Митрополит Агафангел: Что проповедовали апостолы? (2017)
(доклад ежегодной конференции "Пути Русской Зарубежной Церкви", Одесса, 2017 год)
Казалось бы, ответ на этот вопрос прост – Евангелие, и всё, что в нём изложено. И это так. Можно добавить, что апостолы проповедовали то, что изложено в их письменной проповеди – Посланиях. Но Послания Апостолов предназначены для тех, кто уже уверовал, принял Христа, поэтому там много "насущного" – ответы на запросы христиан, которым послания писались. Меня же, в данном случае, интересует основная истина, которая убеждала неверующих стать верующими, главный мотив и самый общий смысл апостольской проповеди. Что, собственно, их самих обратило и что именно в их проповеди обращало в христианство других.
Следует признать, и сейчас есть множество прекрасных проповедников, богословов и знатоков Священного Писания, мы самостоятельно читаем и слушаем Евангелие, но, почему-то и проповедь священнослужителей, и богословские труды, и индивидуальное чтение – очень и очень редко производят глобальный переворот в сознании людей, подобный тому, который происходил под действием проповеди апостолов. Поэтому, всё же, вполне правомерно задать вопрос, в чём был главный акцент проповеди апостолов, в чём именно заключился поворотный момент для запиравшихся в комнате из-за страха людей, боявшихся преследований, к тому, что они открыто вышли в мир, и покорили благой вести всё цивилизованное человечество?
***
Евангелие – это не просто жизнеописание Христа, это – описание Его явления миру в свете Его воскресения. Мы видим, что описанных в Евангелии событий Страстной недели апостолы никак не ожидали – они, даже после нескольких лет проповеди Спасителя, были уверены в том, что Христос каким-то образом станет земным правителем – царём Иудейским в самом прямом, земном, понимании. То, что случилось, когда вместо того, чтобы возглавить еврейский народ в качестве правителя-царя, Он был казнён как преступник, явилось для Его учеников полной неожиданностью, а для народа означало окончательное разочарование во Христе как еврейском Мессии. Ни у кого из них даже не было мысли о Его воскресении, они его совершенно не ожидали, поэтому, первое, чем были поражены все апостолы – это то, что их Учитель воскрес. До этого они были удостоверены в Его смерти, видели Его умершим, принимали участие в Его погребении, и никак не ожидали Его воскресения, как не ожидают воскресения умерших и похороненных людей все прочие люди. Поэтому, когда к ним прибежала проповедница воскресения Христова Мария Магдалина и сообщила, что Его гроб открыт и Его там нет, они были поражены этой вестью и побежали к гробу чтобы удостовериться: "Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых" (Ин 20.9). Также не поверили и многим: "То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им" (Лк 24.10-11). Да и Сам Христос, по Своём воскресении, приходя к ученикам, старался прежде всего их удостоверить, что это Он, и что Он, действительно, воскрес. С момента, когда апостолы убедились и поверили в воскресение Христа, этот факт стал главным событием, началом и смыслом их земной жизни, и толчком проповеди. Это отражено и в Евангелие, которые, собственно, оканчиваются воскресением Христовым. Добавлю ещё, это было не "простое" воскресение – Он совершенно не был похож на человека, которого случайно похоронили живым, по ошибке – израненным и измождённым пытками, полуживым, больным и обессиленным – это всё ушло. Он воскрес не таким, каким был, Он стал другим человеком, получив такие свойства, которые у обычных людей отсутствуют – при встрече Его не сразу узнавали, Он мог появляться и исчезать, проходить сквозь запертые двери, являться в разных обликах: "После сего явился в ином образе" (Мк 16.12). Но, при этом Он принимал пищу и вид Его не отличался по внешности от обычных людей. Никто не знал и не спрашивал, где Он жил, куда уходил и откуда приходил – очевидно, что такие вопросы были просто не уместны. После 40-ка дней Он покинул живущих людей и вернулся к Отцу Небесному в Небесное Царство, пообещав всегда пребывать с людьми на земле. Вот, собственно, решающее событие в жизни апостолов и вообще христианстве – в жизни каждого человека.
Потом ученики вспоминали слова, чудеса и поступки Христа, когда Он жил рядом с ними и среди людей, уже в свете Его воскресения. Собственно, основные истины, ставшие догматами, апостолы "вспомнили" из слов, которые Он говорил им раньше, но на которые тогда они не обращали внимание. В Евангелие ангел у гроба говорил: "Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его" (Лк 24.6-8). Вспомнили впоследствии апостолы и Его вопрос: "За кого вы Меня почитаете?" и свой ответ: "Ты Христос, Сын Божий". Вспомнили Его слова: "Верующий в Меня не умрёт, но будет иметь жизнь вечную". И многое другое, о чём записали впоследствии в Евангелии. В свете воскресения апостолы переосмыслили и чудеса, совершённые на их глазах Иисусом – воскрешения умерших, умножение хлебов, изгнание бесов исцеление неизлечимых болезней и т.д., а также пророчества и предсказания, которые все сбылись.
Таким образом, воскресение Христово явилось главным событием, изменившим апостолов и именно это воскресение лежало в самом основании их проповеди: "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1Кор 15.14). Недаром и Церковь празднует воскресение Христово во главе всех прочих праздников. Ведь Пасха – означает прохождение смерти мимо человека.
Именно воскресение Христово окончательно убедило апостолов в истинности Его слов, которые Он говорил им, когда жил среди них. Важнейшим из того, что апостолы осознали и усвоили было то, что и явилось новым Откровением человечеству, смыслом и завершением Евангелия и, соответственно, всего Священного Писания:
1. Христос воскрес; 2. Иисус Христос есть воплотившийся Бог; 3. Иисус Христос – единственный Бог всех народов; 4. Только через Иисуса Христа возможен путь в Небесное Царство. Также следствием воскресения Христова явилась и сопутствовала в их проповеди и жизни: 5. Благодать Святого Духа, зримо пребывавшая на Апостолах и других христианах.
1. Христос воскрес.
Факт воскресения Христова был самым убедительным и решающим аргументом для апостолов. В Его воскресение не поверил со слов жён мироносиц ни один апостол. Только личная встреча с воскресшим Христом, Его личное удостоверение в Своём воскресении, смогло убедить всех Его учеников.
О чём учил Христос в период после Своего воскресения до вознесения на Небо?
1. Господь убедил учеников в Своём воскресении: "Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили" (Мк 16.14). "Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними" (Лк 24.36-43). "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои (Ин 20.19-20). "После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин 20.26-29).
Из этих слов Спасителя, мы видим, что блаженны (святы) те, кто твёрдо верит в воскресение Христово. Это та вера, без которой не может быть следующих шагов на пути к Богу.
2. Господь по Своём воскресении открыл ученикам подлинный смысл Священного Писания: "Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании" (Лк 24.25-27). "И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день" (Лк 24.44-46).
3. Господь послал апостолов проповедовать то Евангелие, которое открылось им после Воскресения: "И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет" (Мк 16.14-16). "И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима" (Лк 24.46-47).
2. Иисус Христос есть воплотившийся Бог.
Хоть в Евангелие не сказано, что Христос прямо говорил о Себе, что Он Бог, но приводится множество свидетельств, что это так. Господь говорил о Себе, как о Боге, до Своей смерти и воскресения, но ученики не понимали тогда смысл его слов и действий, который открылся им только после воскресения. В Евангелие есть совершенно однозначные указания, что Христос – это Бог.
Евангелие от Иоанна начинается: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин 1.1), а в 14-м стихе: "И Слово стало плотию". Это ясно говорит о том, что Иисус стал Богом воплотившимся. Совершенно определённы слова Иисуса: "Я и Отец – одно" (Ин 10.30).
Апостол Фома обратился к воскресшему Христу: "Бог мой!" (Ин 20.28), и Господь тут же подтвердил истинность этой веры: "Ты поверил, потому что увидел Меня..." (Ин 20.29).
"Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14.9-11).
То, что Иисус свидетельствовал о Себе, как о Боге, ясно было фарисеям и книжникам. Так, об исцелении расслабленного в Капернауме в Евангелие сказано: "Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?" (Мк 2.5-7). Господь тут же подтвердил присутствующим, что Он имеет власть прощать грехи: "Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мк 2.10-11). То же повторено и в Евангелие от Луки в 5 главе, 20-24 стих, Евангелие от Матфея, 9 гл. 2-6 стих. То же и в случае с женой грешницей, омывшей Ему ноги: "Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?" (Лк 7.48-49). Книжники и фарисеи прямо приступали ко Христу и требовали от Него ответить: свидетельствует ли Он о Себе, как о Боге, или нет: "Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо" (Ин 10.24). Господь в подтверждение этого указал им на Свои дела, которые о Нём свидетельствуют: "Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне" (Ин 10.25). "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий" (Ин 8.25). После слов Христа "Я и Отец – одно" – "Опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его", говоря при этом: "Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Ин 10.30,33). То же самое случилось после слов Господа: "Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин 8.58-59). Господь не опроверг слов, что Он "делает Себя Богом".
В Деяниях и Посланиях апостольских Иисус Христос также называется Богом.
"Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею" (Деян 20.28).
"О Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих" (Евр 1.8-9). Сын Божий дважды назван Богом.
"Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит 2.13).
"Принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия" (2Пет 1.3).
"Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1Ин 5.20).
Апостол Иоанн передал слова ангела: "Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись" (Откр 19.10). В то же время, в Евангелие описано несколько случаев, когда люди поклонялись Иисусу (Мф 2.11;14.33;28.9,17; Лк 24.52; Ин 9.38). Господь никогда не останавливал людей, поклоняющихся Ему. Если бы Иисус не был Богом, Он бы просил этих людей не поклоняться, так же, как это сделал ангел в книге Откровения.
Господь Иисус Христос является Спасителем мира, искупившим человеческий род от вечной смерти. Искупительный подвиг не мог совершить человек, даже пророк – это доступно только воплотившемуся Богу. Мысль эта была основной у святителя Афанасия Великого в борьбе с лжеучением ариан.
3. Иисус Христос – единственный Бог всех народов.
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф 28.19-20).
"Проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима" (Лк 24.47).
"Будет одно стадо и один Пастырь" (Ин 10.16).
"Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт" (Ин 11.25).
"Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех" (Деян 10.34-36).
"Благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши" (Деян 14.15-17).
"От одной крови Он произвёл весь род человеческий" (Деян 17.26).
"От них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Рим 9.5).
"Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3.28).
"Нет иного Бога, кроме Единого" (1Кор 8.4).
"Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога" (2Ин 1.9).
4. Только через Иисуса Христа возможен путь в Небесное Царство.
"Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин 14.6).
"Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3.16).
"Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Кто войдёт Мною, тот спасётся " (Ин 10.7,9).
"Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей" (Ин 10. 28).
"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой" (Мф 16.24).
"Нет ни в ком ином спасения" (Деян 4.11).
"Соделались причастниками Божеского естества" (2Пет 1.4).
5. Благодать Святого Духа, зримо пребывавшая на Апостолах и других христианах.
Но даже знание и вера во Христа Бога не смогли подвигнуть апостолов на проповедь. Только сошествие Святого Духа, когда они явно увидели это сошествие, и когда они видели, как Дух сходит на других людей по их молитвам, сделало из простых людей апостолов. После Пятидесятницы благодать Святого Духа зримо пребывала на последователях Христа, даже их поведение становилось необычным: "иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина" (Деян 2.13). Дары Святого Духа, которыми сами апостолы обладали во всей их полноте, другие люди получали сразу после крещения, но не во всей полноте, а только некоторые из перечисленных апостолом Павлом (1Кор 12.8-10): 1. Слово мудрости; 2. Слово знания; 3. Вера; 4. Дары исцелений; 5. Чудотворение; 6. Пророчество; 7. Различение духов; 8. Разные языки; 9. Истолкование языков. Особенно распространён в первые годы христианства был дар говорения "на языках", и этот видимо проявляемый дар производил на всех большое впечатление, как мы это видим из Деяний и Посланий апостольских (хоть уже сам апостол Павел критиковал именно дар говорения на непонятных языках /см. 1Кор 14/, так что этот дар впоследствии сошёл на нет). Примерно то же можно сказать и о даре пророчеств, говорившихся как бы в состоянии исступления. В целом, как это не удивительно, но в наши дни все перечисленные дары можно, так сказать, "подделать", то есть, сымитировать, подменить их ложными – не зря сейчас распространено множество лже-мудрований, ненужных и вредных знаний, ложных вер, исцелений и так далее. Враг рода человеческого научился и научает других довольно искусно подделывать перечисленные дары, что можно увидеть, например, в сектах различного рода харизматов, где совершенно очевидно то, что не Дух Святой производит происходящие в них беснования.
Следует различать дары Святого Духа, получаемые непосредственно как дар, и плоды Святого Духа, созревающие не сразу, а с течением времени, благодаря действию в нас Его благодати и нашему содействию, соработничеству, этой благодати. Гораздо большее значение для нас, как указание на присутствие Святого Духа, имеют именно плоды Духа, также перечисленные апостолом Павлом: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал 5.22-23). Эти качества, если они сопровождены чистотой и постоянством, подделать и сымитировать никак невозможно. Именно по плодам Духа мы можем судить об истинности Церкви: "Ибо дерево познаётся по плоду" (Мф 12.33).
Апостолы обладали в полноте как дарами, так и плодами Святого Духа, которые содействовали им в распространении Евангелия. Причём, сила даров Святого Духа проявлялась в апостолах настолько явно, что, например, в греческом городе Листра апостолов Павла и Варнаву местные жители приняли за своих языческих богов, пришедших в образе людей (Деян 14.11-13). Без содействия и помощи Святого Духа проповедь апостолов не была бы настолько успешна.
Тема Благодати Святого Духа весьма обширна и этому вопросу был посвящён мой доклад на прошлогодней конференции "О истинной и ложной благодати".
Заключение.
По моему мнению, перечисленные выше открывшиеся в Новом Завете истины, являются наиважнейшими: 1. Христос воскрес; 2. Иисус Христос есть воплотившийся Бог; 3. Иисус Христос – единственный Бог всех народов; 4. Только через Иисуса Христа возможен путь в Небесное Царство – они требовали, взывали к духу и разуму Его учеников, заставляя делиться этим откровением не только с иудеями, а со всеми народами и всем миром. Тем более, что эту Истину, явившуюся кульминацией и завершением Священного Писания, Сам Господь заповедовал донести другим: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф 28.18-20).
Новый Завет дополнил и завершил Завет Ветхий явлением миру Иисуса Христа, Которого ожидал Ветхий Завет. Он открыл людям тайну Троичности Божества и указал на Воплотившегося Бога Иисуса Христа как на Спасителя людей и на Святого Духа как Животворящую силу преобразующую человека ко спасению. Искуплением грехов Господь открыл людям путь к святости, отворил им врата Рая.
Поскольку круг бытия – от Сотворения мира до Страшного суда, по-видимому, близок к завершению, нам важно знать главное, что приближает к спасению, а это, в решающей степени, есть вера апостольская.
Окончилась эпоха православных государств и подлинные христиане уже не составляют закваску современного общества, поэтому мы можем говорить, что вернулись в те времена, в котором христиане были в подавляющем меньшинстве и все государства были языческими – когда государство и Церковь жили совершенно раздельно. Настолько раздельно, что христиан мало даже интересовало, какие правители находятся у власти. У первых христиан отсутствовала "политическая составляющая", они, живя на земле, ощущали себя гражданами Небесного Царства, и земные управления и государства их совершенно не заботили: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Рим 13.1). В истории человечества с IV по XX века был период, когда христианство занимало доминирующее положение в некоторых государствах, и этими государствами, в соответствие с волей Божией, явленной в Ветхом Завете, управляли православные Цари, и такие государства были православными со всеми вытекающими порядками и законами. Однако сейчас, когда христиане опять в меньшинстве и не имеют силы духа и веры, подобной первым христианам, общество опять вернулось в подобие "доконстантиновской" эпохи и, соответственно, к тому, что изложено в Новом Завете относительно государственного устройства. Первые христиане жили тем, что Богово, отдавая положенную дань кесарю. Возможно, и нам сегодня тоже следует забыть о многоликих политических перипетиях, и сосредоточиться исключительно на своей внутренней жизни? Я думаю, что да. К этому следует прибавить, что в первые годы своего образования христиане преодолели, с большими усилиями, и национальные различия в своей среде. Но, сохранилась с первых времён христианства, прошла через всю историю и актуальна в наши дни – миссия христиан обличения и сокрушения ложных богов, идолов, последним из которых будет Антихрист, которого сокрушит Сам Господь во Втором Своём пришествии.
По моему убеждению, нам следует сегодня внимательно посмотреть на наши приоритеты и не выдвигать на первый план то, что в истории Церкви было обусловлено временным фактором, созидая, при этом, Царство в своей душе и свято храня нашу русскую духовную традицию как самый верный путь к Богу русской души. Самим же, всем существом своим и во всей чистоте вернуться к Первоисточнику вечной жизни, отрывшемуся апостолам.
+ Митрополит Агафангел
Одесса, август 2017 года
Метки: рпцз, митрополит агафангел