АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.): СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ 
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.
 
СИЛА ВѢРЫ, СМИРЕНІЯ И НЕОТСТУПНОСТИ ВЪ МОЛИТВѢ.
(Въ день 60-тилѣтія священнослуженія архіепископа Виталія)
«О, жено, велія вѣра твоя! буди тебѣ, якоже хощеши» (Матѳ. 15, 28).
Вы слышали, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры, эти слова высокой похвалы, обращенныя Господомъ Іисусомъ Христомъ въ нынѣ чтенномъ Евангеліи къ женѣ-хананеянкѣ, молившей Его объ исцѣленіи ея дочери.
Сколь назидательно для насъ это замѣчательное евангельское повѣствованіе!
Оно учитъ насъ, какой должна быть молитва — какими чувствами должна она сопровождаться и какими качествами обладать, дабы быть услышанной Богомъ. Оно убѣждаетъ насъ также въ непреложной истинѣ словъ Христовыхъ: «Просите и дастся вамъ, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ: всякъ бо просяй пріемлетъ, и ищяй обрѣтаетъ, и толкущему отверзется» (Матѳ. 7, 7-8).
Въ самомъ дѣлѣ. Какъ часто встрѣчаются нынѣ, даже среди вѣрующихъ, люди, которые иногда ропщутъ на Бога: «вотъ я молюсь, молюсь, а не слышитъ меня Господь, не исполняетъ моей просьбы: стóитъ ли тогда и молиться!» Нынѣшнее евангельское чтеніе заграждаетъ уста этимъ неразумнымъ ропотливцамъ, наглядно показывая, какой должна быть истинная молитва.
Желая, какъ человѣкъ, отдохнуть немного отъ постоянно окружавшей Его толпы, а, можетъ быть, и отъ преслѣдовавшихъ Его по пятамъ книжниковъ и фарисеевъ, Господь Іисусъ Христосъ отошелъ однажды въ предѣлы языческой страны Тира и Сидона. Тамъ увидѣла Его жена-хананеянка, язычница, видимо слышавшая о Немъ, какъ о великомъ чудотворцѣ, и увѣровавшая въ Него всѣмъ сердцемъ, какъ въ Посланника Божія — Мессію, и стала громко кричать, моля Его объ исцѣленіи ея бѣснующейся дочери: «Помилуй мя, Господи, Сыне Давидовъ, дши моя злѣ бѣснуется» (Матѳ. 15, 22). Но Онъ, испытывая ея вѣру, ничего не отвѣчалъ ей, такъ что даже ученики Его, пожалѣвъ ее, стали просить Его: «отпусти ю, яко вопіетъ въ слѣдъ насъ». Какъ бы примѣняясь къ іудейскимъ понятіямъ Своихъ учениковъ, Господь отвѣчалъ имъ: «Нѣсмь посланъ, токмо ко овцамъ погибшымъ дому Израилева». Но хананеянка не впала въ отчаяніе отъ этихъ словъ, а съ еще бóльшей неотступностью продолжала /с. 309/ молить Господа о помощи. Она, повидимому, забѣжала даже впередъ и, преградивъ Господу дорогу, просила Его: «Господи, помози ми». И тогда столь человѣколюбивый обычно и безконечно милосердный къ страждущимъ людямъ Господь произнесъ страшныя слова, которыя для каждаго могли бы показаться жестокими и, вмѣстѣ съ тѣмъ, крайне оскорбительными: «Нѣсть добро отъяти хлѣба чадомъ и поврещи псомъ». Съ псомъ сравнилъ Господь хананеянку, но смиреніе ея было столь велико, что она не только не оскорбилась, но даже какъ бы нашла въ этихъ словахъ для себя еще большее основаніе умолять объ исполненіи своей просьбы: «Ей, Господи, ибо и пси ядятъ отъ крупицъ, падающихъ отъ трапезы господей своихъ».
Испытаніе ея вѣры и смиренія было кончено. «О, жено, велія вѣра твоя!» — воскликнулъ Господь: «буди тебѣ, якоже хощеши. И исцѣлѣ дщи ея отъ того часа». Просьба ея была исполнена.
Итакъ, вотъ что необходимо, дабы молитва наша была услышана: горячая пламенная вѣра, ничѣмъ не сокрушимое смиреніе и неотступность, не останавливающаяся ни передъ какими препятствіями.
О необходимости вѣры, какъ перваго и главнаго условія для полученія просимаго, неоднократно говорилъ Господь: «Вѣруйте, яко пріемлете, и будетъ вамъ» (Марк. 11, 24).
Второе условіе — искреннее смиреніе, сознаніе своего глубокаго недостоинства, безправія на услышаніе, если бы не милосердіе Божіе. Христіанское смиреніе не есть, однако, какое-то слабодушіе, мягкотѣлость, признакъ слабости, какъ это думаютъ обыкновенно мірскіе люди, далекіе отъ духа истиннаго христіанства. Подлинное христіанское смиреніе это не слабость, а сила, великая сила, но сила не человѣческая, а сила Божія, ибо истинное смиреніе привлекаетъ къ человѣку всесильную благодать Божію, для которой нѣтъ ничего невозможнаго.
И, наконецъ, третіе условіе — это неотступность въ молитвѣ. Мы никогда не должны падать духомъ и унывать, если намъ кажется, что Господь насъ не слышитъ. Въ своей замѣчательной притчѣ о судіи неправедномъ Господь Самъ учитъ такой неотступности въ молитвѣ. Судія неправедный долго не хотѣлъ исполнить просьбы одной вдовы. Но такъ какъ она неотступно умоляла его объ этомъ, то онъ, только чтобы отдѣлаться отъ нея, наконецъ, удовлетворилъ ея желаніе. «Богъ ли не защититъ избранныхъ Своихъ, вопіющихъ къ Нему день и ночь?» — такъ закончилъ Господь эту притчу: /с. 310/ «хотя и медлитъ защищать ихъ». Христіанинъ вообще никогда не долженъ унывать и падать духомъ, ни при какихъ обстоятельствахъ, твердо надѣясь на милосердіе Божіе. Онъ долженъ быть неотступенъ, какъ въ молитвѣ, такъ и во всякомъ добромъ дѣлѣ, предпринимаемомъ ради Бога и во Имя Божіе, зная, что помощь Божія непремѣнно придетъ, лишь бы онъ молилъ Бога о ней съ горячей вѣрой и искреннимъ христіанскимъ смиреніемъ.
Высокій примѣръ такой горячей, пламенной вѣры, искренняго христіанскаго смиренія и неотступности въ добрѣ мы видимъ въ лицѣ нашего Аввы — Высокопреосвященнѣйшаго Архіепископа Виталія, нашего Епархіальнаго Архіерея, Настоятеля Свято-Троицкаго монастыря и основателя Св.-Троицкой Семинаріи, шестидесятилѣтіе священнослуженія котораго мы нынѣ торжественно празднуемъ.
Съ юныхъ лѣтъ всецѣло посвятившій себя на служеніе Богу и Святой Церкви, нашъ Авва Архіепископъ Виталій не зналъ личной жизни. Всей его дѣятельностью руководила горячая вѣра въ Бога и подлинное иноческое смиреніе, выражавшееся въ полной самоотверженности. Совершенно отрекаясь отъ себя, отъ какихъ бы то ни было личныхъ интересовъ, онъ всего себя приносилъ въ жертву долгу, обнаруживая при этомъ, какъ наиболѣе характерную черту своей личности, непреклонную неотступность, не останавливающуюся ии передъ какими препятствіями. Онъ никогда не падалъ духомъ и не унывалъ, въ самыхъ тяжелыхъ обстоятельствахъ, возлагая все свое упованіе на милость Божію, которая, по вѣрѣ его, всегда приходила къ нему на помощь.
Назначенный въ Почаевскую лавру, не отличавшуюся въ то время уже строгостью иноческаго житіи, онъ образовалъ въ ней свое особое иноческое братство, которое руководилось въ своей суровой аскетической жизни примѣрами древнихъ иноковъ-подвижниковъ. Возстановивъ историческую типографію преп. Іова Почаевскаго, онъ началъ свою, имѣвшую громадное значеніе, миссіонерскую работу, и вскорѣ сдѣлался подлиннымъ духовно-народнымъ вождемъ, имя котораго, прогремѣло на всю Россію. Будь у насъ больше въ то время такихъ строго-идейныхъ и самоотверженныхъ духовно-народныхъ вождей, какимъ былъ всѣмъ хорошо извѣстный Архимандритъ Виталій, быть можетъ, и не постигла бы нашу несчастную Родину та ужасная кровавая катастрофа, отъ которой не въ состояніи она оправиться вотъ уже болѣе сорока лѣтъ.
Несомнѣнно, только горячая молитва вѣры спасла отъ преждевременной смерти нашего Авву, дважды (поляками и /с. 311/ большевиками) приговореннаго къ смертной казни. Промыселъ Божій чудесно хранилъ его для дальнѣйшей плодотворной дѣятельности на пользу Св. Церкви и русскаго народа, въ разсѣяніи сущаго. Оказавшись въ эмиграціи, Архимандритъ Виталій и тутъ, въ самыхъ тяжелыхъ и неблагопріятныхь условіяхъ, продолжалъ свою самоотверженную миссіонерскую работу, совершенно не думая о себѣ, о какихъ-либо своихъ личныхъ выгодахъ и удобствахъ. Все та же пламенная вѣра, иноческое смиреніе и столь характерная для него неотступность побудили его отправиться въ самый дикій и заброшенный уголокъ древне-русской земли, находившійся въ предѣлахъ вновь образовавшагося государства Чехословакіи — въ такъ называемую Пряшевскую Русь — чтобы содѣйствовать возвращенію тамошняго народа изъ навязанной ему уніи съ Римомъ въ свою отеческую православную вѣру. Только такой смиренный инокъ, исполненный горячей вѣры въ Бога, каковъ былъ Архимандритъ Виталій, могъ переносить всѣ тѣ крайнія лишенія и скорби, какимъ онъ здѣсь подвергался.
Но смиреніе и терпѣніе его все превозмогли и были щедро вознаграждены Богомъ. Въ результатѣ его напряженныхъ трудовъ, въ селѣ Ладоміровой возникла цѣлая иноческая обитель съ самоотверженно подвизавшимся въ ней миссіонерскимъ иноческимъ братствомъ, большимъ каменнымъ храмомъ и типографіей. Типографія эта обслуживала все русское зарубежье, издавая не только церковную газету и книги духовно-нравственнаго содержанія, но и столь необходимыя богослужебныя книги, благодаря которымъ стало возможнымъ совершать Богослуженіе по уставу на всѣхъ многочисленныхъ приходахъ русскаго разсѣянія.
Въ 1934 году Архимандритъ Виталій, исключительно за послушаніе своему Аввѣ Блаженнѣйшему Митрополиту Антонію, принялъ санъ Епископа, отъ котораго въ прошломъ не разъ, по своему глубокому иноческому смиренію, отказывался. Новохиротонисанный Епископъ Виталій былъ отправленъ въ Сѣверную Америку съ заданіемъ внести миръ и успокоеніе въ тамошнюю церковную жизнь и постараться возсоединить съ Русской Зарубежной Церковью отпавшихъ. Все съ тою же горячей вѣрой въ помощь Божію, съ искреннимъ иноческимъ смиреніемъ и самоотверженіемъ и съ присущей ему неотступностью принялся онъ, возведенный вскорѣ въ санъ Архіепископа Сѣверо-Американскаго и Канадскаго, за выполненіе даннаго ему отвѣтственнаго послушанія. Неустанные труды его и подлинное смиреніе, снискавшіе ему великое уваженіе и почитаніе паствы, милостью Божіею, увѣнча/с. 312/лись успѣхомъ. Американская митрополія въ 1935 году возсоединилась съ остальной Русской Зарубежной Церковью и пребывала въ дружномъ единеніи съ нею цѣлыхъ 11 лѣтъ, вплоть до 1946 года, когда на такъ называемомъ «Кливлендскомъ соборѣ» возникъ новый расколъ. На этомъ «соборѣ», на которомъ взяли верхъ антицерковно-настроенныя лица и который съ полнымъ правомъ можно назвать «разбойничьимъ», по подобію печальной памяти собора», бывшаго въ 449 году въ Ефесѣ, большинствомъ голосовъ мірянъ было вынесено рѣшеніе отколоться отъ Русской Зарубежной Церкви и подчиниться духовной власти московскаго патріарха, ставленника богоборческой коммунистической власти. Необыкновенную твердость духа и неотступное стояніе въ истинѣ проявилъ тогда Архіепископъ Виталій, сохранившій вѣрность Русской Зарубежной Церкви и отдѣлившійся съ своими собратьями, единомышленными ему епископами, отъ этого раскольничьяго скопища. Въ данномъ случаѣ онъ, какъ и всегда, совершенно забывая себя и не помышляя ни о какихъ своихъ личныхъ выгодахъ и интересахъ, дѣйствовалъ со свойственной ему безкомпромиссной рѣшительностью, буквально слѣдуя наставленію Апостола въ нынѣшнемъ апостольскомъ чтеніи: «Кое общеніе свѣту ко тьмѣ? Кое же согласіе Христови съ Веліаромъ? Или кая часть вѣрну съ невѣрнымъ?... Тѣмже изыдите отъ среды ихъ и отлучитеся, глаголеть Господь, и нечистотѣ не прикасайтеся»... (2 Коринѳ. 6, 14-17).
Благодаря Архіепископу Виталію была сохранена наша Русская Зарубежная Церковь въ Америкѣ. Благодаря ему же, русскіе бѣженцы въ Европѣ, такъ наз. «Ди-Пи», получали щедрую помощь и поддержку, а затѣмъ смогли пріѣхать въ США, гдѣ и нашли каноническое духовное окормленіе подъ омофоромъ Владыки Архіепископа Виталія и его собратьевъ, образовавъ въ короткое время около 100 новыхъ приходовъ, изъ которыхъ многіе имѣютъ уже собственные храмы и церковные дома.
Архіепископу Виталію своимъ существованіемъ и успѣшнымъ развитіемъ обязаны Свято-Троицкій монастырь, по всей справедливости называемый паломниками «уголкомъ Святой Руси», типографія въ немъ и духовная семинарія — это единственное духовно-учебное заведеніе въ Русской Зарубежной Церкви. Основанный еще до прибытія Владыки Виталія въ Америку, монастырь этотъ имѣлъ всего нѣсколько человѣкъ братій, и трудно было бы разсчитывать на пополненіе его новыми братіями, ибо условія сытой и привольной, изо/с. 313/билующей всевозможными мірскими благами и соблазнами американской жизни отнюдь не располагаютъ къ монашеству, если бы Владыка Архіепископъ Виталій не постарался перевезти туда свою прежнюю иноческую братію изъ Ладоміровой, а также извѣстное число братій изъ новооткрытаго монастыря преп. Іова близъ Мюнхена въ Германіи. Монастырь разросся, прекрасно расписанный внутри стильный храмъ привлекаетъ общее вниманіе и вызываетъ восторгъ, какъ многочисленныхъ богомольцевъ, такъ и иновѣрцевъ; типографія снабжаетъ все русское зарубежье своимъ печатнымъ словомъ и столь необходимыми богослужебными книгами, безъ которыхъ невозможно было бы совершать Богослуженіе на возникающихъ повсюду, во всѣхъ концахъ русскаго разсѣянія новыхъ приходахъ; семинарія подготовляетъ новыхъ пастырей Церкви, въ которыхъ ощущается теперь все болѣе и болѣе острый недостатокъ.
И всѣмъ этимъ мы обязаны пламенной вѣрѣ, иноческому смиренію и неотступности въ молитвѣ, въ достиженіи поставленныхъ цѣлей нашего Аввы Владыки Архіепископа Виталія.
Вознесемъ же наше усердное моленіе Господу о его здравіи и спасеніи и о дарованіи ему благоденствія и еще многихъ лѣтъ жизни. Самое пребываніе его съ нами намъ дорого, ибо является живымъ напоминаніемъ для насъ, яркимъ символомъ того, каковъ долженъ быть истинный христіанинъ, желающій искренно угождать Богу, и каковъ долженъ быть истинный пастырь, желающій честно и нелицемѣрно служить Христовой Церкви.
 
Источникъ: Архіепископъ АверкійСовременность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 308-313. 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.