АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

РПЦЗ: Интервью Митрополита Агафангела на Северном Кипре (ВИДЕО)

Во время своего архипастырского визита на Северный Кипр Митрополит Агафангел, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, в беседе с настоятелем прихода РПЦЗ в г. Кирении рассказал о своих впечатлениях о Северном Кипре, планах на развитие приходской жизни и поделился тем, как сохранить свою веру и верность Христово Церкви, в условиях жизни заграницей.

Печать E-mail

Митрополит Агафангел: Вознесение Господне (2017)

Митрополит Агафангел: Мы не часть, мы остаток Русской Церкви (+eng)

Господь всему живому, предопределённому Им наследовать Жизнь вечную, указал единственный путь к этой вечной жизни – пройти сквозь смерть в Воскресение. В деле созидания Церкви, как живого организма – Вознесение – как смерть Тела Христова, а Троица – как Его Воскресение.

Господь на Тайной вечери соделал учеников причастниками Своего Тела и Крови, и Церковь, таким образом, родилась как Тело Христово. Когда Господь Телом Своим покинул грешную землю и возсел одесную Отца Небесного (что для Церкви стало подобно краткой трёхдневной смерти Христа), ученики без Учителя осиротели. Весь период от Вознесения до Троицы – время, как бы, тишины. Дух Святой, Дух Животворящий, будто, оставил Тело Церкви. Церковь ждёт своего Воскресения, ждёт Сошествия Святаго Духа.

День Вознесения Господня 2007 года – как день смерти Русской Зарубежной Церкви. Воскресит ли её Господь? Только Он знает. И только от Него это зависит. Мы верим и знаем, что вслед за смертью приходит воскресение. Мы должны молиться об этом воскресении всей своей душой, всей своей крепостью, всей силой последней надежды, как из готовой к погребению могилы: "Душе Истины … прииди и вселися в ны!" Мы верим, что снизойдёт на нас, грешных, Дух Святой и подлинная Русская Церковь воскреснет и возродится. Иной надежды у нас сейчас нет.

Печать E-mail

Воспоминания об иеросхимонахе Михаиле (Попове), который возглавил старостильное движение на Валааме

Память 8/21 мая

 

Иеросхимонах Михаил (в миру Михаил Попов) родился 8/21 октября 1871 г. в мещанской семье в Кронштадте. В 1889 г. Михаил прибыл на Валаам при игумене Гаврииле и был определен на общие монастырские послушания.

Впоследствии, благодаря старательности, добросовестности и благочестивому настрою души, ему доверяли многие ответственные послушания в монастыре. Михаил от природы имел хороший голос, и ему было дано послушание канонарха за монастырским богослужением. Хорошо разбираясь и любя церковное пение, Михаил активно помогал игумену Гавриилу в нотной записи древних Валаамских распевов, вышедших в печати под названием «Обиход Валаамского монастыря».

В 1899 г. Михаил был пострижен в монашество с именем Маркиан, в 1903 г. — рукоположен во иеромонаха.

В 1911 г. о. Маркиан совершил продолжительное паломничество в Палестину и на Афон. В собрании Ново-Валаамского монастыря в Финляндии хранится неопубликованный путевой дневник валаамского иеромонаха Маркиана (Попова) о путешествии в Святую Землю в 1911 году. На обратном пути он посетил Афон, где провел целый месяц, с 25 апреля по 25 мая. Он побывал во многих святогорских обителях, беседовал с духовниками, со вниманием и благодарностью принимая их мудрые советы. Более трети рукописи посвящено его пребыванию там.

Покидая Святую Гору, паломник писал: «Не забыть мне Афона; много я здесь полезного увидел и услышал и выношу самое лучшее впечатление». Постриженик Валаамского монастыря, где традиции старчества восходили к преподобному Назарию (Кондратьеву), иеромонах Маркиан везде искал встречи с опытными старцами...

В 1921 г. Валаамская братия избрала его своим духовником. В 1924 г. о. Маркиан принял великую схиму с именем Михаил.

Ученик о. Михаила, будущий архимандрит Афанасий (Нечаев), оставил следующие проникновенные воспоминания о своем старце: «Нужно уметь заглянуть в глубину духовной жизни Валаама, чтобы рассмотреть отдельных исполинов духа в его недрах. Первым таким исполином был духовник сего монастыря отец Михаил. К нему меня направили для духовного окормления. Келья его состояла из трех отделений: приемная, молельня и спальня. Из нее дверь вела прямо в храм над Святыми вратами во имя святых апостолов Петра и Павла. С трепетом вошел я в эти покои духа, ощущая особую келейную атмосферу тепла и уюта и какого-то духовного благоухания. Приемная увешана образами, обставлена портретами старцев.

Первая встреча с отцом Михаилом произвела на меня неизгладимое впечатление. С тех пор навсегда врезался в мою душу его образ. Это был совсем обыкновенный человек, но именно потому-то, очевидно, это был действительно настоящий человек. Мы говорим: "Людей много, а человека нет". И вот я увидел пред собою настоящего человека. Словами это не выразишь. Но всякий это и без того понимает, потому что образ настоящего человека живет в каждом из нас. И когда встретишь такого человека, то почувствуешь, что ты как бы сливаешься с ним в одно, как будто твои искаженные черты накладываются на его нормальные и исправляются, а ты сам становишься нормальным человеком. Сказывается это прежде всего в том, как подходит к тебе этот настоящий человек. Он принимает тебя всем сердцем. Этого одного достаточно, чтобы и ты раскрыл ему все свое сердце...

У этого старца очень оригинальная индивидуальность. Это вполне русский мужичок, с простой образной речью, полный, с небольшой бородкой, простым русским лицом. Но вот одеяние схимы, четки и особенно манера держаться с вами обличает в нем врача духовного. Как врач, он подвигается к тебе, всматривается внимательно, ласково и бережно; да, особенно бережно обращается с тобой. Он не предписывает духовных лекарств, не повелевает, а только как бы намеками побуждает вас делать то именно заключение или решение, которое ему кажется для вас правильным. И вы покидаете его с таким чувством, как будто вам вправили вывихнутую руку, такое чувство облегчения, мира душевного находит на вас. К нему я ходил часто, вначале каждый день, и все докучал ему своей нетерпеливостью».

Отец Михаил был духовником братии в исключительно сложное для Валаама время. После Октябрьской революции 1917 г. Валаам территориально принадлежал Финляндии, получившей независимость. В 1923 г. Финляндская Православная Церковь переходит на новый (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике. Его насильственно вводят и в Валаамском монастыре.

«Мне довелось быть свидетелем того печального момента, — вспоминает архимандрит Афанасий (Нечаев), — когда нарушилось на Валааме единство церковной жизни, и братия монастырская, подобно дереву, расщепленному грозой, распалась на две группы... А случилось следующее: неожиданно для всех приехал на Валаам из Лондона греческий Митрополит Германос — представитель Константинопольского Патриарха в Западной Европе (устанавливать новый календарный стиль). Часть монахов с духовником о. Михаилом и наместником о. Иоасафом во главе отказалась с ними сослужить... Я только один раз видел за это время своего духовника о. Михаила — не хотел докучать ему собою, зная, какую ответственную роль играет он в этом вопросе. И он сказал мне лишь одну фразу, но твердо и решительно: "Нам святые каноны не позволяют быть с нарушителями их". И почувствовал я, это у него непреложное...».

В своем дневнике в 1925 г. иеромонах Памва писал, что за отказ служить Пасху по новому календарному стилю: «…15 декабря. 9 часов утра на пароходе "София" увезли духовника иеросхимонаха Михаила в скит на Германовский остров».

В 1926 г. иеросхимонах Михаил был переведен из Тихвинского скита в скит Иоанна Предтечи, где провел последующие восемь лет, страдая сердечной слабостью.

О его внезапной кончине иеромонах Памва записал в своем дневнике: «1934 г. мая 21-го (н. ст.) в мире, во Христе, скончался иеромонах Михаил. О. Михаил, наш кронштадтский житель, жил в скиту Св. Иоанна Предтечи; в 3-м часу дня поехал один в лодке, чтобы перевезти к себе в гости отца Иувиана-канцелярщика, и на середине залива скончался в лодке от разрыва сердца, и лодку погнало в озеро с ним, а он лежал на боку, и в лодку уже набралось много воды. В скиту услышали крик и сильный звон в било. Один рясофорный послушник, певчий Валентин, тоже был в скиту в гостях. Он поехал на лодке и увидал отца Михаила упавшего, и лодку его на буксире привезли к берегу, а затем в монастырь. Ему было 65 лет».

Иеросхимонах Михаил погребен на Старом братском кладбище. К сожалению, не сохранились место захоронения старца и могильная плита.

 

Печать E-mail

Монашеские постриги в Старостильной Болгарии, в которых принял участие Преосвященнейший епископ Анфим, совершил Митрополит Фотий. ФОТО

При Митрополии Болгарской Православной Старостильной Церкви существует братство свт. Марка Эфесского, в котором проживает четверо братий, под духовным управлением Митрополита Фотия Триадицкого.

7/20 мая 2017 г. вечером, во время всенощного бдения в Неделю о слепом, были пострижены в монахи два брата: иеродиакон Пантелеимон (бывший инок) стал монахом-диаконом Серафимом, брат Константин - монахом Виктором. Постриг совершил Митрополит Фотий, участвовал - Преосвященнейший епископ Анфим из Кишиневской епархии РПЦЗ. Также приняли молитвенное участие сестры из Покровского Княжева монастыря.

 
У мощей архиепископа Серафима (Соболева) в Старостильной Болгарии:
 

 

 

 

 

 

Источник

Печать E-mail

ИПЦ Греции: Неделя о слепом в Ликовриси (Аттика). ФОТО

2017 г. В Неделю о слепом и в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в монастыре Св. Ирины в Ликовриси (Аттика, ИПЦ Греции) Божественную литургию совершил Митрополит Хризостом Аттикийский и Беотийский. 

Владыка Хризостом в своем слове сказал о чуде исцеления слепорожденного, как говорилось в Евангелии, отметив, что большинство из нас, кто называет себя христианами, живет в духовной слепоте. В этот день, сказал он, мы также отмечаем евангельскую любовь св. апостола Иоанна Богослова и прп. Арсения Великого, которые видели каждого человека, пришедшего к ним, глазами души. Мы должны трудиться, чтобы достичь такого духовного состояния и видеть глазами души всех, кто нас окружает, выполняя свое предназначение, по слову Господа нашего. 
 
Наконец, Его Высокопреосвященство преподал свое архиерейское благословение наместнику монастыря, игумену Арсению, который в тот день отмечал свои именины.
 
 

Печать E-mail

Св. прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.): Слово въ недѣлю о слѣпомъ

Сегодня, возлюбленные братія, читано было Евангеліе отъ Іоанна о исцѣленіи Іисусомъ Христомъ слѣпаго отъ рожденія: вы слышали эту божественную повѣсть. Господь, Свѣтъ міра, совершилъ это великое чудо такъ: плюнувъ на землю, Онъ сдѣлалъ бреніе изъ плюновенія, т. е. растворъ земли съ влагою, и помазалъ бреніемъ глаза слѣпому, сказавъ: пойди, умойся въ купальнѣ Силоамъ (что значитъ: посланный). Онъ пошелъ и умылся, и пришелъ зрячимъ (Іоан. 9, 6-7). Но, что еще важнѣе, этотъ слѣпецъ прозрѣлъ и душевными, не только тѣлесными очами. Онъ увѣровалъ въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія и Спасителя міра, къ посрамленію всѣхъ мудрыхъ и разумныхъ между іудеями, не вѣровавшихъ въ Господа при всемъ множествѣ чудесъ Его, явно свидѣтельствовавшихъ о его Божественномъ всемогуществѣ. Это обстоятельство, т. е. невѣріе ученыхъ и знатныхъ евреевъ въ Іисуса Христа, какъ въ Богочеловѣка, подаетъ мнѣ поводъ побесѣдовать съ вами кратко о слѣпотѣ душевной, которая гораздо опаснѣе и болѣе достойна сожалѣнія, а иногда и слезъ, чѣмъ слѣпота тѣлесная.

Зрѣніе есть благороднѣйшій членъ нашего бреннаго тѣла и оно доставляетъ человѣку величайшую пользу и удовольствіе, какъ это всякому изъ насъ извѣстно, и лишиться зрѣнія значитъ лишиться едва не половины жизни своей: не видѣть солнца, не видѣть никого и ничего, ни себя, ни другихъ, ни того, что около насъ, не видѣть красоты неба и земли, ни всего, что на небѣ и на землѣ и на морѣ, да это почти то же значитъ, что быть мертвецомъ. Но, братія и сестры, человѣкъ, одаренный отъ Творца разумною душою, способною познавать истину, которая есть жизнь ея, и по гордости, своенравію и упорству не хотящіе познать ее, идущій на перекоръ своему разуму и совѣсти и Богу и людямъ, — не есть ли несчастнѣйшій слѣпецъ, вольною волею несчастный, злостно несчастный, который самъ добровольно употребляетъ во зло величайшій даръ Божій человѣку — разумъ и свободную волю, отличающія его отъ всѣхъ животныхъ безсловесныхъ, не есть ли онъ неблагодарнѣйшее животное, предъ своимъ Творцомъ, поносящее чудные дары Его Своимъ разумнымъ тварямъ? Не есть ли добровольный глупецъ или безумецъ, извратившій самъ богодарованную мудрость въ безуміе и называющій — добро зломъ или доброе лукавымъ и лукавое добрымъ, сладкое горькимъ и горькое сладкимъ? А таковы были во время земной жизни Іисуса Христа фарисеи и книжники и сами первосвященники и старѣйшины народа израильскаго; видя чудеса Іисуса Христа, совершаемыя въ народѣ, чудеса самыя благодѣтельныя, слыша Его премудрое, спасительное ученіе и видя жизнь Его вполнѣ праведную, святую, примѣрную, они приписывали чудеса силѣ бѣсовской, извращали смыслъ словъ Его, поносили Его и безумцемъ и бѣсноватымъ и льстецомъ или обманщикомъ и, наконецъ, какъ бунтовщика злодѣя, предали позорной казни святѣйшаго всѣхъ святыхъ, Сына Божія. Вотъ ужасная слѣпота душевная! Не достойна ли она всякаго отвращенія, горькихъ слезъ? Ибо человѣкъ, слѣпотствующій душою по гордости и упорству, есть самый несчастный, какъ вѣрная добыча ада, какъ сатанинское исчадіе, напитанное гордостію и злобою отца своего діавола. Это-то вотъ и есть хула на Духа Святаго, когда человѣкъ по гордости и упрямству не хочетъ вѣрить явной истинѣ, доказываемой явными чудесами. Такому человѣку нѣтъ прощенія ни въ семъ, ни въ будущемъ вѣкѣ (ср. Матѳ. 12, 32), не потому, чтобы грѣхи наши побѣждали человѣколюбіе Божіе, но потому, что самъ человѣкъ въ гордости, упорствѣ, злобѣ, лжи и нераскаянности погибаетъ. Что же раждаетъ въ человѣкѣ такую слѣпоту? Отчего она? — Отъ крайняго самолюбія, гордости и самомнѣнія, отъ злостнаго расположенія сердца, отъ зависти и отъ всегдашней сытости и пресыщенія. Яде и насытися: уты, утолстѣ, разширѣ: и остави Бога сотворившаго его (Втор. 32, 15), говоритъ Писаніе. Такихъ вольныхъ слѣпцовъ, сыновъ погибели, есть много и въ наше время, какъ были они всегда. Въ наше время этихъ вольныхъ или либеральныхъ слѣпцовъ производитъ или вольная, не по разуму евангельскому наука, поучающая, что все въ мірѣ произошло само собою, по природѣ, что человѣкъ, какъ чадо природы, исчезаетъ со смертію своею, что якобы не будетъ воскресенія и суда и инаго вѣка безконечнаго, — или либеральные разговоры и, вообще, сообщество и бесѣда съ легкомысленными, невѣрующими людьми или довольная, беззаботная, развеселая жизнь, исполненная ежедневныхъ беззаконій и пороковъ, въ которой погасаетъ и послѣдняя искра христіанская. Еще ожесточенныхъ слѣпцовъ душевныхъ пораждаетъ озлобленіе и отчаяніе, непокорность существующимъ властямъ, неистовое, нелѣпое намѣреніе поставить на своемъ, осуществить свои нелѣпыя идеи или планы и намѣренія. Таковы нынѣшніе анархисты или нигилисты, которые въ слѣпотѣ своей думаютъ пересоздать, переворотить общество по своему, воображая, что ихъ планы наилучшіе и принесутъ величайшую пользу народу — едва не золотой вѣкъ. Сами окаянные идутъ прямо въ адъ и ничего, кромѣ зла и пакости не дѣлаютъ, а мечтаютъ о какой-то пользѣ народу. Чего же отъ нихъ добраго можно ожидать? Дерево узнается по плодамъ, а нигилисты по своимъ адскимъ дѣламъ. Боже, сохрани народъ православный отъ такихъ вожаковъ!

Братія! бѣгите отъ этой слѣпоты и отъ всякой слѣпоты, которая раждается отъ грѣховныхъ страстей: самолюбія, самомнѣнія и гордости, злобы, зависти, своенравія и упрямства, пьянства и невоздержанія, корыстолюбія, блуда и непотребства, унынія и отчаянія. Аминь. 


Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 236-239.

Печать E-mail

Протодиакон Герман: К десятилетию духовного падения - 17 мая 2007 / 17 мая 2017

Протодиакон Герман: Как МП прославляла св. Царя-Мученика

К десятилетию духовного падения

17 мая 2007 / 17 мая 2017

Вспомнить прения, раздоры, волновавшие русскую православную общественность, и особенно в Зарубежье, 10 лет назад и сравнить с сегодняшней, можно сказать, полной апатией... Все более менее свыклись с постигшей всех нас тогда травмой. Кто сейчас вспоминает тот факт, что для лучшего поглощения незадачливых Зарубежников, Московская Патриархия предоставляла пятилетний мораторий — возможность в течении пяти лет не поминать вслух патриарха на богослужениях(!), что, однако, отнюдь не должно было малейшим образом затмевать факт его первосвятительства ! Какая-то детская игра, но тем не менее это показывало, что некоторые могли испытывать вполне понятное чувство неловкости. Совесть как-то ещё шевелилась. Но даже этого сегодня уже нет …

Печать E-mail

ИПЦ Греции: Неделя о Самаряныне в монастыре Свт. Николая (Пеаниа, Аттика). ФОТО

2017 г. В Неделю о Самаряныне в монастыре Святого Николая в Пеаниа (Аттика, ИПЦ Греции) совершили Божественную литургию Митрополиты Хризостом Аттикийский и Беотийский, Геронтий Пирейский и Саламинский и епископ Амвросий Мефонский. 

 
6IGHDHIUIU
 

Печать E-mail

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.): Поученіе въ недѣлю о Самарянинѣ

О поклоненіи Богу

 Духомъ и Истиною [1]
 
Истинніи поклонницы поклонятся Отцу Духомъ и Истиною: ибо Отецъ таковыхъ ищетъ покланяющихся Ему (Іоан. 4, 23).
 
Возлюбленные братія! Нынѣ слышали мы во Евангеліи, что истинные служители истиннаго Бога поклоняются Ему Духомъ и Истиною, что Богъ ищетъ, то есть, желаетъ имѣть такихъ поклонниковъ. Если Богъ желаетъ имѣть такихъ поклонниковъ: то, очевидно, что таковыхъ только поклонниковъ и служителей Онъ пріемлетъ, таковые только поклонники и служители Ему благоугодны. Это ученіе намъ возвѣстилъ самъ Сынъ Божій. Вѣруемъ ученію Христову! со всею любовію пріемлемъ всесвятое ученіе Христово! Чтобъ съ точностію послѣдовать ему, разсмотримъ, чтó значитъ поклоняться Богу Отцу Духомъ и Истиною.

Истина есть Господь нашъ Іисусъ Христосъ, какъ Онъ засвидѣтельствовалъ о себѣ: Азъ есмь путь и истина и животъ (Іоан. 14, 6); Истина есть Слово Божіе. Слово Твое истина есть (Іоан. 17, 17). Это Слово предвѣчно было въ Богѣ, произносилось Богомъ и къ Богу: это Слово — Богъ; это Слово — Творецъ всего существующаго, видимаго и невидимаго (Іоан. 1, 1. 3; Кол. 1, 16). Это Слово плоть бысть, и вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины (Іоан. 1, 14). Бога никтоже видѣ нигдѣ-же: но Слово Божіе. единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, Той исповѣда (Іоан. 1, 18). Исповѣдалъ предъ человѣками, вполнѣ явилъ человѣкамъ Бога Сынъ Божій, Слово Божіе: явилъ Сынъ Божій человѣкамъ недоступную имъ Истину, засвидѣтельствовавъ и запечатлѣвъ неоспоримо истину обильнѣйшимъ преподаніемъ Божественной благодати. Отъ исполненія Его мы вси пріяхомъ благодать возблагодать: благодать и Истина Іисусъ Христомъ бысть (Іоан. 1, 16-17). Это значитъ: Іисусомъ Христомъ доставлено не какое либо болѣе или менѣе подробное и ясное понятіе о благодати и Истинѣ; но самая благодать, Самая Истина существенно преподаны человѣкамъ, насаждены въ человѣковъ. Мы содѣлались причастниками Божественнаго естества (2 Петр. 1, 4).

Истина имѣетъ свойственный себѣ Духъ. Этотъ Духъ именуется Духомъ Истины (Іоан. 15, 26; 16, 13). Онъ Духъ, отъ Отца исходящій (Іоан. 15, 26); Онъ — Духъ Святый Божій (Іоан. 14, 26); Онъ Духъ Сына (Гал. 4, 6), какъ неотступно соприсутствующій Сыну, какъ составляющій со Отцомъ и Сыномъ единое нераздѣльное и неслитное Божеское Существо. Пріятіе Истины есть вмѣстѣ пріятіе Святаго Духа: потому-то Всесвятая Истина возвѣщаетъ о себѣ, что Она пошлетъ Святаго Духа отъ Отца ученикамъ Своимъ. Естественно тамъ присутствовать Святому Духу Истины, гдѣ дѣйствуетъ Святая Истина, и печатлѣть ея дѣйствія. Равнымъ образомъ, гдѣ дѣйствуетъ Святый Духъ, тамъ бываетъ обильнѣйшее явленіе истины, какъ и Господь сказалъ ученикамъ Своимъ: Егда пріидетъ Онъ, Духъ Истины, наставитъ вы на всяку Истину (Іоан. 16, 13). Изображая чудное отношеніе Божественнаго Слова къ Божественному Духу, Господь сказалъ о Духѣ: Онъ Мя прославитъ, яко отъ Моего пріемлетъ и возвѣститъ вамъ. Вся, елика имать Отецъ, Моя суть (Іоан. 16, 14-15). Духъ возвѣщаетъ и являетъ человѣкамъ соестественнаго Ему Сына, Духъ, привлеченный человѣками вѣрою въ Сына, соестественнаго Духу. Истиннаго Христіанина Святый Духъ зиждетъ духовно и преобразуетъ въ жилище Божіе (Ефес. 2, 22); Онъ во внутренномъ человѣкѣ изображаетъ и вселяетъ Христа (Ефес. 3, 16-17); Онъ усыновляетъ человѣковъ Богу, содѣлывая ихъ подобными Христу, водворяя въ нихъ свойства Христовы (Іоан. 14, 6). Таковые сыны Божіи въ молитвахъ своихъ относятся къ Богу, какъ къ Отцу: потому что Духъ Святый вполнѣ явно и ощутительно свидѣтельствуетъ духу обновленнаго Имъ человѣка (Рим. 8, 16) о соединеніи этого человѣка съ Богомъ, о усыновленіи его Богу. Понеже есте сынове, говоритъ Апостолъ, посла Богъ Духъ Сына своего въ сердца ваша, вопіюща: Авва Отче (Гал. 4, 6). Таковые-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! таковыхъ-то поклонниковъ, покланяющихся Богу Духомъ и Истиною, ищетъ и пріемлетъ Богъ. Внѣ истиннаго Христіанства нѣтъ ни Богопознанія, ни Богослуженія.

Никто-же пріидетъ ко Отцу, токмо Мною, сказалъ Господь. Для того, кто невѣруетъ въ Господа Іисуса Христа, нѣтъ Бога: всякъ отметаяйся Сына, ни Отца имать (1 Іоан. 2, 23); иже не вѣруетъ въ Сына, не узритъ живота, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36). Невозможно приступить къ Богу, невозможно войти въ какое бы то ни было общеніе съ Богомъ иначе, какъ при посредствѣ Господа нашего Іисуса Христа, единаго посредника и ходатая, единаго средства къ общенію между Богомъ и человѣками! Нѣтъ истиннаго познанія Господа Іисуса Христа, безъ посредства Святаго Духа! Никто же можетъ, сказалъ Апостолъ, рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ (1 Кор. 12, 3). Аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Христовъ (Рим. 8, 9). Внѣ христіанства нѣтъ добродѣтели, достойной неба! «Благое, сказалъ Преподобный Маркъ подвижникъ, не можетъ быть ни вѣруемо, ни дѣйствуемо, какъ только о Христѣ Іисусѣ и Святомъ Духѣ» [2]. Недостойны Бога естественныя добрыя дѣла человѣческія, истекающія изъ падшаго нашего естества, въ которомъ добро смѣшано со зломъ, по большей части едва примѣтно во множествѣ зла. Падшее естество способно исключительно къ злу, какъ самъ Богъ засвидѣтельствовалъ: прилежитъ помышленіе человѣку прилѣжно на злая отъ юности его (Быт. 8, 21). Вы зли суще, умѣете даянія блага даяти чадомъ вашимъ (Лук. 11, 13). Такока цѣна предъ Евангеліемъ и Богомъ естественной доброты человѣческой и дѣйствій, изъ нея истекающихъ. Тщетно прославляетъ падшее естество свои громкія и великія добрыя дѣла! Такое самохвальство есть свидѣтельство ужасной слѣпоты! Такое самохвальство есть невольное обличеніе качества громкихъ дѣлъ человѣческихъ, возбуждаемыхъ и питаемыхъ тщеславіемъ. Воня гордыни, которую издаютъ изъ себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благопріятенъ Ему ѳиміамъ смиренія.

По этой причинѣ Господь заповѣдалъ падшему и слѣпотствующему человѣчеству, не сознающему своего горестнаго паденія, напротивъ того видящему въ немъ какое-то великолѣпное торжество, ищущему развить это торжество, заповѣдалъ отреченіе отъ естества. Для спасенія нашего необходимо отреченіе отъ грѣха! Но грѣхъ столько усвоился намъ, что обратился въ естество, въ самую душу нашу. Для отреченія отъ грѣха, сдѣлалось существенно нужнымъ полное отреченіе отъ падшаго естества, отреченіе отъ души (Матѳ. 10, 39) — отреченіе не только отъ явныхъ злыхъ дѣлъ, но и отъ многоуважаемыхъ и прославляемыхъ міромъ добрыхъ дѣлъ ветхаго человѣка; существенно нужно замѣнить свой образъ мыслей разумомъ Христовымъ, а дѣятельность по влеченію чувствъ и по указанію плотскаго мудрованія тщательнымъ исполненіемъ заповѣдей Христовыхъ. Аще вы пребудете въ словеси Моемъ, сказалъ Господь, воистину ученицы Мои будете. И уразумѣсте Истину, и Истина свободитъ вы (Іоан. 8, 31-32). Замѣчательныя и глубокія слова! Прямое послѣдствіе, вытекающее изъ нихъ, заключается въ томъ, что грѣхъ содержитъ человѣка въ порабощеніи единственно посредствомъ неправильныхъ и ложныхъ понятій. Равнымъ образомъ очевидно, что пагубная неправильность этихъ понятій и состоитъ именно въ признаніи добромъ того, что въ сущности не есть добро, и въ непризнаніи зломъ того, что въ сущности есть убійственное зло.

Иже есть отъ Бога, глаголовъ Божіихъ послушаетъ (Іоан. 8, 43), сказалъ Господь. Братія! Смиримся предъ Господомъ Богомъ нашимъ! Въ противоположность ожесточеннымъ Іудеямъ, отвергшимъ и Господа и Его ученіе, окажемъ повиновеніе Господу покорностію Всесвятому и Спасительному ученію Его! Отложимъ образъ мыслей, доставляемый намъ падшимъ естествомъ нашимъ и враждебнымъ Богу міромъ! усвоимъ себѣ образъ мыслей, предлагаемый намъ Господомъ въ Его Святомъ Евангеліи! послѣдуемъ Истинѣ, и наслѣдуемъ Истину. Истина освобождаетъ человѣческій умъ отъ невидимыхъ узъ заблужденія, которыми оковалъ его грѣхъ. Этого мало: Всесильная Истина, доставивъ духовную свободу уму, обновивъ, ожививъ его жизнію свыше — Словомъ Божіимъ — выводитъ его на путь заповѣдей Христовыхъ, и путь неправды отставляетъ отъ него (Псал. 118, 29). Душа, оживленная Истиною, воспѣваетъ вмѣстѣ съ вдохновеннымъ Пророкомъ: Путь заповѣдей Твоихъ текохъ, егда разширилъ еси сердце мое. Законоположи мнѣ Господи путь оправданій Твоихъ, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю законъ Твой, и сохраню и всѣмъ сердцемъ моимъ (Псал. 118, 32-34). Такая душа непремѣнно содѣлывается причастницею Святаго Духа, который не можетъ не присутствовать тамъ, гдѣ присутствуетъ и владычествуетъ Божественная Истина, который въ таинственномъ Своемъ совѣтѣ со Всесвятою Истиною вѣщаетъ о Себѣ такъ: Причастникъ Азъ есмь всѣмъ боящимся Тебѣ и хранящимъ заповѣди Твоя (Псал. 118, 63) [3].

Человѣкъ доколѣ пребываетъ въ падшемъ естествѣ своемъ, дотолѣ погруженъ во мракъ глубочайшаго невѣдѣнія: онъ не вѣдаетъ, какъ должно молиться, и не вѣдаетъ, о чемъ ему должно молиться (Рим. 8, 26); онъ вполнѣ неспособенъ къ служенію Богу [4]. Одна живая вѣра во Христа доставляетъ познаніе Истины; эта живая вѣра, выражаемая исполненіемъ заповѣдей Христовыхъ, привлекаетъ въ сердце вѣрующаго благодать Святаго Духа, какъ и Боговдохновенный Пророкъ сказалъ: привлекохъ Духъ, яко заповѣдей Твоихъ желахъ (Псал. 118, 131). Одинъ истинный Христіанинъ, Христіанинъ вѣрою и дѣлами, можетъ быть истиннымъ поклонникомъ Бога, поклонящимся и служащимъ Богу, какъ Отцу, Духомъ и Истиною. Аминь.

Произнесена въ церкви св. Варвары 20 Апрѣля. 

Примѣчанія: 

[1] Поученіе написано рукою Еп. Игнатія, чернилами. Въ концѣ рукописи приписано карандашемъ и другимъ печеркомъ: «Владыки нашего Игнатія Брянчанинова». 
[2] Добротолюбіе, ч. 1. О Законѣ духовномъ. гл. 2. 
[3] Тамъ же. 
[4] По объясненію преп. Пимена Великаго.


Источникъ: Поученіе въ недѣлю о Самарянынѣ. Преосвященнѣйшаго Епископа Игнатія (Брянчанинова). // Журналъ «Богословскiй Вѣстникъ», издаваемый Московскою Духовною Академіею. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры. — 1914. — Томъ II. — Май. — С. 1-5.

Печать E-mail

ИПЦ Греции: Фотографии из жизни мужского монастыря Свт. Иоанна Шанхайского в Коблескилл (шт. Нью-Йорк, США)

Фотографии из жизни мужского монастыря Свт. Иоанна Шанхайского в Коблескилл (шт. Нью-Йорк, США, ИПЦ Греции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печать E-mail

Праздник Св. великомученика Георгия в одноименных храмах Митрополий ИПЦ Греции. ФОТО

В субботу, 23 апреля/ 6 мая 2017 г., ИПЦ Греции праздновала память святого великомученика Георгия в разных приходах.

В своей митрополии Его Высокопреосвященнейший Геронтий Пирейский и Саламинский служил Великую Вечерню в храме Св. Георгия в Пирее (Керацини). После Вечерни состоялся крестный ход с иконой великомученика Георгия, с участием духовенства митрополии, оркестра, береговой охраны, полиции и Муниципалитета Пирея, представителей государства и многих людей. 

В сам день Праздника Его Высокопреосвященство возглавил Божественную литургию. В своей проповеди, обращаясь к жизни святого мученика, он особо подчеркнул о его подвиге и мужестве, которые должны послужить примером для каждого христианина в его земной жизни:

 
В храмах Аттикийской и Беотийской Митрополии служил Митрополит Хризостом:
 
В храмах Салоникийской Митрополии совершил праздничные богослужения Митрополит Григорий: Вечерню - в церкви Св. Георгия в Салониках, Божественную литургию - в Свято-Георгиевском храме в Катерини:
 
В Метрополии Ларисской и Платамоносской отмечался праздник Святого Георгия в одноименном храме монастыря Св. Константина Фарсалонского. Вечерню служил Митрополит Фотий Димитриадский, Божественную литургию возглавил Митрополит Афанасий Ларисский и Платамоносский:
 
Святой образ великомученика Георгия хранится в монастыре как священная реликвия, подаренная беженцами из Малой Азии:
 

Печать E-mail

Голод в советском Крыму

Первые годы после окончательного установления советской власти в Крыму осенью 1920 г. в истории полуострова в ХХ столетии являются одними из наиболее страшных. С приходом большевиков начался красный террор, жертвами которого стали не только военнослужащие Русской армии генерала Петра Врангеля, но и гражданское население. Точная цифра расстрелянных, пожалуй, никогда не будет известна. Бесспорно одно – счет шел на многие тысячи. Волна насилия спала только весной 1921 г. Но следом за тем на крымскую землю обрушилось новое ужасное бедствие.

В преддверии катастрофы

Сегодня известно, какими методами сторонники «диктатуры пролетариата» утверждали свою власть на территории края. Национализировались промышленные предприятия, банки, жилые дома. Проводились конфискации, организовывались кампании по «изъятию излишков у буржуазии», под видом которых шел неприкрытый грабеж.

«Отбирают последнее достояние, - сообщал 12 марта 1921 г. в письме, адресованном советскому наркому просвещения Анатолию Луначарскому живший в то время в Алуште писатель Иван Шмелев. - Требуют одеяло, утварь, припасы. Я отдаю последнее, у меня ничего своего, все от добр<ых> людей - и то берут. Я болен, я не могу работать. Я имел только 1/4 ф<унта> хлеба на себя и жену. Если бы не мал<ый> запас муки, я умер бы с голоду. Я не знаю, что будет дальше. Посл<еднюю> рубаху я выменяю на кус<ок> хлеба. Но скоро у меня отнимут и последнее. У меня остается только крик в груди, слезы немые и горькое сознание неправды».

Был установлен запрет свободной торговли. Вводилась продразверстка. Отмененная решением Х съезда РКП (б) в марте 1921 г., она продолжалась в Крыму до июня. Причем, изъятие хлеба у крестьян проводилось в фантастических цифрах. Постановлением Крымревкома были утверждены следующие объемы продразверстки на 1921 г.: 2 млн. пудов продовольственного хлеба, 2,4 млн. пудов кормовых культур, 80 тыс. голов крупного и мелкого скота, 400 тыс. пудов фуража. Весной 1921 г. в качестве «излишков» изымали даже посевной фонд. Определенное представление о том, какие масштабы приобрели реквизиции одних лишь продуктов питания, позволяют составить следующие данные. Проанализировав продовольственное положение края, работавшая на полуострове летом 1921 г. полномочная комиссия ВЦИК и СНК РСФСР установила, что только армейскими подразделениями и Военпродснабом Украины с полуострова был вывезен весь хлеб, съедены и вывезены все запасы консервов, повидла, жиров. Выяснилось также, что некоторые армейские учреждения и органы власти «пользовались снабжением одновременно из трех источников».

Путь за пределы Крыма блокировали заградительные отряды, и люди не могли свободно выехать в соседние губернии. Хотя 31 мая 1921 г. местные власти распорядились снять все заставы и запретили кому бы то ни было «под страхом строгой ответственности» задерживать и изымать сельскохозяйственные продукты «как у крестьян, так и у потребителей, приобретших их для личного потребления» - по меньшей мере, в первые месяцы данное указание во многом оставалось декларативным.

Не привела к нормализации обстановки, которая сложилась в крымской деревне, и замена продразверстки продналогом.

Создавшееся тяжелое положение усугублялось и природными факторами. В период с 1920 по 1922 г. на полуостров обрушился ряд климатических катаклизмов: засуха лета 1921 г., погубившая «почти весь хлеб, засеянный с такими нечеловеческими мучениями»; последовавшее за ней нашествие саранчи, и затяжные проливные дожди. В результате нехватки посевного материала и засухи, хлеба на полуострове в 1921 г. было собрано в 17 раз меньше в сравнении с 1916 г. – 1400 тыс. пудов.
Как следствие, уже весной 1921 г. в Крыму ощущался острый дефицит продовольствия. 
«Продовольственное положение, - сообщал в своем докладе «О положении в Крыму» побывавший на полуострове в начале 1921 г. представитель Народного комиссариата по делам национальностей Мирсаид Султан-Галиев, - ухудшается изо дня в день. Весь Южный район (потребляющий), населенный преимущественно татарским населением, в настоящее время буквально голодает. Хлеб дают лишь советским служащим, а остальное население как в городах, так и в деревнях абсолютно ничего не получает. В татарских деревнях наблюдаются уже случаи голодной смерти. Особенно усиливается детская смертность. На областной конференции женщин Востока делегатки-татарки указывали, что татарские дети «мрут как мухи».

Летом 1921 г. положение становилось все более угрожающим. Нехватку продуктов питания испытывали уже и крымские города.

Осенью 1921 г. гуманитарная катастрофа стала свершившимся фактом.

Начало трагедии

Несмотря на тяжелую ситуацию, длительное время власти не уделяли ей достаточного внимания. Еще в декабре 1920 г. Крым получил наряды на отправку хлеба, причем, не только в центральные районы страны, но и в Одессу, Геническ и Скадовск. К середине января 1921 г. большая часть хлеба по этим нарядам была уже вывезена. Продовольствие с территории полуострова вывозили и в следующие месяцы - в рамках кампании помощи голодающим Поволжья.

Изъятие «излишков» у населения летом и осенью 1921 г. в отдельных случаях проводилось без учета его насущных потребностей и в нарушение установленных норм. Примечательный документ выявлен нами в Государственном казенном учреждении архиве г. Севастополя (ГКУ АГС). 1 августа 1921 г. на заседании пленума Крымревкома обсуждался вопрос о продовольственном положении. Признав, что в связи с отсутствием транспорта, а также в результате «недопустимых распоряжений» председателей уездных ревкомов и исполкомов, «произведен значительный перерасход продовольствия», «изъятие сверх нормы хлеба», - участники пленума постановили довести до сведения нижестоящих органов власти, что «в будущем подобные действия будут сурово караться» (ГКУ АГС, Ф.р-79, Оп.1, д.2. – л.8).

Тем не менее, продовольственное положение в Крыму продолжало стремительно ухудшаться. Суточные сводки милиции, отчеты начальников отделений угрозыска, отмечали небывалый рост уголовной преступности. Заметно выросло число краж, грабежей и убийств. Как сообщалось в одной из сводок происшествий по Севастополю и его окрестностям, 23 августа 1921 г. в Крым-балке вблизи поселка Инкерман гр. Травников на почве голода убил двух своих сыновей (5 и 9 лет), затем покончил с собой (ГКУ АГС Ф.р-79, Оп.1, д.53 – л.36).

Как отмечают в своей работе «Без победителей», являющейся на сегодняшний день одним из наиболее подробных современных исследований, посвященных истории Крыма в годы Гражданской войны, историки Александр и Вячеслав Зарубины, «первой наступление голода почувствовала цыганская беднота, перебивавшаяся случайными заработками. Затем настала очередь татарских крестьян, имевших минимальные земельные участки и, проживавших в основной массе в Горном Крыму». Первые случаи смерти от истощения были официально зарегистрированы в Крыму в ноябре 1921 г. За период с ноября по декабрь 1921 г. от голода погибло около 1,5 тыс. человек.

Примерно в это же время сообщения о голоде становятся постоянной темой передовиц местных газет. Читателей информировали, что «число голодных весьма значительно и возрастает с каждым днем». При этом «смертные случаи на почве голода учащаются, голодная эпидемия развивается» (газета «Красный Крым», №277 (311) от 9 декабря 1921 г.). Для борьбы с бедствием предлагалось организовывать сбор средств, благотворительные концерты, субботники. Признавалось, что в сложившейся ситуации «сами трудовые массы Крыма должны организовать дело помощи. Своими усилиями, своей напряженной работой Крым должен побороть голод, уменьшить его размеры, кормя голодающих, спасая их от голодной смерти, напрягая все силы для того, чтобы весеннюю кампанию провести как можно более успешней. Каждый рабочий, каждый трудящийся, должны знать свое место, свою задачу в деле организации помощи. Два сытых должны кормить одного голодного».

Тем временем голод быстро охватил города и степную часть Крыма.

Опираясь на явно завышенные данные крымских властей (в Москву доложили, что получен урожай в 9 млн. пудов зерна, в то время как фактически было собрано лишь 2 млн. пудов), центр долгое время отказывался признавать полуостров голодающим районом. Обращения крымчан в столичные инстанции оставались безрезультатными: их мольбы и призывы о помощи тонули в бюрократической волоките. Только 4 января 1922 г. Севастопольский, Ялтинский и Джанкойский округа были объявлены неурожайными. Но даже после этого Наркомат продовольствия (Наркомпрод) РСФСР установил для крымской деревни продналог на 1,2 млн. тонн зерна. При этом крестьянам запрещали засевать поля для его внесения. О голоде в Крыму было объявлено лишь 16 февраля 1922 г.

Статистика смерти

В период с января по апрель 1922 г. расширяется география бедствия. Растет число умерших от голода. В январе умерло 8 тыс. человек, в феврале голодало 302 тыс., умерло – 14 413, в марте - 379 тыс., умерло - 19 902. В течение всей весны 1922 г. количество голодающих неуклонно продолжало расти. Так, если в апреле 1922 г. их численность составляла от 347 (174 тыс. взрослых и 173 тыс. детей ) до 377 тыс. человек, то в мае в Крыму голодало уже более 400 тыс. человек (т.е. 60% населения Крыма), из них 75 тыс. умерли голодной смертью.

Ужас происходящего в те страшные месяцы передают архивные документы – материалы суточных сводок ЧК, отчеты комиссии помощи голодающим (Помгола).

«Во всех округах крестьяне голодают по-прежнему, - отмечалось в сводке КрымЧК от 3 февраля 1922 г. - <…> население режет последний скот для того, чтобы не умереть с голода. Режет коров, овец и лошадей. Едят лошадей, павших от бескормицы и болезней. На почве голода участились случаи смерти...<...> Во всех деревнях от голода же - масса больных, опухших и взрослых, и детей. Помощь голодающим почти не оказывается».

«Положение во всех округах осталось прежнее. В Ялте опять на улицах города появилось много нищих, нищие пользуются оказываемой им помощью, но не удовлетворяются ею, тотчас же по выходу из столовой ком<пом>гола они вновь начинают свои тянущие за душу выкрикивания и мольбы. Их крики нервируют толпу и возбуждают ее против Сов. Власти. <…> По-прежнему тяжелое положение в Евпатории. Здесь вновь зарегистрировано 17 случаев голодной смерти. В Бахчисарайском районе население собирает отброски кожи, разворачивает их и ест. Борьба с голодом ведется крайне слабо» (из сводки за 4 февраля).

Документы, подобные тем, что приведены выше, весьма многочисленны. В Государственном архиве Республики Крым (ГАРК) их сотни. Некоторые из них (в том числе и те, которые были процитированы) выявил и опубликовал известный крымский историк В.Зарубин, много лет посвятивший изучению указанной темы. Материалы, выявленные нами в процессе работы в архиве г. Севастополя, позволяют дополнить картину трагедии множеством новых штрихов. Сохранились отчеты комиссии помощи голодающим по Севастопольскому округу за апрель 1922 г. Факты, приводимые в них, свидетельствуют не только о разгуле эпидемий и массовой смертности, но и о халатном и преступном отношении персонала больниц, пунктов питания и других учреждений Помгола к выполнению своих обязанностей. Читаем в докладе по Дуванкойскому району:

«В санитарном отношении положение района отчаянное: полное отсутствие ухода за больными: лежащих в больнице буквально заедают паразиты. В некоторых деревнях развивается эпидемия тифа. Отчетности на местах не ведется никакой. Комитеты взаимопомощи переизбираются так часто, что ни один из членов комитета не считает себя ответственным за деятельность комитета. Замечается совершенное отсутствие системы в распределении пайков <…>». (ГКУ АГС, Ф.р-420, Оп.1, д.3 – л.21). В отчете Севастопольской окружной комиссии помощи голодающим указывалось на «почти повсеместное полное неумение ведения работы по отчетности», антисанитарию и недостаток медицинской помощи. Кроме того, были выявлены многочисленные случаи хищений продовольствия ответственными работниками.

Бедствие отменяло нравственные законы. Официальные документы и воспоминания современников сообщают о многочисленных преступлениях на почве голода, самоубийствах и людоедстве. Последнее стало обычным явлением. Особенно много случаев было зафиксировано в Бахчисарайском районе. Так, в марте 1922 г. в Бахчисарае задержали двух женщин с головой ребенка. Выяснилось, что они съели двух детей одной из них, а затем зарезали чужого, голова которого и была у них найдена. Там же арестовали цыганскую семью, которая убила четверых детей и сварила из них суп. В Карасубазаре (ныне – г. Белогорск) мать зарезала своего 6-летнего ребенка, сварила его и начала есть вместе с 12-летней дочкой. Женщина была арестована и на допросе в милиции лишилась рассудка. После отправления в больницу она скончалась. В том же Карасубазаре милиция обнаружила склад, на котором были найдены 17 засоленных трупов, преимущественно детей.

В то время когда большинство населения голодало, или жило впроголодь, «ответственные работники», хотя и испытывали отчасти определённые трудности в снабжении продовольствием, в сравнении с остальными находились в привилегированном положении, получая особые продовольственные пайки. Вот только одна ведомость на получение продуктов питания служащими судебных органов Севастополя в апреле 1922 г. На 40 человек было выдано: 27 пудов 30 фунтов муки, 6 пудов 19 фунтов мяса и рыбы, 8 ¼ фунтов кофе. Из всех полученных продуктов в адрес Помгола было передано 1 пуд 5 фунтов муки. Таким образом, на одного работника выдали: по 10 кг 600 г муки, по 2 кг мяса и рыбы, по 80 г кофе. Спецпайки получали и работники милиции. Хотя, справедливости ради, отметим, что положение рядовых советских работников было немногим лучше, чем простых граждан. Так, в одном из своих рапортов в сентябре 1921 г. начальника Севастопольского угрозыска сообщал, что «сотрудники ведут полуголодное существование, так как главным продуктом питания является получаемый хлеб, столовая же, разрешенная Исполкомом, до сего времени не открыта, за неотпуском продуктов» (ГКУ АГС, Ф.р-79, Оп.1, д.35-л.38). Подобное положение сохранялось и в дальнейшем.

Летом 1922 г. общее число голодающих в Крыму снизилось, однако с осени того же года вновь начало неуклонно расти. В ноябре 1922 г. голодало 90 тыс. человек, в декабре — до 150 тысяч, 40% взрослого населения. В последующие месяцы положение в Крыму оставалось столь же тяжелым. Так, в марте 1923 г. в Евпаторийском округе голодало 35% населения. Громадные размеры голод также принял в Керченском округе: в одном только Ленинском районе, насчитывающем 13 тыс. жителей, голодало 10 тыс. человек.

Помощь голодающим

Нельзя сказать, что власти совсем ничего не предпринимали для преодоления последствий трагедии. Еще 1 декабря 1921 г. Президиум КрымЦИКа по собственной инициативе создал Центральную республиканскую комиссию помощи голодающим - КрымПомгол, которая ввела ряд налогов, осуществила сбор добровольных пожертвований, организовала пункты питания. В деревнях функционировали комитеты взаимопомощи, вынесшие на себе всю тяжесть первых месяцев голода. Несмотря на все сложности и злоупотребления отдельных сотрудников, предпринимались активные меры к предотвращению новых голодных смертей. К началу 1922 г. КрымПомголом для голодавших было закуплено 30 тыс. пудов хлеба внутри страны и 60 тыс. пудов за ее пределами, 20 тысяч пудов зернофуража. В мае 1922 г. на содержании КрымПомгола находились 200 тыс. голодавших. За весь 1922 г. комиссией было выдано 1481127 пайков.

Помощь голодавшим оказывали и заграничные организации, прежде всего Американская администрация помощи (АРА). АРА открыла 700 столовых по всему Крыму. Как дар народа США голодающему населению было пожертвовано 1 млн. 200 тыс. пудов продуктов. По состоянию на 1 сентября 1922 г. АРА кормила 117276 тысяч взрослых, 42293 ребенка, 3100 больных. Помимо АРА, голодающим также помогали Международный комитет рабочей помощи голодающим в Советской России при Коминтерне (Межрабпомгол), международное общество «Верельф», еврейский «Джойнт», миссии Фритьофа Нансена, Папы Римского, американские квакеры, немецкие меннониты, зарубежные крымскотатарские, мусульманские благотворительные общества. Вместе с тем реальные результаты деятельность всех перечисленных выше организаций стала приносить лишь с апреля 1922 г., когда на территории полуострова голодной смертью уже умерли многие тысячи жителей.

Оказание помощи голодающим стало для властей удобным предлогом для наступления на Русскую Православную Церковь. 4 марта 1922 г. II сессия КрымЦИК постановила: немедленно изъять все ценности из монастырей и церквей. 30 марта 1922 г. вышло распоряжение, предписывающее всем православным храмам в течение 36 часов с момента получения циркуляра опечатать все ценности, сдать их в Наркомфин и сообщить об исполнении в 6-часовой срок.

22 апреля 1922 г. состоялось заседание Севастопольского Совета, на котором был заслушан доклад комиссии по изъятию ценностей. В апреле 1922 г. начали изымать из ризниц севастопольских храмов «ценности богослужебного и другого церковного имущества из золота, серебра, драгоценных камней». Как сообщалось в докладе Севастопольской окружной комиссии помощи голодающим, изъятие ценностей в апреле 1922 г. проходило «без эксцессов» (ГКУ АГС, Ф.р-420, Оп.1, д.3 – л.24).

В одном только Херсонесском Свято-Владимирском монастыре изъяли около 90 предметов (наперстные кресты, дарохранительницы, кадила, крышки Евангелий, тарелочки, звездицы, дискосы, чаши, лампады, ковчеги), а также лом драгоценных металлов. В местной печати была развернута кампания по дискредитации духовенства, которое обвиняли в бездушии, алчности и нежелании помочь голодающим.

Тем не менее, деятельность государства и международных организаций со временем дала положительный результат. К лету 1923 г. голод, наконец, ушел в прошлое. Но его последствия заявляли о себе еще долго.

Горький итог

В 1921-1923 гг. Крым пережил гуманитарную катастрофу. В результате этого страшного бедствия население полуострова уменьшилось с 719531 до 569580 человек. Свыше 50 тыс. человек в 1923 г. покинули Крым, перебравшись в более благоприятные районы. Голод нанес сильнейший удар по крымскотатарскому населению, потерявшему 25% всей своей численности.

В запустении оказались многие населенные пункты. В Карасубазаре население сократилось на 48%, в Старом Крыму — на 40,8%, Феодосии — на 35,7%, в Судакском районе — на 36%, многие деревни горного Крыма вымерли полностью.

Бедствие нанесло колоссальный урон экономике полуострова, в особенности - сельскому хозяйству, состояние которого и без того было чрезвычайно плачевным. Количество садов и виноградников сократилось к 1923 г. с 17,4 до 15,9 тыс. га, поголовье скота уменьшилось более чем вдвое: с 317,7 до 145,6 тыс. голов. Посевные площади, в 1922 г. составлявшие 625,3 – в 1923 г. насчитывали лишь 224,4 тыс. га.

В июне 1923 г. на иждивении государства оставалось более 150 тыс. детей и до 12 тыс. взрослых. Количество сирот и беспризорных составило 25 тыс., инвалидов и нуждающихся - 17 тыс., безработных - до 15 тыс.

Полностью преодолеть последствия голода удалось лишь к середине 1920-х гг. Говоря о причинах трагедии, необходимо вести речь не только о природных факторах, но и в значительной мере о политике местной власти. Игнорируя интересы крымчан, сторонники «диктатуры пролетариата» руководствовались соображениями целесообразности и пользы правящему режиму. Действуй победители с большей гибкостью, кто знает, возможно, гуманитарная катастрофа не приобрела бы столь ужасный размах.

Д.В. Соколов

Источник

Печать E-mail

"Просто бизнес"

Любой праздник - это, в том числе, и индустрия атрибутики...
Есть спрос - будет и предложение...

А в РФ бизнесмены Победу праздновали вот так:

Поражает, как быстро производители подстраиваются под свежие акции, например под "Бессмертный полк".
Огромный выбор, на любой вкус! Оптом и в розницу...

Источник

Печать E-mail

ИПЦ Греции: письмо Митрополита Канады Моисея к запрещенному архиепископу Андронику

Девяти муч. Кизических

29-е Апреля/ 12-е Мая, 2017 г.

Христос Воскресе!

От всего сердца посылаю Вам с любовью и уважением это мое смиренное поздравление.

В наш век безразличия к правде, когда многие избирают широкий путь предательства, соглашаясь со все-ересью Экуменизма, Вы стараетесь сохранить наследие Св. Филарета, Митроп. Нью-Йоркского. Невозможно выразить как много это значит для нас, Истинно-Православной Церкви Греции в Северной Америке. Св. Филарет был Великим Исповедником нашего времени, и Греческая Церковь глубоко осознает, как многим мы ему обязаны.

Печать E-mail

РПЦЗ: Репортаж о визите Митрополита Агафангела на Северный Кипр (ФОТО, ВИДЕО)

С 19 по 21 мая 2017 года Митрополит Агафангел, предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей в сопровождении диакона Дионисия посетили Северный Кипр.

Владыка Агафангел и о. Дионисий в сопровождении священника Алексия Иванова, настоятеля прихода РПЦЗ на Северном Кипре посетили одну из основных православных святынь Северного Кипра монастырь святого Мамаса в городе Гюзельют (Морфу).

 

 

 

Печать E-mail

Шаги апостасии, или: 15 пунктов кириллианства.

Фото профиля Вячеслава Марченко

Не наше дело осуждать людей, но мы должны осудить отступничество. Потому что то, что мы видим сегодня – это отступничество, отступничество в развитии. За сергианством, – как свидетельствовали многие святые архиереи-мученики – исказившим саму природу Церкви, ныне следует новое отступление, новое обновленчество, которое началось не со встречи в Гаване – не теперь началось, а лишь продолжилось теперь. И по аналогии с сергианством, думаю, можно теперь говорить о кириллианстве. В чем оно? Скажем несколько слов, приведем несколько примеров его.

15 пунктов кириллианства. Отступничество патриарха Кирилла (Гундяева). Каждый из этих пунктов может стать темой отдельного исследования, отдельной статьи, отдельного выступления... но пока лишь обозначим.

Печать E-mail

РПЦЗ: В Одесском Свято-Иоанновском монастыре сестры завершили изучение курса истории византийского пения

22 мая 2017 г. Вот уже пятый год, по благословению игумении Александры, в Одесском Свято-Иоанновском монастыре (РПЦЗ) существует клиросная школа для сестер-певчих. Сегодня сестры, с Божией помощью, завершили изучение краткого курса истории византийского богослужебного пения, начиная с древних времен. Теперь они переходят к изучению истории древнерусского пения. Бог им в помощь!

 

 

Печать E-mail

РПЦЗ: С 19 по 21 мая Митрополит Агафангел посетил Северный Кипр

С 19 по 21 мая Митрополит Агафангел в сопровождении диакона Дионисия посетили Северный Кипр, где служили воскресную службу в храме Пресвятой Богородицы в деревне Арапкей. За Божественной Литургией в воскресенье, 21 мая, Владыка Агафангел постриг во чтеца, совершил хиротесию в иподиакона и рукоположил в сан диакона алтарника храма Сергия Матюшина. Настоятель прихода иерей Алексий Иванов за усердные труды в деле становления РПЦЗ на Северном Кипре награждён правом ношения камилавки.

Печать E-mail

ИПЦ Греции: Служба и национальный парад в честь убиенных понтийцев во время османских гонений. ФОТО

Пятница 19 мая 2017 г.

 
В церкви Святой Троицы в Коритса (Аспропиргос, Аттика, ИПЦ Греции) Митрополит Хризостом Аттикийский совершил поминальную службу за упокой душ несправедливо убиенных греков Понта во время османских зверств, что явилось геноцидом.
 
 
 
 
 
 
После Божественной литургии состоялся национальный парад, под звуки филармонического оркестра, который отправился на площадь к памятнику пострадавшим от геноцида. В этом шествии приняли участие члены городского совета, представители греческого парламента, военные и гражданские представители органов власти, преподаватели, студенты и множество верующих. 
 
Кроме прочих выступающих, слово произнес Митрополит Хризостом, в котором выразил желание молиться за единство всех греков для преодоления трудностей. Когда люди пытаются предать забвению добрые традиции и обычаи, укоренившиеся в душах греков, сказал владыка, то это ведет страну прямо в яму львов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Печать E-mail

Беседы на Евангелие от Марка: "Что есть Истина?"

"Что есть Истина?"

...Если бы в Пилате был жив дух древнего Рима, дух твердых правил и неподкупной справедливости, то, конечно, он не колебался бы освободить невинного. Вспомним этих удивительных героев древности, самоотверженно преданных своему долгу и чести как высшему закону жизни, перед которым все должно склоняться. Вспомним, например, Регула, этого мужественного консула времен Карфагенской войны, взятого в плен слабеющими врагами, получившего предложение идти в Рим, чтобы уговорить соотечественников прекратить войну, и связанного словом, в случае неудачи, вернуться обратно в плен; вместо этого он посоветовал римлянам продолжать борьбу до конца и, верный своему слову, несмотря на слезы жены и уговоры друзей, возвратился во враждебный Карфаген, где и был предан мучительной смерти. Вспомним и другого консула, осудившего на смертную казнь своего собственного сына за нарушение военной дисциплины. Такие люди, если б им угрожала даже смерть, не поколебались бы ни на минуту привести в исполнение благородное постановление старинного римского закона двенадцати таблиц: "На пустые народные крики не следует обращать внимание, когда народ домогается освобождения виновного или осуждения невинного"
Но в ту эпоху, когда жил Пилат, такие люди были уже редки, и среди римских сановников преобладал тип карьеристов и оппортунистов, руководившихся в своей деятельности не чистыми принципами высшей правды и справедливости, а практическими соображениями земной, часто низменной выгоды. Благородный дух древней республиканской доблести почти исчез, и Пилат был не выше нравственного уровня своего времени. Когда Иисус на допросе прокуратора высказал, что Он пришел в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине, Пилат бросил Ему свой знаменитый, полный презрения вопрос: что есть истина? (Ин. XVIII, 38). В этом вопросе сказалась вся его натура, все понимание жизни, ибо, если раскрыть внутренний смысл этих слов, то они означали: "Брось свои бредни… Кому нужна твоя истина?.. Да и что такое истина? Безумный бред наивных мечтателей! Разве можно относиться к нему серьезно и руководиться им в жизни? Нужна политика, здравый смысл, умение применяться к обстоятельствам, деловой, трезвый взгляд на жизнь…"
И вот этому деловому, трезвому человеку под угрожающим напором враждебной толпы в самый короткий срок пришлось решить роковую альтернативу: распять или отпустить? Приняв во внимание все выясненные выше обстоятельства и психологию Пилата, мы и не в праве ожидать от него другого решения, кроме того, которое он дал, быть может, даже внутренне ему не сочувствуя. Ему приходилось выбирать одно из двух: или отказ иудеям с последующим доносом в Рим, возможным гневом императора, конфискацией имущества, лишением места и прочими страхами, навеянными нечистой совестью, или смерть человека, правда, невинного, но жалкого, гонимого, находящегося в презрении у народа, смерть, которая, по всей вероятности, никем не будет замечена и не повлечет за собой никаких, неприятных для судьи последствий.
Для практического римлянина выбор был ясен.
Он отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие (ст. 15).
И однако оправдался ли этот деловой взгляд на жизнь? Восторжествовал ли здравый смысл с его умением применяться к обстоятельствам? Увы! Пилат ошибся.
Есть Высший Суд, Который посмеивается решениям человеческого рассудка, требует только правды при всевозможных обстоятельствах и наказывает за презрение к ней.
Через четыре года после суда на Иисусом Пилат был лишен прокураторства и вызван на суд в Рим вследствие обвинения, выставленного против него самарянами, пожаловавшимися Луцию Вителлию, римскому легату в Сирии, что Пилат без всякого повода напал на них, убил и казнил множество из них, когда они собрались на горе Гаризим по приглашению какого-то обманщика, обещавшего показать им ковчег и сосуды храма, скрытые там, по его словам, Моисеем. Когда Пилат прибыл в Рим, Тиверий уже умер, но и преемник Тиверия отказался восстановить его в должности, считая, без сомнения, за дурной признак, что Пилат сделался неприятным народу каждого отдельного округа при своем управлении небольшими провинциями. Пилат был сослан на окраину империи и там, изнемогая от несчастий, кончил жизнь самоубийством, оставив потомству позорное имя.
Какой страшный урок для нас! По существу говоря, Пилат не злодей, не разбойник, не отъявленный негодяй, а только обыкновенный слабый человек, определяющий свои действия соображениями личной выгоды и удобства; и однако он становится видным участником величайшего в истории преступления! Не таковы ли и все мы! Кто из нас не руководствуется в жизни такими же видами собственной пользы, понимая эту пользу лишь в материальном, чисто земном смысле? Кто, предпринимая какой-либо шаг или новое дело, ставит себе при этом вопрос: а угодно ли это Богу? Согласно ли с законом Высшей Правды? Даже тогда, когда мы ясно видим, что нарушаем при этом правду Божию, мы оправдываем себя, сваливая вину на сложившиеся обстоятельства, или, говоря прямее, на Бога, управляющего обстоятельствами, на Его Всемогущий Промысл, поставивший нас в положение вынужденной необходимости. А между тем никакими земными соображениями нельзя оправдать такое поведение, ибо мы имеем ясный и непреклонный закон: ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. VI, 33). Порой, когда нам кажется, что обстоятельства вынуждают нас сделать что-нибудь противное совести, мы ищем окольных путей, чтобы избежать этой необходимости, или пытаемся отделаться небольшими уступками, лукавыми компромиссами, чтобы заглушить голос совести. Но компромиссы редко помогают, а привыкнув к небольшим уступкам, человек и в серьезных случаях не находит в себе нравственной силы сопротивляться искушению и скоро доходит до крупных преступлений.
Все это испытал Пилат, оставив нам в своей судьбе страшный урок того, что истина, к которой он отнесся с таким презрительным легкомыслием, — не пустое слово, а грозная, непреклонная сила, требующая от человека безусловного признания и подчинения себе...

"Беседы на Евангелие от Марка"


Священноисповедник Василий (Преображенский), епископ Кинешемский

Печать E-mail

ИПЦ Греции: Фресковая роспись православного храма во Франции, сделанная иконописцами монастыря Св. Григория Синаита. ФОТО

Православная церковь Свв. Стефана и Германа

 
(Везелей, Бургундия, Франция)


Братья-иконописцы из монастыря Св. Григория Синаита (США, ИПЦ Греции) с лета 2007 г. начали расписывать православный храм Свв. Стефана и Германа во Франции (Везелей, Бургундия). На фреске в притворе церкви изображается житие святого Германа. Также на стенах изображены и другие местные святые. Роспись двух стен была завершена.

 
 

Печать E-mail

Приход РПАЦ в Ярославле в судебном порядке "выселяют" из храма

Приставы вручили исполнительный лист с требованием освободить помещение настоятелю храма, находящегося в пользовании Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), сообщает 11 мая "Интерфакс" со ссылкой на  начальника УФССП по Ярославской области Александра Юдина.

"Храм принадлежит территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, а местная религиозная организация во главе с руководителем, который лишен сана, захватили здание и добровольно не желают освобождать его. По решению суда организация должна выселиться из помещений, принадлежащих Росимуществу", - написал А.Юдин на своей странице в "Фейсбуке".

Как сообщалось, в ноябре 2016 года абитражный суд Ярославской области удовлетворил иск Росимущества об изъятии храма в Ярославле, который находится в ведении РПАЦ.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что храм Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке является собственностью РФ. В 1992 году было заключено охранное обязательство на здание с приходом РПАЦ. В 1999 году оно было передано приходу по договору безвозмездного пользования.

В августе 2016 года истец направил в адрес ответчика письмо об одностороннем прекращении договора безвозмездного пользования.

Суд отклонил доводы ответчика, - прихода РПАЦ, - который ссылался на охранный договор как на основание для пользования зданием. Как отмечается в решении суда, "охранный договор имеет основной целью сохранение объекта как памятника, а не его использование по назначению".

Источник

Печать E-mail

РПЦЗ: Заканчиваются внутренние отделочные работы в храме Свт. Иоанна Максимовича в Бердянске (ФОТО)

В Бердянске, на Украине, у нас два прихода и два новопостроенных храма. Об одном из них - в честь Иоанна Воина (настоятель протоиерей Сергий Бегашов), мы уже писали.

Сегодня помещаем несколько фотографий интерьера храма в честь  Святителя Иоанна Максимовича (настоятель протоиерей Олег Николаев). Отделочные работы почти завершены, незакончен только иконостас.

Печать E-mail

Профессор Иван Андреев: Благодатна ли советская церковь? (1948)

Andreev01-09.jpg

Власть есть установление Божие: "Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены" (Рим 13.1). Об этом же в дохристианской древности утверждал Платон, понимая власть, как иерархию, восходящую к Богу.

Печать E-mail

Праздник Св. влкмч. Георгия в Стамболийски. ФОТО

Престольный Праздник в честь св. великомученика Георгия (23 апреля/ 6 мая 2017 г.) состоялся в одноименном храме в городе Стамболийски (Болгарская Православная Старостильная Церковь).

 

Печать E-mail

Митрополит Агафангел: Мы не часть, мы остаток Русской Церкви (+eng) (2017)

РПЦЗ образовывалась в силу обстоятельств, когда шла гражданская война и русский народ поделился на тех, кто оказался на территории захваченной коммунистами, и тех, кто был вне её. Между ними не было никакого сообщения и, только поэтому, за границей было создано отдельное Церковное Управление. Так Русская Церковь, будучи единой, разделилась на два самостоятельных управления.

Печать E-mail

Еще статьи...