АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Протодиакон Герман: Славный юбилей Газеты и ея Редактора

Мы уже имели случай писать, что судьба газеты Наша Странапоследней оставшейся газеты Белой Эмиграции, сливается с судьбой того, кто уже значительно более полувека является её несменным и самоотверженным Редактором — Николая Леонидовича Казанцевано слияние усугубляется ещё и тем, что как Редактор, так и Газета, отмечают в этом году своё 75-летие. Прямо — близнецы ! Приведём тут то, что мы уже писали пятнадцать лет назад к 60-летию этих двух юбиляров, в статье «Честь и Слава Н.Л. Казанцеву» :

«Все знают, что имя Николая Леонидовича тесно связано с его детищем, радующим всех нас при каждом выпуске – замечательная газета «Наша Страна», гордость Белой Эмиграции и, как неоднократно говорилось и писалось, – последний наш оставшийся печатный орган. Но мало кто, в том числе и мы, знал, что в его сравнительно молодой возраст вот уже целых 40 лет он неизменно несёт редакторский подвиг, своего рода крест, добровольно возложенный на самого себя, когда ему ещё не исполнилось и двадцати лет ! Можно сказать – целая жизнь ! Как не преклониться перед подобным безвозмездным подвигом ! Жизнь Николая Леонидовича буквально сливается и переплетается с радостями, успехами и неудачами самой газеты». Ни одного слова не вычеркнешь из написанного, но сколько слов можно было бы ещё добавить !

Да много, невероятно много русских газет было за все годы изгнанничества, но такого долголетия и такой несгибаемой прямолинейности не найти, нигде, ни одной. Для сравнения остановимся на судьбе другой, тоже долговечной газеты Русской Эмиграции  парижская Русская Мысль, существовавшая с 1947 года и сравним жизненный путь этих обоих органов.

Обе газеты придерживались несомненно анти-советского направления, но и тут можно было очень быстро заметить разницу. С конца 1950 года несменным лозунгом и идеологическим ориентиром Нашей Страны стали безсмертные слова Бориса Башилова, напечатанные в каждом номере на первой странице : «После падения большевизма только Царь спасёт Россию от нового партийного рабства». Со своей стороны Русская Мысль была особо ценной в качестве информационного органа для русских беженцев и в ней также печатались самые видные писатели и мыслители, как Бунин и Шмелёв. Но со временем, в частности в семидесятых годах, когда во главе Редакции стояла кн. Зинаида Шаховская, газета открыто стала рупором диссидентской мысли и это направление усугубилось с заместившей её в 1978 году Ириной Иловайской-Альберти, за год до этого принявшей католическую веру.

Этот сугубо личный выбор Редакторши сильно отразился на облике парижской газеты, за что многие бывшие читатели отвернулись от газеты, постоянно восхваляющей папу Иоанна-Павла II, вплоть до того, что Русскую Мысль стали называть "Римской Мыслью". Ирина Иловайская считала своей нескрытой задачей распространение и укрепление католицизма и особенно авторитета Иоанна-Павла II в частности в России. В нём видела она спасителя России, на него возлагала надежды освобождения нашей родины от большевицкой чумы, тогда как идейная Русская Эмиграция, как известно, видела такую возможность в подвиге и пролитой крови святых Новомучеников и на стоянии на сугубо русских православных устоях.

В мае 1995 года, в день 75-летия Иоанна-Павла II, И. Иловайская-Альберти выступая в Польше, в Люблинском католическом университете, принесла личное раскаяние "за грехи России перед Польшей". Один из сотрудников газеты писал в те годы : «Америка заинтересована в укреплении и росте в России нерусских религий и философий, в том числе католицизма, который является мощной международной силой». Поэтому не странно было наблюдать именно такое анти-русское направление, которого стала придерживаться Русская Мысльставшая однако ценным органом для всех, кто следил за диссидентским движением. Словом  газета превратилась в печатный орган т. н. третьей волны, где наравне с И. А. Солженицыным, которого естественно нельзя было обойти, широко печатались в основном все диссиденты демократического, либерального направления во главе с А. Д. Сахаровым и Е. Г. Боннер, отстаивавших ценности демократии, прав человека, и прочие общеевропейские ценности.

Тем не менее, уже в 90-ых годах газета оказалась близка от банкротства, особенно после того, как пресеклись источники финансирования из США, но Русская Мысль была всё же спасена небезызвестным «Фондом Сороса» и разными католическими организациями, и с 1993 года бóльшая часть газеты стала печататься в Москве и поставлялась в три тысячи российских библиотек. После смерти И. А. Иловайской в 2000 году, газета значительно утеряла свой интерес и сам Сорос отвернулся от Русской Мысли. С 2011 года газета полностью преобразовалась, превратившейся в ежемесячный одноименный журнал.

Этот быстрый экскурс по истории газеты показывает, насколько редакционная линия Русской Мысли полиняла за три четверти века существования, перейдя с печатания Шмелёва и Ильина, объявлений Союза Ревнителей Священной Памяти Императора Николая II и информации внутри-эмигрантской жизни, на восхваления общеевропейских ценностей.

Сравним с Нашей Страной. Какой путь она прошла за те же три четверти века ? Нет, не осталась она на мёртвой точке, не была чуждой своему веку, следила за всеми изменениями русской жизни, как в Эмиграции, так и в самой России, но неизменно освещала их с традиционных исторических позиций Русской Белой Эмиграции, никогда не поддавалась иностранным влияниям и интересам. Все эти годы существовала только на средства от розничной продажи газеты, от подписчиков и некоторых  слишком редких  жертвователей, среди которых следует особо отметить И.А. Солженицына, который, как только прибыл на Запад после высылки из Советского Союза, понял исключительный смысл и значение Нашей Страны, как для историитак и для будущего России, и тесно связался с Николаем Леонидовичем Казанцевым, по должному оценивая подвиг этого ещё молодого тогда человека.

Надо ещё отметить проницательность и редакторское чутьё Николая Леонидовича. Он пристально следил за событиями в СССР и затем в РФ, поддерживая всё что, казалось ему, шло по стопам традиции, исторического духа, всё что было созвучно Белой Идее и одновременно жестоко обличал все перемены, все влияния, идущие наперекор истинной России, "нашей" России. Именно жестоко обличал всё, что пахло ложью, изменой, особенно когда приходилось ему, и не раз (!) разоблачать т.н."перевёртышей", бывших единомышленников, сдававших прежние позиции, на которых он-то неизменно прочно продолжал и продолжает стоять. Такая прямолинейность многим непонятна, но она свойственна этому редкому человеку, свойственна истинному Белому Духу и тем лучшим ценностям, на которых была создана и выросла Белая Эмиграция.

Пример редакторского чутья Николая Леонидовича проявился особенно, когда Зарубежная Церковь пошатнулась на своих устоях, что казалось невероятным, совершенно немыслимым, однако … То, что было основой и осью Белой Эмиграции стало непонятно почему сомневаться в самом себе, в своей как никогда нужной миссии. До того это было непонятно и невероятно, что долго отказывались все верить, что внутри самой Церкви явился червь измены, который стал лукаво, под самыми добрыми предлогами  коммунизм, мол, пал, наша миссия кончена, надо помогать "матери-церкви" растлевать сознаниеумы, дух паствы, духовенства и архиерейства. Архиереи стали играть перед святым старцем Митрополитом Виталием ту же гнусную роль, что сто лет назад сыграли генерал-адъютанты перед святым Царём-Мучеником. Воистину повторилось роковое «Кругом измена, трусость и обман». Даже Зарубежная джорданвилльская цитадель пошатнулась, Православная Русь, вещавшая в течении стольких десятилетий православную истину, сбилась с толку, сошла с рельсов. И тут, долго не думая, Николай Леонидович понял, что за неимением отныне ни одного печатного органа для защиты Церкви, его прямым долгом было предоставить страницы своей газеты на эту благородную цель. Не может быть истинной России без истинной Церкви. И Наша Страна на добрый десяток лет стала единственным печатным глашатаем Зарубежной истины, без какого либо ущерба своей исконной миссии.

Такое переключение редакторской линии свидетельствует о том, что газета ничуть не стоит на мёртвой точке, а наоборот умеет, и очень ловко, отвечать на надобности времени, но отвечать, оставаясь самим собой.

Тут интересно проследить, какие были реакции на этот поворот редакторской линии. С одной стороны появились критики, что бывшая монархическая газета превратилась в церковный листок. Это в основном выдвигалось разными нео-монархистами из РФ, которые не видели ничего зазорного в том, чтобы одновременно считать себя монархистом и членом Московской Патриархии. Но самые поучительные критики, из чего можно видеть кто пошёл путём Русской Мысли и кто остался несгибаемым в защите правды, исходили из самой Зарубежной среды.

Остановимся на примере Аргентины, поскольку именно там издаётся газета. И отметим сразу, что именно в Аргентине и вообще в Южной Америке, церковным предателям не удалось перетянуть Зарубежную Церковь в Московскую Патриархию и именно там осталась в почти полном составе традиционная Зарубежная Епархия. Но удалось это не безболезненно. Пришлось отстаивать истину не только против изменников-сvнодалов, но и против Правящего архиерея, епископа Александра /Милеанта/ !

Жаль, ибо епископ Александр был одарённым человеком, хорошим пастырем, но столь характерным для духа нео-зарубежников, поверившим по глупости или умышленно, что Россия воскресла во всей своей прежней красе и настало время подчиняться "матери-церкви". Надо ли лишний раз напомнить, что МП никогда таковой не была для Зарубежной ЦерквиВл. Александр ныне скончался, но интересно было бы знать, что он сегодня думал бы о том, что писал в разгаре эйфории, и что могут думать все его здравствующие соратники по предательству, о таких словах по поводу тогдашнего направления Нашей Страны «На вопрос сближения нашей Церкви с Церковью в России отрицательное влияние в Южной Америке ещё оказывает газета Наша Страна. Эта патриотическая газета, более шестидесяти лет честно боровшаяся с коммунизмом, с падением коммунизма в России оказалась вдруг без определённого врага. Что же остается делать её редакторам и сотрудникам? Закрыть газету?  Жалко! Поэтому, в духе прежней непримиримости к коммунизму, газета все усилия направила на „разоблачение“ теперешних церковных и политических администраторов России. Дух газеты стал мрачным и озлобленным». Добавим ещё свидетельство Сергея Таубе о трудностях святительства Вл. Александра в Аргентине : «Живы были ещё традиции И. Солоневича, издавалась консервативно-монархическая газета Наша страна».

Как это схоже с тем, что говорил сразу после подписания в 2007 году постыдной унии с МП Вл. Лавр, человек не побоявшись восхитить первосвятительскую кафедру св. Митрополита Виталия : «Препятствовала старая эмиграция, к которой я не отношусь. У ее представителей очень распространено настроение недоверия к советской власти, и тому, что с ней было связано. Трудно было переубедить их в психологическом плане». Как говорится  проще и яснее не скажешь.

Но мы хотим остановиться на епископе Александре, так как он с 10-летнего возраста проживал в Аргентине и в 1998-ом году был поставлен на Буэнос-Айресскую кафедру. До этого был рукоположен в сан диакона блаженнопочившим Зарубежным столпом Архиепископом Аверкием, в священника другим дивным столпом и исповедником святым Филаретом, что явно не повлияло на его умозрение и не остановило от предательского шага.Тот же С. Таубе пишет о том, как он был встречен паствой, когда вступил в свою кафедру: «Его позиция сразу вызвала у консервативно настроенных членов РПЦЗ сомнение. Он прямо и гласно заявлял о своем признании РПЦ МП „Матерью-Церковью“, признавал все ее таинства, что для многих прихожан РПЦЗ, воспитанных в старом духе и не понявших, что в права вступила „новая политика“, было очень соблазнительно ».

Именно эти «консервативно настроенные члены РПЦЗ» были счастливы иметь в лице славной Нашей Страны и её несменного в течении последних пятидесяти пяти лет Редактора, печатный орган, позволивший им вести духовную брань с отступниками. Брань, не принесшую желаемой полной победы, но позволившую сохраниться, хоть и умаленной, но живой Зарубежной Церкви.

Семьдесят пять лет прошло и за эти три поколения столько ушло патриотически настроенных читателей газеты, но мы определённо знаем, что сегодня всё, что имеет серьёзное значение в патриотическом духе, как в России так и в Зарубежье, отдаёт в этом дань Николаю Леонидовичу одному из последних могиканов Белой Эмиграции. И вспомним тут с благодарностью основателя Нашей Страны Ивана Лукьяновича Солоневича и всех усопших сотрудников газеты, громко провозгласим им Вечную память и признательно скажем – честь и слава Нашей Стране и Николаю Леонидовичу Казанцеву !

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Метки: рпцз, протодиакон герман

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.