"Пасху отмечали особенно торжественно. Перед войной Пасхальное богослужение проводилось в Петербурге, в Зимнем дворце, после которого был официальный прием. Если Императорская семья находилась в Царском Селе или в Крыму, богослужение там совершалось в дворцовых церквах. Для Царской семьи готовилась пасхальная трапеза — куличи, пасха, пасхальные торты и, конечно, крашеные яйца.
«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Ныне все наполнилось светом, небо, земля и преисподняя, вся тварь веселится и радуется. Радуется земля, освобождаемая от проклятия за грех Адамов. Ликуют небеса, видя Сшедшего с них на землю восходящим ныне из преисподней и изводящим оттуда там томившихся. Поют ангелы, прославляя Победителя смерти Своего Творца, зримого ныне. Хвалят Господа все творения, все силы природы. Каждая из них по-своему поет и превозносит Воскресшего. Что-то необычное происходит во всем мирe. Священная и спасительная ночь сменяется светоносным Великим Днем.
Играет лучами своими восходящее солнце, подобно взыгравшему во утробе Иоанну Предтече, приветствуя из гроба воссиявшее Солнце Правды. Все насыщается ныне благодатью Божией и предощущает обновление вселенной. Ощущает ли его сердце наше? Да, у с верой и благоговением встречающих Священную Пасху невыразимой радостью наполнены ныне души, благодатный мир касается сердец их.
Далеко отбегают все скорби и печали, светлыми становятся даже страдания и невзгоды. Таинственно предвкушается Божественная Трапеза в грядущем вечном славном Царствии Божием. Хотелось бы, чтобы не прекращались те блаженные часы, чтобы бесконечно продолжались ночь и день Святой Пасхи. Как апостолы на Фаворе, готовы мы тогда воскликнуть: «Господи, добро... нам зде быти!» (Мф. 17:4).
Но всегда ли мы то и полностью ли ощущаем? Не бывает ли, что когда все ликует, сердце наше покрыто облаком, а иногда и наполнено печалью? Вспоминая прежние годы, мы тогда жалеем о потерянной способности ощутить пасхальную радость, другие же не понимают, почему и как могут люди радоваться ныне. Но как бы то не объясняли, какие бы не находили причины, едина есть истинная: сердце наше нечисто.
Если поколебались мы в вере, если в душу нашу вошли сомнения, если отпали или отошли от Церкви, — подобно первосвященникам иудейским отгоняем от себя мысль о Воскресшем Христе, ибо страшно нам Воскресение Христово. Если совершили тяжелый грех и обличает нас совесть в неверности Христу и Его заповедям, — лежит на сердце нашем камень, заграждающий вход в него свету Воскресения. Если мы погрузились в дела житейские и им отдали свое сердце, — не ощущает оно полной радости. Особенно, если есть у нас неприязнь или, еще хуже, вражда к ближним, если осуждаем их и превозносимся над ними, — не можем радоваться встрече с Воскресшим Господом. Тогда в День Воскресения или сомневаемся подобно поколебавшимся ученикам или не верим, как Его враги, или подсознательно не желаем с Ним встречи.
Но отбросим от себя все сомнения, принесем покаяние! Друг друга обымем, ненавидящим нас простим и радостно возопиим: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».
Это тот путь, по которому шла Русская Церковь при Святом Патриархе Тихоне, Церковном Управлении на Юге России, во время Гражданской войны, и затем РПЦЗ объединившем епархии вне России, под административным управлением Синода Архиереев, под председательством Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета, Виталия, а в наши дни Агафангела. Верующие идущие этим путем под духовным надзором без всяких канонических или иных изменений строго соблюдают вероучение Русской Поместной Церкви, каким оно было в дореволюционном Отечестве, являясь частью Русской Церкви, не подчиняясь административно Московской патриархии, до тех пор, пока она не покается в практикующих в ней еретических грехах сергианства, и экуменизма, и этим будет служить Церкви Христовой, а не неокоммунистическому правительству. К горю многих духовных лиц и верующих часть РПЦЗ отделилась от Зарубежной Церкви и присоединилась к МП, вызвав этим церковное разделение на независимые, друг от друга, без всеобщего управления между оставленными в разных частях мира духовенством и верующими. Но как бы то ни было, эти части бывшей единой РПЦЗ, имеют с апостольской преемственностью Архиереев и духовенство.
Исполненные радости и веселия, мы все, Православные Христиане, празднуем святое Воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, источник и причина для нас неизреченного ликования и торжества. Ибо Христос воскрес, «свободный из мертвых», освободитель мертвых, «падшим даруяй Воскресение»!
На Него возложили тогда терновый венец, а теперь уже Он носит диадему победы над смертью. Он был распят нас ради, и засвидетельствовал таким образом Свою крепкую к нам Любовь, теперь же Он дарует нам свободу от рабства врага, возвращение на Небеса и жизнь Вечную! Злоначальник дьявол отступил от Бога и увлек за собой в падение человеческое естество. Он соблазнил и прельстил преслушанием Праотцев, и они были изгнаны из Рая наслаждения; и вместо земли изобилующей медом и молоком, они оказались в долине плача, произрастающей тернием и волчцами.
Господь Бог наш сотворил человека «прямым» (Екк. VII, 29), то есть благим, чтобы он взирал к Богу и пребывал в общении с Ним ; мы были созданы «на добрые дела» (Ефес. II, 10), но создание обратилось к делам лукавства.
Мы заблудились, согрешили, упали, ослепли, стали хромыми, умерли!... Кто мог бы воскресить нас? Только Он, Богочеловек, Сын и Слово Отца, Который пролил ради нас Свою драгоценную Кровь, чтобы избавить нас от греха. «Он был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. IV, 25).
Безмерное Человеколюбие Господне и Его множество Щедрот превосходят человеческий грех и лукавство, когда человек исповедует их и просит прощения и оставления.
Поэтому, не будем отчаиваться! Не будем терять надеждуна спасение! Апостол Петр отрекся от Господа трижды перед единой служанкой, но он покаялся, он горько заплакал и получил прощение, и не был лишен апостольского достоинства.
Грех тяжкое и великое зло, единственное действительно страшное и разрушительное, но не неизлечимое, так как он легко лечится через истинное Покаяние (Святой Кирилл Иерусалимский).
***
Чада о Воскресшем Господе!
«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор. XV, 20).
Господь воскрес, чтобы даровать общее Воскресение роду человеческому, так как все мы воскреснем во Втором Его Пришествии, и мы облечемся в вечные тела, но в иные. Праведные приимут небесные тела, чтобы жить вечно на Небесах вместе со Святыми Ангелами. А грешные приимут тела уродливые и темные, на вечное посрамление!...
Итак, давайте пожалеем наши тела, и сделаем их храмами освященными Святого Духа, через упражнение в святых Добродетелях, причащаясь Святым Таинствам, чтобы их очистить от скверны греха и сотворить их способными принять Божественный Свет.
Будем беречь свое духовное сокровище неповрежденным, и не будем переживать из-за окружающих нас угроз и беспорядков этого мира, но протянем руку помощи по мере возможности колеблющимся и ослабевшим душевно и телесно.
Наш Воскресший Господь находится и теперь между нами (Матф. XXVIII, 20), все слышит, видит, знает и испытывает. Да соблюдит Он наши души, чтобы мы сохранили непоколебимую надежду на Него. Да воскресит нас от умерщвления греха и да сподобит нас Своего Царствия Небесного. Да напишет наши имена в книгу спасаемых и да не изгладит их никогда, потому что многие имена изглаживаются, тех которые отступают от правильной веры или которые грешат и не каются.
Будем бдительны и ждать Того, Который придет опять во славе судить живых и мертвых! Ему слава и держава во веки. Аминь!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Святая Пасха 2016
СВЯЩЕННЫЙ СИНОД Архиепископ † КАЛЛИНИК Афинский
Члены: † АКАКИЙ Аттикийский и Диавлийский † АФАНАСИЙ Ларисский и Платамонский † ИУСТИН Еврипейский и Евийский † ГЕРОНТИЙ Пирейский и Саламинский † ХРИСОСТОМ Аттикийский и Виотийский † ГРИГОРИЙ Фессалоникийский † ФОТИЙ Димитриадский † МОИСЕЙ Торонтский † ДИМИТРИЙ Американский † КИПРИАН Оропосский и Филийский † АМВРОСИЙ Филиппийский † АМВРОСИЙ Мефонский † МИХАИЛ Нора † СИЛУАН Лунийский † КЛИМЕНТ Гардикийский † АВКСЕНТИЙ Этнийский и Портландский † ФЕОДОСИЙ Вресфеский † ХРИСОСТОМ Феупольский
Точная копия Главный Секретарь † Фотий Димитриадский
В Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре великопостную службу Великого Четвертка совершил Преосвященнейший архиепископ Георгий Кишиневский и Молдавский. Ему сослужил иеромонах Дула (Патоска).
За Божественной Литургией было много причастников.
25 апреля/ 8 марта 2016 г., в Фомину Неделю, в Софийском Свято-Успенском кафедральном соборе (Болгарская Православная Старостильная Церковь) прошли праздничные богослужения, которые возглавил Митрполит Фотий Триадицкий.
Митрополит Агафангел и игумения Александра в прямом эфире на Одесском филиале Национальной телекомпании Украины. Беседа о Пасхе Христовой. 3 мая 2016 года.
В приходе в честь Иоанна Максимовича в городе Каменск (в советское время Днепродзержинск) на Украине (настоятель протоиерей Александр Мартыненко), на Пасху впервые отслужена Божественная Литургия в новом храме.
Храм построен трудами настоятеля, теперь в нем продолжаются работы по внутренней отделке - сооружается иконостас и продолжается роспись стен.
Пасхальное богослужение и Крестный ход в нашем приходе в честь Великомученика Георгия Победоносца в Назарете (Святая Земля) возглавил Епископ Хайфский Роман, в сослужении иерея Илии Ауадда при диаконе Сергие Петруковиче.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! Разделить пасхальную радость в этом году в нашем приходе, собрались многие чада из разных стран Греции, Сербии и даже из далекой Бразилии. Слава Богу,"все вошли в радость Господа нашего"!
Чтение полунощницы
Воскресение Твое Спасе, ангели поют на небесех...
Слава Святей, Единосущной и Животворящей, и Нераздельней Троице!
Христос Воскресе!
Николай главный помошник...
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
...Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.
2016 г. С большой радостью встретили Пасху Христову в Свято-Воскресенском монастыре Кишиневской епархии (РПЦЗ). Богослужения возглавил Преосвященнейший епископ Анфим.