Митрополит Агафангел: Группа Андроника-Софрония вопрошает - где Истинная Церковь?
Группа, возглавляемая запрещёнными в священнослужении бывшими епископами Андроником и Софронием, устроившая раскол в нашей Церкви, продолжает настаивать на своей еретической теории равноблагодатности всех расколов "исповедующих одни и те же догматы веры". Это при том, что имеются тысячи высказываний святых Отцов о пагубности раскола и нет ни одного высказывания хоть как-то раскол оправдывающего. Своими заявлениями эти "мудрецы" нивелируют само понятие раскола и, фактически утверждают, что расколов вообще в природе не существует. Ведь, если разделяются те, кто исповедают "разные догматы веры" – то речь идёт уже не о расколе, а о ереси. Раскол – это и есть разделение исповедующих "одни и те же догматы веры".
Уже достаточно много написано на эту тему, я привожу в самом низу ссылки на некоторые печатавшиеся здесь материалы. Но, для пользы духовной читателей, напомню ещё раз некоторые высказывания Святых Отцов о пагубности раскола, чтобы те, кто следуют за группой Андроника и Софрония понимали, куда ведут их эти люди:
"Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего" (Сщмч. Игнатий Богоносец: Послание к филадельфийцам, 4).
"Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что и кровь мученическая не может загладить его" (Свт. Киприан Карфагенский).
"Мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней" (О символе веры, Х. Блж. Августин).
"Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное Тело Христово" (Свт. Ириней Лионский: Пять книг против ересей, 4.7).
"Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью" (Свт. Иоанн Златоуст: Толкование на послание к Ефесянам 65,11).
"Достигай, человек, единства: всячески бегай духовного разделения… Единение – Бог. Разделение – диавол. Разделение церквей – дело диавола; ереси, расколы – дело диавола" (Св. Иоанн Кронштадтский: Моя жизнь во Христе. Часть II,9).
"Знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть (О жизни в Церкви. Сщмч. Иларион Троицкий).
* * *
Но раскол – это ещё далеко не все их проблемы. Группа Андроника-Софрония исповедует также и ересь, что гораздо страшнее и пагубней раскола, о чём достаточно написано в приведённых внизу ссылках, в частности, здесь.
По большому счёту, в основании практически всех расколов лежат не только личные амбиции или иная глупость их предстоятелей, но и сокрытые в их сознании еретические взгляды. Мало того, эти взгляды и являются часто главной причиной расколов – не имея ереси в своей вере, бывшие священнослужители никогда не пошли бы на раскол, какие бы внешние причины их к этому не побуждали. Но, как обычно это бывает, группа Андроника-Софрония ищет причины своих неудач там, где их нет и быть не может – вокруг себя, боясь посмотреть трезво на свои слова и дела.
Так, отколовшаяся от нас группа, не имея возможности найти ересь у тех, от кого они откололись (то есть, в нашем Синоде), обвинили в мнимой ереси наших братьев старостильников. Это деяние уже выходит за рамки даже светского приличия – убедившись, после долгих склонений греков на свою сторону, в том, что старостильники твёрдо высказались в поддержку нашего Синода, группа Андроника-Софрония обвинила их в мнимой ереси. Воистину, эти несчастные люди упорно не хотят видеть "бревна в своём глазу".
Устроив разделение, они сетуют на то, что другие не хотят с ними объединяться на основах их ереси: "Современное положение русского Истинного Православия представляет бедственную картину: существует около 16 церковных групп, в которых имеется около 60 епископов, не участвующих в отступничестве Мирового Православия. Но беда в том, что все они не только не имеют между собой общения, но и отлучают друг друга".
Хочется спросить: так почему же вы сами, не имея на то никаких веских причин, разрушили общение с теми, кто вас рукополагал, ставил на кафедры и поддерживал в трудный период, когда большая часть РПЦЗ соединилась с Московской патриархией? Почему неустанно поливаете грязью эту "часть Церкви", пытаетесь устраивать здесь новые расколы, обзванивая по телефону не только епископов и священников, но даже мирян?
Снова ими демонстрируется полное непонимание Указа №362 Патриарха Тихона, как, якобы, благословение Церкви на разделения, а не на организацию жизни епархий, оказавшихся в полной изоляции, как это есть в действительности, которые в случае "восстановления центральной церковной власти (т.е. – Синода), должны быть представляемы на утверждение последней" (п.10).
Невозможно годами повторять одно и то же. Слышать только себя – это не лучший способ доказать свою правоту. Тем более, если при этом ошибаться. Группа Андроника-Софрония предлагает в православии не обращать внимание на Каноны и на Священное Предание, а руководствоваться в жизни "Св. Духом" – то есть, жить "свободно в духе", по собственному усмотрению. Это в реальности означает отречься от веры во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь и жить по образцу протестантских деноминаций.
Я и все архиереи нашей Церкви принципиально не разделяем протестантских взглядов и поступков группы Андроника-Софрония. Поэтому предлагаю им, отказавшись от этих взглядов, обратиться к нашему Архиерейскому Собору, из числа которого они добровольно сами себя исключили, с прошением восстановить своё членство в Соборе и прибыть на заседание Архиерейского Собора в Одессу с 23 по 25 октября.
+ Митрополит Агафангел
Ссылки на некоторые предыдущие статьи на эту тему (не все ссылки открываются, статьи можно найти по хронологии материалов, опускаясь вниз):
Митрополит Агафангел: Молитва о умножении любви и прекращении раздоров в Церкви
17.01.30 - Митрополит Агафангел: Итоги собрания парасинагоги в Маунтен Вью
17.01.18 - Обращение к отступающим (+eng)
17.01.14 - Протоиерей Александр Липин: Расписались в своей лжи
17.01.12 - РПЦЗ: Архиепископы Андроник и Софроний запрещены в священнослужении (+eng)
16.12.09 - Епископ Мельбурнский Иоанн: Обращение к ставшим на путь раскола в Австралии (+eng)
16.10.27 - РПЦЗ: Журналы заседаний Архиерейского Собора и Синода 2016 года
16.10.27 - РПЦЗ: Воззвание Архиерейского Собора (+eng)
16.10.26 - РПЦЗ: Заявление Архиерейского Собора (+eng)
16.10.25 - Митрополит Агафангел: Ересь схизмоэкуменизма. Докладная записка Архиерейскому Собору РПЦЗ
16.10.20 - Ответ на «Открытое обращение Предсоборной Комиссии 6-го Всезарубежного Собора» (+eng)
16.10.16 - Протоиерей Александр Липин: Случайность?!
16.10.13 - Митрополит Агафангел: Новые раскольники оказались еретиками (+eng)
16.10.11 - РПЦЗ: В Одесской епархии прошло Епархиальное собрание
16.10.09 - Протоиерей Александр Липин: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...
16.10.06 - Протоиерей Александр Липин: Ответ иеромонаху Игнатию Круткову
16.10.02 - Протоиерей Александр Липин: Ответ Я.В.А.
16.09.30 - Протоиерей Александр Липин: А судьи кто?
16.09.29 - РПЦЗ: Ответ катакомбного священника архиепископу Софронию (+eng)
16.09.12 - Митрополит Агафангел: Сирены запели
16.09.09 - РПЦЗ: Письмо Церковному Совету Троицкой церкви в Астории
16.09.03 - Митрополит Агафангел: Указ от 3 сентября 2016 г.
16.08.30 - Митрополит Агафангел: Обращение к отступающим (+eng)
16.08.17 - РПЦЗ: Шаг к преодолению раскола
16.08.12 - РПЦЗ: Проект урегулирования ситуации в Америке
16.08.11 - РПЦЗ: Открытое письмо прихожанина Троицкого прихода в Астории (США)
16.07.22 - РПЦЗ: Указы из Архиерейского Синода
16.07.21 - РПЦЗ: В Одессе прошло заседание Чрезвычайного Архиерейского Синода и Церковного Суда
16.07.02 - Обращение к архиепископу Андронику
16.06.18 - Обращение к прихожанам Свято-Троицкого прихода в Астории в связи с письмом о. Олега Миронова
Метки: рпцз, митрополит агафангел