Патриарх Сербский Ириней, комментируя Всеправославный собор, отнес украинский церковный вопрос к числу всеправославных, сообщает 24 июня "Религия в Украине".
В интервью изданию "Katehon Think Tank" Патриарх Иринея заявил, что "украинская проблема" (вопрос предоставления автокефалии Украинской Церкви) - не только украинская или российская, а проблема вселенской Церкви в целом.
Он выразил надежду, что решению этой проблемы будет содействовать Патриарх Варфоломей.
Эти комментарии были связаны с обращением к Вселенскому Патриарху Верховной Рады Украины, которая просила посодействовать преодолению разделения украинского православия.
Православная Церковь заявила, что она является единой Церковью. Об этом говорится в Послании по итогам Всеправославного Собора, который проходит с 16 по 27 июня на Крите.
То, что в наши дни происходит в католичестве и в протестантизме, было предсказано православными Святыми и старцами уже давно. О заблуждениях, и отчуждении от Учения Господа Иисуса Христа, сотен сект и религиозных организаций, называющих себя христианскими, было много написано, и говорено, и поэтому не стоит о них повторять то, что уже всем православным верующим РПЦЗ известно. Но на католичество, которое держалось более дисциплировано до наших дней стоит обратить особое внимание. Как Владыка Аверкий (Таушев), о. Михаил (Помазанский) и особенно о. Архимандрит Константин (Зайцев), высказывались, о том, что эта религиозная организация после 2 Ватиканского Собора, отказалась от всего того, во что прежде веровала, и заставляла столетиями силой веровать других христиан, и во имя чего проводила «Святую Инквизицию», а до этого, начиная с 12 столетия, посылала даже «крестовые походы», не тольео против иноверцев мусульман, но и против других христиан, в частности против Православия но, после выбора папы Франциска, она стремительно продолжает отходить от христианского Учения, заменяя его новым всемирным экуменическим.
Документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", единогласно принятый на Пятом Всеправославном предсоборном Совещании 15 октября 2015 г. От РПЦ МП его подписал Митрополит Волоколамский Иларион (+МИ). Подписи на каждой странице документа на русском языке.
Милостью воскресшего Спасителя Иисуса Христа, и молитвами Свв. Константина и Елены и всех православных святых Скандинавии, Митрополит Оропосский и Филийский (ИПЦ Греции) сподобился посетить, в качестве Местоблюстителя шведской епархии, прекрасную северную землю Швеции, зеленую и освежающую, с ее озерами и реками и аккуратными разноцветными сельскими домиками, которая отражает красоты рая, располагающая к молитве и прославлению Бога.
* * *
19 мая/ 1 июня 2016 г. группа из пятнадцати священнослужителей, монашествующих и мирян из Греции прибыла в Стокгольм, чтобы принять участие в Престольном празднике кафедрального собора епархии ИПЦ Греции, посвященного святым равноапостольным Константину и Елене.
После обычного церковного приема в епископской резиденции и нескольких слов приветствия, с участием священников Андерса Акерстрома, Стефаноса Йаерпенберга и Константиноса Терзакеса (последний из Греции), иеродиакона Феохареса и небольшой группы верующих, гости посетили Преосвященнейшего епископа Йоханесса из Макариуполиса, основателя греческой миссии в Швеции, у его постели, приветствуя его с чувством искренней любви и глубокого уважения, и передали ему наилучшие пожелания от архиепископа Каллиника и Св. Синода.
* * *
В течение следующих четырех дней Митрополит Киприан служил Божественную литургию и общался с духовенством и мирянами Швеции в очень теплой атмосфере братской любви и христианского гостеприимства, в простоте сердца, на фоне спокойной весенней природы.
В четверг, 20 мая (ст. ст.), в день памяти св. мученика Фалалея, Митрополит Киприан литургисал в монастыре Св. Филофеи Афинской (Villberga, Grillby), где настоятельницей является Матушка Магдалина; в пятницу (память Свв. Константина и Елены) - в церкви Святого Иосифа Обручника (Järbo), в двух часах езды к северу от Упсалы, и в субботу (память св. мученика Василиска) - в церкви Успения Пресвятой Богородицы, в Упсале.
В субботу вечером все духовенство и миряне отмечали Престольный праздник в честь свв. Константина и Елены в одноименном соборе: служилась воскресная Вечерня, затем Малое повечерие и Акафист празднуемым святым.
В Неделю о слепом в соборе было очень много верующих, большинство из которых причащались Святых и Пречистых Таин, а затем все последовали на праздничную трапезу.
В воскресенье вечером Высокопреосвященнейший Киприан возглавил приходской собор, где все читали и обсуждали православный текст, в котором рассматривались аспекты православного этноса. Это было поистине благословенное и умилительное собрание, доставившее радость каждому.
* * *
В понедельник, после благословения епископа Йоханнеса и пения "Христос Воскресе" у его постели, греки отбыли на свою родину с чувством хваления и благодарения нашего Воскресшего Господа, Который сподобил их посетить эту прекрасную северную землю.
Этот пастырский визит и паломничество в очередной раз способствовало, милостью нашего Господа, наиболее ощутить Вечную Весну будущего века, где все вещи в своем обновлении в высшей степени прославят Пресвятую Троицу.
Во второй день Святой Троицы в новопостроенном храме общины святого мученика Иоанна Воина состоялся торжественный молебен, в котором приняли участие, кроме местных членов прихода, настоятель, протоиерей Олег Николаев, и многие прихожане храма во имя свт. Иоанна Сан-Францисского. Хотя в нашем храме ведутся службы уже с Прощенного Воскресения, однако, на тот момент еще не все документы на строение были приведены в порядок, а потому, мы старались не афишировать то, что нам таки, с Божьей Помощью и при активной поддержке некоторых православных, удалось построить храм Божий, хотя еще и предстоит достаточно много наружной, да и внутренней, работы. К Пасхе Христовой, Господь устроил полностью узаконить постройку и, найдя удобное для двух приходов время, мы собрались для благодарственного молебна. Это первое наше совместное Богослужение в новом храме, а потому, все особенно были радостны.
Миссия русской эмиграции. Речь, произнесенная в Париже 16 февраля 1924 г.
И.А. Бунин
Соотечественники. Наш вечер посвящен беседе о миссии русской эмиграции.
Мы эмигранты, — слово "emigrer" к нам подходит как нельзя более. Мы в огромном большинстве своем не изгнанники, а именно эмигранты, то есть люди, добровольно покинувшие родину. Миссия же наша связана с причинами, в силу которых мы покинули ее. Эти причины на первый взгляд разнообразны, но в сущности сводятся к одному: к тому, что мы так или иначе не приняли жизни, воцарившейся с некоторых пор в России, были в том или ином несогласии, в той или иной борьбе с этой жизнью и, убедившись, что дальнейшее сопротивление наше грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину.
Миссия - это звучит возвышенно. Но мы взяли и это слово вполне сознательно, памятуя его точный смысл. Во французских толковых словарях сказано: "миссия есть власть (pouvoir), данная делегату идти делать что-нибудь". А делегат означает лицо, на котором лежит поручение действовать от чьего-нибудь имени. Можно ли употреблять такие почти торжественные слова в применении к нам? Можно ли говорить, что мы чьи-то делегаты, на которых возложено некое поручение, что мы предстательствуем за кого-то? Цель нашего вечера — напомнить, что не только можно, но и должно. Некоторые из нас глубоко устали и, быть может, готовы, под разными злостными влияниями, разочароваться в том деле, которому они так или иначе служили, готовы назвать свое пребывание на чужбине никчемным и даже зазорным. Наша цель — твердо сказать: подымите голову! Миссия, именно миссия, тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас.
Нас, рассеянных по миру, около трех миллионов. Исключите из этого громадного числа десятки и даже сотни тысяч попавших в эмигрантский поток уже совсем несознательно, совсем случайно; исключите тех, которые, будучи противниками (вернее, соперниками) нынешних владык России, суть, однако, их кровные братья; исключите их пособников, в нашей среде пребывающих лишь с целью позорить нас перед лицом чужеземцев и разлагать нас: останется все-таки нечто такое, что даже одной своей численностью говорит о страшной важности событий, русскую эмиграцию создавших, и дает полное право пользоваться высоким языком. Но численность наша еще далеко не все. Есть еще нечто, что присваивает нам некое назначение. Ибо это нечто заключается в том, что поистине, мы некий грозный знак миру и посильные борцы за вечные, божественные основы человеческого существования, ныне не только в России, но и всюду пошатнувшиеся.
Если бы даже наш исход из России был только инстинктивным протестом против душегубства и разрушительства, воцарившегося там, то и то нужно было бы сказать, что легла на нас миссия некоего указания: "Взгляни, мир, на этот великий исход и осмысли его значение. Вот перед тобой миллион из числа лучших русских душ, свидетельствующих, что далеко не вся Россия приемлет власть, низость и злодеяния ее захватчиков; перед тобой миллион душ, облеченных в глубочайший траур, душ, коим было дано видеть гибель и срам одного из самых могущественных земных царств и знать, что это царство есть плоть и кровь их, дано было оставить домы и гробы отчие, часто поруганные, оплакать горчайшими слезами тысячи и тысячи безвинно убиенных и замученных, лишиться всяческого человеческого благополучия, испытать врага столь подлого и свирепого, что нет имени его подлости и свирепству, мучиться всеми казнями египетскими в своем отступлении перед ним, воспринять все мыслимые унижения и заушения на путях чужеземного скитальчества: взгляни, мир, и знай, что пишется в твоих летописях одна из самых черных и, быть может, роковых для тебя страниц!"
Так было бы, говорю я, если бы мы были просто огромной массой беженцев, только одним своим наличием вопиющих против содеянного в России, — были, по прекрасному выражению одного русского писателя, ивиковыми журавлями (1), разлетевшимися по всему поднебесью, чтобы свидетельствовать против московских убийц. Однако это не все, русская эмиграция имеет право сказать о себе гораздо больше. Сотни тысяч из нашей среды восстали вполне сознательно и действенно против врага, ныне столицу свою имеющего в России, но притязающего на мировое владычество, сотни тысяч противоборствовали ему всячески, в полную меру своих сил, многими смертями запечатлели свое противоборство — и еще неизвестно, что было бы в Европе, если бы не было этого противоборства. В чем наша миссия, чьи мы делегаты? От чьего имени дано нам действовать и предстательствовать? Поистине действовали мы, несмотря на все наши человеческие падения и слабости, от имени нашего Божеского образа и подобия. И еще — от имени России: не той, что предала Христа за тридцать сребреников, за разрешение на грабеж и убийство и погрязла в мерзости всяческих злодеяний и всяческой нравственной проказы, а России другой, подъяремной, страждущей, но все же до конца не покоренной .Мир отвернулся от этой страждущей России, он только порою уподоблялся тому римскому солдату, который поднес к устам Распятого губку с уксусом. Европа мгновенно задавила большевизм в Венгрии (2), не пускает Габсбургов в Австрию (3), Вильгельма в Германию (4). Но когда дело идет о России, она тотчас вспоминает правило о невмешательстве во внутренние дела соседа и спокойно смотрит на русские "внутренние дела", то есть на шестилетний погром, длящийся в России, и вот дошла даже до того, что узаконяет этот погром (5). И вновь, и вновь исполнилось таким образом слово Писания: "Вот выйдут семь коров тощих (6) и пожрут семь коров тучных, сами же от того не станут тучнее. . Вот темнота покроет землю и мрак — народы .. И лицо поколения будет собачье.." Но тем важнее миссия русской эмиграции.
Что произошло? Произошло великое падение России, а вместе с тем и вообще падение человека. Падение России ничем не оправдывается. Неизбежна была русская революция или нет? Никакой неизбежности, конечно, не было, ибо, несмотря на все эти недостатки, Россия цвела, росла, со сказочной быстротой развивалась и видоизменялась во всех отношениях. Революция, говорят, была неизбежна, ибо народ жаждал земли и таил ненависть к своему бывшему господину и вообще к господам. Но почему же эта будто бы неизбежная революция не коснулась, например, Польши, Литвы? Или там не было барина, нет недостатка в земле и вообще всяческого неравенства? И по какой причине участвовала в революции и во всех ее зверствах Сибирь с ее допотопным обилием крепостных уз? Нет, неизбежности не было, а дело было все-таки сделано, и как и под каким знаменем? Сделано оно было ужасающе и знамя их было и есть интернациональное, то есть претендующее быть знаменем всех наций и дать миру, взамен синайских скрижалей и Нагорной проповеди, взамен древних божеских уставов, нечто новое и дьявольское. Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный огромным и во всех смыслах могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурою. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы и, быть может, вовеки непоправимы. И кошмар этот, повторяю, тем ужаснее, что он даже всячески прославляется, возводится в перл создания и годами длится при полном попустительстве всего мира, который уж давно должен был бы крестовым походом идти на Москву.
Что произошло? Как ни безумна была революция во время великой войны, огромное число будущих белых ратников и эмигрантов приняло ее. Новый домоправитель оказался ужасным по своей всяческой негодности, однако чуть не все мы грудью защищали его. Но Россия, поджигаемая "планетарным" злодеем, возводящим разнузданную власть черни и все самые низкие свойства ее истинно в религию, Россия уже сошла с ума, — сам министр-президент на московском совещании в августе 17 года заявил, что уже зарегистрировано, — только зарегистрировано! — десять тысяч зверских и бессмысленных народных "самосудов". А что было затем? Было величайшее в мире попрание и бесчестие всех основ человеческого существования, начавшееся с убийства Духонина (7) и "похабного мира" в Бресте и докатившееся до людоедства. Планетарный же злодей, осененный знаменем с издевательским призывом к свободе, братству и равенству, высоко сидел на шее русского дикаря и весь мир призывал в грязь топтать совесть, стыд, любовь, милосердие, в прах дробить скрижали Моисея и Христа, ставить памятники Иуде и Каину, учить "Семь заповедей Ленина". И дикарь все дробил, все топтал и даже дерзнул на то, чего ужаснулся бы сам дьявол: он вторгся в самая Святая святых своей родины (8), в место того страшного и благословенного таинства, где века почивал величайший Зиждитель и Заступник ее, коснулся раки Преподобного Сергия, гроба, перед коим веками повергались целые сонмы русских душ в самые высокие мгновения их земного существования. Боже, и это вот к этому самому дикарю должен я идти на поклон и служение? Это он будет державным хозяином всея новой Руси, осуществившим свои "заветные чаяния" за счет соседа, зарезанного им из-за полдесятины лишней "земельки"? В прошлом году, читая лекцию в Сорбонне, я приводил слова великого русского историка, Ключевского: "Конец русскому государству будет тогда, когда разрушатся наши нравственные основы, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Преподобного и закроются врата Его Лавры". Великие слова, ныне ставшие ужасными! Основы разрушены, врата закрыты и лампады погашены. Но без этих лампад не бывать русской земле — и нельзя, преступно служить ее тьме. Да, колеблются устои всего мира, и уже представляется возможным, что мир не двинулся бы с места, если бы развернулось красное знамя даже и над Иерусалимом и был бы выкинут самый Гроб Господень: ведь московский Антихрист уже мечтает о своем узаконении даже самим римским наместником Христа Мир одержим еще не бывалой жаждой корысти и равнением на толпу, снова уподобляется Тиру и Сидону, Содому и Гоморре. Тир и Сидон ради торгашества ничем не побрезгуют, Содом и Гоморра ради похоти ни в чем не постесняются. Все растущая в числе и все выше поднимающая голову толпа сгорает от страсти к наслаждению, от зависти ко всякому наслаждающемуся. И одни (жаждущие покупателя) ослепляют ее блеском мирового базара, другие (жаждущие власти) разжиганием ее зависти Как приобресть власть над толпой, как прославиться на весь Тир, на всю Гоморру, как войти в бывший царский дворец или хотя бы увенчаться венцом борца якобы за благо народа? Надо дурачить толпу, а иногда даже и самого себя, свою совесть, надо покупать расположение толпы угодничеством ей. И вот образовалось в мире уже целое полчище провозвестников "новой" жизни, взявших мировую привилегию, концессию на предмет устроения человеческого блага, будто бы всеобщего и будто бы равного. Образовалась целая армия профессионалов по этому делу — тысячи членов всяческих социальных партий, тысячи трибунов, из коих и выходят все те, что в конце концов так или иначе прославляются и возвышаются. Но, чтобы достигнуть всего этого, надобна, повторяю, великая ложь, великое угодничество, устройство волнений, революций, надо от времени до времени по колено ходить в крови. Главное же надо лишить толпу "опиума религии", дать вместо Бога идола в виде тельца, то есть, проще говоря, скота. Пугачев! Что мог сделать Пугачев? Вот "планетарный" скот — другое дело. Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек — и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своем кровавом престоле он стоял уже на четвереньках; когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык: ничего не значит, спорят! Сам Семашко (9) брякнул сдуру во всеуслышание, что в черепе этого нового Навуходоносора (10) нашли зеленую жижу вместо мозга; на смертном столе, в своем красном гробу, он лежал, как пишут в газетах, с ужаснейшей гримасой на серо-желтом лице: ничего не значит, спорят! А соратники его, так те прямо пишут: "Умер новый бог, создатель Нового Мира, Демиург!" Московские поэты, эти содержанцы московской красной блудницы, будто бы родящие новую русскую поэзию, уже давно пели:
Иисуса на крест, а Варраву (11) — Под руки и по Тверскому... Кометой по миру вытяну язык, До Египта раскорячу ноги...
- - - - - - - - - - - - - - - - - -- - -
Молюсь ему матерщиной...
И если все это соединить в одно — и эту матерщину, и шестилетнюю державу бешеного и хитрого маньяка, и его высовывающийся язык, и его красный гроб, и то, что Эйфелева башня принимает радио о похоронах уже не просто Ленина, а нового Демиурга, и о том, что Град Святого Петра переименовывается в Ленинград, то охватывает поистине библейский страх не только за Россию, но и за Европу: ведь ноги-то раскорячиваются действительно очень далеко и очень смело. В свое время непременно падет на все это Божий гнев, — так всегда бывало. "Се Аз восстану на тя, Тир и Сидон, и низведу тя в пучину моря..." (12) И на Содом и Гоморру, на все эти Ленинграды падет огнь и сера, а Сион, Селим, Божий Град Мира, пребудет вовеки. Но что же делать сейчас, что делать человеку вот этого дня и часа, русскому эмигранту?
Миссия русской эмиграции, доказавшей своим исходом из России и своей борьбой, своими ледяными походами, что она не только за страх, но и за совесть не приемлет Ленинских градов, Ленинских заповедей, миссия эта заключается ныне в продолжении этого неприятия. "Они хотят, чтобы реки текли вспять, не хотят признать совершившегося!" Нет, не так, мы хотим не обратного, а только иного течения. Мы не отрицаем факта, а расцениваем его, — это наше право и даже наш долг, — и расцениваем с точки зрения не партийной, не политической, а человеческой, религиозной. "Они не хотят ради России претерпеть большевика!" Да, не хотим — можно было претерпеть ставку Батыя, но Ленинград нельзя претерпеть. "Они не прислушиваются к голосу России!" Опять не так: мы очень прислушиваемся и — ясно слышим все еще тот же и все еще преобладающий голос хама, хищника и комсомольца да глухие вздохи. Знаю, многие уже сдались, многие пали, а сдадутся и падут еще тысячи и тысячи. Но все равно: останутся и такие, что не сдадутся никогда. И пребудут в верности заповедям Синайским и Галилейским, а не планетарной матерщине, хотя бы и одобренной самим Макдональдом (13). Пребудут в любви к России Сергия Преподобного, а не той, что распевала: "Ах, ах, тра-та-та, без креста!" (14) и будто бы мистически пылала во имя какого-то будущего, вящего воссияния. Пылала! Не пора ли оставить эту бессердечную и жульническую игру словами, эту политическую риторику, эти литературные пошлости! Невелика радость пылать в сыпном тифу или под пощечинами чекиста! Целые города рыдали и целовали землю, когда их освобождали от этого пылания. "Народ не принял белых .." Что же, если это так, то это только лишнее доказательство глубокого падения народа. Но, слава Богу, это не совсем так: не принимал хулиган, да жадная гадина, боявшаяся, что у нее отнимут назад ворованное и грабленное.
Россия! Кто смеет учить меня любви к ней? Один из недавних русских беженцев рассказывает между прочим в своих записках о тех забавах, которым предавались в одном местечке красноармейцы, как они убили однажды какого-то нищего старика (по их подозрениям, богатого), жившего в своей хибарке совсем одиноко, с одной худой собачонкой. Ах, говорится в записках, как ужасно металась и выла эта собачонка вокруг трупа и какую лютую ненависть приобрела она после этого ко всем красноармейцам: лишь только завидит вдали красноармейскую шинель, тотчас же вихрем несется, захлебываясь от яростного лая! Я прочел это с ужасом и восторгом, и вот молю Бога, чтобы Он до моего последнего издыхания продлил во мне подобную же собачью святую ненависть к русскому Каину. А моя любовь к русскому Авелю не нуждается даже в молитвах о поддержании ее. Пусть не всегда были подобны горнему снегу одежды белого ратника, — да святится вовеки его память! Под триумфальными вратами галльской доблести неугасимо пылает жаркое пламя над гробом безвестного солдата. В дикой и ныне мертвой русской степи, где почиет белый ратник, тьма и пустота. Но знает Господь, что творит. Где те врата, где то пламя, что были бы достойны этой могилы? Ибо там гроб Христовой России. И только ей одной поклонюсь я, в день, когда Ангел отвалит камень от гроба ее.
Будем же ждать этого дня. А до того да будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важно и вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России.
А кроме того есть еще нечто, что гораздо больше даже и России, и, особенно, ее материальных интересов. Это — мой Бог и моя душа. "Ради самого Иерусалима не отрекусь от Господа!" Верный еврей ни для каких благ не отступится от веры отцов. Святой Князь Михаил Черниговский шел в Орду для России (15); но и для нее не согласился он поклониться идолам в ханской ставке, а избрал мученическую смерть.
Говорили — скорбно и трогательно — говорили на древней Руси: "Подождем, православные, когда Бог переменит орду".
Давайте подождем и мы. Подождем соглашаться на новый "похабный мир" с нынешней ордой.
P.S. 16 февраля в Париже был вечер, посвященный беседе "о миссии русской эмиграции", — публично выступали с речами на эту тему Карташев, Мережковский, Шмелев, проф. Кульман, студент Савич и пишущий эти строки. "Миссия русской эмиграции" есть вступительное слово, прочитанное мною в начале беседы. Я обратился к редакции "Руля" с просьбой напечатать его с той целью, чтобы хотя несколько опровергнуть кривотолки, которым подвергся в печати, а, благодаря ей, отчасти и в обществе весь этот вечер. Теперь по крайней мере хоть некоторые будут точно знать, что именно сказал я, наметивший, по выражению органа П. Н. Милюкова (16), зачинщика этих кривотолков, "все главные мысли и страшные слова, которые повторяли потом другие ораторы". И пусть теперь всякий здравомыслящий человек с изумлением вспомнит все то, что читал он и слышал о наших "страшных словах".
Началось с передовой статьи и отчета о вечере в "Последних Новостях" от 20 февраля. Отчет (под заглавием "Вечер страшных слов") больше всего отвел места мне, вполне исказил меня, приписал мне нелепый призыв "к божественному существованию" и претензию на пророческий сан, сообщил, как мало я похож на пророка "со своим холодным блеском нападок на народ" и весьма глумился и над всеми прочими участниками вечера, тоже будто бы желавшими пророчествовать, но оказавшимися совершенно не способными "подняться на метафизические высоты". А передовая статья была еще удивительнее и походила просто на бред. Она называлась "Голоса из гроба" и говорила следующее:
"Писатели, принадлежащие к самым большим в современной литературе, те, кем Россия по справедливости гордится... выступили с проповедью почти пророческой, в роли учителей жизни, в роли, отжившей свое время...
Они самоопределились политически... соединились с Карташевым и не ему передали свою политическую невинность, а себя впервые окрасили определенным цветом... Они говорили против политики — за внутренний категорический императив и за Христа... очевидно твердо верили, что, подобно пророкам, высоко вознеслись над мелкими злобами дня, на деле же принесли с собой только лютую ненависть к своему народу, к целому народу, и даже хуже — презрение, то есть чувство аристократизма и замкнутости... Что значит их непримиримость? Непримиримость к чему? К кому?"
Мы, будто бы притязавшие быть пророками, — которым будто бы ненависть не подобает, — мы очень просто и твердо говорили, к чему именно проповедуем мы непримиримость. Но П. Н. Милюков все-таки почему-то счел нужным спрашивать — и ответил за нас сам, поставив во главу угла опять-таки меня, ни с того ни с сего смешав мою речь с моими последними стихами и рассказами. Прочтите, сказал он, стихи Бунина в "Русской Мысли" и его рассказ "Несрочная весна" в "Современных Записках": "это все непримиримость с новой жизнью, тоска о прошлом — и гордость: я, мол, генеральская дочь, а там только титулярные советники..." (Да, пусть не протирают глаза читатели "Руля": я цитирую буквально.) А затем так же смело было поступлено и со всеми прочими участниками вечера ("таков Бунин и таковы и все другие — все они дышат страхом и злобой ко всему, что продолжает жить вопреки им") — и дело было сделано: до неправдоподобности странная передовая статья положила прочное основание легенде о кровожадных и вместе с тем пророчески призывающих "к божественному существованию" мертвецах, которыми будто бы оказались мы. За ней, за этой статьей, последовало еще немалое количество подобных же строк (17) (даже статей — "Пастыри и молодежь", "Апостольство или недоразумение", "Религия и аполитизм" и т.д.), нашедших отклик в Праге и даже в Москве. И легенда все растет, и вот какой-то г. Быстров (18) доходит уже до того, что утешает "Последние Новости" насчет общественного влияния того самого вздора, который ими же самими и выдуман: не бойтесь, говорит он в номере от 25 марта, — молодежь не пойдет за этими писателями, "ставшими за границей публицистами и на сто лет от жизни отставшими!"
Думаю, что читатель "Руля" не посетует на то, что появляется наконец в печати один из подлинных документов страшной и зловредной отсталости от века, проявленной в Париже 16 февраля (а 5 апреля имеющей быть продолженной) и не сочтет за личную полемику мою приписку к этому документу: дело имеет все-таки некоторый общий интерес. И тем более имеет, что в московской "Правде" от 16 марта уже появилась статья, почти слово в слово совпадающая со всем тем, что писалось о нас в "Последних Новостях". Московская "Правда" тоже страстно жаждет нашей смерти, моей особенно, для видимости беспристрастия тоже не скупясь в некрологах на похвалы. Она сперва сообщила, что я на смертном одре в Ницце, потом похоронила меня (а вместе со мною Мережковского и Шмелева) по способу "Последних Новостей" — морально. В "Правде" статья озаглавлена "Маскарад мертвецов" и в статье этой есть такие строки:
"Просматривая печать белой эмиграции, кажется" — какой прекрасный русский язык! — "кажется, что попадаешь на маскарад мертвых..."
"Бунин, тот самый Бунин, новый рассказ которого был когда-то для читающей России подарком, позирует теперь под библейского Иоанна... выступает в черном плаще... как представитель и защитник своего разбитого революцией класса... Это особенно ярко сказывается в его последних произведениях — в рассказе "Несрочная весна" и в стихах в "Русской Мысли"... Здесь он не только помещик, но помещик-мракобес, эпигон крепостничества... Он мечтает, как и другой старый белогвардеец, Мережковский, о крестовом походе на Москву... А Шмелев, приобщившийся к белому подвижничеству только в прошлом году, идет еще дальше: один из значительных предреволюционных писателей, он не крепостник, а народник... Для него "народ" кроток и безвинен, сахарная бонбоньерка, крылатый серафим... и он во всем обвиняет интеллигенцию и московский университет, недостаточно усмиренный в свое время романовскими жандармами..."
"Вообще выступление этих трех писателей, по сравнению с которым даже вехи 1907 г. кажутся безвинной елочной хлопушкой, вызвало в эмиграции широкий отклик. Даже седенький профессор... назвал это выступление в своей парижской газете голосами из гроба..."
--------------
1. Поэма В. Жуковского "Ивиковы журавли" (1814).
2. Венгерская советская республика образовалась в марте 1919 г. К концу августа того же года советская власть в Венгрии подавлена с помощью войск Антанты.
3. Монархическая династия Габсбургов правила в Австрии с 1282 г. В конце 1918 г., после поражения в первой мировой войне, Австро-Венгерская монархия распалась, при этом образовались отдельные государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия. 12 ноября 1918 г. Австрия провозглашена республикой.
4. В результате ноябрьской революции 1918 г. в Германии была свергнута монархиями установлена буржуазно-парламентская республика.
5. Речь идет о дипломатическом признании СССР европейскими правительствами (в 1922 г. — Германия, в 1924-м — Великобритания, Италия, Австрия, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Франция, Мексика, Китай).
29 (16) октября 1924 г. В. Н. Муромцева-Бунина записала в дневнике: "Признание Советов. <...> Без содрогания не могу подумать, что красный флаг взовьется над посольством <...> а по саду весной будут гулять комсомолки и другая шваль. И это представители России. Боже, какой позор!" ("Устами Буниных...", т. 2, с. 131).
6. Первый сон Фараона. Бытие 41; 1— 4.
7. Генерал Духонин Николай Николаевич (1876-1917), исполнявший обязанности Верховного Главнокомандующего русской армии с ноября 1917 г., был убит революционными солдатами 20 ноября, после занятия ими Ставки в Могилеве.
8. Речь идет о вскрытии гроба с мощами преподобного Сергия Радонежского 11 апреля 1919 г., проводившееся в рамках атеистической программы, утвержденной постановлением от 16 февраля 1919 г. об организованном вскрытии мощей почитаемых русских святых.
9. Семашко Николай Александрович (1874 — 1949) — первый нарком здравоохранения РСФСР (1918 — 1930), государственный и партийный деятель.
10. Навуходоносор II — вавилонский царь (604 — 562 до Р.Х.), при котором вавилонское царство достигло наивысшего могущества.
11. Строки из поэмы С. Есенина "Инония" (1918).
12. Книга Иезекииля 26; 2. 28; 22.
13. Дипломатическое соглашение между СССР и Великобританией было заключено, когда главой правительства был Д.-Р. Макдональд.
14. Строка из поэмы А. Блока "Двенадцать" (1918).
15. Князь Черниговский, великий князь Киевский Михаил Всеволодович (1179 — 1246), приехав в Орду к Батыю, отказался пройти через разложенный "священный огонь" татар и поклониться их "идолам", за что был зверски убит вместе с сопровождавшим его боярином Федором. Михаил Черниговский и его боярин Федор причислены Русской Православной церковью к лику святых.
16. Газета "Последние Новости" выходила в Париже с 1920 г. под редакцией М. Л. Гольдштейна. С 1 марта 1921 г. редактором газеты стал П. Н Милюков, и вскоре "Последние Новости" фактически сделались печатным органом созданной им "демократической группы партии народной свободы" Газета просуществовала до оккупации Парижа немцами в 1940 г.
17. Познер С. Пастыри и молодежь. — Париж, "Последние Новости", № 1194, 14 марта; Гиппиус 3. Религия и аполитизм. — "Последние Новости", 1924, № 1198, 19 марта. 3. Н. Гиппиус возражала как участникам вечера (главным образом А. В. Карташеву, смешивающему, по ее мнению, религию с политикой), так и его огульной критике: "... такие собрания, при известных условиях, могут стать вредными, но по существу они — дело важное и нужное".
18. Статья Н. В. Быстрова ("Последние Новости", 1924, № 1203, 25 марта) была откликом на доклад М. А. Осор-гина о "Трагедии молодежи", прочтенный им на заседании рес-публиканско-демократического клуба 1 марта. Осоргин также не разделял бунинских взглядов (см. его статью "Миссия Ив. Бунина" в "Последних Новостях", 1924, № 1217, 10 апреля). В докладе 1 марта он говорил об опасности "потери России в душе" и советовал эмигрантской молодежи незамедлительно ехать в Россию, "не дожидаясь политических перемен в ней и пренебрегая опасностями".
Н. В. Быстров расценивал такой совет как преждевременный (его статья называлась "Большое легкомыслие") и говорил, что сначала молодежь должна получить образование, т. к. когда в России произойдут перемены, она будет нуждаться в специалистах. Быстров считал, что старшее поколение эмиграции не имеет влияния на молодежь, и, возражая Ойэргину, писал: "Подавляющее большинство русской эмигрантской молодежи в день читает максимум одну эмигрантскую газету, к тому же относясь к ней весьма скептически. Поэтому не приходится бояться влияния старых писателей, ставших за границей публицистами. При этом публицистами, на сто лет от жизни отставшими. В библиотеках и читальных залах, посещаемых молодежью, почти везде, классики пользуются большим спросом, чем эмигрантские писания — это знаменательно и отрадно".
Париж, 29 марта 1924 г.
Впервые опубликовано в Берлине, в журнале "Руль", 1924, № 1013, 3 апреля. Позднее речь была с сокращениями опубликована в сборнике "День Русской Культуры" (Париж, 1934). Публикуется по изданию: Иван Бунин "Великий дурман. Неизвестные страницы", Москва, "Совершенно секретно", 1997. Источник
Фоторепортаж Праздника Пятидесятницы в Софийском Свято-Успенском соборе (Болгарская Православная Старостильная Церковь). Божественную литургию возглавил Митрополит Фотий Триадицкий.
24 июня 1950 года скончался русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. Писатель он был добрый и светлый, хотя жизнь прожил трудную, полную лишений и невзгод. Он умер в трапезной монастыря - присел за стол, задремал... так во сне и умер. Господь смилостивился, послав легкую смерть...
Перейдя от светлых, напоенных радостью страниц "Лета Господня" к реальной жизни Ивана Шмелёва и узнав, в каких условиях создавались главы "Праздников" или "Богомолья", мы поразимся исключительному обилию испытаний и страданий, перенесенных Шмелёвым. Он сам осознавал эту парадоксальность собственного творчества:
"Оглядываюсь: как я мог написать ее /книгу/?! Если бы Вы знали, как я страдал, как был близок к утрате себя, были дни, когда я чувствовал, что пропадаю, идет на меня тьма, ужас... потеря рассудка./.../И вот, Господь сохранил. Я нашел себя. О, сколько усилий! Меня, может быть, "Богомолье" спасало, "Лето Господне""
Иван Сергеевич Шмелёв родился в Кадашёвской слободе Замоскворечья 21 сентября 1873 года (по старому стилю). Дед Ивана Сергеевича — государственный крестьянин из Гуслицкого края (Богородского уезда Московской губернии) — поселился в Москве после пожара 1812 г. Отец писателя принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, а также держал банные заведения.
Окончив гимназию, в 1894 г. Шмелёв поступил на юридический факультет Московского университета. Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в журнале «Русское обозрение» в 1895 г. Осенью 1895 г. совершил поездку в Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия явилась его книга — очерки «На скалах Валаама», опубликованная в Москве в 1897 г. После окончания университета в 1898 г. в течение года проходил военную службу, затем восемь лет служил чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерний.
Шмелёв писал произведения, пользовавшиеся успехом, в том числе известное в России «Человек из ресторана», имевшее оглушительный успех (оно было экранизировано в СССР в 1927 году (реж. — Я.Протазанов, в ролях: М.Чехов, В.Малиновская, И.Коваль-Самборский)).
Февральскую революцию Шмелёв встретил с восторгом, к Октябрьской проявил полную непримиримость. Практически сразу после революции Шмелевы переезжают в Крым, в Алушту - место, с которым оказались связаны самые трагические события в жизни писателя.
Сын, вернувшийся из Добровольческой армии Деникина больным и лечившийся от туберкулеза в госпитале в Феодосии, в ноябре 1920 года был арестован чекистами распоряжавшегося тогда в Крыму Бела Куна. Почти три месяца больной юноша провел в перенаселенных и смрадных арестантских подвалах, а в январе 1921 его, как и сорок тысяч других участников "Белого движения", расстреляли без суда и следствия - при том что официально им была объявлена амнистия! Подробностей этого расстрела граждане "страны Советов" так и не узнали.
Долгое время Шмелев имел самые противоречивые сведения о судьбе сына, и, когда в конце 1922 года, приехал в Берлин (как полагал, на время) он писал И.А. Бунину: "1/4 % остается надежды, что наш мальчик каким-нибудь чудом спасся". Но в Париже его нашел человек, сидевший с Сергеем в Виленских казармах в Феодосии и засвидетельствовавший его смерть. Сил возвращаться на родину у Шмелева не было, он остался за границей, переехав из Берлина в Париж.
В конце 1922 г., после недолгого пребывания в Москве, Шмелёв вместе с супругой Ольгой Александровной уехал в Берлин, затем в Париж, где жил в эмиграции. Создавал произведения, в которых глазами очевидца описал нравы новой власти — «Солнце мёртвых» (1923), «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925). С годами в творчестве Шмелёва центральное место заняли воспоминания о прошлом («Богомолье» (1931), «Лето Господне» (1927-48)). За рубежом И. С. Шмелёв выпустил более двадцати книг.
Венцом его православного миросозерцания стали два больших сочинения: «Лето Господне», где он с необыкновенной любовью и удивительным языком описал все главные православные праздники, а также «Богомолье», в котором он внимательно и тонко описывает старинную русскую традицию паломничества в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь он достиг совершенства и неповторимости в передаче живого русского языка. Таких высот уже, наверное, не достичь литераторам будущего, хотя бы потому, что времена те, да и язык тот - невозвратимы…
"Лето Господне" по сути является энциклопедией жизни православного человека - не только и не столько обрядов или быта, сколько веры и чувств. Русский философ И. Ильин недаром писал: " "Лето Господне" - благоухает навек. Не забудется, пока Россия будет".
В эмиграции Шмелёва связывала глубокая дружба с Иваном Александровичем Ильиным; их переписка, продолжалась почти четверть века, до самой смерти Шмелёва, и насчитывает 233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва.
Шмелев активно сотрудничал в журнале "Русский колокол", издаваемом Иваном Ильиным. Это был один из немногих журналов в русской эмиграции с патриотическим и православным уклоном.
Поддержка и помощь Ильина действительно были очень значительны для Шмелева. Он не просто писал ему ободряющие письма и пропагандировал в своих статьях и выступлениях произведения Шмелева. Ильин взял на себя самый тяжелый труд - поиск издателей, переписку с ними, обсуждение возможных условий. Когда в 1936 году Шмелевы собирались на отдых в Латвию (поездка не состоялась из-за внезапной болезни и смерти Ольги Александровны), Ильин занимался практически всеми организационными вопросами, договаривался о серии вечеров, которые Шмелев должен был дать проездом в Берлине. Забота его простиралась до того, что он оговаривал диетическое меню для Шмелева в том пансионате, где писатель собирался остановиться! Поэтому недаром Ильин шуточно переделал известные пушкинские строки:
Слушай, брат Шмелини, Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти - ильинские статейки о тебе...
Однако тяжесть эмигрантской жизни для семьи Шмелевых усиливалась постоянной скорбью: "Нашу боль ничто не может унять, мы вне жизни, потеряв самое близкое, единственное, нашего сына".
При этом огромную массу сил и времени у Шмелева отнимали заботы о самых насущных нуждах: что есть, где жить! Из всех писателей-эмигрантов Шмелев жил беднее всех, в первую очередь, потому, что менее других умел (и хотел) заискивать перед богатыми издателями, искать себе покровителей, проповедовать чуждые ему идеи ради куска хлеба. Существование его в Париже без преувеличения можно назвать близким к нищете - не хватало денег на отопление, на новую одежду, отдых летом.
Следующая колоссальная утрата произошла в жизни Шмелева в 1936 году, когда от сердечного приступа умерла Ольга Александровна... В вере находил он свое утешение на склоне дней.
Поистине чудесным считал Шмелев свое выздоровление в 1934 году. У него была тяжелая форма желудочного заболевания, писателю грозила операция, и он и врачи опасались самого трагического исхода. Шмелев долго не мог решиться на операцию. В тот день, когда его доктор пришел к окончательному выводу о том, что без операционного вмешательства можно обойтись, писатель видел во сне свои рентгеновские снимки с надписью "Св. Серафим". Шмелев считал, что именно заступничество преп. Серафима Саровского спасло его от операции и помогло ему выздороветь.
Переживание чуда отразилось на многих произведениях Шмелева, в том числе и на последнем романе "Пути Небесные", в художественной форме излагающем святоотеческое учение и описывающем практику повседневной борьбы с искушением, молитвы и покаяния. Шмелев сам называл этот роман историей, в которой "земное сливается с небесным". Роман не был окончен. В планах Шмелева было создать еще несколько книг "Путей Небесных", в которых описывалась бы история и жизнь Оптиной пустыни (так как один из героев, по замыслу автора, должен был стать насельником этой обители).
Чтобы полнее проникнуться атмосферой монастырской жизни, 24 июня 1950 г. Шмелев переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт, в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь. Монахиня матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, писала: "Мистика этой смерти поразила меня - человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под ее покровом".
Уверенность, что он вернется на Родину, не покидала его все долгие годы – прочти 30 лет – изгнания, и даже, когда многие эмигранты смирились с тем, что им придется умереть на чужбине, эта уверенность не оставила Шмелева. «…Я знаю: придет срок – Россия меня примет!» - писал Шмелев в то время, когда даже имя России было стерто с карты земли. За несколько лет до кончины он составил духовное завещание, в котором отдельным пунктом выразил свою последнюю волю: «Прошу, когда это станет возможным, перевезти мой прах и прах моей жены в Москву». Писатель просил, чтобы его похоронили рядом с отцом в Донском монастыре. Господь по вере его исполнил его заветное желание.
В апреле 2000 года племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Шмелева; таким образом, на родине оказались рукописи, письма и библиотека писателя, а в мае 2001 года прах Шмелева и его жены был перенесен в Россию, в некрополь Донского монастыря в Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелевых. Так, спустя более полвека со дня своей смерти Шмелев вернулся из эмиграции.
30 мая 2000 года останки Шмелёв упокоились, как и его предки, в родной Московской земле. Иван Шмелёв обрел свое последнее пристанище в одной земле со своим другом Иваном Ильиным и с генералом Деникиным.
Гроб Шмелева из храма несли к могиле на плечах своих священники. Один из них был отец Александр Шмелев, внучатый племянник писателя. Кто-то из батюшек сказал: "Так только архиереев хоронят". Потом у могилы кто-то добавил: "Не по чину даже". Ведь гроб на руках священники несут, если погребают своего собрата и сослужителя у алтаря Божия. Господь сподобил Шмелева особой чести. Наверное, за его великую любовь к Святой Руси, к Святому Православию. Так не хоронили ни одного русского писателя!
Удивительно, но Шмелёву удалось предвидеть то ощущение, которое возникало, когда предавали русской земле его останки на кладбище Донского монастыря, неподалеку от подлинных барельефов Храма Христа Спасителя. Ведь Шмелёв проникновенно написал в самых последних строках своего «Лета Господня»:
«Я смотрю, крещусь. Улица черна народом… Я знаю: это последнее прощанье, прощанье со всем, что б ы л о… Гроб держат на холстинных полотенцах. Много серебреных священников. Поют невидимые певчие…
21 июня Митрополит Агафангел и матушка Рафаила участвовали в прямой трансляции Одесского отделения Национальной Телерадиокомпании Украины в передаче, посвященной волонтерскому движению.
Архиерейский Собор РПЦЗ 1953 г. На фото с митрополитом Анастасием архиереи, принимавшие участие в Соборе 1941 г.: архиепископ Иоасаф (Скородумов), архиепископ Виталий (Максименко), Архиепископ Тихон (Троицкий), за кадром: архиепископ Иероним (Чернов).
Начавшаяся летом 1941 г. война Германии с СССР нашла, естественно, свое отражение у русских, проживавших в Соед. Штатах и частично ставших уже американскими подданными. 9 октября 1941 г. Архиерейский Собор, заседавший в Св. Тихоновском монастыре, за подписью всех девяти участников его, выпустил пространное послание, выдержка из коего гласит:
Великая скорбь и тяжкая мука объемлют сердца наши в виду великих потрясений, бед и страданий, в бездну которых повержена сейчас наша дорогая Отчизна и возлюбленный наш Русский народ.
Нет слов, чтобы в достаточной степени выразить всю силу и глубину тех неизмеримых бедствий, которые Промыслу Божию угодно было возложить на рамена нашего народа.
Беды отовсюду: и изнутри - от наших внутренних врагов, которые держат нашу Отчизну в узах великих религиозных гонений и полного политического закрепощения; беды и от внешних врагов, напавших на нашу Отчизну и занявших уже значительную часть русской территории, с такими великими святынями, как Почаевская Лавра и град Киев с Печерской Лаврой - Матерь Российских городов и удел Св. Князя Владимира, и стремящихся пленить всю нашу Родину.
... Пространственно далекие от нашей Отчизны, но духовно, будучи всегда близки к ней, мы не можем быть безмолвными свидетелями и пассивными зрителями той кровавой Голгофы, которую сейчас переживает наш многострадальный народ. Как плоть от плоти и кость от костей его, мы должны носить его в своем сердце, скорбеть его муками, плакать его кровавыми слезами, употребить все свои способы и средства к спасению его.
Первое и главное из них — это наше всенародное покаяние, молитва, пост, наше доброе истинно-христианское житие, воздержание себя, удаление от излишних житейских утех и удовольствий, несовместимых с днями скорби и великого страдания нашего народа, дела щедрой христианской любви и благотворительности в пользу наших страждущих братий.
... Днем нашей церковной молитвы, поста и покаяния Собор определяет 28, 29 и 30 числа месяца ноября — начальные дни Рождественского Поста.
За подписями тех же архипастырей отправлена была следующая телеграмма:
Господину Президенту. Белый Дом, Вашингтон, Д. С.
Мы, Архиереи Русской Православной Церкви в Америке, собравшись на совещании в Саут-Канаан, Пенсильвания, считаем своим долгом выразить лояльность Правительству Соединенных Штатов и, зная, что в России гонения на Церковь продолжаются, очень просим Вас, Ваше Высокопревосходительство, приложить Ваши усилия обеспечить свободу религиозной совести на нашей Родине в той мере, в какой мы пользуемся в настоящее время в пределах Америки и Канады. Наши молитвы о достижении полного успеха Вами в этом трудном, но святом деле.
(«Р. А. П. В.» № 10 октябрь 1941)
На этом же Архиерейском Соборе, на 4-м заседании 9 октября заслушано и принято было предложение Архиепископа Виталия [Максименко] внести в ектениях, при богослужении, следующие два прошения: 1) о многострадальном Русском народе, в тяжких обстояниях сущем и о спасении его, Господу помолимся, 2) О еже избавити люди Своя от горькаго мучительства безбожныя власти, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, нам же даровати единомыслие, братолюбие и благочестие, Господу помолимся» («Р. А. П. В.» № 11 ноябрь 1941).
Источник: Православная Русь. № 16, 1954 г. Стр. 10.; Архиепископ Виталий (Максименко). Мотивы моей жизни.
21 июня 2016 года Преосвященный архиеп. Георгий и Преосвященный епископ Анфим посетили новый приход Кишиневской епархии, в честь муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в с. Волентирь, Стефан-Водского района, который недавно начал свою духовную жизнь. Богослужение пока проводится в особо оборудованной палатке. Трудами иерея Романа и его прихожан, по благословению правящего архиерея Кишиневской епархии, начато строительство Храма в честь мучениц. По этому случаю Преосвященный архиеп. Георгий совершил чин основания Храма. Владыки Георгий и Анфим тепло пообщались с прихожанами. Стараниями Вл. Анфима приход нашей Церкви, недавно был зарегистрирован министерством юстиции Молдовы.
Дорогие о Господе прихожане Свято-Троицкого прихода! Вы, наверное, знаете, что в приходе после смерти его настоятеля, протоиерея Всеволода Дутикова, к сожалению, начались нестроения. Проблемы эти, как обычно случается, связаны с переменой власти в приходе. Ваш приходской Устав составлен так, что административная власть принадлежит приходскому совету, притом, что собственниками приходского имущества (храма, приходского дома и прочего), являетесь все вы, члены прихода. Я никак против этого не возражаю и не могу возражать, не делал, и не намерен делать в приходе административных распоряжений. Но, кроме административной, есть и духовная власть, которая заключается в том, что Священноначалие должно наблюдать за православностью вероучения и соблюдением канонов и правил, принятых Священным Преданием Церкви. Единственным административным полномочием, которым в наше время обладает Правящий архиерей, является назначение в приход настоятеля, а также право отлучать от Св. Причастия тех прихожан, которые нарушают церковные установления.
Праздничные службы, посвященные Празднику Святой Троицы, состоялись в Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре (РПЦЗ). Всенощное бдение и Божественную литургию отслужил игумен Алексий (Калоев).
Проповедь архиепископа Иоанна (Максимовича) в Духов День
Ветхозаветное Священное Писание, подчеркивая единство Божьего существа, лишь неясно и в прикровенной форме раскрывает Троичность Лиц в Нем. Так, книга Бытия, повествуя о сотворении человека, пишет: " И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию," давая понять, что Бог - не одно Лицо, хотя и не уточняет, Кто эти Собеседники и сколько их. Такая же форма множественного числа употреблена и в повествовании о смешении языков при построении вавилонской башни, когда Господь сказал: "Сойдем, и смешаем языки их." Несколько далее в книге Бытия мы находим более определенное указание на Троичность в Боге, когда Господь явился праведному Аврааму в образе трех Странников. Авраам обращается к Богу в единственном числе, хотя видит перед собою Трех.
Зато в Новом Завете тайна Святой Троицы раскрывается со всей очевидностью - как в наставлениях Спасителя и Его апостолов, так и в Божественных явлениях, которых было три: при крещении и преображении Господа Иисуса Христа и во время сошествии Святого Духа на апостолов в виде огненных языков.
Во время крещения Господа на реке Иордан с неба раздался Божественный голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение." Здесь Бог-Отец свидетельствует о Своем Сыне; воплотившийся Бог-Сын стоит в струях Иордана, смиренно склоняя Свою голову под руку Иоанна Крестителя, а Бог-Дух Святой в виде голубя спускается на Сына и подтверждает сказанное Отцом.
Во время преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор с неба раздались те же слова Бога-Отца, что и при Крещении, но с добавлением - "Того слушайте." Опять здесь явление Троицы: Бог-Отец говорит, воплотившийся Сын Божий являет Свое преображенное человеческое естество, а Дух Святой сияет светом Божественной славы.
И, наконец, в третий раз, уже после Воскресения и Вознесения Господа, Бог являет себя в сошествии Святого Духа на апостолов . Здесь Бог-Дух Святой, от Отца исходящий, являет Себя в виде огненных языков, и этим исполняет обещанное Сыном. В этом чудесном событии Дух Святой обнаруживает Свою всемогущую и возрождающую силу, преображающую человека на его пути ко спасению. С этого времени Дух Святой в каждом христианине завершает дело спасения, начатое воплотившимся Сыном Божиим.
Так в новозаветное время троекратно совершилось откровение Отца, Сына и Духа Святого -Троицы единосущной, единомощной, единомысленной и единославной. Открыл Себя людям Тот, Кто еще в самом начале сказал: "сотворим по образу Нашему." Таким образом, тайна творения мира связана с тайной Святой Троицы.
Бог создал мир Своим Словом: "Сказал и стало." Замечательно, что святая Библия "Словом" называет Бога-Сына. Слово Божие - это не только нечто похожее на наше слово-звук, а есть творческая Божественная Сила, личное проявление Премудрости Божией: "В начале было Слово" и "Слово было Бог," - мы читаем в Евангелии от Иоанна. Бог-Отец творит мир Своим Словом, т.е. через Сына. Бог-Сын, Слово Божие, творит мир с участием Духа Животворящего. Действительно, святая Библия говорит, что, когда Бог создавал наш вещественный мир, Дух Божий " носился над бездной" - еще не образовавшимся естеством.
Русское слово "носился" не передает полностью значение оригинального библейского выражения. По еврейскому подлиннику надо разуметь не только то, что Дух Святой парил над новосозданным миром, но и то, что Он оживотворял его, согревал его, как наседка, высиживающая цыпленка. Это обстоятельство внушает нам мысль, что Бог любит мир, который Он создал и который, через человека, Он призвал к участию в Своей божественной жизни и славе.
С грехопадением первозданного человека вещественный мир тоже потерпел повреждение и с тех пор разделяет с человеком его осуждение. Поэтому спасение человека будет одновременно и начало обновления мировых стихий.
Спасения человека начинается на Иордане - через покаяние и погружение в воду. " Днесь вод освящается естество," - поет Церковь на праздник Крещения. Здесь весь вещественный мир, в лице водной стихии, призывается послужить обновлению человека. Освящается сначала вода, а не что-либо другое, так как, по объяснению апостола Петра, "небеса и земля составлены из воды и водою" (2 Петр. 3:5).
Во время Преображения прославляется Богочеловек. Его слава - не просто изменение внешнего образа, но подлинное прославление и преображение человеческого естества и откровение новой жизни. Преобразившись, Господь показал славу Своего Небесного Царства и славу Своего обожествленного человеческого естества, чтобы апостолы поняли, что им открыт путь к Царству Христову, где они будут сиять тем же светом божественной славы.
В сошествии Святого Духа на апостолов человек, а через него и весь мир, призывается приобщиться той божественной жизни и славы. Здесь преображается не только тело, но и дух человека, принимающего Духа Святого и желающего той новой жизни. Сойдя на апостолов, Дух Святой через них сошел на всех христиан, идущих путем спасения. Он сошел в образе огненных языков потому, что возрождающая и преображающая сила Святого Духа попаляет все греховное. Предсказано в Писании, что при Втором пришествии Спасителя наш вещественный мир сгорит и станет "новым небом и новой землей," после того, как будет очищен огнем.
При сотворении первого мира сначала было образовано тело человека, а потом ему был дан богоподобный дух - " вдунул Бог дыхание жизни." Так и в создании обновленного мира: прежде в Крещении освящается вода - вещественный мир; затем освящается человеческое естество - в Преображении; и наконец, совершается возрождение и преображение человеческого духа - в сошествии Святого Духа.
"Христианин" очень тепло отнесся к памяти усопшего своего сотрудника, кандидата богословия Полиевкта Александровича Назаркевича, которому 30 июля исполнилась первая заупокойная годовщина. Сегодня, разбирая свои бумаги, случайно я нашел два его письма: одно написано за 8 месяцев до его кончины, а другое за день. Из первого письма читатели увидят, что покойный сперва решался посвятить себя Богу в чине иноческом, а затем усомнился в своем решении и, начав искать других путей жизни, хотя тоже путей Божиих, спрашивал моего совета. Я отвечал ему пред святками, последними в его жизни, что принимать монашества не следует, пока всякие иные пути жизни не опостыли в сердце человека, но что избравшие однажды путь монашеский, знаемые мне, студенты, а потом уклонившиеся от него, почти все - либо поумирали в молодости, либо похоронили своих жен на первом году после женитьбы. Эти же наблюдения я излагал ему, сидя на его смертном одре в Киевской больнице за 7-10 дней до его смерти, и он отвечал: "да, я теперь вижу, что Вы правы, и если поправлюсь, то подумаю о том серьёзно". Но поправиться ему Господь не судил.
Приводим текст его писем; второе написано карандашом, слабеющей рукою.
"Ваше Высокопреосвященство, Благостнейший Владыко! Простите, Владыко, если я осмеливаюсь беспокоить Вас по своему личному делу, о котором я до сих пор еще не говорил Вам вслух. Вижу я, что время мечтаний приходит к концу. Для меня ясно стала необходимость в этот короткий срок пребывания в академии решиться на что-нибудь определенное в выборе путей служения Церкви. Три года я мечтал о монашестве. Но когда дело подошло к развязке, я заколебался и стал пятиться назад. Вижу не готовым себя к восприятию столь великих подвигов. И хотя я прекрасно знаю, что вместе с академией я лишусь самых благоприятных для моего монашества, т.е. приятия сего чина, условий, тем не менее я не нахожу сейчас возможным воспользоваться ими. Причины тому следующие. Первая и самая главная заключается в том, что я еще не приобрел аскетического настроения. Мало того, что я еще не испытал себя надлежащим образом и не уверился в том, могу ли я понести аскетические подвиги, но я даже не позаботился до сих пор хоть сколько-нибудь ознакомиться с аскетической литературой. Приблизительно требования монашеского аскетизма мне известны, но все то, что выработано до сих пор аскетической практикой, мне не знакомо. Не знаю, правильно ли и точно ли я выражаюсь, но, кажется, мысли свои я выражаю довольно ясно. Владыко, поверите ли, я даже не могу поручиться в будущем за свое воздержание! Что же говорить об остальном: унынии, малодушии, лености и проч.! Могу ли я все это преодолеть? Страшно!.. Ко всему сказанному присоединяются еще второстепенные, практические затруднения. Я считаю своим долгом не только освободить своего отца от дальнейшего бремени воспитания брата и сестры, находящейся теперь на фельдшерских курсах в Житомире, где ей понадобится помощь материальная в течение трех лет, взяв материальную поддержку того и другой всецело на себя, но имею тщательное намерение употребить все усилия к тому, чтобы своим старикам на старости лет устроить тихое и мирное, безмятежное житие, свободное от треволнений житейской борьбы. Полагаю, что стремления последнего рода плохо вяжутся с аскетическими задачами, и весьма сомнительно, чтобы их можно было примирить. Ведь для сих последних целей придется заниматься чисто мирскими делами - хлопотать о приличном месте, ходить по всем учреждениям, где такое место могут мне предоставить и проч. Поразмыслив обо всем этом, я прихожу к выводу, что мои мечты о монашестве снова должны отойти в даль. Если по окончании академии мне не суждено будет жениться, чтобы сейчас же облечься в рясу, тогда по достижении тридцатилетнего возраста я не буду, думается мне, иметь причин упираться, стараясь побороть свое внутреннее влечение. Отдавая все изложенное на Ваш Владычный суд, я не без некоторого душевного волнения жду от Вас, Владыко, благословения моему новому решению и одобрения плану, который я себе начертал для будущего. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник Полиевкт Назаркевич.
Ваше Высокопреосвященство, Благостнейший Архипастырь! Болезнь моя затягивается. Открылся кровавый понос. Доктор говорит очень неопределенно о болезни и выздоровлении. Еще с неделю пролежать. Деньги стали выходить быстро. Много плачу служителям. Простите, Владыко. Ваш смиренный послушник Полиевкт Назаркевич.
Владыко святый! Не откажите предоставить за мной хоть какое-нибудь место, напр. в Мациове. яз. греч. Для Арк. Шушковского это место, как для чахоточного, крайне неблагоприятно".
Итак, Бог взял к Себе уклонившегося от всецелого посвящения себя Богу. Бог есть Бог Ревнитель, говорит о Нем пророк Наум; говорит так и Сам Господь чрез Моисея, воспрещая кланяться иными богам. Однако не должно думать, что эти ранние смерти суть казни Божии, или знаки Божественного осуждения их душ. Нет, Господь влечет их на Свой путь, как Иону, бежавшего в Фарсис. Он преставляет их к вечной жизни, "да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его". И если смертью мужей, принесших Богу самовольное курение в пустыне, освятились их кадильницы, как сказал Господь (Числ.16:37), то и раннею смертью юношей, не решившихся исполнить святого намерения своей жизни, но все-таки желавших иным путем служить Тому же Богу, наверно освятились их души. Кроме того, таким Своим ревнованием их к миру Господь устрашает живущих, им подобных, которые помышляют оставить свое святое намерение. Тяжкие грехи, не омытые слезами покаяния, Господь наказывает муками жизни загробной, а, отнимая жизнь земную у боязливых, Он как бы против их воли отнимает их от мира, лежащего во зле.
Какими же воспоминаниями я делился с почившим нашим другом? И их много, очень много. Две тысячи студентов и семинаристов прошли чрез мои руки; я не все мог и могу припомнить, но и то, что еще помню, весьма знаменательно. Вот умершие в молодости кандидаты академий, собиравшиеся, но не решившиеся принять монашества: Петербургской - Соколов Василий 1885 года, Никифоровский и Судницын 1888 года, Боголюбов Димитрий и Успенский Степан 1891 г., Московской - Счастнев и Кедров Александр 1894 года, Казанской - Шульгин и Шайтанов - Кремлевский 1896 г., свящ. Знаменский 1897 г., Иван Головин 1899 г., Иванов Андрей 1899 г., и Александр Остроумов 1900 года. Эти сейчас у меня в памяти, а если взять списки и припоминать, то еще столько же найдется. А вот П. С. Г., овдовевший на первом году, вот К. А. К., у которого жена травилась в первый год брачной жизни, Н. Н. Ч., которому пришлось разводиться против желания, П. П. М., доведенный душевным расстройством до сумасшедшего дома, а вот бедный М. В. В., неожиданно для себя оказавшийся агитатором, с разбитой душой и жизнью.
Мой товарищ, Василий Николаевич Соколов, умирая, просил все ножниц для пострижения; священник Николай Знаменский успел заставить меня постричь себя накануне смерти своей при окончании курса; Костя Счастнев, которому запретили принять монашество родители, был здоровый мякиш, из лучших кандидатов 1894 года; 9-го августа, чрез два месяца по окончании курса, стал он жаловаться на головную боль, а 14-го Богу душу отдал. Приехал его папаша, Московский дьякон, ко мне в Лавру и метался в бессильных слезах: "если бы я знал! если бы я знал!" восклицал он; также тщетно оплакивали своего сына-студента родители Остроумовы; Андрюша Иванов, первый студент своего курса, которого способности стали особенно быстро и блестяще развиваться на третьем году академической жизни, пожалел улыбавшегося ему мира и перестал было думать о монашестве, а 14 ноября по окончании курсов лежал бездыханным в доме своего отца - крестьянина Тверской губернии; это был юноша с широкою грудью, мощными руками и ногами, никогда не злоупотреблявший здоровьем, а чахотка сумела и его найти.
Если желаете оценить его прекрасные таланты, то найдите в первом или втором выпуске "Трудов студентов Казанской Д. Академии" отрывки из его диссертации: "Православное учение о Царствии Божием против Толстого и Соловьева". Да, молодые друзья! вам много говорят об осторожности при решении посвятить себя Богу в чине иноческом; о том, как трудно в нем устоять, - и хорошо делают.
Но подумайте еще крепче об осторожности в том, чтобы оставлять принятое однажды святое намерение. Страшно прогневить Бога слабою жизнью в монашестве, но не менее страшно уйти от Его призвания, как Иона. "Скучные песни земли" никогда не заменяли "звуков небес" для души возвышенной и боголюбивой. Душа грешная и чувственная может постепенно одухотвориться, проходя подвиги благочестия; может и оземлениться душа, приносившая в жертву Богу чистые порывы юности: но первое положение легче переносится, чем второе. Только ничего не знающие, или совершенно изолгавшиеся люди могут обвинять студента, желающего быть монахом, в честолюбии: обвинение это - клевета. Такая решимость у молодого и здорового юноши бывает всегда плодом самоотверженной Божественной ревности, а если некоторые из таких и делаются честолюбцами, то впоследствии, под влиянием плохих примеров.. Лучшие Святители наши пострижены в юности, начиная от Димитрия Ростовского, бывшего иноком в 17 лет, продолжая семью последними Киевскими Митрополитами и кончая теми иноками, которым суждено будет воскликнуть в день он: "благословен грядый во имя Господне" Мф.23.
В среду, 26.5 / 08.06.2016, в праздник Отдания Пасхи состоялось освящение новой церкви Благовещения в Ларисе (ИПЦ Греции), которое совершили священники Георгий Кепапоглу и Георгий Контофанасис вместе с Митрополитом Афанасием Ларисским и Платамоносским.
В церкви Св. Архангела Михаила в Аспропиргу (Аттика, ИПЦ Греции), в Неделю Святых Отцов Первого Вселенского Собора, Божественную литургию возглавил Митрополит Хризостом Аттикийский и Беотикийский.
В своем слове Его Высокопреосвященство отметил решающий вклад 318 святых отцов, которые составили Символ нашей Веры (за исключением окончания, составленного и прибавленного к Символу Веры на Втором Вселенском Соборе). 318 святых отцов Первого Вселенского Собора анафематствовали арианскую ересь и ввели правила празднования Пасхи Христовой. Несмотря на это, некоторые, так называемые "православные Финляндии", празднуют Пасху не так, как определено святыми отцами, но вместе с католиками, как "празднует" еретический Ватикан.
Владыка также призвал верующих быть рассудительными в этом апостасийном мире, опытными и все совершать только с любовью, мудростью и молитвой.