Протодиакон Герман: Наконец серьёзно взялись за собирание ''осколков''
Я всё собирался написать свои мысли по поводу размышлений Вл. Митрополита об осколках … и так и не собрался. Дела, заботы накапливаются и время проходит.
Но тем не менее — лучше поздно, чем никогда : надо горячо поздравить Вл. Митрополита, что потрудился изложить интересные глубокие идеи, которые выгодно выделяются на фоне нашей серой повседневности. И на самом деле — кто сегодня мыслит или просто видит в этом пользу ? А подумать — какое богатство в этом отношении представляла собою Зарубежная Церковь ! Какой интеллектуальный и духовный капитал накопила за истекший век ! Наше жалкое сегодняшнее положение должно было бы особо всех нас настраивать на то, как выйти из этого положения, должно было бы всех нас побуждать выдвигать свои мысли — словом действовать, а не горделиво замыкаться в своей правоте и чистоте. Ведь несомненно знаем, что вокруг нас, но временно ещё не с нами, есть большое количество единомышленников, наших безусловных братьев. Не пришло ли время серьёзно над этим задуматься ? На самом деле, что видим мы : умирает пожилой священник и тут же глохнет приход и с ним уходит наша миссия, миссия традиционной Зарубежной Церкви. За что же мы боролись, каких-то 15 лет назад ? Неужели за то, чтобы так безславно и безполезно закончить свой путь ?
Поэтому размышления Митрополита Агафангела должны быть всеми приняты с искренней благодарностью и без задних предвзятых мыслей. Непонятно, обидно, горько видеть, что под этой глубокой статьёй нет ни одного отклика, ни одного комментария … Это обезкураживает. Церковь есть живой организм, в котором жизнь, а не апатия, должна жительствовать. Должны быть обмены мнениями, даже споры не страшны, но должна быть жизнь, надежда, общее делание. Можно не соглашаться со всеми утверждениями, со всем, что написано, но надо радоваться, что предпринята первая, как нам кажется, серьёзная попытка пойти навстречу, протянуть братскую руку, забыв обиды, ссоры. До сих пор с разных сторон уже слышались декларативные заявления, конечной целью которых было показать, что у нас совесть чиста, мы делаем всё возможное, но не встречаем ответа. Нет ! Здесь впервые сделан настоящий шаг навстречу, который многие, многие ожидали.
Но теперь, после этих одобрительных, положительных фраз, перейдём к тому, что выше писали : в церковных вопросах могут быть разногласия, несогласия, особые мнения и т. д., но неизменнодóлжно иметь ввиду не навязывание своего мнения, а общую церковную пользу.
В своей статье «Об осколках, расколах и перспективах собирания» Вл. Митрополит предлагает много интересных, безспорных мыслей о единстве и единственности Церкви, мысли, развитые многими Святыми Отцами, в частности св. Киприаном Карфагенским. В Зарубежной Церкви эта тема была блестяще изложена покойным Епископом Георгием /Граббе/. Могу сказать, что в том, что меня касается, они сильно повлияли на моё становление и оставили неизгладимый след. Тем не менее, приводить эти высокие мысли, относящиеся к Церкви-Телу Христову, к нашим мелким, внутренним распрям весьма спорно. Церковь и Зарубежная Церковь, как никак, две разные величины. Принадлежа к Зарубежной Церкви мы естественно являемся полноправными членами Церкви. Для нас Зарубежная Церковь — это безусловно Церковь, но Церковь всё же больше, чем Зарубежная Церковь. Вот почему, говорить о тех, кто хочет собирать ''осколки'', что они проповедуют экуменическую теорию ветвей, и значит поражены злейшей экуменической ересью, — просто не серьёзно. Пора понять, что говорят люди : не Церковь разделилась на осколки, а Зарубежная Церковь. Поэтому с большим удовольствием констатируем, что это именно то, что вытекает из недавнего Синодального Обращения, предлагающего установить евхаристическое общение между всеми частями неразделённой РПЦЗ.
Увы, одновременно с этим мудрым решением видно, что всё ещё не изглажены раны недавних печальнейших разногласий и продолжается очернение Архиепископов Андроника и Софрония. Говорится, что в их недавнем отделении не было канонических причин. Не будем вдаваться в разбор : каноническими или нет были причины отделения. Достаточно сказать, что причины были. С этим никто серьёзно спорить не может. И эти причины никогда не были должным образом рассмотрены, что родило взаимное, до сих пор не изжитое, ожесточение.
Поэтому, смеем торжественно обратиться к обеим сторонам : бросить раз на всегда взаимные упрёки, не подливать постоянно масла в огонь и не продолжать ту деструктивную деятельность, невольными жертвами которой мы являемся эти последние годы.
Можно ли, без потери доверия, протягивать братскую руку всем, вышедшим из неразделённой РПЦЗ и не примкнувшим к МП, и одновременно считать Владык Андроника и Софрония чуждыми Зарубежной Церкви, и чуть ли не её врагами ? Говорится, что все должны быть ответственны за будущее нашей Церкви, что нам нужны монастыри, молодёжные программы и встречи, что это всё вопросы, касающиеся нашего выживания. У нас есть уже образцовый женский монастырь в Егоровке с выдающейся Матушкой Игуменьей Александрой, есть успешно развивающийся мужской монастырь в Молдове у Владыки Анфима. Неужели нам лишен и не нужен монастырь Владыки Софрония на Псковщине ? Неужели молодёжные сборы, проводимые в Маунтин-Вью под омофором Владыки Андроника не отвечают нуждам, требуемым для успешного будущего нашей Церкви ? И наконец, можно ли обрушиваться с такой безпощадностью на Владыку Андрея ? Какую пользу возрождающейся Церкви приносит такое отношение к главе процветающего многолюдного мельбурнского прихода, человеку с двадцатилетним джорданвилльским монашеским стажем, выдающемуся представителю джорданвилльской школы иконописи, грамотному педагогу ? Неужели у нас избыток людей такого калибра, что можем им пренебрегать ? Понимаем, что вопрос хиротонии может представлять каноническую проблему, но не проще и благоразумнее ли говорить о возможности хиротесии, к которой в других случаях прибегали, чем вести разговоры о низвержении из сана ? Для нас, без всякой задней мысли, они все являются нашими Зарубежными братьями, с которыми считаем себя в полном единстве. Безусловно — более, чем похвально заботиться о налаживании диалогов, но, чтобы быть правдоподобным, в первую очередь надо заботиться об объединении своей же семьи.
Но, как радостно и обнадёживающе читать — что мы не раз писали — что в трагическом вопросе разрыва Зарубежной Церкви и её распада на осколки могло, как ни странно, быть несколько правд и, как сказано в Синодальном Обращении «Очевидно, что сегодня не является полезным для РПЦЗ выдвигать друг другу упрёки в том, что случилось в недавнем прошлом». Да, у каждого могла быть своя правда, и эти правды могли даже враждовать между собою. Мы ничуть не отказываемся от своей тогдашней правды, но сегодня вопрос не в этом, а в том, что, эти, шедшие разными путями правды, объединились в стоянии за объединяющую всех нас историческую Зарубежную Церковь.
Да, радостно читать такие, казалось бы, простые истины, что на территории, как бывшего СССР, как и во всём мiре, есть группы, сохранившие неповреждённое Православие, с которыми необходимо налаживать диалог, благодаря которому «станут возможными взаимные уступки ради единства во Христе. Это единственный здоровый и правильный путь. Само нежелание такого диалога — явный и очевидный признак совершившейся деградации и впадения в сектантство».
Такие вселяющие душевную радость и надежду мысли Владыки Митрополита нашли официальную церковную конкретизацию в недавнем Синодальном Обращении, заключение которого мы с благодарностью полностью приводим :
«В силу возникшего критического положения, мы предлагаем установить евхаристическое общение между теми, кто прежде был в неразделённой РПЦЗ и сделать общим только Архиерейский Собор, при сохранении полной административной автономии тех, кто пожелает совершить этот шаг».
После стольких разочарований и едва ли не потери надежды большинства Зарубежной паствы на возможность быть услышанной, это Обращение обретает для нас прямо пророческий характер. Дай Богъ !
С нашей стороны будем использовать все возможности для воплощения в жизнь этого мудрого решения наших Архиереев.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
- - - - - -
Обращение
Архиерейского Синода РПЦЗ ко всем, бывшим ранее в единой и неразделённой Русской Зарубежной Церкви
Дорогие архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне!
Мы все с благодарностью вспоминаем годы, прожитые в неразделённой Зарубежной Церкви, вплоть до заключения унии бо́льшей её части с апостасийной и еретической Московской Патриархией. Величайшей трагедией для всех нас явилось дробление Церкви и попытка её полного уничтожения путём готовившегося на протяжении ряда лет слияния с так называемой "советской церковью", подконтрольной враждебными Христу силами.
Каждый член Церкви, от архиерея до мирянина ответственен за её целостность и чистоту. Мы не можем не думать и не молиться за восстановление утраченного единства Русской Зарубежной Церкви.
Очевидно, что сегодня не является полезным для РПЦЗ выдвигать друг другу упрёки в том, что случилось в недавнем прошлом. Здесь у каждого своя правда. Наша правда в том, что наш Предстоятель был свидетелем, как Митрополит Виталий подписал прошение Собору с просьбой удалиться на покой, поздравил лично нового Первоиерарха с избранием и сказал, что он отныне митрополит на покое. Это то, чему он лично был свидетелем.
Мы хорошо понимаем, что у других есть другая правда, и не намерены ставить её под сомнение.
Сейчас речь идёт о ближайшем будущем нашей Церкви, за которое ответственны все. Мы у себя столкнулись с тем, что вместе с умершим священником умирает и его приход – у нас уже несколько таких умерших приходов. Уверены, что с этой проблемой сталкиваются и другие. Нас критически мало – нам жизненно необходимы монастыри, духовные учебные заведения, молодёжные программы для того, чтобы не прекращалось окормление нашей паствы, за которую мы ответственны перед Богом.
В силу возникшего критического положения, мы предлагаем установить евхаристическое общение между теми, кто прежде был в неразделённой РПЦЗ и сделать общим только Архиерейский Собор, при сохранении полной административной автономии тех, кто пожелает совершить этот шаг.
Если нужны предварительные переговоры, то мы к ним готовы.
Председатель Синода:
+ Митрополит Агафангел
Члены Синода:
+ Архиепископ Георгий, + Епископ Григорий, + Епископ Никон, + Епископ Иоанн, + Епископ Анфим
Одесса, 16/29 мая 2019 года
Метки: рпцз, протодиакон герман
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи