Я сдѣлалъ вамъ» (Іоан. 13, 13), сказалъ Христосъ, во время «Тайной Вечери», послѣ умовенія ногъ Своимъ ученикамъ. Что это? Желаніе - только увѣковѣчить среди апостоловъ, а потомъ и среди Своихъ последователей, умовеніе ногъ? Нѣт, поступкомъ Христа, какъ и Его словами, навѣкъ устанавливается тотъ духъ, которымъ должны опредѣляться взаимоотношенія Его подлинныхъ послѣдователей. Здѣсь проявилось то же, о чемъ впослѣдствіи писалъ святый Апостолъ: «и Христосъ пострадалъ за насъ, оставивъ намъ примѣръ, дабы мы шли по слѣдамъ Его» (1 Петр. 2, 21).

Если Христосъ считалъ необходимымъ имѣть заботу о тѣлесномъ насыщеніи Своихъ слушателей, намъ ли проходить мимо этого вопроса равнодушно съ боязливымъ молчаніемъ?

Христу подражали и Его ученики-Апостолы. Они не только проповѣдали Слово Божіе, но и завѣдывали имуществомъ церковнымъ — чтобы оно было правильно распредѣляемо между нуждающимися. По ихъ иниціативѣ, позднѣе, для болѣе удобнаго распредѣленія церковнаго имущества были избраны, а ими, апостолами, рукоположены, семь первыхъ діаконовъ.

Трогательная и неустанная забота великаго благовѣстника Евангелія апостола Павла о неимущей братіи, выражавшаяся въ собираніи милостыни, показываетъ, какъ близко къ сердцу принимали апостолы заботу о матеріальномъ обезпеченіи своихъ послѣдователей. Милостыня была лучшимъ свидѣтельствомъ, что познавшіе Христа по-христіански должны и жить.

Описывая жизнь перво-христіанской іерусалимской общины, писатель книги «Дѣянія Святыхъ Апостоловъ» повѣствуетъ: «всѣ же вѣрующіе были вмѣстѣ, и имѣли все общее. И продавали имѣнія и всякую собственность, и раздѣляли всѣмъ, и имѣли все общее. И каждый день единодушно пребывали въ храмѣ, и, преломляя по домамъ хлѣбъ, принимали пищу въ веселіи и простотѣ сердца, хваля Бога и находясь въ любви у всего народа.

«У множества же увѣровавшихъ было одно сердце и одна душа; и никто ничего изъ имѣнія своего не называлъ своимъ, но все у нихъ было общее ... Не было между ними никого нуждающагося; ибо всѣ, которые владѣли землями или домами, продавая ихъ, приносили цѣну проданнаго и полагали къ ногамъ апостоловъ; и каждому давалось, въ чемъ кто имѣлъ нужду. Такъ Іосія, прозваный Варнавой, что значитъ «сынъ утѣшенія», левитъ, родомъ Кипрянинь, у котораго была своя земля, продавъ ее, принесъ деньги и положилъ къ ногамъ апостоловъ» (Дѣян. 4, 32-37).

Такъ поступали и такъ устраивали свою церковно-общественную жизнь первые іерусалимскіе христіане, и они были не только свидѣтелями апостольской дѣятельности, но немало изъ нихъ знали и слушали Самого Христа.

Если позднѣйшее время это устроеніе церковно-общественой жизни измѣнилось, то только по формѣ; духъ этотъ, заключавшiйся въ подлинной христіанской любви, полагаю, долженъ оставаться на вѣки, находя лишь новыя современныя формы для своего проявленія.

Говорить о значеніи такого духа для обновленія всей соціальной жизни человѣчества не приходится. Его признало само язычество. Любовь и высоконравственная жизнь первыхъ христіанъ были одна изъ главныхъ причинъ побѣды христіанства надь язычествомъ. «Какъ они любятъ другъ друга», говорили язычники, наблюдая жизнь христіанъ. Это широкое проявленіе подлинно-христіанской любви со стороны христіанъ поражало язычниковъ болѣе, чѣмъ что-либо другое, украшавшее жизнь первыхъ христіанъ.

Уясняя вопросъ о значеніи христіанства для соціальной жизни человѣчества, мы должны считаться съ еще другимъ возраженіемъ: Ставя такую задачу христіанству, не принижаемъ ли мы христіанство, не лишаемъ ли мы этимъ человѣка того, что должно быть въ немъ самымъ главнымъ — внутренняго горѣнія духа, внутренняго дѣланія, внутренняго очищенія благодатью Духа Святаго и подвигомъ молитвы?

Отвѣчаемъ: Совершенно вѣрно, что Царствіе Божіе, по слову Христа, «внутрь васъ есть», т. е. открывается не иначе какъ въ сердцѣ, въ духѣ. Но можетъ ли такая личность оставаться безъ вліянія на жизнь окружающей ея человѣческой среды и должна ли она сторониться, оберегать себя отъ такого вліянія?

Припомните притчу Христа о закваскѣ и Его нагорную проповѣдь и отвѣтъ получится ясный. Царство небесное подобно закваскѣ, которую жена, взявъ, положила въ три мѣры муки доколѣ вскиснетъ все. Христіанство — духовная закваска; оно внесено въ міръ, чтобы духовно всквасить, возродить, одухотворить все человѣчество. Потому и сказано: «вы соль земли. Если же соль потеряетъ силу, то чѣмъ сдѣлаешь ее соленой? Она уже ни къ чему негодна, какъ развѣ выбросить ее вонъ на попраніе людямъ».

«Вы свѣтъ міра. Не можетъ укрыться городъ, стоящій на верху горы. И, зажегши свѣчу, не ставятъ подъ сосудомъ, но на подсвѣчникѣ, и свѣтитъ всѣмъ въ домѣ. Такъ да свѣтитъ свѣтъ вашъ предъ людьми, чтобы они видѣли ваши добрыя дѣла и прославили Отца вашего небеснаго» (Матѳ. 5, 13-16).

Могутъ сказать: здѣсь идетъ рѣчь о воздѣйствіи одной человѣческой личности на другую, а не о соціальномъ устроеніи человѣческой жизни.

Но что такое соціальная жизнь? Это — взаимоотношеніе человѣческой личности, будь то въ семьѣ, обществѣ, государствѣ и во всемъ человѣчествѣ. Характеръ этого взаимоотношенія опредѣляется характеромъ личностей. Язычникъ живетъ по-язычески; эгоистъ по принципу: «своя рубашка ближе къ тѣлу». Можетъ ли истинный христіанинъ въ своей соціальной жизни поступать не по-христіански? Конечно, нѣтъ. Всякое дерево приноситъ плоды по роду своему. Такъ и человѣкъ. Личность, озаренная Евангельскимъ свѣтомъ, не можетъ не выявлять этихъ качествъ и въ своихъ соціальныхъ отношеніяхъ. Творя и благодатно возсоздавая личность человѣка, христіанство тѣмъ самымъ творитъ и возсоздаетъ и соціальную жизнь. Истинный христіанинъ не только самъ спасается и возраждается, но спасаетъ и возраждаетъ и другихъ, соприкасающихся съ нимъ. «Стяжи миръ душевный, говорилъ преп. Серафимъ Саровскій, и не только ты самъ, но тысячи вокругъ тебя спасутся» ... Личное возрожденіе христіанина неразрывно съ его соціальнымъ вліяніемъ. Солнце не можетъ не грѣть и не свѣтить; такъ и подлинный христіанинъ. Его вліяніе въ семьѣ, обществѣ и государствѣ можетъ быть не властнымъ, не кричащимъ, но зато всегда дѣйственнымъ и сильнымъ. Это и даетъ право говорить о соціальномъ значеніи христіанства. И такой взглядъ на христіанство не только не принижаетъ его, но выявляетъ во всей полнотѣ и духовной красотѣ его возрождающую человѣческій духъ силу. Чѣмъ совершеннѣе соціальныя условія жизни, тѣмъ глубже и совершеннѣе данное общество усвоило духъ Христовъ, духъ Евангельскій, духъ подлинно-христіанскій. Такимъ образомъ рѣчь о соціальномъ значеніи христіанства — не приниженіе его, а оправданіе христіанскаго общества.

Конечно, на этомъ пути могутъ быть провалы. Можно пользоваться христіанствомъ лишь въ качествѣ прикрытія своихъ далеко несовершенныхъ соціально-политическихъ воззрѣній. Но это уже вина не христіанства.

Такое использованіе христіанства находило среди русскаго народа должную оцѣнку. Приведу одинъ фактъ изъ своего личнаго опыта. Это было въ первые дни русской «Февральской» революціи. На одномъ изъ епархіальныхъ церковныхъ собраній духовные отцы — пастыри въ угоду общему настроенію захотѣли блеснуть своими либеральными церковно-соціальными взглядами. Зашла рѣчь о недостаткахъ въ церковномъ управленіи. Нѣкоторые служители заявили, что причина такого печальнаго явленія кроется въ монашествѣ, стоящемъ во главѣ церковной іерархіи. «Рыба съ головы воняетъ», ударяя себя въ грудь, взывали краснорѣчивые служители алтаря; другіе — посмѣлѣе — шли еще дальше; они требовали, чтобы Церковь и пастыри больше обращали вниманія на соціальныя нужды прихожанъ, чѣмъ на чисто-церковную дѣятельность. «Лучше дадимъ своей паствѣ синицу, чѣмъ ловить въ небѣ журавля», взывали они. Служители алтаря, конечно, увлекались, не замѣчая истиннаго настроенія своихъ изъ деревень пришедшихъ слушателей. А оно скоро обнаружилось. Когда краснорѣчіе «отцовъ» умолкло, попросилъ слова одинъ крестьянинъ. Рѣчь его была проста, коротка, но чрезвычайно выразительна и характерна. «Вамъ, отцы, говорилъ крестьянинъ, монашество не нравится — «оно воняетъ» для васъ, а для насъ, мірянъ, такіе монахи, какъ святители Митрофаній Воронежскій, Тихонъ Задонскій, Ѳеодосій Черниговскій и сотни имъ подобныхъ, благоуханіе, краса и слава Православной Русской Церкви. Вамъ монашество мѣшаетъ, а мы у святыхъ мощей преп. Сергія Радонежскаго, Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ, Іова Почаевскаго, Серафима Саровскаго, Зосимы и Савватія Соловецкихъ и тысячи подобныхъ находимъ для себя утѣшеніе, радость и ободреніе. Почему? Они не только служили Церкви, но и жили по-церковному. Поэтому, отцы духовные — служители Церкви, учите насъ небесной Истинѣ, но и сами живите по-церковному и своимъ живымъ примѣромъ къ тому же призывайте и насъ. Синицу-то мы поймаемъ, Богъ дастъ, и сами, а вотъ уловить журавля въ небесахъ врядъ ли намъ удастся безъ вашего руководства. Простите и благословите меня недостойнаго, отцы духовные…»

Крестьянинъ смолкъ. Его рѣчь, что холодный душъ, внезапно пролившійся на разгоряченныя головы. Пылъ остылъ; собраніе приняло дѣловой характеръ.

Ясно, говоря о соціальномъ значеніи христіанства, нужно имѣть въ виду не то, чтобы съ церковной каѳедры полились громовыя рѣчи соціальнаго характера, а то, чтобы Церковь въ лицѣ своихъ служителей, давая паствѣ живой примѣръ доброй христіанской жизни, всегда и вездѣ настойчиво утверждала въ сознаніи своихъ пасомыхъ мысль, что служить человѣчеству въ духѣ соціальной правды безъ усвоенія духа Христова ученія невозможно, и чтобы государственные дѣятели: правители, вожди и властители народныхъ думъ, при разрѣшеніи вопросовъ соціальнаго порядка, не проходили бы съ презрительнымъ молчаніемъ мимо Того, Кто есть «Свѣтъ» и «Истина, путь и жизнь».

Насъ спросятъ: но можно ли вложить христіанскій идеалъ въ рамки земной жизни человѣчества?

Когда подымается рѣчь о соціальномъ значеніи христіанства, то имѣется въ виду не осуществленіе христіанскаго идеала въ предѣлахъ земной жизни человѣчества, а принятіе его, слѣдованіе ему, положеніе его въ основу всѣхъ человѣческихъ отношеній — личныхъ, семейныхъ, государственныхъ и міровыхъ. Осуществленіе его, во всей силѣ, въ предѣлахъ земной жизни намъ не дано, но стремиться къ нему — нашъ долгъ. Полнота его принадлежитъ вѣчности, постоянное же восхожденіе къ нему во времени намъ должно возлюбить.

Только при такомъ пониманіи христіанства оно, по истинѣ, явится горчичнымъ зерномъ, сначала малымъ, едва замѣтнымъ, но которое со временемъ выростаетъ, становится большимъ деревомъ, подъ могучими вѣтвями котораго сможетъ найти свой покой и радость все сущее на землѣ, какъ твореніе Божіе.

Только при такомъ воспріятіи оно становится источникомъ воды живой, которая сможетъ утолить жажду человѣческаго духа.

Только при такомъ усвоеніи ученія Христа — къ человѣчеству дѣйствительно приблизится Царство Божіе, какъ Царство правды мира и радости о Духѣ Святомъ, и которое найдетъ свою полноту въ открывающейся вѣчности, гдѣ будетъ Богъ «всяческая и во всѣхъ».

Сейчась міръ в большой тревогѣ. Признаки опаснѣйшей болѣзни человѣческаго духа на лицо. Возможенъ полный провалъ; тогда гибель многовѣковой т. наз. христіанской культуры неизбѣжна. Правители народовъ въ суетныхъ поискахъ средствъ, для избѣжанія надвигающейся опасности, пока упорно молчатъ о Томъ, Кто есть Свѣтъ міру, его Истина и Жизнь. Неужели приблизилось время, о которомъ величайшій изъ пророковъ Предтеча и Креститель Господень Іоаннъ говорилъ: «Уже сѣкира при корени дерева лежитъ: всякое дерево, не приносящее добраго плода, срубаютъ и бросаютъ въ огонь ... Уже лопата въ рукѣ Его, и Онъ очиститъ гумно Свое, и соберетъ пшеницу Свою въ житницу, а солому сожжетъ огнемъ неугасимымъ» (Матѳ. 3, 10, 12). «Востани, спяй, и воскресни изъ мертвыхъ, да освятитъ тя Христосъ». Гремитъ слово Апостольское. Услышитъ ли этотъ небесный призывъ спящій въ грѣхѣ современный міръ? Очнется ли? Покажетъ недалекое будущее. Богу слава!


Протопресвитер Василий Бощановскій

«Православный путь», Джорданвилль, 1963 г., с.138-147

 

Печать E-mail

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: Судьба Креста Христова, его обретение и воздвижение

Михаил Николаевич Скабалланович (1871—1931) — выдающийся православный богослов, исследователь и популяризатор литургики (науки о богослужении) и экзегетики (толкования Священного Писания), преподаватель Киевской Духовной Академии.
В 1915—16 гг. ученый публикует популярные очерки о церковных праздниках, один из которых мы предлагаем Вашему вниманию.
Михаил Николаевич, рассматривает каждый из двунадесятых праздников с разных сторон: он излагает историю празднуемого события, приводит текст богослужения праздника на церковнославянском и русском языках, рассматривает историю этого богослужения и сравнивает его с практикой других Церквей. Книги этой серии являются незаменимым пособием для пастырей, студентов духовных школ и всех христиан, интересующихся смыслом и историей православного богослужения.

Печать E-mail

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: Голгофа и храм Гроба Господня в Иерусалиме

Голгофа и храм Гроба Господня в Иерусалиме

   Если вся Палестина, освященная жизнью в ней нашего Спасителя, для нас, христиан, — святая земля, то величайшей святыней этой святой земли является для нас Голгофа — место распятия и крестной смерти Христа за спасение людей. Вся жизнь Его была восхождением к Голгофе, к великому подвигу послушания воле Отца Небесного и делу искупления рода человеческого. И уже тогда, когда ангелы, при рождении Спасителя, воспевали «славу в вышних Богу и на земли мир», они прославляли Голгофу — страдания и смерть Христовы. Да, вся жизнь Христова, от вифлеемских яслей до последнего Его вздоха, до великого «совершилось», — это несение Спасителем креста Своего к Голгофе и, наконец, принятие креста на Голгофе. Здесь, когда совершилось злодейское людское дело, отмеченное чудесным мраком, засияло Божественное Солнце, бросившее свои спасительные и животворящие лучи на все человечество; здесь кончилась ночь Ветхого Завета и засиял лучезарный день Завета Нового, одним словом, здесь, на Голгофе, смертью Спасителя открыты для людей двери в новую жизнь и в чертоги жизни вечной. Все это для христианского сердца и ума связано со священным именем Голгофы, со святейшим местом распятия нашего Спасителя. И плох тот христианин, сердце которого не бьется благоговейной радостью при имени Голгофы, при воспоминании Голгофы!

Печать E-mail

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: Значение праздника

Значение праздника

   Будучи однородным по соединяемому воспоминанию с седмицей страстей Христовых, настоящий праздник по характеру совершенно отличается от тех, исключительных в году по умилительности и величию дней — дней, которым одним справедливо усвоено название «святых и великих». То дни плача над Божественным Страдальцем; это день радости о следствиях Его страдания, о плодах искупления. Это праздник именно в честь самого искупления в лице главного орудия, знамения и проводника его на нас.

Печать E-mail

РПЦЗ: Проповедь протоиерея Владимира Петренко в Астории

о Владимир

10/23 сентября 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слышали с вами, дорогие о Господе братия и сестры, в двух Евангелиях, которые были прочитаны сегодня, о любви. В первом о любви Бога к человеку, а во втором о взаимной любви между нами. Насчет любви, св. Феофан Затворник пишет следующее:

Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним и тотчас дополнил ее учением о Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического – самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением чрез Св. таинства, с верою принимаемыя, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого.

Поэтому, дорогие о Господе братия и сестры, после кончины нашего дорого настоятеля мы должны именно быть сплоченными, вместе и проявлять эту христианскую любовь, которой Господь нас учил. Враг не спит и, возможно, что он действует. Не позволяйте ему иметь в этом успеха. Оградите себя благодатию Божией, молитесь, поститесь, ибо враг не терпит молитву и пост. Это и таинства исповеди и причащения - наши оружия против врага. Будем стараться нашу жизнь полагать в руки Божия, и если мы это сможем сделать, то тогда будем знать, что все, что происходит в нашей жизни, это в благо, потому что уже не мы, но Он руководит ею, и вселюбящий Господь всегда все делает в пользу нашего спасения.

Да поможет всем нам Господь. Аминь.


24 сентября в храме Св. Троицы (Астория), где о. Владимир служит исполняющим обязанности настоятеля, состоится Божественная Литургия (Св. Ксении) В этот день мы сможем также поздравить о. Владимира с пятнадцатилетием посвящения в духовный сан.

Источник

Печать E-mail

РПЦЗ: Фотоальбом отпевания и погребения протоиерея Всеволода Дутикова в Астории

Вышел фотоальбом отпевания и погребения протоиерея Всеволода Дутикова, которые были совершены 10 сентября (н. ст.) 2015 г. в Астории (США, РПЦЗ).

Печать E-mail

РПЦЗ: Престольный Праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялся в Одесском Свято-Иоанновском монастыре. ФОТО

8/21 сентября 2015 г. в Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре (с. Егоровка, РПЦЗ) отмечали храмовый Праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богослужения совершал священник Аврелий, в храме звучало антифонное пение на два клироса. В конце Божественной Литургии о. Аврелий произнес проповедь, в которой подчеркнул решающую роль Пречистой Богородицы в деле спасения всего человечества, Ее чистоту жизни на земле и всецелое служение Богу, за что Она и сподобилась стать Материю Богочеловека Иисуса Христа.

В этот день приехало в монастырь много паломников из Одессы, Киева, Воронежа и других мест. Праздничное торжество, восхваляющее рождение Пресвятой Девы, завершилось шествием со Славой в монастырскую трапезную, где насельницы святой обители приготовили для гостей обильное угощение.

Вечером ужин для сестер состоялся в монастырском саду на свежем воздухе.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

 

Печать E-mail

Ангела Меркель: «Вы не хотите исламизации Европы? Приходите в церковь!»

«Вы не хотите исламизации Европы? Приходите в церковь!» Неожиданная позиция Ангелы Меркель

Я хотела бы видеть больше людей, которые осмеливаются сказать: «я – христианин», – ответила канцлер ФРГ Ангела Меркель на вопрос об опасности исламского фундаментализма для Европы. Она выразила надежду, что жители Старого Света вернутся к религиозным практикам.

Эти отважные и шокирующие для европейского политика слова прозвучали в начале сентября в Бернском университете в Швейцарии. Канцлер Германии отметила, что проблема исламского радикализма касается не только Ближнего Востока, но и Западной Европы. Меркель обратила внимание на то, что многие боевики Исламского государства воспитывались в странах Евросоюза.

– Я хотела бы видеть больше людей, которые осмеливаются сказать: я – христианин, больше тех, кто достаточно смел, чтобы вести диалог, – сказала канцлер, отметив также, что она поддерживает обязывающую в Германии свободу вероисповедания.

По мнению лидера партии «Христианско-демократический союз Германии», христиане Западной Европы должны вернуться к религиозным практикам, а дискуссия об опасности ислама должна всегда обращать жителей Старого Света к собственным корням, в том числе – религиозным.

Источник

Печать E-mail

РПЦЗ: Торжества по случаю 50-летия супружеской жизни протоиерея Григория и матушки Ольги (ФОТО)

50-летие совместной жизни торжественно отметили на Толстовской ферме (США) митрофорный протоиерей Григорий Котляров и матушка Ольга.

Печать E-mail

Еще статьи...