"В книге, которая вышла в свет в Москве на прошлой неделе, с шокирующими подробностями рассказывается грустная история о том, как Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища, пытаясь пополнить казну первого в мире коммунистического государства.
Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье императора. И, в конце концов, они продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж".
Самое старое в мире издание "Нового Завета", меблировка целых дворцов, иконы, шедевры импрессионистов тоже стали добычей большевиков, выбросивших все это на международный рынок произведений искусства в 1920-30-х гг. Но вследствие невысокого спроса на антиквариат и художественные ценности, Советский Союз, несмотря на то, что на продажу выставлялись редчайшие вещи, сумел получить за все это смешные деньги.
Николай Ильин, один из издателей книги "Распродажа российских сокровищ", говорит: "Это было абсурдно. Они продавали все эти сокровища, чтобы купить трактора, но это почти не сказывалось на государственном бюджете". Среди редких вещей, раскупленных западными коллекционерами - свадебная корона императрицы, картины Рембрандта, Ботичелли, Кранаха-старшего, Сезанна, Ван Гога, Пуссена и Дега, иконы ХV-ХVI столетий.
Британский музей получил Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) - Евангелие, датирующееся 4 в. нашей эры, рукопись которого на пергаменте была найдена на горе Синай. Яйца Фаберже уехали из Советского Союза и стали частью собрания королевской семьи. На одном из них - мозаичном Пасхальном яйце из платины, золота, бриллиантов, рубинов и изумрудов - есть эмалевый медальон с профилями жены и детей последнего царя, казненного в 1918 г.
На прошлой неделе министр культуры РФ Михаил Швыдкой воспользовался случаем, представившимся в связи с выходом книги, для того, чтобы наброситься с критикой на последнее поколение коммунистов, до сих представляющих собой влиятельную силу в национальной политике. Он обвинил их в лицемерии. "Эти политики, считающие себя наследниками партии, продавшей все эти сокровища за границу, очень любят называть себя борцами за сохранение национального наследия. Книга разрушает этот миф", - сказал он.
Продажа была задокументирована в академических монографиях, но новая книга является первым исследованием этой темы. Многие из картин, изъятых из Эрмитажа и проданных в 30-х гг., были куплены Екатериной Великой, Царем Александром Первым и другими коллекционерами. Некоторые провели в России лишь несколько десятилетий, прежде чем вернуться на Запад.
"Порой мне кажется, что большевики сознательно мстили семье императора, - сказал Швыдкой. - В 30-х годах эти продажи не имели экономического смысла". Сначала коммунистические лидеры оправдывали разграбление церквей тем, что священники, по их словам, должны были помочь им победить голод, разразившийся в России после революции.
Однако в частных беседах Ленин заявлял, что голодом необходимо воспользоваться для того, чтобы "разбить врагу голову", ослабить власть религии над народными массами на ближайшие десятилетия. Троцкому не терпелось скорее начать продажу художественных сокровищ за границу, он беспокоился, что неминуемые революции в Западной Европе приведут к падению цен на рынке антиквариата.
Торопясь разжиться за счет церковной собственности, чиновники плавили золотые рамки икон и выковыривали из них драгоценные камни, в то время как неповрежденными эти произведения искусства можно было бы продать дороже. Codex Sinaiticus оказался в Великобритании лишь благодаря быстрой реакции одного заезжего любителя книг, заметившего его в одной из московских библиотек. Он сказал своему советскому опекуну: "Если она вам не нужна, я мог бы неплохо продать ее в Лондоне".
Самым захватывающим эпизодом распродажи стало разграбление музея Эрмитаж в Ленинграде. Некоторые из наиболее ценных полотен были тайно проданы западным коллекционерам. Нефтяной магнат Калуст Гулбенкян, принявший британское подданство, решил, что мог бы получить монополию на покупку всех полотен старых мастеров Советского Союза.
На его потеснил Эндрю Меллон, министр финансов США, который не усматривал никакой непоследовательности в том, чтобы, публично выступая против торговли с Советским Союзом, тайно купить 25 шедевров Эрмитажа. О его лихорадочном шоппинге стало известно только в 1934 г., когда Меллону предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов. Большая часть картин, проданных ему Советским Союзом, в конце концов, были переданы в Национальную художественную галерею в Вашингтоне.
Арманд Хаммер, любимый капиталист Советского Союза, выступил в роли посредника, продавая от имени Москвы антиквариат в американских универмагах. Симпатизировавший Хаммеру советский режим в 70-х гг. подарил ему картину Малевича. Вскоре после этого бизнесмен перепродал эту работу за 1 миллион немецких марок. "
Большевики с размахом продавали за границу бесценные картины, иконы, драгоценности - об этом давно известно. Hо мало кто представляет себе истинные масштабы этой распродажи. С искусствоведом Hатальей Семеновой, попытавшейся составить список утраченного, встретилась корреспондент "Власти" Татьяна Маркина.
- Вы один из авторов книги "Проданные сокровища России", которая недавно увидела свет. Это книга об искусстве или о политике?
- Все считают, что наша книга - это политический проект. Hо, на мой взгляд, он лишен политических амбиций. Hаша задача - не давать оценки, а предоставить читателю максимум материала для размышления. Я горжусь, что в библиографии книги не пропущено ни одной публикации, где есть хоть строчка о "сталинских распродажах".
- Прочитав книгу, невозможно не изменить отношения к некоторым личностям. Ладно Горький, возглавлявший комиссию по отбору ценностей на продажу. Hо меня поразил знаменитый художник и искусствовед Игорь Грабарь, выступивший в роли инициатора продажи за рубеж икон...
- После 1917 года эйфория овладела даже здравомыслящей частью деятелей культуры. В ожидании мировой революции продажа пары-тройки Рембрандтов казалась пустяком. "Зачем собирать и хранить метеоры прошлого, если у нас их столько в будущем",- писал график-конструктивист Петр Митурич. "Если мы не будем иметь собраний, тем легче уйти с вихрем жизни",- вторил ему разрушитель традиционной живописи Казимир Малевич. Весной 1919-го был издан декрет "О запрещении вывоза и продажи за границей предметов особого художественного значения". Частные лица не могли их вывозить: государство оставило это право за собой. И продавало - целыми дворцами: петербургские пригородные комплексы рассматривались как валютный резерв, интерьеры дворца княгини Палей в Детском (Царском) Селе были проданы оптом, гатчинский дворец-музей целиком готовили к отправке в Америку.
Шла речь о продаже Эрмитажа - к лету 1929 года две тысячи полотен из Эрмитажа были намечены к реализации.
- Можно ли теперь найти следы проданного?
- В нашей книге приведен далеко не полный перечень проданных шедевров. В основном мы взяли живопись из Эрмитажа, по которой есть документы. А ведь масса предметов, особенно церковных, ушли за границу без всяких описей. Если в зарубежном музее видишь икону или церковное серебро почти наверняка из проданного, из России: до революции русским церковным искусством за границей мало кто интересовался.
- Западные музеи чинили вам какие-нибудь препятствия?
- Музеи - нет. Единственный, кто поначалу испугался,
это аукционный дом Christie`s: решили, что мы хотим обвинить их в нелегальной продаже произведений искусства. В 1926 году часть Алмазного фонда (измерявшаяся по весу - 9 кг) за полмиллиона рублей была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. Тот продал драгоценности аукционному дому Christie`s, который выставил их на торги в Лондоне в 1927 году. Самым ценным лотом аукциона был брачный венец императрицы Александры Федоровны. Тем не менее эти торги были вполне официальными: санкцию давало советское государство.
- А с российскими музеями были проблемы?
- Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский работать с архивом нам не позволил - он сам публикует свои материалы. Hо я ему за это даже благодарна: мы бы там закопались. Потом оказалось, что в питерском ГАЛИ есть документы, касающиеся эрмитажных распродаж. Ими мы и воспользовались. Директор ГМИИ Ирина Антонова нас тоже не пустила в архив - у них он до сих пор закрыт для исследователей. Я сама там когда-то работала и знаю, что и документы там есть, и картины оттуда продавались, хотя не так много, как из Эрмитажа. К счастью, цены на импрессионистов, хранившихся в Музее нового западного искусства и попавших впоследствии в ГМИИ, были тогда на Западе невысоки. Ирина Антонова мне сказала:
"Пока музей сам не опубликует, ничего не дам даже посмотреть". Это обидно.
Другие музеи сами не знают, что из их коллекций продавалось. В некоторых есть документы, в музее-усадьбе "Архангельское" например, но ими никто не занимается.
Если кто-то решит продолжать нашу работу, поле деятельности огромно.
- В предисловии к книге Михаил Пиотровский утверждает, что благодаря "сталинским распродажам" СССР получил доступ к западным оборонным технологиям и смог подготовиться к войне.
- У Пиотровского свой взгляд на многие проблемы. Здесь я с ним не согласна.
Подсчитано, что доход от всех этих продаж составлял не более процента валового дохода страны. Можно было продать побольше пеньки и лаптей - и получился бы тот же результат.
- Может быть, вырученные деньги терялись в кармане советских чиновников?
- Коррупции не было в то время, был только страх. Это была политическая, а не экономическая акция. Ведь был мировой кризис, цены падали, а мы продолжали продавать свои культурные ценности за копейки. "Hаступление пролетарской революции в Европе совершенно застопорит рынок ценностей. Вывод: нужно спешить до последней степени",- писал Лев Троцкий в 1924 году.
- Делят ли с большевиками ответственность за грабеж те, кто скупал произведения искусства?
- Это были разные люди. Арманд Хаммер - просто демоническая фигура: мне рассказывали, что с ним было страшно находиться в одной комнате. Он поставил продажу русского антиквариата на поток (за что получал от советского правительства 10% комиссионных) - вплоть до организации распродажи "сокровищ Романовых" (кстати, не имеющих к царскому дому никакого отношения) в крупнейшем нью-йоркском универмаге Lord & Taylor.
Совсем другой человек - министр финансов США Эндрю Меллон. Через американскую галерею Knodler & Co. он скупил прямо из экспозиции Эрмитажа массу шедевров, а потом подарил их Соединенным Штатам. Благодаря ему Вашингтонская национальная галерея - один из лучших музеев в мире. Шедевры Веронезе, Ван Дейка, Ботичелли, Перуджино из бывшего эрмитажного собрания и сейчас выставлены там. Меллон платил больше, чем кто-либо. Сумма в $1,166 млн, которую министр Меллон выложил за лучшую эрмитажную картину Рафаэля "Мадонна Альба", долгое время оставалась рекордной ценой, уплаченной за произведение искусства.
Hефтяной магнат Галуст Гюльбенкян уговорил своих партнеров из Shell торговать советской нефтью, за что получил право покупать из Эрмитажа. После серебряных сервизов и мебели времени Людовика XVI он приобрел пару полотен Гюбера Робера, после чего потребовал "Портрет Елены Фурмен" Рубенса и "Юдифь" Джорджоне.
"Юдифь" ему не отдали, а все остальное господин Гюльбенкян купил по бросовым ценам (около 200 тыс. фунтов стерлингов). И вдобавок трех Рембрандтов, Терборха, Ватто.
- Можно ли вернуть утраченное Россией?
- Разговор о том, чтобы выкупить или как-то иначе вернуть эти шедевры, пустой.
И потом, сегодня независимо от того, в каком музее мира находятся картины, их можно увидеть - через Интернет, например, или просто поехать и посмотреть. Они открыты. Hаше крики "Давайте все вернем!" пугают западных коллег. Можно было бы сделать великолепную выставку проданных сокровищ. В Европе, но не в Москве, потому что сюда их никто не даст: нас боятся и нам не доверяют.
Искусство на вес
В 1917-1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры - 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря - 384 бриллианта; из Оружейной палаты - золотого и серебряного лома 40 пудов. Hо продажа русских церковных ценнрусских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было.
Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. Hа покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию.
В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов.
Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.
К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Мебель, серебро и произведения искусства продавались десятками тысячами. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств - несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон.
Подписи:
Драгоценности российской короны в 1923 году. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре
Фаберже. Пасхальное яйцо "Коронационное" продано из Оружейной палаты в 1927 году. Впоследствии приобретена журналом Forbs.
Икона "Чудо св. Георгия о змие" (XVII век). Продана из Третьяковской галереи.
Сейчас в частной коллекции
Питер Пауль Рубенс. "Портрет Елены Фурмен". Продан из Эрмитажа в 1929 году.
Сейчас в музее Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон
Тициан. "Венера перед зеркалом". Продана из Музея изящных искусств Эндрю Меллону. Сейчас в Hациональной галерее искусства. Вашингтон.
Ян ван Эйк. "Благовещение". Продана в июне 1930 года Эндрю Меллону за $502 899.
Сейчас в Hациональной галерее искусства, Вашингтон.
Антуан Ватто. "Меццетен". Продан из Эрмитажа в мае 1930 года. Сейчас в музее Метрополитен, Hью-Йорк
Художественная коллекция министра финансов США Эндрю Меллона оценивалась в $35 млн и в 1937 году перешла в собственность Hациональной галереи искусства в Вашингтоне. Шедевры этого собрания были приобретены из коллекции Эрмитажа.
Свято-Иоанновский женский монастырь под Одессой на три недели стал домом для прибывших из Барнаула гостей — певчих хора Вознесенского прихода РПЦ Заграницей. Пригласила их настоятельница монастыря матушка Александра (Чернявская) — русская американка, с детства воспитывавшаяся в лоне Русской Зарубежной Церкви. Недавно барнаульские паломницы вернулись из поездки на Украину и поделились своими впечатлениями с ИА «Банкфакс».
Беседа с Высокопреосвященнейшим Гавриилом, Архиепископом Монреальским и Канадским по случаю празднования 400-летия Дома Романовых
21 Август 2013
В согласии с постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ 4-8 сентября нынешнего года в Торонто (Онтарио, Канада) пройдут торжественные мероприятия во ознаменование четырехсотой годовщины соборного призвания на Российский Престол династии Романовых. Инициатором проведения этих торжеств стал Высокопреосвященный Архиепископ Гавриил Монреальский и Канадский, и потому главные праздненства, связанные с одной из важнейшей в русской истории вех, состоятся именно на Руси Канадской.
Священномученик Нектарий (в мiру Нестор Константинович Трезвинский) — епископ Яранский, викарий Вятской епархии родился в 1889 году в селе Яцек Васильковского уезда Киевской губернии в семье священника. Окончил Киевскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию (1915) со степенью кандидата богословия. В 1912 пострижен в монашество, иеромонах. Во время Великой войны был полковым священником. С 13 декабря 1917 — в братии Александро-Невской Лавры, с 1918 — архимандрит. В 1920 —1922 — настоятель собора в городе Ямбурге Петроградской губернии. В 1919 г. первый арест, в 1921 -– второй: "Дело Александро-Невской Лавры". Был приговорён к году принудительных работ с содержанием под стражей в «Крестах». С февраля 1924 — благочинный монастырей и подворий Петроградской епархии. 3 июня 1924 — рукоположение святым патриархом Тихоном во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии. К месту служения допущен не был. С декабря 1924 — епископ Яранский, викарий Вятской епархии. Владыка Нектарий был стойким борцом с обновленчеством. 25 мая 1925 арестован в Яранске, осуждён на три года лагерей. Отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. После освобождения в ноябре 1927 отправлен в ссылку в Казань.
Владыка резко выступил против «Декларации» заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). 4 марта 1928 вышел из его юрисдикции, за что был «запрещен» в священнослужении в составе «викторианской» (владыки Виктора /Островидова/) группы непоминающих. Тогда владыка Нектарий оборудовал в своём доме катакомбный храм, где тайно служил, рукополагал священнослужителей. В 1929 арестован вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и другими архиереями.
Внезапная и трагическая гибель протоиерея Павла Адельгейма почти сразу была осознана тяжелой утратой – причем осознана далеко не формально. Несколько дней спустя появилось сообщение о том, что в день смерти Адельгейма, не приходя в сознание, скончался еще один священник, ранее избитый неизвестными на пороге своего дома. Игумену Макарию (Ложкареву), честно выполнявшему свой священнический долг перед паствой, на момент кончины было всего 44 года, но, кроме естественных соболезнований, особого резонанса это событие не имело. Незадолго до того нападение на священнослужителя Михаила Гапоненко, правда, с целью ограбления, было совершено в Ростовской области. Но Гапоненко «отделался» тяжелым сотрясением мозга. Наиболее громкое из трагически завершившихся нападений последних лет на православных священнослужителей – убийство радикального миссионера Даниила Сысоева – имело заметный резонанс, связанный с попыткой обвинить в нем иноверцев. И при всем этом резонанс, вызванный убийством Павла Адельгейма, резко отличается от всех прочих и природой, и масштабами, начавшись не с официальной реакции молчавшей первые дни РПЦ, а с мгновенного распространения потрясшей всех новости посредством социальных сетей и телефонных звонков на территории России и за рубежом.
Морализаторство клерикального бомонда насчет того, что убийство православного священника едва ли не принципиально отличается от убийства любого иного человека, не новость. Последним примером подобного высказывания можно считать официальное заявление Синодального информационного отдела РПЦ в связи с гибелью Адельгейма. Ни разу не упомянув о заслугах самого погибшего, авторы подчеркнули тем не менее, что «ведомыми злой силой можно назвать людей, поднимающих руку на пастырей, которые принимают и утешают страждущего. Брань против Христа и Церкви, разнузданное следование постыдным страстям неотвратимо выливаются в ненависть и злобу в отношении служителей престола Божия». Почему так?
Почему списки убитых священнослужителей остаются, как и списки убитых сотрудников милиции, журналистов или правозащитников, сугубо ведомственными реестрами, тогда как только имена Александра Меня, Игоря Талькова, Влада Листьева, Анны Политковской и некоторых других оказываются на устах у всех? Теперь в этом ряду оказался протоиерей Адельгейм. Получается, что общим признаком этого ряда оказывается не род занятий, а что-то иное…
С того вечера, когда в присутствии своих близких Адельгейм был убит, прошло чуть более двух недель. За это время в печати появилось немало некрологов и воспоминаний об отце Павле. Цитировались и осмысливались в контексте произошедшего его суждения и труды. Одновременно было опубликовано много догадок и предположений о причинах злодейства. Приводились аналогии с ситуацией вокруг 23-летней давности убийства протоиерея Александра Меня, когда погиб наиболее яркий в тот момент представитель РПЦ, вектор проповеди которого не совпадал с ее официальной линией. Классическая формула начала любого следствия «Quo prodest?» («Кто заинтересован?») в России всегда открывает широкие возможности для конспирологов. Однако действительность оставляет далеко позади все конспирологические домыслы.
Но чем же отличился, чем таким особенным проявил себя этот священник, чтобы его трагический уход из жизни вызвал столь громкий резонанс? Широкому кругу наших соотечественников это становится известным только теперь. Если «истина» в песнях Талькова западала в души, пугая своей непредсказуемостью «ответственные органы», а «истина» дотошности Политковской слишком некстати делала тайное явным, то была такая «истина» и у Адельгейма. Ею в его жизни являлись … Церковь и справедливость, два понятия, которые он пытался совместить.
Павел Адельгейм был первым и единственным священнослужителем Московского Патриархата, который, столкнувшись с произволом церковных функционеров, попытался защитить права религиозной общины (прихода) от этого произвола в суде. Началось все в 2009 году с тяжбы священника в церковном суде, где ему и членам приходского совета было предъявлено обвинение в неповиновении церковной власти. Неповиновение выражалось в голосовании членами религиозной организации против принятия спущенного «сверху» устава и каралось церковным судом… исключением учредителей религиозной организации из состава приходского собрания.
Здесь важно понимать, что местная религиозная организация (приход) является юридическим лицом, а устав, принятый ее членами в соответствии с действующим законодательством РФ, регистрируется Министерством юстиции России. Какие-либо изменения и дополнения в зарегистрированный устав вносятся в соответствии с законом уполномоченными на то членами (органом) местной религиозной организации, требуя далее регистрации новой редакции. Право религиозной организации на защиту от вмешательств в ее внутренние дела, а ее членов, религиозных граждан России, – на самоопределение защищены Конституцией и федеральным законодательством. Таким образом, вменение в вину приходу, имеющему свой зарегистрированный устав, нежелание голосовать за составленный кем-то документ, да еще и попытка распоряжения судьбой этого прихода со стороны религиозной корпорации смахивали на произвол.
Священник ответил на «рейдерство» адекватно – он обратился в светский суд. В исковом заявлении, немыслимом для привыкших к самоуправству клерикалов, Адельгейм оспаривал решение Псковской епархии РПЦ, нарушившей права учредителей прихода участвовать в управлении учрежденной ими же местной религиозной организации. Он заявлял, что «определением епархиального суда Псковская епархия нарушила свободу принятия решений, то есть фундаментальную свободу, предоставленную гражданам Конституцией РФ (ст. 2) и уставом прихода (ст. 23 устава)». Уточнял, что «Псковская епархия незаконно вторглась в пространство светского права и нарушила права учредителя и члена приходского собрания на участие в управлении делами прихода, признаваемые гражданским законодательством», прилагая свидетельствующие о том документы. Ну а в результате просил суд о признании решения церковного суда об исключении его из членов приходского собрания «не действующим и не подлежащим применению в светских правоотношениях», а заодно обязать местные органы Минюста «обеспечить соблюдение прав учредителя и члена приходского собрания местной религиозной организации на участие в управлении учрежденной организации».
Павел Адельгейм был принципиален в словах и поступках, обличал конформизм фактом своего существования, и этим был неудобен. Фото с сайта www.sfi.ru
Столкнувшись с неспособностью (или нежеланием?) суда вникать в существо дела, священник не унывал, намереваясь продолжать добиваться справедливости вплоть до ЕСПЧ. Не обнаруживая желания покинуть РПЦ и перейти в юрисдикцию другой Церкви, он, конечно, не мог рассчитывать на скорый успех. Но, по мнению некоторых псковских верующих, одно то, что после дерзкой попытки защитить права религиозной общины Адельгейм спокойно прожил до августа следующего года, само по себе выглядело чудом. Примечательно, что еще шесть лет тому назад, напомнив строчку Пушкина «Они любить умеют только мертвых», Адельгейм называл глубинную, на его взгляд, причину неприязни к жертвам былых убийств неординарных личностей. «Человек, который хранит верность истине, принципиальный в словах и поступках, обличает конформизм фактом своего существования. Такой человек неудобен и от него следует избавиться», – говорил он корреспонденту газеты «Кифа».
Защита прав человека в нынешней России, как известно, дело неблагодарное. Но, кроме того, Адельгейм не скрывал, что защищает и Церковь. На первый взгляд это может показаться парадоксальным. Но речь в данном случае идет не о крупнейшей религиозной структуре в России – не о ее идеологии, проектах, общественно-политической активности или материализованном в циклопических объектах и драгоценностях величии. Будучи человеком глубоко религиозным, что вполне органично соединялось в нем с гражданской честью и ответственностью, Адельгейм был членом той Церкви, главой которой признается Христос. Общеизвестные признаки церковной активности РПЦ – в бизнесе, в политике, в идеолого-пропагандистской деятельности, разумеется, его не радовали, чего священник совершенно не скрывал. Вероятно, поэтому выход в свет его книги «Догмат о Церкви» для кого-то оказался откровением, а для кого-то и ударом. Если среди православной и просто просвещенной интеллигенции книга стала бестселлером, то клерикальное чиновничество было взбешено. Об этом можно судить, например, по высказываниям членов епархиального совета: «Книга священника Павла Адельгейма «Догмат о Церкви в канонах и практике» является вредной для всех времен и народов. Автор поставил себя в ряд Иуды, нераскаявшегося разбойника, Демьяна Бедного и других «ревнителей» Церкви», – считали одни. «Мы крайне обеспокоены той клеветой, той сатанинской провокацией, с которой выступил о. Павел Адельгейм. Мы обращаемся к Вашему Святейшеству (Патриарху Кириллу. – «НГР») с нашей душевной просьбой предать о. Павла Адельгейма церковному прещению за его клевету, гнусную провокацию против нашего владыки, да и против всего епископата нашей Русской Церкви, а его книгу считать как душевредную, подлежащую уничтожению», – требовали другие.
Однако среди мнений членов совета было и такое: «Книга «Догмат о Церкви» – актуальная и нужная для церковного самосознания – отнюдь не является персональной инвективой против правящего архиерея, как это может показаться при поверхностном знакомстве с нею. В XX веке под угрозой исчезновения оказались структуры, на которых веками строилась жизнь: уничтожены общественные классы, на наших глазах разрушается семья. В результате коммунистического террора и апостасиса (вероотступничества. – «НГР») исчезает одно из важнейших свойств Христовой Церкви – соборность, волей-неволей подменяемая ныне корпоративной властью епископата. Нужно воспользоваться той исторической передышкой, какую нам предоставляет нынешнее время, чтобы возродить в церковной жизни дух свободы и творчества, преодолеть опасное дистанцирование интеллигенции от церковной деятельности. Как верно отметил в свое время Н.А. Бердяев в «Философии свободного духа»: «Церковь, выявляясь и воплощаясь в мире природном историческом, может принимать формы, свойственные этому миру». К его словам можно добавить: «и язвы этого мира». «Духовный сталинизм» – одна из язв этого мира, которой болеет Церковь».
Как бы ни отрицали представители РПЦ диссидентство убитого священника, определяя это явление поиском «поводов для критики и конфликтов», Павел Адельгейм был самым настоящим диссидентом. То есть человеком, выступавшим против извращения права и морали в угоду какой-либо администрирующей группе. Или народным борцом за справедливость – это уж как кому удобней называть…
19 августа, в день праздника Преображения Господня, священниками Очаковского благочиния Николаевской епархии УПЦ МП и вновь прибывшей из города Николаева организованной группой провокаторов были предприняты новые попытки срыва праздничного Богослужения в нашей часовне в честь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. С Божьей помощью и на этот раз нам удалось пресечь все их противозаконные действия. Просим Ваших святых молитв и духовной поддержки. Яко с нами Бог!
Епископ Афанасий - История одной лжи. Нас ведут к 17-му году?
Разбирая бумаги, присланные на мой адрес из Кирилловского отдела Управления Росреестра по Вологодской области, тов. Блиновой О.Н., невольно приходишь к мысли о том, что нас опять хотят погрузить в пучину беспредела 17-го года. В одной из бумаг тов. Блинова предписывает убрать строение размером 6,2мХ12м (домовая церковь), крест в деревянном исполнении, туалет и складируемые стройматериалы. После слова «строение», Ольга Николаевна, в скобках ставит домовая церковь, причем и церковь и туалет написаны одной строкой без какого-либо словесного выделения, что само по себе наводит на мысль, что тов.Блинова не видит разницы между домовой церковью и «нужным местом». Да и как она могла определить, что простой дом архиерея РПЦЗ, ничем не напоминающий церковь по архитектуре, является в тоже время домовым храмом?
Елизаветинский приход в Феодосии.Служили настоятель прихода иеромонах Илларион и гости из Москвы и Санкт-Петербурга иерей Валерий и дьякон Алексей с семьями.
Архангело-Михайловский приход в Одессе. Митрополит Агафангел и диакон Дионисий.
Алексеевский приход в Одессе. Иерей Виталий Морозов.
Приход Казанской иконы Божией Матери в селе Макарово, Одесской области. Протоиерей Геннадий Молчанов.
Сообщаем, что, если Богу будет угодно, нормальная церковная жизнь в Каннах возобновится в субботу 7-го / воскресенье 8-го сентября. Ожидается приезд Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Высокопреосвященнейшего Митрополита Агафангела. Все желающие разделить нашу радость сердечно приглашаются в Канны на эти (и последующие) богослужения.
Просьба желающим переночевать с субботы на воскресенье в Каннах сообщить за неделю раньше для устройства ночлега.
Архиепископ Андрей (Рымаренко) занимает особое место среди архиереев Русской Зарубежной Церкви. Он прошел страшные испытания в Советском Союзе, охваченном атеистическими гонениями на Церковь, и сохранил веру и верность пастырскому долгу.
5 июля 2013 г. (по старому стилю) женский монастырь Св. Елисаветы в Этне (США, Синод Противостоящих) отметил свой ежегодный Престольный праздник.
Божественная Литургия была отслужена духовенством из близлежащего монастыря Святого Григория Паламы. Преосвященнейший епископ Авксентий Фотикийский, архимандрит Акакий и иеродиакон Фотий вместе с архиепископом Хризостом из Этны служили в молитвенном единении. В богослужении участвовал и монастырский священник Георгий Мавроматис.
Во время Божественной Литургии великолепно пел монастырский хор из 14 сестер, исполняя уставные песнопения. Игумения Елизавета в этот день также праздновала свои именины вместе с одной из сестер, м. Варварой.
Сестры приготовили вкусную еду для гостей: духовенства и мирян из прихода св. Киприана и Иустины, который находится в деревне недалеко от Этны.
Портал Кредо.ру опубликовал статью о высказывании Первоиерарха РПЦЗ насчет имяславия. Члены Лурьевской группы в ответ развернули дебаты на эту тему в фэйсбуке, обвиняя РПЦЗ в ереси и догматической безграмотности. Кому интересно поучаствовать в дискуссии, сюда...
Новые дискуссионные размышления мiрянина в его затянувшемся ожидании ответа на прежние насущные вопросы
Что такое русская православная идеология
Нередко с самых противоположных сторон приходится встречать отрицательное отношение к слову "идеология". Однако идеология всего лишь означает систему идей, выражающую определенное мiровоззрение, прежде всего применительно к государственно-политической жизни. Идеология сама по себе не есть что-то "плохое", она, как и любая система ценностей и даже религия, может быть истинной или ложной. И отношение к той и другой должно быть соответственным их содержанию.
Представительство Управления Министерства Внутренних дел Украины в Житомирской области на сайте города Малин обнародовало свою версию конфликта прихожан РПЦЗ и УПЦ МП под весьма красноречивым заголовком: "МВД: Втягивание правоохранителей в конфликт между конфессиями в Малине является искусственным" Представители МВД представили дело так, что имеет место конфликт между двумя общинами разных конфессий, а милиция исключительно поддерживает порядок, чтобы не допустить столкновений. При этом представителями МВД совершенно игнорируется факт целого ряда судебных решений, вплоть до решений Верховного суда Украины и решения международного суда о том, что юридическим лицом, обладающим правом на имущество Покровского прихода является община РПЦЗ. Такая забывчивость МВД, учитывая ряд прошедших недавно событий, свидетельствует о том, что рейдеры приступили к очередному своему плану по захвату нашего имущества. На русском языке статья размещена здесь
Старший пчеловод Монастыря, монах Кирьякос, поместил в один из ульев монастырской пасеки рамку с вощиной, в которую была вставлена маленькая бумажная икона Пресвятой Богородицы «Неувядающая Роза» (заметим, что создателем этой иконы является предыдущий игумен монастыря — старец Энфимий), а в другую рамку была вставлена икона Святого Нектария Эгинского чудотворца епископа Пентаполиса. Через несколько дней о. Кирьякос открыл улей и с удивлением обнаружил такую картину: в то время, когда обе рамки были застроены свежими восковыми ячейками, образ как Богородицы с Младенцем, так и святого Нектария, были совершенно чистыми и без ячеек, как видно на фотографии. Пчёлы, по-видимому, уважая её Пречистый Образ, не дерзнули (по Божьему, естественно, промыслу) покрыть его ячейками!
Во истину «Всякое дыхание да хвалит Господа», дающего мудрость бессловесным пчёлам работать с таким разумом и прилежанием.
19 августа (н. ст.) 2013 г. в Софийском Свято-Успенском кафедральном соборе (Болгарская Старостильная Православная Церквоь) торжественно отпраздновали Преображение Господне. Богослужения возглавил епископ Фотий Триадицкий.
«Сегодня свечной ящик является центральным местом в храме...»
Неоконченное интервью с о. Павлом Адельгеймом
8 августа в Пскове похоронили жестоко убитого в собственном доме 75-летнего священника отца Павла Адельгейма. Дьякон Андрей Кураев назвал его «последним свободным священником Московской патриархии». В память об этом замечательном православном пастыре The New Times публикует неоконченное интервью с ним
13 августа 2013 года на обновленном силами свято - Ильинского прихода Вологодской епархии РПЦЗ источнике св. мучеников Флора и Лавра, был установлен поклонный крест, отслужен водосвятный молебен и совершен чин освящения новосооруженного креста. Фотографии можно посмотреть здесь
С искренним чувством радости я приветствую Вас, видного религиозного деятеля современности и выдающегося буддистского руководителя, в Москве, в столице нашей великой Родины.
"Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью", – так говорил Будда, исполненный любви ко всему миру. Слова эти звучат желанием изгнать зло и насилие из этого мира, из взаимоотношений людей. Озабоченность судьбами мира, судьбой человека в этом мире и соединяет воедино миротворческие инициативы и заботы христиан и буддистов. Сотрудничество это уже многолетнее. Оно испытано временем, и положительные его результаты общеизвестны.
Особым образом наше братское (!!!) сотрудничество с выдающимися буддистскими лидерами проявилось в 1977 году, когда мы проводили в Москве Всемирную конференцию "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами".
Ваше Святейшество! Вы направляете ноги Ваши на путь мира в город Улан-Батор, в Монгольскую Народную Республику, на Пятую Генеральную Конференцию буддистов за мир. Ваше непосредственное участие в этом выдающемся собрании буддистских миротворцев, а равным образом и участие других видных деятелей современного буддизма, несомненно, придаст форуму в Улан-Баторе еще большую весомость и усилит голос буддистов, выступающих за мир во всем мире. Это участие свидетельствует о глубокой и искренней вовлеченности деятелей современного буддизма в вопросы мира и безопасности на земле, об озабоченности их водворением прочного и справедливого мира во всех частях света. Мир во всем мире является ныне той целью, к которой стремятся религиозные и нерелигиозные миротворцы. Как неделим мир, так и неделимы заботы о нем. Любое нарушение мира вызывает в наши дни искреннее беспокойство и озабоченность всех тружеников миротворческого поприща. Мы знаем, что определенные силы, к сожалению, продолжают подстегивать гонку вооружений, в частности, они создали нейтронное оружие, цинично квалифицируя его чистым и гуманным. Эти силы пытаются подтачивать сами основы международной безопасности. Долг всех искренне любящих мир и стремящихся к нему делать все возможное, чтобы процесс разрядки международной напряженности укреплялся и ширился, стал бы всеохватывающим и необратимым. Мы убеждены в этой связи, что особо важное значение для укрепления мира и международной безопасности имеет заключение Договора об ОСВ2 между нашей страной и США. Мы верим, что все миролюбцы будут приветствовать подписание этого Договора и активно трудиться для его скорейшей ратификации, для того, чтобы не было промедления с началом переговоров по ОСВ3.
Мы высоко ценим и поддерживаем все искренние призывы и усилия к превращению Азии в континент мира и сотрудничества, к искоренению очагов войны в этом регионе, чего требует здравый смысл, трезво оценивающий сегодняшнее положение в этой части света.
С любовью и искренним удовлетворением я обращаю к Вам, Ваше Святейшество, эти слова. От всей души я желаю Вам доброго путешествия в мире и благополучии в Монголию. Я уверен, что Ваш визит в нашу страну также будет способствовать делу мира. Пусть же многолетнее миротворческое сотрудничество с представителями буддизма ширится и крепнет и приносит многие и многие благословенные плоды на благо мира во всем мире, на благо человечества!
19 августа (н. ст.) 2013 г. в Астории (США) в Свято-Троицком храме отпраздновали Преображение Господне. Возглавил богослужения настоятель церкви - протоиерей Всеволод Дутиков. После Божественной Литургии были освящены фрукты, которые во множестве принесли прихожане храма.
Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: «И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины» (Мф. 17, 1). Спрашиваем прежде всего, откуда Евангелист Матфей начинает счет шести дней, после которых наступил день Преображения Господня, то есть с какого дня? Как показывает ход речи, с того, в который Спаситель, наставляя учеников Своих, сказал им: «приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего», и прибавил: «аминь глаголю вам, суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем» (Мф. 16, 27, 28), то есть, Свет предстоявшаго Преображения Он назвал Славою Отчею и Своим Царством. Это показывает и яснее раскрывает Евангелист Лука, говоря: «бысть же по словесех сих яко дний осмь, и поем Петра, и Иоанна, и Иакова, взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его было блистаяся» (Лк. 9, 28-29). Но как согласить их между собою, когда один определенно говорит о промежутке восьми дней между беседой и явлением, а другой (говорит): «по днех шестих»? Слушайте и разумейте.
На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое – Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец – гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой – воссиявши с Ним в светлом облаке. Таким образом, те шесть составляют восемь и по отношению к восьми не представляют никакого разногласия; равным образом не разногласят и Евангелисты, когда один говорит: «по днех шестих», а другой: «бысть по словесех сих яко дний осмь»; но этими двоякими словами как бы дают нам некий образ таинственно, а вместе с тем явственно присутствовавших на горе. Разумеется, всякий, согласно с Писанием рассуждающий, знает, что благовестники согласны друг с другом: Лука сказал о восьми днях, не противореча Матфею, изрекшему: «по днех шестих», – не присоединяя день, в который были произнесены те слова, а также дня, в который Господь преобразился (каковые дни Матфей представляет подразумевать разумно рассуждающим); Евангелист Лука не говорит: «по днех осьмих» (как евангелист Матфей: «по днех шестих»), а: «бысть яко дний осмь». Но тем, в чем Евангелисты кажутся разногласящими, они друг чрез друга показывают нам великое и таинственное. В самом деле, почему один сказал: «по днем шестих», а другой, оставив без внимания седьмой, припомнил о восьмом? Потому что великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, т. е., будущего века, имеющего открыться после погибели сотворенного в течение шести дней мира. О силе Божественнаго Духа, чрез которую достойным открывается Царствие Божие, Господь предрек: «суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Везде присутствует Царь всяческих и везде – Царствие Его, так что пришествие Царства Его не обозначает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественнаго Духа, потому и сказано: «пришедшее в силе». И эта сила явится не просто обыкновенным людям, но стоящим с Господом, то есть, утвержденным в вере в Него и подобным Петру, Иакову и Иоанну и прежде всего им самим как свободным от нашего природного уничижения. Поэтому, и ради этого именно, Бог являет Себя на горе, с одной стороны нисходя со Своей высоты, а с другой – возводя нас из глубины уничижения, так что Невместимый действительно вмещается смертной природой; и такое явление, конечно, гораздо превосходнее и выше ума как произведенное силой Божественного Духа.
Итак, Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа – этот Неизреченный Свет. Не постигающие же этого измыслили, что избранные из апостолов видели Свет Преображения Господня чувствительной и сотворенной силой (способностью), – и чрез это покушаются низвести в тварь не только тот Свет, Славу Божию и Царство, но и Силу Божественного Духа, чрез которую достойным открываются Божественные тайны. Вероятно, таковые не слышали слов апостола Павла: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует и глубины Божия» (1 Кор. 2, 9, 10).
Итак, по наступлении восьмого дня, Господь, взявши Петра, Иакова и Иоанна, взошел на гору помолиться: ибо Он всегда или один молился, удаляясь от всех, даже от самих апостолов, как, например, в то время, когда насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. 14, 19-23), или, взявши с Собою немногих, которые превосходили прочих, как было при приближении спасительной страсти, когда, сказав прочим ученикам: «седите ту дондеже шед помолюся тамо» (Мф. 26, 36), – взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна. Вот и теперь, взявши только этих же, Господь возвел их на высокую гору одних и преобразился пред ними, то есть, в глазах их. «Что значит – преобразился?», – вопрошает Златословесный Богослов (Златоуст) и отвечает: «открыл, то есть, им нечто из Своего Божества – столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога». Евангелист Лука говорит: «бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино» (Лк. 9, 29); у евангелиста же Матфея читаем: «и просветися лице Его, яко солнце» (Мф. 17, 2). Но Евангелист сказал это не в том смысле, чтобы тот Свет почитать за подлежащий чувствам (да удалится от нас ослепление ума тех, которые не могут представить себе ничего выше, подлежащего чувствам!), а желая показать, что Христос Бог – для живущих и созерцающих духом есть то же, что солнце – для живущих во плоти и созерцающих чувством: ибо другого Света для ведения Божества и не нужно тем, которые обогащены Божественными дарованиями. Возсиял же оный Неисповедимый Свет и таинственно явлен апостолам и начальнейшим из пророков в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженнаго видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенному умом; пристально же взирающий на сияние ее принимает как бы некое участие в ней, как бы начертывает некоторый яркий луч на своем лице; потому-то и лице Моисеево просветилось от собеседования с Богом. Знаете ли, что Моисей преобразился, взойдя на гору, и там увидел Славу Божию? Но он (Моисей) не сам произвел, а только потерпел преображение; Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел оный Свет. По этой причине, собственно, Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом плоть Свою; но только показал, откуда оный Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его; ибо написано, что и святые «просветятся, яко солнце» (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа, Божественно и неизреченно провозсиявшего, у Которого блистание, происходя от Божественного естества, явилось на Фаворе общим и плоти Его, по причине Ипостаснаго единения.
Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Видишь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к тому Свету?
Итак, Свет этот не есть свет чувственный, и созерцавшие его не просто видели его чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа: они изменились и только таким образом увидели перемену, происшедшую при самом принятии нашей бренности, обоженной соединением с Словом Божиим. Отсюда и Зачавшая и Родившая чудесно узнала, что Рожденный от Нее есть воплотившийся Бог; и Симеон, лишь только принял этого Младенца на руки; и старица Анна, вышедшая к сретению – ибо Божественная сила просвечивалась, как бы сквозь стеклянную оболочку, сияя для имеющих чистые очи сердца.
Да и для чего Господь пред началом Преображения избирает главнейших из лика апостольского и возводит их с Собою на гору? Конечно, для того, чтобы показать им нечто великое и таинственное. Что же особенно великого и таинственного в показании чувственного света, который обильно тогда имели уже не только избранные, но и остальные апостолы? Какая была нужда для них в изменении силой Духа очей их для созерцания того Света, если он чувственный и сотворенный? Как можно Славу и Царство Отца и Духа Святого представлять в каком-то чувственном свете? Неужели в подобной Славе и Царстве придет Христос Господь и в скончание века, когда не будет нужды ни в воздухе, ни в пространстве, ни в чем-либо подобном, но когда, по свидетельству апостола, «Бог будет всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28), то есть, будет заменять все для всех? Если же – все, то, следовательно, и свет. Отсюда явно, что Свет Фаворский был Светом Божественным! И Евангелист Иоанн, наученный Божественным Откровением, ясно говорит, что будущий вечный и пребывающий град не будет «требуя солнца и луны, да светят в нем: Слава бо Божия просвети его, и светильник его – Агнец» (Апок. 21, 23). Не ясно ли, что он показывает здесь Того же Иисуса, Который ныне на Фаворе Божественно преобразился, и плоть Которого сияла, как светильник, являющий Славу Божества восшедшим вместе с Ним на гору? Равным образом и об обитателях того града тот же Богослов говорит: «не потребуют света от света, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я: и нощи не будет тамо» (Апок. 22, 5). Но какой же, спрашиваем, есть другой свет, у котораго «несть пременение или преложения стень» (Иак. 1, 17)? Какой есть свет непреложный и незаходимый, если не Свет Божества? Притом, Моисей и Илия (и особенно первый, который, явно, присутствовал духом, а не плотью) посредством какого чувственного света могли быть осияны, видимы и познаны? ибо и о них написано: «явльшася во Славе, глаголаста же исход Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме» (Лк. 9, 31). И как иначе апостолы могли узнать тех, кого никогда до того не видели, если не при таинственной силе Божественного Света, открывшего мысленные очи их?
Но не станем утомлять внимания вашего дальнейшим изъяснением слов Евангелия. Будем веровать так, как научили нас те самые, которые просвещены от Самого Христа, поскольку только они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам Пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к Неувядаемой Славе и Красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и огребаясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огнь гееннский и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием Невещественного и Присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спаса нашего, во Славу Его, и Превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых Едино Сияние, Едино Божество, и Слава, и Царство, и Сила ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мы знаем из святого Евангелия о том, какой трепет, какой страх охватил святых Апостолов на Фаворской горе, когда их осенило облако, а из облака они услышали тот глас, который тварь не может слышать, без содрогания, глас своего Творца, глас Бога Отца, Который свидетельствовал о Сыне Своем.
Но не только страх испытывали Апостолы: только что в Евангелии мы слышали слова Апостола Петра: "Господи, добро нам здесь быти" (хорошо нам тут быть) и мы сотворим здесь три палатки: Тебе, Моисею и Илии. Этот возглас вырвался из глубины души Апостола, охваченного духовным восторгом и радостью и в этот момент Апостол Петр и не помышлял о том, что действительно могло получиться если бы они там остались на горе, причем евангелисты отмечают, что Петр "не ведующи что глаголаше", т.е. не отдавал себе полного отчета в том, что он говорил, а только выражал свое непосредственное ощущение и радость. Это то блаженное ощущение Божия присутствия, о котором свидетельствовали те двое, которых Господь призвал: одного из загробного мира, а другого из таинственного потустороннего мира: пророк и боговидец Моисей и пророк и боговидец Илия.
Помните, как видел Его пророк и боговидец Моисей? Господь беседовал с ним, как с другом Своим, и сказал ему "Я знаю тебя" (вем тя) больше всех", — ты Мне ближе всех. И тогда Моисей дерзнул вопросить: "покажи мне славу Твою". И на это, милостиво отозвался Господь. Он только указал Своему верному слуге, что человек не может лицом к лицу стать со славою Божиею, видеть лице Божие и остаться в живых (ибо человеком тогда овладел бы такой восторг и радость, и трепет, что его состав разрушился бы, растаял, как тает воск от лица огня). Поэтому Господь сказал: "Лица Моего ты не можешь увидеть; человек не может увидеть Мое лицо и остаться в живых; но, говорит Господь, здесь есть место, стань в этом месте, этой расщелине, и Я тебя покрою Моею рукою, когда буду проходить, а когда пройду, то ты можешь встать и посмотреть вслед Мне (увидеть отблеск славы Моей) — только сзади увидишь Меня, когда Я буду удаляться.
Так и было: Святая Библия говорит, что после того, как Моисей поглядел вслед удалявшемуся Господу, то после этого, лицо его сияло всегда как солнце, так что невозможно было на него смотреть и когда он был с людьми, то полагал на лицо покрывало, и только тогда, когда молился Богу или был один, это покрывало снимал. Причем, по толкованию святых отцов, Тот, Кто явился ему, там, на этой горе и Кому он вслед посмотрел, был Господь Бог, второе Лицо Святой Троицы — Сын Божий.
Там увидал Его так Моисей, а потом удостоился лицом к лицу узреть Его на Фаворе, когда и сам Моисей явился уже во славе.
Пророк и боговидец Илия. Не так давно Церковь вспоминала его. Вот и сегодня читалось, как он сподобился ощутить блаженное Божие присутствие. Великий подвиг он совершил: привел Израиль к истинной вере; но возненавидела его злая царица Иезавель и стала ему грозить смертью. Устрашился Илия и удалился. Было бы ошибкой думать, что он удалился потому, что устрашился за себя лично, и испугался смерти. Это была бы ошибка. Мы знаем, что когда он ушел в пустыню, то он у Господа просил именно смерти: он говорил: "довольно мне Господи, я не лучше отцов моих". Он как бы говорил: я измучился до предела — возьми меня, я не лучше моих отцов. Он просит смерти, — следовательно, он ее не боялся, но боялся того, что если бы Иезавель схватила его и казнила, то получилось бы, что его дело получило нехороший конец; могло создаться впечатление, что он сделал что-то дурное, за что его заслуженно казнили. И чтобы не осталось у тех, кого он привел к Богу такого впечатления, он и скрылся от гнева злочестивой царицы.
Но там в пустыне ангел сказал ему, чтобы он вышел утром из пещеры, в которой он покоил себя, и стал у входа.
Вот — Илья в пещере. Он слышит, как проносятся бушующие стихии мира: и страшный ураган, и грозное землетрясение и опаляющий огонь, — "но не тамо Господь", коротко и многозначительно говорит Святая Библия. И когда после всего этого повеял "глас хлада тонка", тихий, умиротворяющий, освежающий ветерок — именно в нем удостоился Илия этого чудесного таинственного ощущения Божия присутствия — "и тамо Господь…"
Так и он удостоился стать перед Творцом своим в этом боговидении и беседовать с Ним; а сегодня, на горе Фавор он, как и Моисей, уже лицом к лицу предстал пред преобразившимся Господом.
Вообще для твари, а тем более для человека, не может быть большего блаженства, чем удостоиться непосредственно предстать пред лице Творца своего, — в той мере, в какой он может это вынести, чтобы не разрушился его состав. Почему Церковь и поет в праздник Преображения, что Господь показал ученикам славу Свою "яко же можаху", насколько они могли ее воспринять. Не всю Свою страшную и нестерпимую славу, которой и ангелы трепещут и лицезреть не могут, а только часть славы Своей, которую могли восприять и пророки и апостолы.
А ведь первые люди в раю имели это блаженство: как Отец являлся им Господь, как с детьми беседовал с ними в раю. И только тогда они поняли, что они имели и что потеряли, — когда сбылось над ними то, о чем говорила поговорка, которую и теперь русские часто повторяют: "что имеем не храним, потерявши плачем…"
Но помните, что Господь каждого призывает к вечной жизни. Там, когда человеческая душа перейдет в область вечности, она сподобится в меру свою — этого блаженства, ибо вечное блаженство, блаженство небесного царствия, в том и будет заключаться, что человек всегда уже будет с Богом и у Бога. А это, конечно, нам напоминает, как и всегда должно напоминать, о наших грехах и о нашем несовершенстве. Ничто нечистое и скверное не войдет в царствие Божие и поэтому каждый должен здесь себя очищать от всякой скверны плоти и духа, как говорит священное писание, иначе он не узрит славы Божией, и душа его пребудет в вечном мраке и отчуждении от Бога, от чего Господь да избавит нас грешных. Каждый из нас грешен и многогрешен, но все же мы уповаем, что Господь по милости Своей, и нас не лишит Своего небесного царствия. Аминь.