АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Архиепископ Аверкий: Крест Христов – наше знамя и оружие, наша радость и похвала

«Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет
крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8, 34)
«Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа
нашего Иисуса Христа, имже мне мiр распяся, и аз
мipy»
 (Гал. 6, 14)


В самой середине Великого поста, поприще которого мы сейчас проходим, св. Церковь предлагает чествованию и поклонению нашему святый Крест Господень. Изображение Честного и Животворящего Креста Господня торжественно выносится из алтаря среди храма, и перед ним всеми молящимися совершается троекратное преклонение до земли с пением: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Глубокий смысл заключается в этом чрезвычайно-назидательном для нас, верующих, уставном обычае св. Церкви. Если мы добросовестно пропостились всю первую половину Великого поста, то есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказывали, честно боролись со своими греховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать некоторого переутомления и даже упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И когда подумаем, что прошла еще только половина поста, кое у кого невольно может вырваться вздох малодушной ропотливости: «Тяжко! не по силам мне это! Когда же конец?!»

И вот, чтобы подбодрить нас и укрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, св. Церковь устраивает нам духовное утешение — выносит для всеобщего торжественного поклонения Крест Господень.

«Вам тяжело — вы ропщете», как бы так говорит она нам этим: «а каково было Господу страдать за вас, терпя невыразимыя муки на этом кресте? Или вы думаете, что страдания Его были меньше ваших? Однако, Он все претерпел, дабы спасти вас. Он терпел ради вас, — потерпите же и вы ради Него и во Имя Его! Тем более, что это терпение ваше не Ему и никому другому, а именно вам и только вам нужно и спасительно. Вспомните про Его великую любовь к вам, какую явил Он, добровольно предав себя на распятие и поносную смерть, — и воспряньте духом! Любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит вас и поможет вам до конца совершить все поприще подвига постнаго и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоноснаго праздника Воскресения».

Иными словами; износимый на середину храма для поклонения Крест Господень — это наше воинское знамя, которое выносится, как и в обыкновенной мiрской брани, на поле сражения для того, чтобы возбудить в нас, воинах Христовых, бодрость духа и неустрашимое мужество для успешного продолжения борьбы и окончательной победы над врагами. Взирая на это славное знамя — знамение победы над диаволом, — мы невольно ощущаем прилив новых, свежих сил и воодушевляющий нас на продолжение подвига подъем духа. Все перенесенные доселе скорби и трудности как бы забываются, и мы, по слову Апостола, «задняя забывая, в предняя простираемся» (Флп. 3, 13) с еще большим усердием начинаем стремиться к вожделенной цели — победе над грехом, победе над диаволом, ради достижения «почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 14), где ожидает нас радость неизреченная и нескончаемая, обещанная нам пострадавшим за нас на Кресте Господом-Спасителем.

Но Крест Господень для нас — не только «знамя», но и «оружие непобедимое», ибо им сокрушена власть диавола, как поет об этом св. Церковь: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его…»

В поучении (так наз. «синаксарии») Крест Господень сравнивается с райским «древом жизни», с тем древом, которое во время сорокалетнего странствования избранного народа Божия по пустыне было вложено в горькие воды Мерры для их услаждения, а также — с сеннолиственным древом, под тенью которого находят отдохновение и подкрепление сил путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.

«Сраспинаеми нас ради Распеншемуся, умертвим вся плотския уды в постех и молитвах и молениях» — так взывает к нам в эти дни поклонения Кресту Господню св. Церковь, увещевая нас бодренно продолжать подвиг святого поста, мысленно взирая на Распятого за нас Господа.

Вместе с тем, это изнесение Креста Господня для поклонения среди св. Четыредесятницы напоминает верующим о приближающихся великих днях воспоминания Страстей Христовых и о Светлом Празднике Воскресения Христова. При торжественной встрече победоносного военачальника обыкновенно предшествуют ему его победные знаки — эмблемы и трофеи: так и тут — Пасхе Христовой — торжественному шествию Победителя греха, ада и смерти, — предшествует знамение Его победы — Животворящий Крест. Он живо напоминает нам, что, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся — если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем.

Таким образом, Неделя Крестопоклонная есть как бы предвкушение среди поста ожидающей нас светлой пасхальной радости, почему, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его Воскресение, когда троекратно поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Итак, Крест Господень для нас, христиан, есть наше воинское знамя и одновременно — наше оружие, поскольку Христос-Спаситель пригвоздил на кресте рукописание грехов наших и, поправ власть диавола, даровал нам жизнь вечную. Он поэтому есть и «сущия радости знамение», как именует его св. Церковь в своих песнопениях, а вместе с тем — и похвала наша — единственное, чем мы можем и должны благодарно хвалиться, как учит о сем св. Апостол Павел: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мiр распяся, и аз мiру» (Гал. 6, 14).

Крест стал для нас источником, обильно истекающей на нас из него, спасительной благодати Божией. Но каждый из нас, христиан, становится причастником этой спасительной силы Креста Господня не иначе, как чрез несение своего собственного креста. Об этом ясно учит нас наш Подвигоположник-Крестоносец Христос: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8, 34).

Этот «крест свой» и есть добровольно-принимаемый на себя христианином подвиг жизни христианской, символом которой является пост, ибо вся истинно-христианская жизнь и есть, в сущности, подвиг постный — подвиг самоограничения и всестороннего воздержания. Каждый истинный христианин призывается к тому, чтобы быть подвижником, и без подвига нет и не может быть истинного христианства, ибо для того, чтобы стать христианином, нужно во всем принуждать себя ко всему доброму и отвращаться от всего худого, злого, что, собственно, и значит: «подвизаться». Что этого подвига ждет от нас Сам наш Господь-Подвигоположник, видно, как из Его вышеприведенных слов о несении креста своего, так и из Его призыва: «Подвизайтесь внити сквозь тесная врата!» (Лк. 13, 24), ибо «широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими: потому что тесны врата и узок путь, ведущие в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7, 13-14).

Уже из одного этого изречения Христова ясно видно, как далеки от истинного христианства все современные модернисты, желающие «реформировать» нашу Церковь и христианство вообще, устранив все неприятные для них стеснения и ограничения и дать волю разнузданным страстям своим и легкой привольной жизни без подвига!

Итак, Сам Христос-Спаситель дал нам заповедь подвизаться — входить узкими вратами, то есть все терпеть и всячески ограничивать себя, обуздывая свои греховные страсти и вожделения, ибо «Царствие Божие силою берется, и лишь употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11, 12).

А св. Апостол Павел, в полном согласии с этим, говорит: «Подвизаяйся от всех воздержится» (1 Коринф. 9, 25-27), а потому: «Умерщвляю тело мое и порабощаю,да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» (ст. 27), то есть всякий подвизающийся должен научиться воздержанию.

В этом подвиге постоянного всестороннего воздержания телесного и духовного и состоит тот крестный путь, которым надлежит идти каждому искреннему последователю Господа Иисуса Христа.

Смиренное перенесение всех скорбей и страданий, выпадающих на нашу долю в этой земной жизни, непрестанная борьба со своими греховными наклонностями и совершенная преданность воле Божией — вот личный крест каждого истинного христианина. Кто несет этот крест, тот уподобляется Христу-Крестоносцу и становится действительно Его истинным последователем. И как Крест Христов привел к радости Воскресения, так и личный крест каждого из нас приведет к тому же — воскресению из мертвых и вечной нескончаемой радости, никакими словами невыразимому вечному блаженству в «невечернем дни Царствия Христова».

Великий пост, который мы сейчас проходим и который приводит нас к торжественному празднованию Воскресения Христова, есть не что иное, как символ всего течения христианской жизни и, вместе с тем, ежегодное упражнение в подвиге христианской жизни — ежегодное яркое напоминание, как надлежит жить христианину и какова конечная цель его жизни.

Теперь понятно, почему враг Божий и враг человеческого спасения диавол напрягает все свои диавольские силы для того, чтобы лишить нас столь великой и спасительной для нас святыни — Креста Господня и заставить нас отказаться от несения «креста своего», отклоняя от следования за Христом.

Вот почему все реже и реже видим мы изображение Креста Господня, который почти всюду заменяется другими символическими изображениями и эмблемами, стремящимися вытеснить крест, дабы христиане легче забыли о Кресте Господнем и о заповеди нести «крест свой», данной Распятым на кресте Господом. Даже на зданиях, претендующих именовать себя «храмами», мы почти не видим креста или видим такое изображение, которое скорее похоже на насмешку или надругательство над этим священным и дорогим для нас знамением.

Враг хочет вырвать из рук наших священное знамя наше, нашу радость и похвалу, дабы обезоружить нас и полностью овладеть нами. Горе всякому, кто легко, без борьбы, слепо отдается в сатанинский плен его, где его ожидает безысходная, безутешная скорбь и мука безконечная! Горе всякому, кто вступает в содружество с врагами Креста Христова, угождает им и творит волю их! Таковой становится изменником и предателем нашего Господа и Спасителя, и вечная участь его: «плач и скрежет зубов» (Матф. 8, 12).

 

Печать E-mail

РПЦЗ: Митрополит Агафангел в США посетил Маунтен Вью и монастырь ИПЦ Греции

31 марта Митрополит Агафангел и протоиерей Владимир Петренко посетили Маунтен Вью, где с Архиепископом Андроником и протоиереями Григорием Котляровым и Никитой Григорьевым обсудили положение нашей Церви в США.

Печать E-mail

РПЦЗ: Во Флориде, США, Архангело-Михайловский приход заключил договор об аренде помещения

В городе Халандэйл в штате Флорида, США, зарегистрирован Архангело-Михайловский приход и заключен договор об аренде помещения. Теперь приход имеет свой адрес: 622 E HALLANDALE BLVD HALLANDALE BEACH FL 33009

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Печать E-mail

РПЦЗ: Говение духовенства Кишиневской епархии

По благословению Правящего архиерея, архиепископа Георгия, 17/30 марта 2016 года в Воскресенском муж. монастыре, Кишинёвской епархии РПЦЗ, прошло говение духовенства епархии. Накануне было совершено уставное вечернее богослужение, а утром была отслужена Св. Литургия Преосвященных Даров. Затем состоялся пастырский семинар по теме: «РПЦЗ и современность», по окончании - пастырское собрание.

Печать E-mail

РПЦЗ: Во Флориде, США, открывается новый приход

По благословению Митрополита Агафангела, в городе Халандэйл, штат Флорида, США, открывается приход в честь Архистратига Михаила.

Печать E-mail

Юрий Солдатов: Духовенство РПЦЗ уверенно ведет верующих в Царствие Небесное

Юрий Солдатов: Такая Библия верующим РПЦЗ не нужна

Часто на Интернете или в печати встречаются копии картин известных художников с изображением Святых или служителей Церкви. Изображаемое на иконах и картинах видится людям разно. Как, например, икона Тайная Вечеря со Спасителем и Его Апостолами, на некоторых иноверческих иконах, изображена со столом переполненным яствами представляя торжественный праздничный еврейский пир.

Печать E-mail

РПЦЗ: В Дудачкино совершены монашеские постриги (ФОТО)

По просьбе Митрополита Агафангела, Епископ Воронежский Кирилл посетил Покровскую общину в Дудачкино (РФ, Ленинградская область) и совершил постриг в мантию настоятеля протоиерея Александра Сухова с именем Иосиф. Также пострижена в мантию его матушка.

Печать E-mail

РПЦЗ: Воскресное богослужение и приходское собрание в Троицком храме в Астории (США) (добавлено ВИДЕО)

27 марта, во 2-ю неделю Великого поста, Митрополит Агафангел возглавил Божественную Литургию в Троицком храме в Астории, США. Ему сослужили протоиерей Владимир Петренко и иерей Димитрий Добронравов. После Литургии прошло общее годовое собрание прихода, на котором были подведены итоги года прошедшего и намечены планы на текущий год, а также переизбран состав приходского совета.

Печать E-mail

Протодиакон Герман: Брожение в Синоде РИПЦ

Протодиакон Герман: После встречи на «нейтральной Кубе»

За последнее время можно с удивлением наблюдать из разных источников серию, на вид согласованных, нападок на Русскую Зарубежную Церковь.

Печать E-mail

Юрий Солдатов: Такая Библия верующим РПЦЗ не нужна

8 Марта этого года ко мне по Интернет-почте была прислана реклама из журнала Смитсониан, оповещающая о выпуске в ограниченном количестве «Библии» Джефферсона. Поскольку такая реклама, возможно, будет прислана также некоторым читателям Интернет-Собор и верующим РПЦЗ, поэтому нужно знать, что собой представляет эта «Библия»: «Жизнь и морали Иисуса Назарянского» Томаса Джефферсона.

Печать E-mail

Первый непоминающий патриарха Кирилла епископ...

Близкий к митрополиту Онуфрию епископ Лонгин (в миру Михаил Васильевич Жар) — епископ Украинской православной церкви (Московского Патриархата), настоятель Свято-Вознесенского мужского монастыря, Герой Украины, прекратил литургическое поминовение патриарха Кирилла:

На видео говорит епископ Лонгин Жар:
О встрече с папой: с 0:32:20 мин
О непоминании патриарха Кирилла: с 0:53:40 мин
Об Архиерейском соборе (2-3 февраля): с 1:27:45 и с 1:50: 40 мин
Окончание: 1:59:05.

Печать E-mail

Юрий Солдатов: На путях МП к унии с Ватиканом?

Юрий Солдатов: Опять критика РПЦЗ

 

Некоторые члены митрополитбюро и духовенства МП допускают возможность посещения Отечества в скором будущем римским папой Франциском. Движущей силой в этом возможном визите, несмотря на нежелание и протесты этого посещения православного населения и многочисленного духовенства МП, является В. Путин, без воли которого ничего в РФ не происходит. Он был инициатором захвата Московской Патриархией РПЦЗ и привлечения на службу просоветскому государству новых заграничных кадров, лиц русского происхождения. По мановению его палочки дирижёра, кагебисты начали поход для захвата Зарубежной Руси, уверяя жителей Зарубежной Руси о своем якобы перерождении в православно верующих и национально настроенных людей и  делая обещания о прекращении МП экуменической деятельности. Объявив себя наследником и СССР и Царской России, путинское правительство занялось перевозом из-за границы останков героев Белой Армии, известных зарубежников, архивов, да и много другого, что попадало в их загребистые руки.

Печать E-mail

РПЦЗ: Митрополит Агафангел посетил русское кладбище в Ново-Дивеево

24 марта Митрополит Агафангел, протоиерей Владимир, матушка Ирина Дутикова и Лариса Дутикова помолились на могиле митрофорного протоиерея Всеволода Дутикова на русском кладбище в Ново-Дивеево в США. Также владыка Агафангел отслужил литию на могиле Теймураза и Ирины Сергеевны Багратион-Мухранских.

Печать E-mail

Пророчество преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие (2 Тим. 3,1-6). И вот, вследствие оскудения благочестия, пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Св. Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной брани. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих.

Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное Св. Отцами и от Святого Духа учение Церкви, сами его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.

Еретики возьмут власть над церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит Своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7,16). Вот и ты по действиям еретиков старайся отличить их от истинных пастырей. Это – духовные тати (воры), расхищающие духовное стадо, и войдут они во двор овчий – Церковь «перелазя инуде», как сказал Господь, то есть пойдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божий уставы.

Господь именует их разбойниками (Ин. 10,1). Действительно, первым шагом их будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылка, ибо без этого нельзя им расхитить овец.

Посему, сын мой, когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.

Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву, сластолюбию и властолюбию: это будут и клеветники, и предатели, сеющие вражду и злобу. Истинные рабы Божии смиренны, братолюбивы и Церкви послушны.

Большое притеснение будет от еретиков и монахам. И монашеская жизнь будет тогда в поношении: оскудеют обители, сократятся иноки, а те, которые останутся, будут терпеть насилие. Однако, ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, непокорным угрожая изгнанием. От сих угроз будет у малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, если доживешь до этого времени, радуйся, ибо тогда право верующие, но не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно стояние в вере, по слову Господа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32, 33).

Бойся Господа Бога, сын мой, бойся потерять уготованный венец, бойся быть отторгнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную. Мужественно стой в вере Православия и, если нужно, с радостью терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобою будет Господь и святые Мученики и Исповедники: они с радостью будут взирать на твой подвиг.

Но горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.

Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов. И истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать будут для этого пустынные и уединенные места.

Не бойся же скорбей, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажит человека от благодати и разлучит со Христом, потому повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря (Мф. 16, 17).

Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Иисусом Христом, с радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2,1.2), рекшего: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2,10). Ему же со Отцем и Святым Духом Честь, Слава и Держава во веки веков.

Аминь.
 

Печать E-mail

ИПЦ Греции: Праздник свт. Григория Паламы в Салониках. ФОТО

14/27 марта 2016 г. Божественная литургия в честь свт. Григория Паламы состоялась в храме Трех Святителей в Салониках (ИПЦ Греции). 

 

Ее возглавил Блаженнейший архиепископ Каллиник, которому сослужили Мирополиты Григорий Салоникский, Геронтий Пирейский, Хризостом Аттикийский, Киприан Оропосский, епископы Филипп Амбросский, Амвросий Мефонский и Климент Гардикийский, который произнес проповедь.
На богослужении было очень много верующих.
Затем духовенство и верные посетили храм Свт. Григория Паламы в Салониках, чтобы поклониться его святым мощам. 
Позже в тот же день состоялось соборное мероприятие в актовом зале Университета Македонии в Салониках, в честь свт. Григория Паламы, с интересной программой. На этом празднестве основным докладчиком был Митрополит Григорий. Владыка говорил о православной вере и нашей личной ответственности (здесь). 
Ведущий мероприятия о. Лазарь Константинидис сделал информативное введение и представил хоровой коллектив, под руководством профессора византийской музыки Космы Панагиоту, который исполнил духовные песнопения праздника святителя Григория и Постной Триоди. 
 MG 6170A
 MG 6372A

Печать E-mail

РПЦЗ: Паломническая поездка в пещеру св. Фануриоса на Северном Кипре. ФОТО и ВИДЕО

29 марта (н. ст.) 2016 г. на Северном Кипре состоялась поездка  в пещеру св. Фануриоса, которую организовал священник Алексей Иванов (РПЦЗ). Вместе с паломниками он посетил эту пещеру и снял видео и фоторепортаж.


Среди местных жителей бытует мнение, что в этой пещере жил и подвизался святой монах по имени Фанориус. Кем был этот святой монах, откуда он пришел на это место и даже в какой исторический период он подвизался в этой пещере никому точно не известно. Однако анализ иконы св. Фанориуса дает нам возможность пролить свет на этот вопрос.

Рассказывает священник Алексей Иванов, настоятель прихода свт. Спиридона Тримифунтского РПЦЗ на Северном Кипре в г. Кирения. 
Сайт прихода: www.russian-culture.org

Печать E-mail

"Лазаревцы" глазами "витальевцев-в"

Расколъ лазаревцевъ (Краткая справка)

 

Послѣ отступническаго собора 2000 г., летомъ 2001 г., арх. Лазаря (Журбенко) просили вмѣсте съ еп. Варнавой хиротонисать во епископа архим. Сергія (Киндякова), который ранѣе уже выдвигался Архіерейскимъ соборомъ РПЦЗ какъ кандидатъ во епископа. На это Лазарь отвѣтилъ: если будетъ согласіе Митрополита Виталія, тогда я буду участвовать въ хиротоніи. Въ августѣ мѣсяцѣ 2001 г. такое письменное согласіе отъ Митрополита было получено и предоставлено Лазарю, но онъ отказался участвовать въ этой хиротоніи, и поэтому никакихъ претензій по поводу послѣдующихъ хиротоній у этихъ раскольниковъ быть не можетъ.

Печать E-mail

Праздник Торжества Православия в монастыре Святых Киприана и Иустины в Фили. ВИДЕО

Праздник Торжества Православия в монастыре свв. Киприана и Иустины в Фили (Аттика, ИПЦ Греции). 

ВИДЕО

Печать E-mail

В Кишиневской епархии РПЦЗ было совершено рукоположение во диакона брата Воскресенского монастыря. ФОТО

14/27 марта 2016 г. во 2-ю Неделю Великого поста, по благословению Правящего архиерея Кишинёвской епархии (РПЦЗ), Преосвященный епископ Анфим, викарий Кишинёвской епархии, в храме Воскресенского мужского монастыря совершил хиротесию во чтеца и иподиакона брата монастыря - монаха Власия, а за Божественной Литургией рукоположил его во иеродиакона.

Печать E-mail

Память Митрополита Мефодия (Герасимова) Харбинского

В ряду оренбургских архиереев владыка Мефодий (Герасимов) занимает свое, особенное место. Он был последним дореволюционным архиереем на Оренбургской кафедре и первым, удостоенным на ней сана архиепископа.

Мефодий (в миру Герасимов Маврикий Львович), митрополит Харбинский, видный церковный деятель, патриот, участник монархического движения.

Родился 22.02.1856 г., сын священника Томской епархии. Образование получил в Томской Духовной семинарии, которую окончил в 1878 г., и в Казанской Духовной академии, которую окончил в 1882 г. 26.09.1885 принял монашеский постриг, 22.12.1885 рукоположен во иеромонаха и назначен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем. В 1892 присвоена степень кандидата богословия. 16.05.1893 возведен в сан архимандрита, через месяц назначен начальником Алтайской миссии. 2.06.1894 хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Через 4 года владыка Мефодий получил назначение на самостоятельную кафедру, став 24.12.1898 епископом Забайкальским и Нерчинским. На этой должности владыка встретил тяжкие времена смуты, одним из главных центров которой стала Чита. Будучи по своим убеждениям монархистом, еп. Мефодий всячески поддерживал монархическое движение. Он был одним из архиереев, передавших через о. И. И. Восторгова благожелание и приветствие Съезду Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 г. («Восторговский» Съезд). 20.12.1912 г. получил назначение на близкую его сердцу кафедру — епископа Томского и Алтайского. Через 2 года 30.07.1914 г. переведен епископом Оренбургским и Тургайским.

После февральского переворота по просьбе духовенства был оставлен на кафедре. Призывал к продолжению войны до победы, в начале июльского (1917) наступления русской армии выпустил воззвание, в котором, в частности, писал: «Все народы мира сейчас хотят жить свободною жизнью; одна только Германия с бусурманской Турцией защищают деспотизм и порабощение народов». Принимал активное участие в трудах Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—18 гг. На Поместном Соборе был создан отдел «О богослужении, проповедничестве и церковном искусстве» под председательством архиеп. Евлогия (Георгиевского), при котором был учрежден подотдел «О церковно-богослужебном языке» для обсуждения проблем, связанных с богослужебными текстами и языком. Подотдел работал 9—26.09.1917, всего состоялось пять заседаний, его председателем был избран еп. Мефодий, который зарекомендовал себя принципиальным и решительным противником перевода богослужения на русский язык. Владыка без обиняков заявлял: «Для меня лучше смерть, чем лишение славянского богослужения». Вернулся из Москвы в дек. 1917 г. в самый разгар боев под Оренбургом между красногвардейцами, наступавшими со стороны Бузулука, и частями атамана А. И. Дутова. 2.01.1918 г. в кафедральном соборе произнёс «Слово при погребении офицера и юнкера, убитых во время братского междоусобия», в котором сказал: «Народ получил свободу, но свободный гражданин — народ стал жестоким тираном русской интеллигенции… Падает, как подкошенная трава, благородное офицерство, одинокое в защите народной свободы и чести, одно только казачество идёт к нам на помощь». Однако 18.01.1918 г. казаки отступили из города, и 20.01.1918 г. владыка был вызван на допрос матросами Северного летучего отряда, впрочем, его ответы, проповедовавшие мир и спокойствие, удовлетворили их. 12.04.1918 г. он был возведен в сан архиепископа. 3.07.1918 г. в Оренбург вошли казаки Дутова. В «Приветственном слове братьям казакам и славянам освободителям Оренбурга» владыка сказал: «Пять месяцев мы жили под игом кровавой власти, пять месяцев эта страшная власть производила свою расправу, день и ночь совершала казни… Кто были эти люди, обречённые на истребление, как хищные звери? Это были лучшие люди, благороднейшие граждане, боровшиеся за свободу. Не за власть, не за диктатуру они умирали, а за свободу; не за буржуазию боролись, пусть эта гнилая клевета смолкнет, а за право и свободу всех граждан». 18.09.1918 г. он приветствовал депутатов Войскового Круга Оренбургского казачьего войска и выразил надежду, что «казачество не сложит оружия в борьбе за возрождение Родины». Приветствовал владыка и адмирала А.В.Колчака, в своей телеграмме он писал: «Да благословит Господь успехом ваши труды на возрождение дорогой Родины и доблестной русской армии». Недвусмысленной поддержкой белого движения архиеп. Мефодий выбрал свою судьбу, оставаться в советской России ему было невозможно. В начале 1919 г. он эмигрировал вместе с отступавшей белой армией, в рядах которой сражалось немало оренбургских казаков. В эмиграции возглавил в 1920 г. Харбинскую кафедру, в октябре 1929 г. архиепископ Мефодий, в связи с 35-летием епископства, возведен постановлением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в сан митрополита. В эмиграции издавал православно-монархический журнал «Хлеб небесный». До конца оставался в Русской Зарубежной Церкви.

Скончался 28 марта 1931 г. в Харбине в день Похвалы Божией Матери. 
 

Печать E-mail

Из истории Западно-Европейской епархии РПЦЗ

Возвращеніе въ соборную юрисдикцію прихода въ г. Ліонѣ

Въ г. Ліонѣ съ 1928 г. существуетъ православный св. Никола­евскій приходъ, обладающій благолѣпнымъ прекраснымъ храмомъ. Исторія этого храма примѣчательна.

Печать E-mail

Торжество Православия в Старостильной Болгарии. ФОТО

2016 г. Богослужение в Неделю Торжества Православия в Свято-Успенском соборе г. Софии возглавил Митрополит Фотий - Первостоятель Болгарской Православной Старостильной Церкви.

 

Фото:

 Фото:

Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
Фото:
 

Печать E-mail

11 клириков РИПЦ на основе Указа Патр.Тихона №362 отложились от распавшегося Синода РИПЦ

Ответ клириков РИПЦ на официальный ответ Синода РИПЦ от 07.03.2016 г.

ОБРАЩЕНИЕ

Седьмого марта 2016г. на официальном сайте Синода РИПЦ http://ripc.info был опубликован документ «Ответ Синода на кругв опросов, затронутых в обращениях клириков Омско-Сибирской епархии и им сочувствующих», который показал важные новые вероисповедные положения Синода РИПЦ на сегодняшний день.Вот главные из них:

Печать E-mail

Епископ Стефан: «Вы поставили основоположника РИПЦ Архиепископа-подвижника Лазаря в ряды еретиков»

Заявление Преосвященного Стефана, Епископа Трентонского и Северо-Американского, управляющего Западно-Европейской епархией РИПЦ-РПЦЗ к председателю Синода РИПЦ архиепископу Тихону Омскому от 13/26 марта 2016 г.

Воспоминания монахини Таисии - почившей насельницы Одесского Свято-Иоанновского монастыря

Воспоминания монахини Таисии[1]
(†Раисы Васильевной Истоминой)
 
На фото - схимонахиня Мария (Квашнина) и монахиня Таисия (Истомина)
 
 
(Печатается с незначительными исправлениями и уточнениями)


Господи, благослови и помоги мне описать путь к монашеству и жительство в монастыре!

Немного о себе. …Была до 33 лет не крещена, но Бога никогда не отрицала и в великих скорбях обращалась к Нему за помощью, и Он помогал, даже в таких случаях, где по человеческим понятиям помощь была невозможна. С 30 лет стали посещать сильные приступы головной и глазной боли, так, что после каждого приступа падало зрение, как говорится, не по дням, а по часам. Медицинские обследования показывали, что болезни ни глазной, ни головной нет. Была в отчаянном состоянии, что думала покончить жизнь самоубийством, только держала мысль о малолетнем сыне: муж женится, а он кому нужен? Сна лишилась, и ночами плачу и говорю: «Господи! Зачем человек живет? Вот так помучиться (у меня и детство было очень тяжелое) и умереть? И как бы какой-то голос говорит: «Не ослепнешь, все будет хорошо». И наступало спокойствие. А потом мне посоветовали покреститься и дать какой-нибудь обет Господу. И я с жаром сказала: «Если мне будет хотя бы немного легче, буду хотя бы изредка ходить в церковь». И я, с Божией помощью, сдержала свое слово, что не только изредка, но каждый свободный день (а работала через день) была на службе и утро, и вечер, благо, в то время батюшка служил ежедневно (хотя был белый священник). 

Начала ездить по святым местам. Особенно прикипела моя душа к Киеву, к Покровскому монастырю, куда я летала самолетом два раза в год. Был у меня там и духовный отец, старец Иоанн – духовник монастырский. А потом ездили и с мужем, и с сыном. Они исповедовались и причащались во Владимирском соборе, и венчались мы у о. Иоанна в Пуще Водице (пригород Киева). И вот, с первых посещений душа моя прикипела к Покровскому монастырю, я уезжала с великой скорбью и слезами, и мечтала все бросить и уехать из дому, но матушки меня убеждали, что это невозможно (муж, мама слепая, сын еще не в армии). Сама все понимаю, но вопию ко Господу: «Господи, улетела бы в Покровский монастырь на крылышках, а крылышки-то подрезаны». Но Господь и такую мою молитву услышал. 

Однажды по-рану, в пять часов утра, пришла ко мне моя очень близкая знакомая (святой жизни, знала не только день, но и час своей смерти, умерла в Покров Божией Матери, звали Анастасией). Приходит взволнованная и со слезами говорит: «Раичка (я в миру Раиса), я видела такой сон! Полон храм народа, посреди храма широкая красная дорожка, из алтаря выходит священник с каждением, идет кадит, когда поравнялся со мной, наклонился и тихо сказал: скажи Раисе, что будет она в монастыре, но не сейчас, а в свое время». После этих слов нашло на меня такое спокойствие, что я напрочь забыла о своем намерении.

Жизнь идет своим чередом. Уволилась с работы, чтобы послужить Богу в церкви не старостой, не казначеем, не бухгалтером (как предполагали), а простой уборщицей. А сколько было препон, чтобы устроиться в церковь простой уборщицей! Староста, казначей и совсем неверующая бухгалтер боялись, что молодая, энергичная, грамотная будет претенденткой на какую-то должность. Но, все-таки, более чем через год мечта моя осуществилась – я уборщица храма Покрова Царицы Небесной!!! Радости предела не было. Но скорби тут-то и начались, да еще и какие! Об этом знает хорошо м. Мария (в то время прихожанка Мария)[2]. И вот, вынуждена была уйти. А в то время образовался приход Зарубежной Церкви (в Ишиме – ред.) О. Евтихий, в то время игумен, конечно, принял меня с любовью (я близка была с его родными, а мама его была моей подругой, вернее, духовной сестрой). Стала ездить в с. Шаблыкино, где о. Евтихий восстанавливал храм в честь св. вмчц. Екатерины. А когда отдали собор в г. Ишиме, стала (без преувеличения) его ближайшей помощницей: и за свечной ящик отвечала, и за облачения, и за их ремонт, пошив новых (очень много привозил (о. Евтихий – ред.) из-за границы старых списанных облачений), и за стирку, уборку храма во время ремонта и после. А когда стали, как говорится, «пачками», переходить священнослужители (в РПЦЗ – ред.), а он был правящим архиереем – одним почти на всю страну, в т.ч. и Украину, вся эта масса священства и их прихожан, которые тоже приезжали в Ишим, прошли через нашу квартиру. Не просто прошли, а и жили по нескольку дней. И кого только у нас не было! И митрополит Киприан греческий жил со своим келейником и переводчиком, и секретарем, и вл. Вениамин, который был нашим правящим архиереем, пока о. Евтихия не посвятили в святительский сан, и вл. Марк, и о. Александр Перекрестов, который при мощах свт. Иоанна Шанхайского, да несколько раз с матушкой и детьми… Да и не упомню всех. А батюшки из Омска – о. Николай, о. Василий, о. Виктор чередовались и приезжали по двое, один служил в соборе, другой в с. Шаблыкино, ‒ жили все у нас. И всю эту массу народа надо было встретить, накормить, упокоить и проводить. А даже накормить, и то не так просто: кто-то монашествующий – надо рыбное, остальным – мясное. А застолья по воскресеньям, праздничным дням – по 15-20 человек (свидетель м. Мария, она у меня тоже квартировала)! Спала я 2-3 часа в сутки, т.к. помощников не было, кроме моего мужа Владимира Ивановича. Когда приезжал митрополит Киприан, владыка Евтихий дал мне в помощницы Тамару (сейчас м. Елисавета[3]). И я, к тому же, не была освобождена в воскресенья и праздничные дни от свечного ящика. В 6 часов утра выходила из дома, с пересадкой прибывала в собор к 7 часам, чтобы быть прежде прихожан, но уходила сразу после литургии, чтоб помочь накрыть на стол Владимиру Ивановичу, и где-то около 2-х часов, может чуть раньше, ‒ гости.

Уставала смертельно, но, несмотря на все это, еще держала, можно сказать, неопустительно маленькое правильце. И вот, во время такой кутерьмы мне и говорит вл. Евтихий: «Раиса Васильевна, вы должны принять у себя гостью из Америки». На мой вопрос «кто она?» сказал: «Американка. Но она русская, хочет посетить Россию, т.к. это родина ее родных». Спрашиваю: «Она молода или стара?» Ответ: «Средних лет». Я категорично отказалась, сказав, что или молодая, или старая – другое дело, а так я не могу принять, т.к. эта дама светская, культурная, образованная. А я что и кто? И о чем мы можем говорить? На все его доводы – я отказалась. Он посокрушался, т.к. в то время не было и квартир, да если и были, то никто не соглашался на прием гостей. Ну, решил поселить в однокомнатной квартире нашей прихожанки Аллы Петровны. И вот, лежу утром очень больная, тихонько открывает дверь в спальню Владимир Иванович и говорит: «А у нас гости». Выползаю. Смотрю: владыка Евтихий и дама. Представляется: Мария Димитриевна[4]. Меня поразил, конечно, ее вид, ее облик. Одета элегантно, волос золотой, обрезан не коротко и не длинно, и густота этих прекрасных волос… Ну, конечно, Мария Димитриевна вела себя очень просто, восхищалась моим угощением. Меня поразило, что мои хрустящие жареные карасики она ела с косточками. Несмотря на то, что владыка всегда спешил, тут они засиделись до вечера, и я осмелела, подсела к ней с просьбой купить там в Америке золотой и серебряный галун на архиерейские облачения, красное и голубое. Она согласилась и потом выслала. Облачение получилось шикарное. Впоследствии, когда она переехала уже насовсем в Ишим наладить клиросное пение, то ее пригласила жить Валентина Ивановна с дочерью Жанной, та, что приезжала сюда (в Егоровку – ред.) с детками в гости. У них в Ишиме была хорошая трехкомнатная квартира, Жанна не была еще замужем.

Пение было налажено, и владыка предложил Марии Димитриевне организовать монастырь. Согласилась. Постригли ее в иночество в Америке, имя оставили то же. И, как говорится, вл. Иларион передал ее из рук в руки вл. Евтихию. Приехав уже инокиней, она стала искать дом под монастырь. И вот, Господь послал такой дом и такое место прекрасное – на берегу реки Ишим, в отдалении от городского шума. Дом большой, бывший детский садик, бревенчатый, бревна, как один, толстые гладкие, хорошо сохранились. Но т.к. не было фундамента, венцы и нижний ряд бревен подгнили, в связи с тем, что дом простоял бесхозный несколько лет; там не было ни окон, ни дверей, ни потолков, ни полов. И вот, м. Мария[5] попросила, чтобы ей в одном углу этого огромного дома отгородили маленькую келейку. Отштукатурили, но побелить уже нельзя было, т.к. было уже холодно, стены сырые, покрыты инеем… И вот, на все доводы, что нельзя жить в таких условиях: отопления нет, света нет и проч., Матушка переселяется в свое убежище. Укрывается еще сверху брезентом, а утром встает – на стенах и брезенте слой инея. Договорилась, чтобы подвести под дом фундамент, надо его было поднять на определенную высоту. Днем подвели под четыре угла дома домкраты, а ночью их украли, и дом рухнул, но Матушку не задавил, т.к. дом был рублен еще в старое время на совесть, и он не рассыпался, да и Господь хранил.

Вот еще случай. Прознали, что живет иностранка, и решили ограбить. Ломятся. А Матушка, мужественная женщина, кричит: «Да где же мой револьвер? Да где же мой револьвер? Да вот он!» Ну и грабители исчезли и больше не появлялись. Это Матушка рассказывала сама. Да там еще было много всего – я и не упомню.

Итак, Матушка жила одна, да еще с печкой-буржуйкой, которую надо было топить беспрестанно днем и ночью. Но все как-то быстро устроилось: и окна, и потолки, и полы, и кочегарка, и перегородки, и насельницы. Первая – Валентина Ивановна, (будущая – ред.) мон. Ксения, ее сподвижница. И печку уже топили поочередно через два часа круглосуточно, потом ин. Серафима из Дивеево, потом Наталья (покойная мон. Феодосия – ред.), потом казашечка Варвара, потом Мария Романовна (сейчас м. Мария[6]), она пришла в монастырь 1 марта, а я ‒ через месяц, 1 апреля. 

А обстоятельства к этому были вот какие. С Матушкой мы были в очень хороших отношениях. Она любила приходить к нам в гости. А как-то, приехавши из Америки, увидела, что покрасили эмалью (в ее доме – ред.), а она не может запаха переносить, и пожила у нас какое-то время. И когда умер мой муж, Владимир Иванович, она стала предлагать мне пойти в монастырь. Но я, зная свое духовное устроение, не горела желанием монастырской жизни и отвечала уклончиво. А тут, как раз, Великий пост, батюшки на 2-й неделе съезжаются на исповедь и по др. делам. И вот, перед отъездом самые близкие батюшки зашли попрощаться и посидеть со мной по поводу траура. Даже высказались, что все так же, как при Вл. Ив., только вместо него – фотография на столе. И вот тут-то они мне и задали вопрос: «А что, Р. В., вы в монастырь уходите, а нас на кого оставляете? Кто же нас будет встречать, упокоевать?» Ну, я с улыбкой: «Да это еще на воде вилами писано». А о. Николай, самый близкий наш батюшка (он жил у нас неделями, особенно 1-ю и последнюю неделю Великого поста) подсел ко мне и сказал: «Р. В., а я вас не благословляю в монастырь». Вот, все батюшки разъехались. Телефонный звонок. Звонит вл. Евтихий: «Что батюшки, разъехались?» Говорю: «Да». «Я сейчас приду», ‒ говорит. Приходит и сразу: «Матушка за то, чтоб вы были в монастыре. Думаю, и вы не против. Так вот такой вариант. На территории монастыря домик, там живет семья – муж, жена, два сына-подростка, а этот домик необходим монастырю. Да и зачем на территории монастыря мирские люди? Так я предлагаю обменять вашу квартиру на этот домик». Для меня это был гром среди ясного неба. Но для меня слово владыки было закон. Я только промолвила: «Хорошо, а домик-то стоящий?» «Да-да, ‒ заверил он. ‒ Завтра хозяева придут посмотреть вашу квартиру, а мы идем утром в 7 часов к Матушке с вашим согласием. Вот так. Конечно, хозяева при осмотре нашей квартиры не могли скрыть восторга, и только хозяйка сказала: «Может быть, вам что-то в нашем доме не понравится, и вы захотите разменяться (это возможно в течение 6 мес.), и мы должны будем с позором вернуться?» Я заверила, что этого не будет. А потом действительно, как они сняли ковры со стен и пола, из стен посыпался шлак, а пола, как такового, и не было, а были набросаны куски деревоплиты. И наша прихожанка с весны до поздней осени производила ремонт, а снаружи Матушке пришлось обшивать домик. Но зато там была и просфорня, и иконописная, еще и кельи для сестер. 

Вот так, после 40 дней по мужу я оказалась в монастыре. Но владыка поставил Матушке условие, что жить я должна в монастыре, на правило ходить, а послушание нести у него. Так и было. Только когда меня постригли в иночество, мы с Матушкой пошли к владыке, упали ему в ноги и просили, чтоб он освободил меня от соборных дел. Дал согласие освободить от свечного ящика, а от остальных ‒ нет, так и осталась при нем. А потом Матушка выхлопотала в доме ветерана две комнаты ‒ одну для церкви, другую для меня. Так что, я и там имела отличную келью, и еще дополнительное послушание ‒ в доме ветерана, и при церкви, и с людьми. 

Владыка храм назвал в честь св. прав. Иова, а службы, молебны совершал только сам. А когда уезжал, то мне поручал вести молебны, оставил мне свой служебник (что найду нужным читать) и акафисты, и старинный акафист об усопших. Всех, бывало, помянем, живых и усопших, наплачемся… Моим бабулькам даже больше нравилось, когда мы молились одни, владыку они стеснялись и чувствовали себя скованными. Из 300 жителей было 20 постоянных прихожан, которые неопустительно ходили, самой молодой было 75 лет, а самой старой – 92 года, люди, прошедшие те страшные годы. Это были дети репрессированных, расстрелянных, замученных, умерших на лесозаготовках. И владыка говорил, что 20 постоянных прихожан из 300 – это хорошо, тогда как в с. Боровое, где он восстановил храм, из нескольких тысяч человек было до пяти прихожан, и то не из местных жителей...

В заключение, что хочу сказать. Уже будучи в монастыре в иноческом чине, еду как-то в автобусе, и вдруг мысль (воспоминание-ред.), как обожгла: «будет в монастыре, но в свое время». И вот, в монастыре не по своей воле, а по Промыслу Божию. И делится моя христианская жизнь с момента крещения на три равных отрезка: 15 лет – горение духом, жажда монашества; 15 лет – служение Богу, людям, но уже без горения духа, о монашестве не только не помышляла, но чувствовала, что это не по мне (я не духовна, я – трудяга, «трудоголик», как назвал меня один батюшка); 15 лет – в монастыре. Телом – да, в монастыре, ношу монашескую одежду, а духом – влачу жалкое существование. Сломалась не только духом, но и телом. Приходит отчаяние: зачем я здесь? Погибаю, поддержки ниоткуда нет, грехов, что и в миру не имела, нацепляла, как шелудивая овца болячек.

Прошу ваших святых молитв, да не погибну до конца. Простите, написала как на духу, без прикрас, без вымыслов. Но только успокаиваю себя тем, что я бы могла сменить место жительства, условия. Но нет на то воли Божией. Какие бы я ни предпринимала попытки, какие бы ни предпринимали попытки другие, но все тщетно. Нет воли Божией. Значит должна здесь страдать, нести свой крест, с помощью Божией. А Господь, видя все, верю, что не оставит Своей милостию.

Мон. Таисия

 
Конец декабря 2015 г. 


[1] Монахиня Таисия (Истомина) почила о Господе 25 февраля 2016 г. в Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре (РПЦЗ) в с. Егоровка.
[2] М. Мария – имеется ввиду схимонахиня Мария (Квашнина), ныне подвизающаяся в Одесском Свято-Иоанновском монастыре.
[3] Монахиня Елисавета (Шмыгун) также подвизается ныне в Одесском Свято-Иоанновском монастыре.
[4] Будущая игумения Александра (Чернявская), настоятельница Одесского Свято-Иоанновского монастыря.
[5] В иночестве у Матушки Александры имя оставалось мирское – Мария.
[6] Схимонахиня Мария (Квашнина).
 
 
 
4 апреля (н. ст.) 2016 г. исполняется 40 дней со дня кончины монахини Таисии.
Матушка Александра с сестрами Одесского Свято-Иоанновского монастыря просят всех православных помянуть в своих молитвах новопреставленную монахиню Таисию. Вечная ей память!

Печать E-mail

Две проповеди свт. Филарета (Вознесенского) в Неделю Всех Святых. ВИДЕО

Две проповеди Митрополита Филарета в Неделю Всех Святых.

Печать E-mail

Еще статьи...