7 ноября по новому стилю (25 октября по старому), русское зарубежье считало Днём непримиримости. Нам нельзя этого забывать.
Сорокалетие страшной кровавой большевицкой революции 25 октября 1917 года было ознаменовано русской эмиграцией во всех пяти частях света устройством так называемых "дней непримиримости". Обычай устраивать такие "дни непримиримости" давно уже вошёл в жизнь русских людей, оставивших своё отечество, превращённое безбожными большевиками в некое преддверие ада. Эти "дни" устраивались повсюду, а особенно в больших центрах скопления русских людей, непримиримых к большевизму, ежегодно. Зло, причинённое большевицкой революцией 1917 года русскому народу, столь велико, что устройство таких "дней", с чисто-человеческой точки зрения, вполне понятно и оправдано.
Во времена церковных нестроений решающее значение для христианина имеет исповедание им правой веры и пребывание в лоне истинной Церкви. Этого не так сложно было придерживаться в период спокойствия и стабильности, в котором пребывала Православная Церковь со времён крещения Руси до начала нынешнего века. Однако "мятежный" дух, дух гордости, повсеместно распространившийся среди нас, не только радикально изменил социальное и экономическое устройство общества, но и внёс большой соблазн в ограду Церкви. Православный человек вопреки своему желанию постоянно ставится перед выбором – где истинная Церковь.
В преддверии Архиерейского Собора РПЦЗ 1998 г., митрофорный протоиерей Роман Лукьянов обратился ко всей Зарубежной Церкви с открытым посланием «Путь Русской Зарубежной Церкви. Наблюдения и мысли старого священника», в котором призывал Церковь принять участие в созываемом Московской патриархией поместном соборе 2000 г. В своем послании он утверждал, что патриархия для РПЦЗ является «Матерью-Церковью», что все разногласия с ней уже упразднены, и что, в случае несогласия идти с ней на соединение и участвовать в ее соборе, Зарубежная Церковь «из неотъемлемой части Русской Поместной Церкви» превратиться в «самодовлеющую секту». На это послание последовал строгий ответ Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Виталия, который и публикуется ниже.
"Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу" (Мф 5.25).