Протодиакон Герман: К славному столетию Зарубежной Церкви
Вспоминая духовное падение 17-го мая 2007 г.
Вспомнить прения, раздоры, волновавшие русскую православную общественность, особенно в Зарубежье, 13 лет назад и сравнить с сегодняшней, можно сказать, полной апатией... Все более менее свыклись с постигшей всех нас тогда травмой. Кто сейчас вспоминает тот факт, что для лучшего поглощения незадачливых Зарубежников, Московская Патриархия предоставляла пятилетний мораторий — возможность в течении пяти лет не поминать вслух патриарха на богослужениях (!), что, однако, отнюдь не должно было малейшим образом затмевать факт его первосвятительства ! Какая-то детская игра, но тем не менее это показывало, что некоторые могли испытывать вполне понятное чувство неловкости. Совесть как-то ещё шевелилась. Но даже этого сегодня уже нет …
Да, тринадцать лет назад, в историю Церкви вошло то, что в самый день, когда весь христианский мiръ праздновал славное ВОЗНЕСЕНИЕ Господне, православным христианам дано было наблюдать великое ПАДЕНИЕ. С церковного небосвода в бездну свалилась некогда славная звезда.
До сих пор трудно понять, осмыслить — как такое могло случиться ?
Как и почему могла расцвести такая духовная порча в ещё совсем недавно безкомпромиссных душах — трудно сказать.
Конечно свою роль могло сыграть обмiрщение паствы и клира, всё большее давление окружающей нехристианской среды. Все мы знаем, куда идёт мiръ. Вспоминаются скорбные, но мудрые слова нашего покойного Архиепископа Серафима, когда все радовались падению советской власти. Он правильно предупреждал, что теперь для нас настанут самые трудные времена : до сих пор всё было ясно — белое было белым, чёрное было чёрным, а теперь всё станет серым … Так оно и вышло. До некоторой степени повторилась ветхозаветная история Вавилонской башни и смешения языков. Конечно вполне оправданную радость вселяло долгожданное падение советской власти, но как ошибочно и грешно было не видеть, что с падением власти Зло, то страшное Зло, которому десятилетиями противлялись, не было искоренено. Оно на время притухло, замолкло и под всякими видами, ложными видами, пыталось усыплять совесть людей. И это в частности проявлялось через наплыв чуждых Зарубежному духу элементов, поступающих в приходы и особенно пополняющих ряды священства. Всё больше слышалось восторженных голосов, говорящих об охватившей нашу Церковь весне, о неком возрождении, тогда как на самом деле соль обуевала и продолжает обуевать …
Свою роль естественно сыграла и безстыдная ложь, распускаемая патриархийными сановниками и зарубежными предателями о том, что сергианство, будто, «перечёркнуто», а экуменизм вопрос прошлого, которым в советское время приходилось заниматься по чисто политическим соображениям, но теперь можно открыто говорить о разрыве с экуменизмом, о выходе из Всемiрного Совета Церквей, и т. д.
Теперь что прошла необходимость ложью заманивать людей, каждый волен наблюдать настоящее положение дел : Сергию не только воздвигаются сегодня памятники, но и бывшим зарубежникам приходится признавать, что, да, своей политикой Сергий «спасал Церковь». А что касается экуменизма, тут уж всякий разговор излишен. Вот, недавно узнали о существовании какого-то странно названного «Летнего Института», организованного Папским советом по содействию христианскому единству при участии Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Это только цветочки от Гаванской встречи между Папой и Кириллом Гундяевым, а плоды — впереди.
Серый кардинал — во всех смыслах слова — Иларион Алфеев, отмечавший годовщину исторической, знаменательной Гаванской встречи, на торжественном мероприятии во Фрибургском университете (Швейцария), именно говорил об этих будущих плодах. Не знаем, как в России, но заграницей мало рекламы было дано этому ''славному мероприятию'', видно этот деликатный момент следовало покрыть скромной вуалью умолчания. А было чего стыдиться. И чего опасаться — кто знает, может быть ещё у некоторых заговорит совесть ? И на самом деле, Иларион Алфеев, невзирая на бурю негодования, поднявшуюся среди собственной паствы, разразился там обычной ему воодушевлённой речью, в которой он откровенно привёл итог состоявшемуся событию и открыл перспективы. Знаем, что нет более глухого, чем тот, кто не хочет слышать, тем не менее предлагаем желающим ознакомиться с тем, что в церковной жизни их ожидает, открыв следующую ссылку : http://www.pravoslavie.ru/101063.html
Что МП идёт таким путём, увы, нас не удивляет и только слепые могут не видеть, значит не понимать, что никакого улучшения ожидать не следует. Всё уже заранее написано. Вся программа начертана. Как было ясно, что после Алексея Ридигера к высшей власти придёт Кирилл Гундяев, так и сейчас ясно, что его заменит Иларион Алфеев, даже если за последнее время появились новые молодые соперники. Можно только пожелать Кириллу, что эта смена не произойдёт в таких же тёмных и до сих пор загадочных условиях, как когда он перенял власть от Алексея … Но вся программа и картина будущих лет, как на ладони видны.
Зато продолжает удивлять, с каким невозмутимым спокойствием относятся к своему положению те, кто ещё не так давно принадлежал к Церкви, сознательно и успешно боровшейся с доктринальными пороками МП, в то время как эти пороки ничуть не исчезли, а к ним ещё прибавились открытая нравственная распущенность и безстыдная погоня за деньгами, превратившая церковное служение в вертеп наживы. Как такое безучастие, такое смирение перед Злом стало возможным, остаётся для нас непонятным. Однако и тут можно было предугадать развитие дел.
Для этого надо вернуться несколько лет назад, когда стали проявляться трещины, развалившие наше церковное здание в конце девяностых и начале двухтысячных годов. Пожалуй, происки Вл. Марка на Святой Земле были первым видным сигналом намечавшегося штурма на церковную крепость. Затем в июле 2001 г. состоялся ''преступно-разбойнический синод'', официально созванный ко дню пятидесятилетнего архиерейского юбилея Блаженнейшего, ныне святого, Митрополита Виталия. Горько вспоминать эти события и всё то безобразие, которое последовало, но и забывать нельзя, как многим, видно, хотелось бы. Да, хорошее чествование маститого Первоиерарха устроили синодалы, ни перед чем святым не останавливавшиеся, и совершившие невообразимое : насильственно принудили всеми — только не ими! — уважаемого старца-Митрополита выйти на покой, а вернее сказать — уволили Главу Церкви !
Словно по примеру Великого Инквизитора Достоевского — Уходи. Ты нам мешаешь! Истали затыкать рты и безцеремонно убирать всех несогласных с политикой развала Зарубежной Церкви, продолжая одновременно уверять весь мiръ, что ничего, мол, нового они не вводят, а весь шум — чистейший вымысел злонамеренных провокаторов. В эти памятные позорные дни, обойдя верных Архиереев, все съехавшиеся на ''празднование'' юбиляра-Митрополита, прибыли с определённой мыслью и миссией — силою или добровольно добиться отречения Владыки Митрополита Виталия. Пришлось применять силу, в этот самый день, как и неоднократно после этого. Как коршуны кидаются на свою добычу, так несколько епископов резко обращаются к Митрополиту, грубо отказывая пустить священника, которого Митрополит пригласил быть его секретарём. Со всех сторон посыпались нападки, хотели заставить Митрополита отречься, но он мужественно сопротивлялся целых два дня. И только на третий день, 13 июля 2001 г., он как будто согласился, чтобы вопрос о его уходе в отставку обсуждался на следующем соборе и тут же покинул зал заседания, сказав : «Мне кажется, что нам не о чем больше говорить». На этом закончились ''юбилейные торжества'' ...
К открытию Собора в октябре того же года (очередная октябрьская революция!) Митрополит пришёл и выдал всем письменное Заявление следующего содержания : «Сознавая глубину греховного падения некоторых членов Архиерейского Собора нашей Церкви, в их интенсивном, но ещё не высказанном полностью желании соединения с Московской Патриархией, я, с полной ответственностью перед Богом, русским православным народом и перед своей совестью, считаю своим архипастырским долгом заявить, что предстоящий Архиерейский Собор, имеющий открыться 23 октября 2001 года, нельзя назвать иначе, как собранием безответственных», устно добавив : «Я не вижу среди вас ни кого, кто мог бы стать преемником наших Митрополитов».
Кто мог бы сегодня ему противоречить ?
После этого последовало избрание нового т. н. ''первоиерарха митрополита'' Лавра и два возмутительных покушения под неумелым водительством подручного по грязным делам преступного Синода Михаила Донскова, возглавившего чудом неудавшуюся попытку похищения Митрополита с помощью наёмной силы, и новое покушение три недели спустя с насильным увозом Митрополита в психиатрическую больницу для экспертизы, которая, к посрамлению синодалов, законным порядком официально определила здравый ум и дееспособность Митрополита в ведении церковных дел. Но всё это не помешало новоизбранному только по имени ''Зарубежному'' первоиерарху и синоду продолжать свои предательские дела, а трижды анафематствованному Михаилу Донскову восседать в архиепископском сане, как ни в чём ни бывало, на женевской кафедре, с которой он, кстати, был с позором изгнан своими же Синодом за разные тёмные делишки, что не мешает ему продолжать выступать на разных мероприятиях под видом достойного представителя Белой Эмиграции...
К чему вспоминаем мы эти горькие дни, эти печальные события ? Потому что нельзя их забывать, ибо если не мы, то кто будет об этом напоминать … Но так же и для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что как в истории России не будь февраля, не было бы и октября, не будь беззаконного увольнения Митрополита, не было бы и последовавшей позорной унии, повергшей Зарубежную Церковь в её сегодняшнее состояние.
Нас осталось мало, но служим мы ИДЕЕ, а не людям, не моде, не мiру. Поэтому, сегодняшнее сопротивление малого остатка Зарубежной Церкви является ничем иным, как священный долг памяти по отношению к нашим Отцам, к нашему прошлому, долг памяти во имя духовного будущего, чего можем достичь только объединением наших разрозненных сил.
А есть ли ещё смысл призывать людей к возврату на исторический путь Зарубежной Церкви ? Им одним принадлежит ответ. Ведь столько раз уже призывали, и за всё это время только единицы, которых можно сосчитать на пальцах ОДНОЙ руки, отшатнулись от позора. Но никогда нельзя терять надежды.
Но пусть, кто знает, 100-летний юбилей Церкви подвигнет хоть некоторых к осознанию их долга перед памятью Отцов и перед собственной совестью.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Метки: рпцз, протодиакон герман